Эмануил Сведенборг учёный и духовидиц

Пётр Любимов
Эмануил Сведенборг – учёный и духовидиц

Когда в возрасте пятнадцати лет я впервые встретился с книгой Эммануила Сведенборга (это была книга «Небеса и ад»), это стало для меня откровением. Позднее я задался вопросом, как это возможно, что о труде, насчитывающем около 150 сохранившихся книг, статей и очерков, и о его гениальном авторе не известно широкой общественности. О его вкладе в науку не изучают в школе.
В определённом смысле я этим вопросом задаюсь и сейчас, и хотя теперь я знаю, что если некто и сегодня не идёт в русле основного потока и не связан с какой-либо большой группой людей – церковью, сообществом или движением – он воспринимается как нечто чужеродное. Даже если его целью не является выйти за границы этой группы, но только раздвинуть эти границы и обогатить их содержание чем-то новым. На мой взгляд, такова была миссия Сведенборга: возродить христианство – принести новые идеи из духовной реальности.
Сведенборг был одним из последних энциклопедистов. Он родился 29 января 1688 года в Стокгольме у Еспера и Сары Сведенборг. Его отец был высокообразованным и ревностным священником протестантской церкви и позднее стал епископом Скара, и ему был дарован дворянский титул королевой Ульрикой Элеонорой. В должности епископа он служил капелланом королевской семьи и так имел свободный доступ в высшие общественно-политические круги Швеции. Под руководством отца атмосфера в семье была пронизана уважением к религии.
В одиннадцатилетнем возрасте Эмануил поступил в университет Упсалы. Позднее он решил изучать философию, включая естественные науки и математику. После десятилетнего обучения в Швеции, он занялся самообразованием, самостоятельно или под руководством опытных преподавателей изучив физику, астрономию и многие другие естественные науки. В сферу его интересов входила практическая механика (часовые механизмы, библиотечное дело, гравюра и конструирование духовых инструментов). В своих путешествиях он встретился с рядом видных научных деятелей. Таким образом, он учился до тридцатипятилетнего возраста, при этом всегда помня слова отца:
“Молю тебя, дабы ты боялся и любил Бога превыше всего остального в мире, ибо без страха Божьего все науки и все занятия ничего не стоят, но способны причинить исключительно один лишь вред.”
Интересно, что уже спустя 7 лет, в 1716 году, король Карл XII назначает талантливого учёного на должность специального советника Королевской Горной коллегии, важнейшего промышленного отдела Швеции. Также Сведенборг стал членом Горного Управления.
С 1719 года началась общественная карьера более чем пятидесятилетней службы Сведенборга в Палате лордов, где он, хотя и не был активным спикером, многократно выступал со своими взглядами на национальную экономику, структуру налогообложения, по вопросам внешней политики или по вопросам использования природных ресурсов.
Обзор общественной жизни Сведенборга был бы не полным, если бы мы не учли его работу в качестве инженера-консультанта после того, как его об этом попросил король Карл XII, будучи впечатлён его работой редактора в научном журнале «Дедал». На службе у короля Сведенборг занимал должность руководителя на нескольких важных общественных строительствах. Ему поручили проектирование и проведение строительства нового типа сухого дока, каналов, механизма для добычи соли и системы для транспортировки больших военных кораблей по суше. Он проявил творческие способности, когда нарисовал эскизы будущих машин, включая самолёты, подводные лодки, паровой двигатель, пневматические винтовки или эскизы металлургических печей.
Как мы видим, научный ум Сведенборга интересовало раскрытие законов из всего спектра наук того времени, и не только в качестве студента, но и как активного исследователя и теоретика. Однако сильнее всего его интересовали металлургия и биология человека (например, нервная система и психология чувства).
У Сведенборга было два основных философских интереса: космология и природа человеческой души, которые он рассматривает в своих научных текстах. К области астрономии относится, например, его теория о возникновении и развитии солнечной системы, которая с дополнениями Иммануила Канта и Пьера-Симона Лапласа используется и сегодня.
Однако успешного учёного, изобретателя и политика ожидало событие, которое в корне изменило его жизнь. Это началось в течение 1744 и 1745 годов, когда у него было множество видений и снов, которые оказали на него глубокое воздействие, о чём рассказывают его дневники, в которые он записывал свои чувства и переживания. Затем в апреле 1745 года он испытывает проникновенное переживание, когда ему явилось существо, которое говорило с ним о необходимости посредника, с помощью которого Бог снова мог бы открыться людям, подобно тому, как это было в случае с библейским откровением Ветхого Завета.
