На концерте в Президентской библиотеке

Марк Агронский
На концерте в Президентской библиотеке.

Фото: Марк в Летнем саду у памятника И.А.Крылову. 2012 г.

4 ноября 2012 г, воскресение. Вместе с женой Александрой присутствовали на открытии  фестиваля в белоколонном зале, который официально называется конференц-залом в Президентской библиотеке имени Б.Н.Ельцина. Именно желание посмотреть внутренние интерьеры  здания, где разместилась библиотека,  послужило импульсом потратить 800 р за входной билет на этот концерт. Билеты заказали по телефону. В 18.30. под зонтами из-за плачущей петербургской погоды подошли к едва заметному входу в огромное свежевыкрашенное знакомое здание «Сената и Синода» на Сенатской площади. Около входа стоял полицейский, который на мой вопрос: - Что-нибудь показывать? – вежливо ответил: -  проходите, и услужливо открыл дверь. При заказе билетов нас предупредили, что необходимо захватить паспорта. Так что мы знали, что это режимный объект, который круглосуточно охраняется и достойно оснащен соответствующим оборудованием. При входе в первые небольшие предбанники действительно стояли не только полицейские, но и две металлические рамки для проверки проносимых предметов, как это ныне повсеместно делается на вокзалах и во многих других помещениях. Я, конечно, зазвенел, так как забыл вытащить из кармана куртки металлические ключи от квартиры. Поэтому меня завернули назад для повторения эксперимента.  После того, как я вытащил подозрительный металл и положил его на специальный столик для вещей, больше я не вызывал подозрений у многочисленной охраны и обслуживающего персонала. В небольшом помещении гардероба я заметил электронный терминал с возможностью познакомиться с расположением внутренних помещений и с помощью движущихся стрелок определить рекомендуемые маршруты движения к намеченной цели. После гардероба довольно узкий коридорчик вел к нарядной миниатюрной парадной лестнице, ведущей на второй этаж. Лестница застелена красивой тканной без швов ковровой дорожкой. На одной из стен прохода размещены две картины в золоченых рамках. На первой - Проспект по реке Фонтанке от грота и Запасного дворца на полдень. Репродукция с гравюры по рисунку М.И.Махаева, 1753 г. В данном случае, видимо, слово проспект надо понимать как перспектива, вид на реку Фонтанку, т.к. основную часть картины занимает вода и только по берегам видны части фасадов зданий. И на второй картине – Биржа и Гостиный двор -  того же художника. На втором этаже с одной стороны закрытая дверь вела в помещения церкви. Надпись рядом: Храм Святых отцов  Семи Вселенских Соборов открыт ежедневно с 10.30 до 15.30.  В пятницу в 8.00 Божественная литургия. С другой стороны открытая дверь вела в большой светлый конференц-зал, который использовался как концертный. У нас еще было полчаса до начала концерта, поэтому прошли в рядом находящиеся отдельные комнаты Выставочного зала. В первом небольшом зале на левой стенке две большие картины: Императрица Екатерина II (1729-1796), копия с картины С.Торелли, 1766  и Петр III (1728-1762) А.П.Антропова 1762, копия.  (Оригиналы в  Русском музее).
Экспозиция в следующем зале называется «Смутное время и его образы в отечественной науке и культуре». 400 лет назад, 22 октября (4 ноября) 1612 г, войска народного ополчения под руководством Дмитрия Пожарского, Дмитрия Трубецкого и Кузьмы Минина освободили Китай-город от польского гарнизона. Этот день считается датой освобождения Москвы, создавшего условия для восстановления государственности в России. Редкие и ценные портреты XVII – XIX  веков, книги, лубочные картинки и сборники документов, представленные на выставке в оригиналах либо на мультимедийном оборудовании (большие экраны) рассказывают о событиях того времени. На изданных буклетах можно также рассмотреть героев того времени: Минина, Пожарского, патриарха Московского и всея Руси Гермогена, картины въезда князя Пожарского в Москву и в Кремль, проект памятника Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде (1913 г), парад при открытии памятника Минину и Пожарскому в феврале 1818 г в Москве. На электронных экранах можно пролистать  страницы исторических трудов разных веков.
Следующий зал насыщен различными материалами под девизом: «Славный год войны народной» К 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года. Представлено большое количество изданных книги и архивных материалов. Буклет позволяет процитировать  некоторые из них. Например, Манифест Александра I  6 (18) июля 1812 года «О сборе внутри государства земского ополчения». … Ныне взываем ко всем  Нашим верноподданным, ко всем сословиям, духовным и мирским, приглашая их вместе с Нами единодушным и общим восстанием содействовать противу всех вражеских замыслов и покушений… Да встретит он в каждом дворянине Пожарского, в каждом духовном Палицына, в каждом гражданине Минина.
