Третий звонок или последний вылет нашего экипажа

Борис Кириллов
Как говорится: "Экипаж одна семья". Все экипажи тщательно подбирались,притирались, любой член экипажа, из экипажа мог уйти. Для этого, не обязательно было писать рапорт о переводе , просто подошел к командиру звена и сказал, за это никто ни кого не ругал.  Члены экипажа друг друга подбирали сами. По этому, выручка и взаимопомощь была очень большая. Потеря одного члена экипажа, была стрессом для других членов экипажа. Так произошло с нами. За два года прибывания в экипаже, мы очень сдружились. Даже праздники в Союзе отмечали вместе. У нас не было ссор,все отлично дополняли друг к друга.


После санатория «Дурмень» наш экипаж стал ведущим в паре вертолётов. Наш ведущий стал ведомым у комэски. Через неделю после прибытия из санатория, нашу пару, послали перевезти личный состав, в Южный Баглан. От него шла дорога в Панджшерское ущелье. Согласовали наш маршрут с данными разведки. По их данным, в том районе огневых точек противника замечено не было. Нам надо было сделать шесть вылетов. Шесть раз с Кундуза перевезти в Южный Баглан десант. Задание было очень рискованное. Все из-за того, что не хватало экипажей,  многие командиры и праваки лежали в медсанбате с желтухой. Летать шесть раз по одному маршруту было очень опасно, Юра и я прекрасно понимали это.
Противник мог нас засечь и сделать засаду. Об этом доложили командованию, получив ответ:
- Других экипажей нет, задачу выполнить любой ценой.

Командирам экипажей ничего не оставалась делать, как сказать:
- «Есть».
 Юра и я, постарались разработать маршрут так, чтобы не пролетать над кишлаками.
Только в одном месте нам могли сделать засаду на подходе к площадке Южный Баглан. Со всех сторон там были горы. Вертолету, чтобы зайти на посадку приходилось по спирали опускаться вниз. В «колодец». Надо было сделать три витка, чтобы потерять высоту и сесть. В горах было много мест, куда можно затащить ДШК или зенитную пушку.
 Обговорили весь полет с ведомым, где, как будем лететь.  Попросили  инженера, чтобы у ведомого, сидел сзади стрелок  с пулеметом. Все было сделано, утром загрузили первых четырнадцать человек.

После отпуска наш экипаж летал на новом вертолете МИ-8 МТ, более мощной машине. Ведомый загрузил двенадцать солдат. Проверили управляемость вертолётом на висение, после разрешения взлетели и с набором высоты встали курсом на Южный Баглан. Полет проходил успешно, вертолёты подошли к площадке и стали опускаться в «колодец» все прошло удачно, сели, высадили десант. После этого взлетели и с набором по спирали стали подниматься. Сверху нас страховал ведомый.

