Аб-су

Лейла Сабзали
Глава из книги "Откровение сакрального Гобустана"

Когда наверху небеса не назвали,               
Именем суша внизу не звалась,
Абсу их начально осеменяя,
Пучина Тиамат всех их рождая
Воды свои воедино мешали… 

(отрывок из аккадической поэмы «Энума Элиш»).

 
Первое упоминание в шумерских текстах об Абсу относится к очень давним временам, давним даже для самих шумеров. К временам, когда в районе Земли впервые появился династический клан шумерских богов – Ану. Этот знаменательный исторический для шумеров момент в подробностях запечатлен в одной из самых длинных шумерских «хроник Земли» - «Сказание об Атра-хасисе».

И согласно текстам этих хроник, первым на Землю прибыл бог Энки со своей свитой и сразу по прибытию приступил к строительству центра «в основании земли».
Центр этот он назовет - Эриду, что с шумерской пиктографической записи расшифровывается как – «Земля вдали от дома». Вслед за Энки на Землю прибудут ануннаки (младшие божества), вначале «числом  - 50», а впоследствии - 600.

Часть из них будет занята в добыче полезных ископаемых, другая - будет переправлять эти ископаемые на летающих «гирах» в «небесную обитель». В обязанности же Энки входило - контролировать процесс добычи полезных ископаемых, а также – руководить их свовременной отправкой на небеса.

Энки хорошо работал, был очень доволен собой и даже сгоряча объявил себя «Господином Земли» (Эн-ки – «господин Земли»). А потому весть о намерениях его «небесного отца – Ана» прислать на Землю его младшего брата Энлиля с инспекционной проверкой, была воспринята Энки с обидой и раздражением. Он поначалу даже пригрозил отцу покинуть Землю, бросив все порученные ему дела.

 И тем не менее, Ан с Энлилем на Землю прибыли, после чего –
«Рукопожатьем боги обменялись,
Метнули жребий и поделили мир.
Затем Ану вознесся к небесам;
Земля была дарована Энлилю.
Моря, что омывают землю,
Энки отдали, Принцу на Земле.
В Аб-су Энки сошел,
Стал править он Абсу» (перевод З.Ситчина). 


Вот такая вот предыстория, где всплывает первое упоминание об Аб-су.


Упоминания об Абсу в шумерских текстах будут встречаться часто, и почти все они  будут окутаны неким мистическим флером таинственности и особой сакральности. 

Кстати, «глина» для сотворения человека, как было сказано ранее, тоже будет в свое время взята из священного Абсу, с самого его дна, из донных отложений.
 
Об Абсу будет упоминаться и в период Шумеро-Аккада, в одном из аккадических поэтических произведений, в космогонической поэме - «Энума Элиш». Смысл которой многими шумерологами трактуется как акт сотворения Солнечной системы. Где Абсу (у аккадцев – Абзу) шумерологами идентифицируется с - первородным влажным хаосом, а божественные герои поэмы - с планетами Солнечной системы. Такой ли смысл вкладывался древними аккадцами в эту поэму? - можно лишь гадать.


Что же такое это Аб-су? И почему все, что было связано с этим местом, в шумерских описаниях носило такой явный налет сакральности?

 
Современными шумерологами понятие «Абсу» трактуется как – «водная бездна»,  «первопричинный океан», «подземный мировой океан животворящих вод». А еще как – «вода, наполняющая внутренности Земли». А вот по самым ранним шумерским откровениям, писанным еще в дописьменный шумерский период пиктографическим письмом, название Аб-су расшифровывается как – «первозданный глубинный источник». Сама же пиктограмма - «АБ.СУ» условно изображает схематический рисунок экскавации земных недр. То есть, нечто, напоминающее глубокую рукотворную яму, котлован или огромную шахту.


Согласно более поздним по времени, аккадским учебникам с переводом шумерских слов на аккадский язык, «аб-су» это - «никбу». Аккадское - «никбу» имеет вполне определенное значение - «глубокая рукотворная скважина». В современном иврите есть слово – «нэкэб» («;;;»), по всей вероятности перешедшее в иврит из аккадского языка. И  переводится оно как - «большая дыра», «рукотворное отверстие», а иногда употребляется и в значении - «туннель».