Отечественная война 1812 г – одно из ключевых событий российской и европейской истории. План Наполеона предполагал завершение войны в течение нескольких месяцев. Но не знавшая прежде поражений Великая армия встретила упорное сопротивление всех слоев населения. Против французов выступили как регулярные воинские части, казачьи полки, партизанские соединения, так и земское ополчение, и отряды крестьян. Россия не только отстояла свою независимость, но и принесла долгожданный мир Европе.
В экспозиции представлены и некоторые документы и книги, выпущенные к 100-летней годовщине  (1912 г) Отечественной войны. Ни одно событие мировой истории не было отмечено таким количеством нумизматических предметов, как война 1812 г. На выставке можно увидеть награды героев войны, в том числе подлинная медаль «За взятие Парижа». Здесь же соседствуют и некоторые материалы, как отмечено составителями  буклета, поднимавшие боевой дух солдат в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Я, правда, не имел возможности посмотреть более внимательно пропорции в совместной демонстрации документов этих войн. У этих войн много общего. Не плохо бы для современного посетителя положить рядом тексты Манифеста царя и обращения к народу по радио 3 июля 1941 г, скажем, Сталина.
И в последнем выставочном зале – Конституционном – на ряду с другими документами на видном месте лежит издание  большого формата Конституции РФ, подаренное Дмитрием Анатольевичем Медведевым в день открытия Президентской библиотеки.
Примечание. В обращении царя Александра I к народу наряду с Мининым и Пожарским  назван и Палицын. Ниже краткая справка о нем из сети, написанная  С.В.Перевезенцевым.
 Авраамий Палицын (в миру — Аверкий Иванович сын Палицын) (ок. 1550 –1626) — один из самых известных церковно-политических деятелей и писателей XVII столетия. Родом он был из детей боярских Московского уезда, из старинной служилой дворянской семьи. Ее родоначальником считался воевода Иван Микулаевич, выехавший на Русь из Литвы в 1378 г. и получивший среди москвитян прозвище "Палица", так как в бою предпочитал биться своим излюбленным видом оружия — железной палицей весом в полтора пуда. К началу 90-х годов XVI века Аверкий Палицын достиг чина воеводы, был "государевым посланником" на Русском Севере, участвовал в отражении набега крымцев. В 1587–1588 гг. по неизвестным причинам подвергся опале со стороны Бориса Годунова, был сослан, а его имущество конфисковали. Не ранее 1597 г. он принимает монашеский постриг в Соловецком монастыре под именем Авраамия. В 1602 г. стал келарем (экономом) Соловецкого монастыря. В 1608 году Авраамий Палицын становится келарем Троице-Сергиева монастыря и, фактически, вторым лицом в монастырской иерархии после архимандрита. Сам монастырь в то время был очень богат, поэтому келарь Авраамий приобретает значительное политическое и экономическое влияние на царя Василия Шуйского. Во время осады Троице-Сергиева монастыря польско-литовскими войсками в сентябре 1608 — январе 1610 гг. Авраамий Палицын, по распоряжению царя, находился в Москве. Здесь он, с одной стороны, добивался царской помощи для осажденных в монастыре, а, с другой стороны, помогал продовольственному снабжению самой Москвы, неоднократно сбивая спекулятивные цены на хлеб. В 1611 году Авраамий Палицын находился в Смоленске и принимал участие в переговорах с польским королем Сигизмундом, но вскоре вернулся в Троицу и, вместе с тогдашним троицким архимандритом Дионисием стал соавтором патриотических посланий, побуждавших русский народ бороться с польскими захватчиками. Эти грамоты оказали значительное влияние на общие национально-освободительные настроения в России, в частности, став одним из побудительных мотивов к формированию войск народного ополчения. Активно содействовал примирению и объединению разных ополченских формирований. Действенную помощь оказывал Авраамий Палицын и народному ополчению под командованием Минина и Пожарского, освободившему Москву. В 1613 г. принял участие в Земском соборе, на котором решался вопрос об избрание нового русского царя. Подпись Авраамия Палицына стоит под "Грамотой утвержденной" об избрании на царство Михаила Романова. В 1613 — 1618 гг. деятельно занимался восстановлением
Троице-Сергиевой обители и монастырского хозяйства. В 1618 г. в течение года возглавлял монастырь. Летом 1620 г. Авраамий оставил обитель и последние восемь лет жизни он провел в Соловецком монастыре, где скончался и был похоронен.