Как только наш вертолёт покинули колодец, туда стал спускаться ведомый, наш экипаж в это время страховал его. Он произвел посадку выгрузил десант, взлетел и стал набирать высоту по спирали. Когда он оказался на нашей высоте парой полетели назад в Кундуз.  Подойдя запросили посадку и сели. Нас уже ждала новая партия десантников.
Юра сказал мне:
- Пойди скажи старшему десанта, чтобы они были внимательны на спирали и смотрели за обстановкой в случае чего пусть стреляют.
Я вышел и передал команду старшему группы прапорщику. Тот закивал головой и спросил как открыть иллюминаторы, я ему показал и еще показал как ставиться шкворневая установка* . Он все понял я пошел на свое место. Доложив Юре, я сел пристегнул привязные ремни. Ведомый, доложил, что к вылету готов. Юра запросился пара взлетела.Набрав высоту опять пошли к Южному Баглану. До колодца дошли нормально, наш борт стал спускаться в колодец, вдруг в грузовой кабине раздалась автоматная очередь.
Юра сказал мне:
- Узнай, что там случилось?
Я выглянул в грузовую кабину, спросил:
- Что случилось ?
 Прапорщик мне ответил «духи» целились, мы их отогнали.
Я ему говорю:
- Заходи в кабину, покажешь то место.
Зайдя в кабину,я сказал Юре:
- Сейчас он покажет, кто пытался в нас стрелять.
 В это время вертолет развернулся, мы увидали карабкающихся трех «духов» с автоматами за спиной.
- Вот они!
Сказал прапорщик.
Яков тут же дал очередь по ним из носового пулемёта, один упал, двое других карабкались к расщелине. Он еще выстрелил, но сектор обстрела сократился « духов» не стало видно. Прапорщик открыл дверь и скомандовал
- Левый борт огонь!
 С левого борта по «духам» ударили автоматы. Вертолёт стал заходить на последнюю спираль. Я увидал лежащие на камнях два трупа. Третьего не было видно. Открыв дверь  спросил у прапорщика:
- Где третий «дух»?
- Ушел сволочь, когда высадимся и его достанем .
Вертолет в это время сел, я пошел открывать дверь. Открыв её хотел поставить лестницу, но прапорщик махнул рукой, показывая, чтобы я этого не делал. Солдаты прыгали с вертолета убегали вперед, их на земле встречал офицер и показывал, куда надо бежать.
Последним выпрыгнул прапорщик, я закрыл дверь. Юра увеличил обороты двигателя и вертолет стал набирать высоту. Пока вертолёт летел по спирали,я,Яков и Юра осматривали горы, чтобы увидать «духов», нам на глаза никто не попался. Юра передал ведомому, чтобы он был внимателен. Ведомый стал опускаться в колодец. У них все прошло гладко и они поднялись  по спирали к нам. Когда ведомый занял своё место, пара полетела в Кундуз.  Парой сделали еще два вылета в Южный Баглан. После этих двух вылетов прилетели в Кундуз,  на перроне никого не было.
Юра запросил у Р.П.*
- "Башня" 315-му, Где наши пассажиры, что нам делать?
-315, заруливайте, идите обедать, пассажиры подойдут через два часа.

Юра стал материться, такого мата я от него не слышал. Парой зарулили на стоянку. Выключились, застопорили винты. Все молча встали и вышли из вертолета.
Вдруг Яков сказал:
- Зараза, как я не хочу опять туда лететь.
Юра закурил и сказал:
- Думаешь, я горю желанием туда опять суваться, тем более через два часа.
- Они за это время там такого нагородят, что нам мало не покажется.
 Я сказал:
- Прапорщик обещал там дозор поставить.
На, что Юра ответил:
- Да побегут они тебе дозор выставлять по такой жаре.
Увы, Юра оказался прав. Про дозор и обещания забыли, надеясь на русское «Авось».
Закрыв вертолёты парой пошли обедать.

 В столовой нас встретила Леночка.
Она спросила:
- Юра, что вы все такие грустные?
- Леночка, очень устали сегодня, а еще два вылета надо сделать.
- Ну, тогда я вам сейчас кваску холодного принесу, попейте перед первым.
 Через несколько минут она принесла нам три полные, алюминиевые кружки кваса. Квас и правда был холодный и хороший. Лена принесла нам заказанное первое, второе. Поев втроём встали из-за стола и поблагодарили Леночку, за обед. Выйдя из столовой закурили. Разговаривать не хотелось.