Выходит, что Аб-су был шахтой, возможно, той самой шахтой, где и добывались полезные ископаемые для отправки их в «небесную обитель»…? Но шахтой, каким-то образом связанной с водой, ведь Аб-су – «водная стихия». И еще, по описаниям, прежде чем «сойти в Абсу», Энки пришлось убить его прежнего хозяина – «коварного и злобного Апсу». В результате чего Энки достались трофеи - божественные «Ме» и «лучи сияния». Позже эти трофеи станут его даром только что родившемуся его первенцу – Мардуку. А еще в честь рождения Мардука Энки прикажет воздвигнуть храм на побережье Аб-су. Выходит, у Абсу имелось побережье…? Абсу – «водная стихия», возможно, что это было море? Или все же – шахта, вырытая на побережье… моря?


«Грозный и страшный» Абсу у шумеров «неподвластен даже богам», и вход в него открывался не каждому из них. Ведь на дне Абсу хранились таинственные сокровенные «ме», а к ним, как известно из шумерских хроник, ни один из богов низшего сословия не допускался. Возможно, именно по этой причине Абсу был окутан такой пугающей таинственностью? «Грозный и страшный»… может ли шахта быть - «грозной»? Грозным, думается, может быть океан или… - море?


Но некоторым из шумерских богов в этой «дыре» все же удалось побывать. В Абсу побывала богиня Инанна, она приезжала к Энки с целью приобрести несколько «ме», проникла туда обманом, спрятавшись на борту отплывающего в Абсу корабля. Корабля…, выходит, путь в Абсу лежал по воде?

Некоторое время в Абсу служил и сын Эа - молодой бог Ги.б.ил, один из многочисленных шумерских богов огня, имя которого расшифровывается  шумерологами как - «бог, кто сжигает почву». Другим его эпитетом был – «Гир-ра», возможно, расшифровывающийся как – «управляющий «гир»? Или – «сияющий»?
 

Из хроник шумеров известно, что Гибил до отправки в Аб-су работал в Арали(еще одна мифическая шумерская страна, где добывалось золото и другие полезные ископаемые ). Он  занимался там горнорудным делом и руководил выплавкой металлов. По преданиям, Гибил был «наделен мудростью отца своего – мудрого Энки» и большими познаниями в горном деле.

 Изображался Гибил на оттисках шумерских печатей в виде гиганта, в одежде похожей на комбинезон водолаза или… скафандр(?), от плеч которого исходили лучи и искры.
Обычно он изображался с кайлом в руках, поднимающимся из-под земли или спускающимся под землю.

На стенах Гобустана имеются изображения некоего персонажа в комбинезоне с «сиянием» от – плеч и с каким-то предметом в руках, действительно, напоминающим кайло. Мужских изображений с таким же предметом подмышками в Гобустане достаточно много (рис. прил).

Кстати, Гибил в более поздние времена этой цивилизации будет очень популярным богом у «черноголовых» шумеров, его будут почитать как покровителя семьи и домашнего очага. Но главное, Гибил для шумеров – «светоносец в чертогах тьмы», вот потому в шумерской иконографии его и изображали «сияющим». Кстати, в Гобустане есть очень интересный рисунок, на котором рядом с изображением предполагаемого Гибила изображен странный предмет, напоминающий то ли медузу, то ли огромный трехъярусный светильник и похоже, светящийся(рис.прил).

Но, вернемся к Аб-су. Абсу – водная стихия, то есть, водоем имеющий побережье. На побережье расположен центр Энки - Эриду, «лежащий в основании Земли», и там же где-то была вырыта и изначальная шахта, из которой что-то добывалось. И для добычи сюда был выписан горный инженер Гибил.