После осмотра выставок мы прошли в большой хорошо освещенный зал с колоннами, поднимающимися на два этажа. Белые колонны расположены по периметру зала (по шесть сбоку и по четыре спереди и сзади). Лампы освещения находятся за стеклянным потолком по всему залу. Балконы  закрыты пока щитами, видимо, из-за ремонта. Но хорошо видны красивые балконные перила по периметру всего зала. Пол набран из светлого разноцветного мрамора со светло-коричневой полосой обрамления по периметру, в центре как шахматная доска. Кресла очень удобные, складывающиеся, обиты красным и голубым материалом, похожим на кожу. Кресла не нумерованы, но красные (литер А), расположенные впереди зала дороже (1000 р), сзади -  голубые (литер В), их  меньше (800 р). Всего мест около 250.  Возвышающейся сцены нет, но выступающих артистов прекрасно видно на больших экранах, которые размещены между колоннами.  Концерт начался с небольшим опозданием. 
Повторю то, с чего начал эти заметки. В зале Президентской библиотеки имени Б.Н.Ельцина 4 ноября открылся III Международный фестиваль «Петербургские набережные» выступлением Лондонского камерного оркестра «Русские виртуозы Европы». Это молодой, но уже ставший знаменитым коллектив российских музыкантов, выпускников самых престижных музыкальных консерваторий Европы. Каждый его участник имеет внушительное число наград на различных международных конкурсах. Все члены коллектива из 18 человек выступают с сольными концертами в России, Европе, Северной и Южной Америке, Японии и Австралии.
Художественный руководитель оркестра, он же первая скрипка Юрий Жислин. Он окончил Королевский Музыкальный колледж в Лондоне, профессором которого является в настоящее время. Обладатель титула «Молодой музыкант 1993 года».  Основатель  этого оркестра, играет на скрипке и альте. 4 ноября в Президентской библиотеке композитор Артуро Куэльяр представил петербургскую премьеру «Концертино для струнного оркестра».
Культурно-просветительский фестиваль «Петербургские набережные» стремится привлечь внимание к исторической и архитектурной уникальности города. Место открытия фестиваля выбрано не случайно. Президентская библиотека разместилась в историческом здании Синода, возведённом по проекту Карла Росси в 1829-1835 годы. Комплекс архитектурных  решений, создающих акустику уровня оперных театров, уникальные мультимедийные возможности привлекают сюда фонд «Дворцы Санкт-Петербурга» не первый год. В 2011 году Президентская библиотека уже была площадкой торжественного закрытия фестиваля «Петербургские набережные».
В программе концерта.
Первое отделение.
ЭЛГАР. Серенада для струнного оркестра ми минор в 3 частях – Allegro piacevole. Larghetto. Allegretto.
ВИВАЛЬДИ. Concerto grosso  ре минор для двух скрипок с оркестром в 3 частях – Alltgro vivace. Andante. Presto.   Солисты: Эва Биндере, Даниил Гарлицкий.
ЧАЙКОВСКИЙ.  Andante  cantabile cи-бемоль мажор для струнного квартета №1, сочинение 11.
По мнению моей жены, – профессиональной певицы,  исполненные произведения являются трудными для исполнителей, но широко известны и часто исполняются в России, за исключением первого произведения. Эдуард Уильям ЭЛГАР (1857-1934) – английский композитор и дирижер. Начальное музыкальное образование получил под руководством отца – органиста. В 1882 году сдал экстерном экзамены в лондонской Королевской музыкальной академии. Выступал первоначально в разных оркестрах как скрипач, пианист и органист, затем как концертмейстер и дирижер. С1870-х годов начал писать  хоровую музыку,  камерно-инструментальные сочинения и фортепианные миниатюры.  Впервые привлек к себе внимание концертной увертюрой «Фруассар», исполненной  в 1890 г на музыкальном фестивале в Вустере. На рубеже XIX- XX веков ЭЛГАР самым известным английским композитором. В 1901 году он создал свое самое знаковое  сочинение – Торжественный и церемониальный марш № 1. Элгар дирижировал первым его исполнением в зале Ливерпульской филармонии 19 октября 1901 г, где это произведение было принято с восторгом. Король Эдуард  VII, сменивший на троне правившую страной 64 года королеву Викторию, оказался восторженным поклонником музыки Элгара. Он автор многочисленных музыкальных произведений самых разных жанров. Только их перечень в Музыкальной энциклопедии (Москва, 1982) занимает полстраницы убористого текста. Произведения ЭЛГАРА исполнялись в крупнейших музыкальных центрах Западной Европы и в США, а также в Петербурге, где он получил высокую оценку от Н.А.Римского-Корсакова и А.К.Глазунова. В 1904 году композитор был посвящен королем в рыцари. ЭЛГАР – яркий представитель английского музыкального романтизма. Для его музыки характерны ясность, музыкальная уравновешенность и гибкость формы, богатство фантазии, благородство музыкального стиля, тонкий психологизм, исключительное мастерство музыкального портрета. Такой характеристикой композитору заканчивается статья в упомянутой выше музыкальной энциклопедии. Исполненная оркестром Серенада, написанная в 1892 г, достойно выглядела среди других известных  шедевров репертуара оркестра.