 Все молча пошли к вертолету. Подойдя к борту каждый стал заниматься своим делом. На душе было очень тревожно. У меня стали подрагивать колени. Такого со мной никогда не было,от моих мыслей меня отвлек Яков он попросил у меня листок бумаги и ручку.Я спросил у него:
 - Зачем они тебе?
Яков зло ответил мне:
- В сортир, с ними пойду.
Я дал ему, что он просил, Яков сел на бомбо тару и стал что-то писать. Он писал, зачеркивал, сново писал.  Встав, попросил у меня еще один листок. Я ему дал. Сам вышел из вертолета и стал его обходить. У носа вертолета стоял Юра, уперев голову о броню, он что-то шептал, а правой рукой гладил вертолет по броне. Мне стало не по себе, у меня ещё больше затряслись колени. Я сел на корточки, колени перестали трястись. Начали трястись руки. Я вытащил пачку  «Беломора» сунул папиросу в рот и закурил. Подошел Юра, попросил закурить. Я ему протянул пачку, он стал вытаскивать папиросу, руки у него тряслись. Докурили по папиросе, к нашему борту ехал УАЗик комэски. Комэск крикнул:
 - Запускайтесь, там полон перрон солдат, вас ждут. Сделаете еще два рейса, к вам на помощь придут еще два борта с полка. Будете вместе работать.
  - Юра ты будешь старшим в группе, запиши позывные 422,423.
Я записал позывные, залезли в вертолёт, стали запускаться. Руки перестали трястись, а может и тряслись, но из-за тряски вертолета не было заметно. Запустившись, парой подрулили к перрону.
 
Яков открыл дверь и поставил лестницу. В грузовую кабину залезло десять солдат в полном вооружении один из них с пулеметом. Майор и капитан, следом солдаты затащили гранатомет АГС-17.
Яков закрыл дверь, перешел в кабину, сел за пулемет.
 Ведомый сказал:
 - 316  Пассажиры на борту к вылету готов!
Юра ответил:
- Принял 316.
 Доложил Р.П.
-"Башня" 315, карту выполнил к взлету парой готов.
Р.П. ответил:
- 315 взлетайте ветер такой, давление такое.
Пара вертолётов разогналась и взлетела. После взлета, ведомый доложил:
-316 справа на месте.
 Все было так же как с утра. Через десять минут стали подлетать к «колодцу». Только наш вертолёт стал заходить по спирали, по нам открыли огонь с двух точек. Один ДШК вел огонь по кабине, меня спасла приборная доска, пули вошли в нее. Раздался Крик и я увидал падающего назад Якова, правая нога у него была вся в крови, из перебитой ноги лилась кровь.

 Я расстегнулся и полез в портфель,достал жгут. Вынув его, перетянул ногу Якову, кровь стала останавливаться, достав «парамидол», сделал ему укол. Открыв дверь в грузовую кабину крикнул, чтобы помогли мне. Майор с капитаном перехватили Якова и положили на пол грузовой кабины.  Я залез на свое место. Раздался грохот сверху с правой стороны.
Юра закричал:
- Борис помогай, гидросистему перебили!
 Я включил тумблер « дублирующей гидросистемы», схватился за управление, поставив ноги на педали. Забыв совершенно пристегнуться. В З.Ш. раздался приятный женский голос РИТки*
-Борт номер.... у вас отказ основной гидросистемы, работает дублирующая гидросистема, рассчитанная на десять минут полёта, вам надо срочно надо найти площадку, произвести посадку.

 Вертолёт по спирали снижался нам вслед, строчили два ДШК. Один перестал стрелять, его уничтожил ведомый. На третьем кругу я засек ДШК, он был в том месте, куда убежал третий «дух».  Я показал Юре, где он. Юра два раза нажал на кнопку пуска НАРС.   Вертолет два раза дернулся, на месте работы ДШК начали рваться снаряды. Вертолёт уже садился на землю по самолетному, нагрузка на ручку управления усиливалась. Вдруг приборная доска поехала вниз, а я стал перелетать через нее, потом, краска, боль.

Очнулся я лежащим у вертолета, надо мной было ярко голубое небо. Вдруг его закрыло что-то двойное, это двойное гулко что-то говорило. Стало опять темно, в нос ударил какой-то острый запах, я открыл глаза. На меня смотрела женщина.
Как из  далека с эхом, она сказала:
- Как самочувствие голова болит?
Я попытался ответить, но что-то мне мешало во рту. Я провел языком, он попал на острое.  Мне стало плохо, меня вырвало. Перевернулся на бок, попытался подняться, но смог только встать на четвереньки, голова оказалась тяжелее и я опять упал. Меня подняли за руки, за ноги и куда - то понесли. Когда несли, каждый шаг отдавался болью в моей голове. