Пармиджанино. Автопортрет в выпуклом зеркале

Константин Рыжов
Пармиджанино. Автопортрет в выпуклом зеркале. Ок. 1522 г. Вена. Художественно-исторический музей.

Вазари так рассказывает об истории появления этого необычного автопортрета: «Дабы углубиться в тонкости искусства, начал он однажды писать самого себя, глядясь в зеркало, состоящее из двух полушарий, какие бывают у цирюльников. Занимаясь этим, он обратил внимание на  несообразности, которые образуются из-за круглости зеркала на закруглениях: как изгибаются балки потолка, как странно сокращаются двери и целые здания, и захотелось по собственной причуде  ему все это воспроизвести. И потому, заказав точеный деревянный шар и расколов его пополам, он на одном из полушарий, равным по величине зеркалу, с большим искусством начал воспроизводить все, что видел в зеркале, и в особенности самого себя так близко к натуре, что и оценить это и поверить этому было бы невозможно, а так как все предметы, приближающиеся к зеркалу, увеличиваются, а удаляющиеся уменьшаются, он изобразил рисующую руку несколько более крупной, как видно в зеркале, и настолько хорошо, что она казалась совсем настоящей. А так как Франческо был очень красив и лицо его, и наружность были очень изящными, скорее ангельскими, чем человеческими, то и изображение его в этом шаре казалось божественным, и так счастливо удалась ему вся эта работа, что написанное не отличалось от действительности, так как блеск стекла, все подробности отражений, свет и тени были столь подлинными и верными, что большего от человеческой способности ожидать было невозможно».

Пармиджанино   http://proza.ru/2012/11/01/368