Сведенборг воспринимает это событие как личное призвание, чтобы принести миру новое откровение, и с этого момента до своей смерти он целиком посвящает себя теологическому делу.
С этого момента ему постепенно, однако очень быстро открывается доступ к духовному миру. В течение двух лет этот контакт достигает такой силы, что он способен в полном сознании пребывать в обоих мирах одновременно.
Сведенборг пишет об этом: «…В эту же ночь открылся и мой внутренний взор, так что я получил возможность видеть обитателей мира духов, небеса и ад, и, благодаря этому, множество скрытых аспектов бытия. После этого я совершенно оставил мои занятия в земных науках и посвятил себя исключительно духовным постижениям, и Господь Сам руководил моими записями об этом. Мне Господь часто среди дня открывал мои глаза, чтобы я мог созерцать иной мир и в состоянии бодрствования общаться с ангелами и духами.»
Эти два года он старательно изучает Библию на языке оригинала, а затем начинает публиковать свой объёмный духовный труд Arcana Coelestia («Небесные тайны», в общей сложности 8 томов приблизительно на 7000 страницах), который в подзаголовке имеет фразу: «Небесные тайны…, которые были увидены в мире духов и в небе ангелов.»
Первые 14 лет Сведенборг публиковал свои произведения анонимно, но в июле 1759 года произошло событие, которое для общественности соединило его имя с его работами. В городе Гетеборге, который расположен приблизительно в 480 км. от Стокгольма, Сведенборг присутствовал с друзьями за ужином в доме местного богатого купца Вильяма Кастеля. Во время еды Сведенборг побледнел и начал беспокоиться, он вышел на минуту в сад и затем вернулся с сообщением, что в Стокгольме, недалеко от его дома, начался сильный пожар. Он сказал, что огонь быстро распространился, и выразил опасение по поводу некоторых своих рукописей, которые находились в доме. Наконец, в восемь часов вечера он с облегчением сказал: «Слава Богу! Пожар был потушен за три дома от моего!»
Присутствующие были очень заинтересованы проявлением ясновидения Сведенборга, но также обеспокоены, потому что у некоторых в Стокгольме были дома или друзья. В этот же вечер один из присутствующих говорил о случившемся с местным губернатором, который спросил Сведенборга, может ли он описать событие целиком. Сведенборг предоставил губернатору детали о возникновении и распространении пожара и рассказал о том, как пожар был погашен. Известие о случившемся пожаре быстро распространилось в Гетеборге  и стало общей темой для разговора.
Доклад с подробной информацией о пожаре пришёл из Коммерческого управления в Стокгольме в понедельник вечером. Поскольку доклад был подобен тому, о чём рассказал Сведенборг, возник всеобщий интерес к его личности, и вскоре после этого также стало известно его авторство книг «Небеса и ад» и «Небесные тайны».
О теологии Сведенборга  мы могли бы говорить как об эмпирической теологии или теологии переживаний. В названии его работ мы находим такие выражения: «согласно увиденному и услышанному» или «ангельская мудрость о Божественной Любви, Мудрости» и т.д. Сведенборг был далёк от того, чтобы знания из духовного мира принимали некритически и автоматически считали бы за Истину. Совсем наоборот. В разговорах с духами он не единожды выступал против их взглядов, чтобы им затем объяснить, в чём они ошибаются и чего не понимают.
Его сообщения о духовном мире многим казались бессмысленными, однако те, которые имели возможность встретиться с ним и поговорить, не могли сказать о нём ничего плохого. Они были смущены его рассказами о разговорах с духами, но в тоже время нашли, что это раскрепощённый, мягкий и добрый человек с чувством юмора.
В конце своей жизни, в 1769 году, Сведенборг вернулся в Швецию, отчасти и потому, чтобы защититься от обвинений в ереси, в которой был обвинён некоторыми священниками лютеранской церкви. Его противники добились многого из того, к чему они стремились.  Сторонники Сведенборга среди священнослужителей должны были прекратить использовать его учение, а таможенникам было приказано конфисковать его книги и так остановить их распространение.
Однако, к счастью, эти неблагоприятные обстоятельства не препятствовали завершению выдающегося труда его теологического периода, который его полностью поглотил. Под название «Истинная христианская религия» труд был издан в 1771 году в Голландии.
Последние дни своей жизни он провёл в Англии, где одному недоверчивому собеседнику сказал по поводу своего труда: «Когда вы войдёте в вечность, вы всё увидите сами, и тогда мы о многом поговорим».

Ян Бухта (Jan Buchta), перевёл с чешского Пётр Любимов