В Аб-су побывал и верховный бог Энлил. В «Сказании об Атрахасисе» повествуется история о мятеже, котрый был поднят анунаками работавшими в Абсу, из-за непосильной работы и плохого питания. Впрочем, о причинах мятежа Энлил поначалу не знал, а потому узнав о самом факте его, разгневанный Энлил угрожает, - «В Абсу спустившись, я ануннаков усмирю... Свое оружье грозное я против них направлю». «…В далеком море, 100 беру проплыть... Земля Арали там... Где болезнь наводят Голубые Камни, где мастера Ану серебряный несут Топор, сияющий, как день». Усмиряющий «серебряный Топор» был создан самим Энлилем, и называлось это орудие - АЛ.А.НИ, то есть, - «небесное оружие Ала»( Эла). И «топор» этот с насаженым на него «раскалывателем земли» по описаниям шумеров способен был пробивать даже горы.


 «В Абсу спустившись»….  Спустившись в шахту, где велась добыча? Или – спустившись с горы, на которой находилась обитель Энлила…? Ведь по множественным текстам место жительства Энлила было на горе. Со слов Энлила становится ясно, что до Абсу нужно «проплыть по морю 100 беру»( неизвестная шумерская единица измерения). То есть опять – проплыть, но теперь уже ясно, что по морю. С горы… по морю … к шахте? И Энлил «по вздымающимся водам» отправляется в Абсу.


Интересно, что в послепотопный период истории шумеров, когда они исходом переберутся на территорию Месопотамского Междуречья, место своего нового пребывания «черноголовые» станут называть - «калам». Обозначая, таким образом, свою землю, страну или город где проживали. Как бы отделяя эту территорию от другого мира, существовавшего за пределами  - «калам». А вот за пределами, по их описаниям, простиралась степь – «Эден», а за «Эден» находилась область других земель, куда черноголовым вход был заказан, и куда они и сами не особенно стремились. И область эта месопотамскими шумерами называлась – Абсу.


Необходимо сказать, что «Мир Абсу» в шумерских текстах часто описывается как «страшный мир», и шумерологами традиционно трактуется как «шумерский ад» или - «подземный мир мертвых». Возможно еще и потому, что он нередко называется у шумеров и - «Нижним миром». Но, интересно, что «Нижний мир» Аб-су часто упоминается и как огромная гора на берегу моря. Гора по-шумерски - «кур», а потому мир Абсу в шумерских текстах  именуется еще и - «Кур». Полная путаница.


Нужно сказать, что в сознании шумеров изначально не существовало специфических  разделений загробного мира на рай и ад. В их миропонимании существовали  «небесная обитель», куда периодически перемещались их бессмертные боги и некий другой мир, в котором по их представлениям находились все умершие люди. И этот  мир они тоже называли - Кур.

Поначалу, в более ранних шумерских описаниях месопотамского периода этот мир упоминается как мир «гибельный и опасный», а чуть позже месопотамские авторы вообще станут писать о нем с суеверным страхом, чаще называя его «страной без возврата» и  «страной умерших». И во множественных литературных произведениях всех умерших близких шумерские авторы будут перемещать в - Кур. Вот потому–то шумерологами этот мир и идентифицируется с адом.


Правда, кое-кому из «смертных» все же удалось выбраться из этого «невозвратного» места живым. В Куре побывал герой шумерского эпоса - Гильгамеш (Билгамыс). Кстати говоря, в 2003 году археологам, работавшим на территории Ирака, удалось выявить, что легендарный Билгамыс не был вымышленным персонажем. В раскопках города Урука, правителем которого по шумерским сказаниям был Билгамыс, было обнаружено его захоронение, а еще была найдена и его личная печать, которая в те времена являлась чем-то вроде документа удостоверяющего личность.

Так вот по сказаниям, Бильгамыс отправился в Кур, чтобы вызволить своего друга - неандертальдца Энкиду, по глупости провалившегося в «бездну Кура» ( «Сказания о Гильгамеше»). «Бездна Кура»…? Вообще ничего не понятно, если учесть, что «Кур» - гора. Более того, гора, над которой, по утверждениям шумеров, восходит солнце. А точнее, - бог Утту (бог солнца), «сияющий огнем возносится в небеса».

Солнце, небеса, гора, «возносится» …. Где «возносится», в подземном мире…? Так что же с этим Куром? Гора это или – «бездна»? Думается, что все же Кур, трактуемый шумерологами как «подземный мир», не мог находиться под землей, а был на земле. На том самом побережье Аб-су, где изначально был построен Эриду, а позже и храм для Мардука. И где с самого начала была вырыта скважина, из которой добывались полезные ископаемые …. Стоп! Вот она-то и вела, возможно, в подземный мир. Или как называли его шумеры, - в «нижний мир»?

В различных шумерских текстах мир Абсу-Кур упоминается как - «kur dutu e3-a», то есть –  «горные владения Эа» – Энки. Стало быть, все верно. Выходит владения Эн-ки - Эриду находились в горной местности, на побережье Абсу, над которой и возносился Утту – солнце? Кстати, согласно текстам, даже в месопотамский период этой цивилизации храм Энки  вместе с его хозяином так и оставался на своем изначальном месте - в Эриду, на побережье Абсу.
 
 
В более поздние времена шумерской цивилизации, во времена Шумеро-Аккада Эриду будет уже называться Аратой. И по описаниям аккадцев Арата представляла собой обширные гористые территории с равнинами, на побережье бушующего огненного моря. А из ранних шумерских текстов становится известным, что именно на территориях Эриду-Араты был насажен божественный сад, и что именно на территории Араты, в «доме творения» были созданы и животные. И именно там же, на этих территориях был сотворен и первый человек - Адапа.


Но главное, на территориях Араты до потопа располагался шумерский рай - Тил-мун. И именно с территорий Араты спустя время после потопа шумеры придут в месопотамское Междуречье. Выходит, что после того как шумеры уйдут из Араты, территории эти у них станут называться – Абсу-Кур или «нижний мир»? И будут уже ассоциироваться с чем-то, до жути страшным?

Тогда не совсем ясно, - если мир Аб-су был когда-то той самой благостной райской прародиной шумеров, почему же после их исхода в Месопотамию он станет вызывать у черноголовых шумеров опасения и суеверный страх и будет отождествляться со «страной мертвых»? Страна, где они возникли, создали первую человеческую цивилизацию, прожили в счастье и изобилии…? Стоп…! Пока волны потопа не накрыли этот «Тил-мун»! А перед самым потопом «черноголовым» пришлось многое перетерпеть в этом «земном раю». И болезни, и голод вызванный неурожаем, и частые землетрясения. И описания всех этих бедствий есть у шумеров. 

Так вот почему в послепотопную эпоху у «черноголовых», переселившихся из Тилмуна в Месопотамию, прародина их будет характеризоваться как «гибельное место» и будет ассоциироваться со «страной мертвых». Ну да, ведь после потопа, по мере схода воды немногочисленные выжившие в той катастрофе стали свидетелями страшной картины, - это место было буквально усеянно трупами десятков тысяч погибших в катастрофе людей. И об этом тоже есть описания у шумеров. Тогда  понятны причины такого отношения «черноголовых» к этому страшному месту, где им пришлось испытать животный ужас от катастрофического потопа, и где на их глазах погибло почти все то человечество.

Интересно, что в очень ранних шумерских текстах бог Утту – вполне реальный персонаж, но персонаж, который шумерами тесно связывается с огнем, а еще и с «вознесением» на небеса. В них же сообщается, что бог Утту активно работал в Аб-су, следил там за «шемами», «гирами» и «орлами» - летательными аппаратами шумерских богов. Теми самыми аппаратами, изображения которых в огромном множестве встречаются и на оттисках шумерских печатей, и на каменных стелах, и на кудурру(межевой столб). Гигантские «треножники»-«гиры», средних размеров - «шемы», «орлы», напоминающие самолеты. Да много разных аппаратов было у шумерских богов, всех и не перечислить. Выходит, что все эти «шемы», «орлы», «гиры» и прочее находились на территории побережья Аб-су? То есть, на территории Эриду -Араты?


Кстати говоря, некоторые из аппаратов, изображенных на оттисках шумерских печатей в виде эллипсовидных и конусообразных треножников, можно увидеть и в росписи гобустанских камней (рис. прил). И судя по изображению на одном из камней, «треножников» этих в Гобустане было очень даже немало. И еще, возможно, что от шумерского - «шем» и произошло азербайджанское и древнееврейское - «шам» (свеча)? Конусовидная и при этом еще и «испускает» пламя…?

В более поздних текстах Утту – бог огня, а еще позже - бог огня и …солнца, которое и возносится над Аб-су и Куром. По всей видимости, в многотысячелетней цивилизации шумеров многое из их истории с течением  времени выхолащивалось, а сама история приобретала черты некоторой мифологичности. Впрочем, вполне закономерный процесс.
 

И еще, остался вопрос, - что за рукотворная скважина была вырыта в Аб-су? Что за «туннель» или - «дыра» в «нижний мир»? Что из нее добывали?
Интересно, что, во времена Шумеро - Аккада, Аб-су связывается только с водой, а вот в более ранних описаниях Абсу и Эриду часто упоминается и об огне, который там горел даже в воде.
 
Вода, огонь, отверстие, скважина, из которой добывались полезные ископаемые….  Подведомственные Утту «орлы», «шемы», которые нужно было заправлять топливом…? Думается, что из скважины этой добывалась все же…  нефть…?

Во времена зороастризма на территориях Персидского царства, в состав которого какое-то время входили и земли Азербайджана, будет почитаться некое божество – Апам напат(«напат»-нефть шум, др. тюркск, староазерб.), которому приписывалось создание растений и всех живых существ. Похоже, что это зороастрийское божество было в каком-то смысле реинкарнацией шумерского Эа-Энки, трансформировавшегося в новую эпоху в зороастрийского Апам напата. В мифе об этом божестве говорится, что все подземные водные источники сообщаются с мировым океаном, сообщаются между собой и все источники нефти. Во времена же  Аккада считалось, что нефть выходит из единого источника, и источник этот они называли - Абзу(аккад. произнес).


И еще…, берег Абсу, на котором была вырыта скважина, где Эн-ки когда-то построил свой первозданный центр Эриду «в основании Земли»….
Часть побережья Каспия издревле носит странное название – «Аб-шерон». Кстати, так и не расшифрованное до сих пор название. Кто-то высказывал предположения, что происходит оно от персидских слов – «аб»( вода), «шерон»-«шер» (соленая). Кто-то слово «шерон» идентифицирует с азербайджанским словом - «ширин» (сладкий). Кто-то высказывал предположения, что название полуострова происходит от имени династии Авшаров. Приписывали происхождение названия и божеству  – Суре. И ни одна из этих версий не выдерживает даже самой непредвзятой критики.


Персы не могли давать название целому полуострову, на котором не жили изначально. Да и топонимы в те времена давались совсем по другим критериям, и как правило, связанным с древними культами. И вкус воды в те времена не смог бы стать причиной названия целого полуострова, каким бы он ни был, – сладким, соленым или кислым. Разве что, похожим на вкус «священного напитка». К тому же давать нелепое название «святому месту», изначально помеченному как - «Гора Бога»…? К которому издревле и вплоть до времени принятия ислама совершали пешие паломничества персидские шахи…? Да и не только - они.

Да и версия с Авшарами слабовата, думается, что название полуострова намного древнее, чем сами Авшары. Да к тому же автору не известно ни одного топонима глубокой древности, данного в честь какого-либо из известных родов, пусть даже и очень достойного рода. В те времена имена великих царей не могли дать название даже маленькому островку, не говоря уж об огромном полуострове.


Богиня Сура могла бы дать название полуострову, все же – божество. Но, во-первых, хотелось бы уточнить, - какую Суру имели в виду, когда высказывали эту гипотезу? Индийскую ведическую Суру –  божество вина и опьянения? Или зороастрийскую - Аредви-Суру Анахиту? Имя которой последователями той религии по частям не произносилось. Не произносилось - «всуе». Божество все же и довольно грозное, а не соседка по кварталу.

Но, даже если вопреки чаяниям имелась в виду Анахита, то в зороастрийском пантеоне были божества и позначительней. И даже в их честь назывались лишь капища и храмы. Ну, в крайнем случае, поселения, где находились эти капища. И таких названий по Абшерону много.