Второе отделение.
КУЭЛЬЯР. Концертино для струнного оркестра в трех частях –  Salasa. Samda. Sanjuanero.
БАХ. Концерт для трех скрипок и камерного оркестра ре мажор,DWV 1064. – Alltgro. Andante. Vivace. Солисты: Наталья Ломейко, Анна-Лиза Безродная, Юрий Жислин.
Во втором отделении, видимо впервые в Петербурге, было искрометно исполнено произведение колумбийского композитора и дирижера Артуро КУЭЛЬЯРА, который дирижировал своим произведением. В буклете, изданном к этому фестивалю, отмечено, что произведения КУЭЛЬЯРА отличаются энергией, виртуозностью и юмором. Композитор родился в Колумбии в 1960 году. Он занимался композицией в классе Мелани Дайкен в Лондоне, а затем у знаменитой ученице Бартока Ирмы Шайхет в Швейцарии, где сейчас и работает, и  проживает. Его произведения отличаются стилем, который сочетает элементы классического джаза и колумбийских народных мотивов. Композитор ранее исполнял свои фортепианные концерты в Доме музыки в Москве и в Эрмитаже в Петербурге.
Композитор так прокомментировал свое музыкальное произведение. Это произведение состоит из трех частей, каждая из которых – танец. Во многих моих произведениях можно услышать влияние народной музыки. Первая часть – это типичная Сальса, но колумбийская, которая немного отличается от традиционной кубинской сальсы. Вторая часть – медленная Самба в бразильском стиле. Финал танца называется Санхуанеро. Мотив этого танца основывается на народной колумбийской песне.  Смешанный размер произведения (три четверти на шесть восьмых) подчеркивает характерный ритм музыки региона, где родился этот танец. Весь концерт этой яркой праздничной музыки прошел с большим успехом и достойно оценен публикой.
Выходя из здания, снова пришлось открыть зонтики для защиты от ленинградской непогоды, характерной особенно в осенний период. Но даже в эту дождливую пору великолепное творение виртуоза архитектурных ансамблей Карла Росси, подсвеченное огнями по всему фронтону, выглядит настоящим дворцом. Кстати замечу, что за последнее время мы с женой довольно часто совмещаем посещение и других дворцовых помещений с получением эстетического удовольствия от концертов и выставок. Совсем недавно были на концерте в Смольном соборе, в Меншиковском дворце в Ораниенбауме, на выставке в новых залах Эрмитажа в одном из корпусов Главного штаба на Дворцовой площади. Ранее бывали на концертах  в Константиновском  и Воронцовском дворцах и др. Везде, как правило, удается не только осмотреть помещения, но и купить красочные издания этих архитектурных шедевров. На этот раз в киоске кроме буклета и программы концерта купить было нечего. В то время как на выставке под стеклом заметил буклет о Сенате и Синоде на английском языке. Правда, об этом здании кратко изложено в любом справочнике о Петербурге. В нашей домашней библиотеке есть не только энциклопедия «Санкт Петербург»(2006), но и более раннее издание-раритет «Памятники архитектуры Ленинграда». Однако и там  об этом сооружении сказано очень скупо. В свое время  (1990-е) я пытался собрать начавшие выходить  в издательстве «Белое и черное» малоформатные книжки в черной обложке о знаковых дворцах Петербурга и их хозяевах. Удалось купить только  девять выпусков, куда вошли сведения о Мраморном, Таврическом и Николаевском дворцах, Михайловском замке, храме Воскресения  Христова и др. Но в эти дворцы можно было свободно попасть и полюбоваться ими без всяких проблем. А многие другие  интересные здания занимали режимные предприятия и партийные организации и были практически недоступны. Сейчас, к счастью, другие времена, но негативная тенденция сохраняется. Я так и не сумел купить, например, заявленную к выпуску книжку о дворце Белосельских-Белозерских, которая, скорее всего, так и не вышла из печати. Это здание использовалось одним из районных комитетов партии. Да и сейчас его занимает правительственное учреждение, а это издательство, кажется, исчезло.
Для тех, у кого нет справочников, ниже может прочесть краткие сведения о Сенате и Синоде.
Здания Сената и Синода, расположенные на площади Декабристов (дома № 1 и 3), были возведены в 1829-1834 годах. Строительство велось под руководством архитектора А. Штауберта по проекту К. Росси.
Раньше на этом месте стояли две постройки XVIII века - дом опального канцлера А. Бестужева-Рюмина, в котором с 1763 года размещался Сенат, и дом купчихи Кусовниковой.  Позднее дом Бестужева-Рюмина был перестроен архитектором И. Старовым в стиле классицизма, однако  с возведением Адмиралтейства прежние постройки уже не соответствовали новому облику площади. Возникла необходимость в реконструкции, и был объявлен конкурс на разработку проекта новых зданий Сената и Синода, победу в котором одержал К. Росси. Закладка здания Сената состоялась 24 августа 1829 года. В объем здания были органично включены части стен прежней постройки - дома Бестужева-Рюмина. Здание Синода было заложено на год позже - когда соседний дом купчихи Кусовниковой был выкуплен в государственную казну.
Здания Сената и Синода стали последним крупным произведением архитектора К. Росси. С западной стороны площадь ограничивает протяженный фасад с высокой триумфальной аркой, богато украшенной скульптурами. Входы в здания оформлены гранитными лестницами с пандусами и восьмиколонными лоджиями. Колонны коринфского ордера придают всему сооружению подчеркнуто парадный вид.
Несмотря на свою длину, здания Сената и Синода отнюдь не выглядят монотонными. На фасадах четырежды повторены лоджии с колоннадой и ступенчатым аттиком. И фасады, и центральная арка украшены выступающими парами колонн. Закругленный угол Сената, обращенный к Неве, также украшен лоджией с восемью колоннами. Скульптуры на фасадах здания - статуи гениев  («Вера» и «Благочестие» - слева,  и «Закон» и «Правосудие» - справа), и  группа "Правосудие и благочестие", венчающая  арку, - созданы  известными  скульпторами  того  времени  С. С. и  Н. С. Пименовыми,  В. Демут-Малиновским,   С.Соколовым.  Скульптуры  Демут Малиновского (скульптурная композиция на аттике, фигуры гениев с книгами законов), отлитые из меди на заводе Карла (Чарльза) Берда, установлены на здании в августе 1835 года.

При значительной протяженности зданий Сената и Синода К. Росси довел их высоту до семнадцати метров. В оформлении триумфальной арки он использовал один из неосуществленных вариантов арки Главного штаба, переработав его в соответствии с размерами арки Сената и Синода. Высота арки вместе со скульптурой составляет 26 метров, высота свода - 12 метров, ширина арки - 20 метров. Декорирующие арку барельефы и горельефы аллегорически раскрывают историю русского законодательства. Самый крупный барельеф «Закон гражданский» - над аркой, выполнен скульпторами Свинцовым и Леппе. На нём, среди прочего, изображены бюсты Петра I и Екатерины II. Этими же скульпторами создан барельеф в левой части арки - «Закон Божий» (посвящён Синоду), в правой части - «Закон естественный» (посвящён Сенату).
Лепные украшения, статуи, а также скульптурная группа на аттике придали арке торжественную пышность.
Во время Великой отечественной войны здания Сената и Синода сильно пострадали от обстрелов. Интерьеры сохранились только отчасти - в основном роспись и лепнина. Особый интерес представляют двусветный зал с полукруглым, покрытым росписью сводом и помещение бывшей церкви, украшенное шестью колоннами.
С 1918 года в зданиях Сената и Синода находился Российский государственный исторический архив.
27 мая 2009 года в здании Синода была открыта Президентская библиотека  имени первого президента РФ Бориса Ельцина.
В заключение (в бочку меда – ложку дегтя), смею заметить, что  прекрасный зал, в котором мы наслаждались приятной музыкой,  все же не рассчитан на большое количество посетителей, особенно женского пола, т.к. не обеспечен достаточным количеством  мест в туалете. В перерыве образовалась очередь. Эту проблему, видимо,  можно решить, обеспечив доступ к туалетам на других этажах. Это же касается и недостаточности места в гардеробе.
И наконец, последнее. Положено начало традиции открытия библиотеки, названной  именем президента России. Примером может служить США, где это принято давно и регулируется специальным законом. Именно библиотеки, а не только корабли и заводы там носят имена президентов. Библиотеки должны служить людям вечно, напоминая историю своей страны. Но у нас есть опять же вряд ли логичное отличие. Там библиотека создается на родине президента, а не в столичном городе, где и так существует море библиотек и культурных центров.