Но, целый полуостров…? В честь богини – женщины? В эпоху зороастризма? В эпоху жесточайшего патриархата, пришедшего на смену матриархату? Когда некогда значительную Анану( Анахит) понизили в значимости и поместили на третье или четвертое место после Быка в иерархии зороастрийских божеств…? Да и к тому же, помимо всего прочего, мать-воительница Анахита по совместительству была богиней пресных вод, а не соленых морей. 

   
И уж тем более не могли Абшерон назвать в честь малозначительной индийской Суры. В честь нее, разве что, могли назвать маленькое поселение с ее капищем воды и огня – «Сура–ханы». Да и то, в значительно более поздние времена, когда на эти территории придут жители Индии и создадут там поселение. Уж не говоря о самом словосочетании – «Аб-Сура», абсолютно лишеном смыслового содержания. 

Как показывают исследования многих ученых, занимавшихся когда-либо историей Азербайджана, большая часть топонимов Азербайджана сохранилась с глубочайшей древности и до сегодняшних дней. И что очень важно, почти вся она несет на себе отпечаток «божественности» или неких далеких событий связанных с древними культами. Некоторые из топонимов видоизменялись, как например, название города Баку.

Но, в каждом новом названии Баку обязательно сохранялось «божественное» изначалие. Оно было сохранено и даже в, казалось бы, совсем «не божественном» персидском – «Баде-Кубе», которое перевели как - «город, где ударяет ветер». А может все же, –  «Божественный Дух»…? Ведь никто не заметил в этом названии священного семиотического слова – «Баде» - «Творец». А еще и - «Кубе», в различных произнесениях известного на всех языках семитического Ближнего Востока.


В российский и советский периоды названия будут видоизменяться в угоду новому времени, но старые названия не будут забыты, и сегодня они вновь возвращаются из временного небытия. Вернулась из забвения и древняя легендарная Кабала. Да и название одного из районов Азербайджана, находящегося сегодня на захваченных Арменией территориях – «Тар-тар» тоже сохранилось до наших дней. Легендарного названия, отмеченного в священных писаниях, в том числе и пророческих, как название места битвы племен - Гога и Магога. Последней битвы в последней войне человечества в «последние» времена.

Так что думается, что название огромного полуострова – «Аб-шерон» гораздо древнее, чем мы даже можем себе это представить. Оно, конечно, за столь длительный период могло подвергнуться легким искажениям, но суть его все же, не была утрачена. А суть, - «Аб-су»…?

С пробуренной глубокой скважиной, из которой добывалась нефть для, - да простит меня читатель, - летательных аппаратов шумерских богов. С камнями, наводящими болезнь…. С подведомственными Утту – «орлами», «шемами» и прочими «гирами». Возможно, излучавшими радиацию, по причине которой камни и наводили болезнь…? Тем более, что общеизвестно, что Абшерон относится к тем редким территориям на Земле, где «природный» радиационный фон значительно превышает общепринятую норму.


Горная местность, море, солнце…, нефтяные скважины, газовый огонь,  «возносящийся на небеса» - Утту. Гиры, шемы, орлы…. По космогонии шумеров, «Великая земля», горная страна Кур была «ближайшим к небу местом», откуда шумерские боги и «возносились на небеса с гор вознесения». Вдруг подумалось, - уж не с гобустанских ли гор? С тех самых - «столовых», чем-то напоминающих месопотамские «зиккураты»….

И еще, на территориях Азербайджана когда-то в древности поклонялись богу огня и солнца - Утту. И даже существовало племя «утиев», о котором упоминали и античные и средневековые авторы. Потомки утиев и сегодня проживают на территориях Азербайджана, современное их название – удины.

И еще…, по поводу шахты…. На территории Гобустана есть очень странное озеро. Странное не только своей, будто искусственно созданной формой, - правильного, четко очерченного круга, в поперечном сечении - 10 метров. Странно оно тем, что исследовавшие его археологи так и не смогли измерить его дна. Словно оно - бездонно.   

И последнее, во многих «дастанах»(легендах) азербайджанского народа Каспийское море называется – «Абсу-Гёй», что в переводе с азербайджанского означает – «небесное»(синее) Абсу»( азерб).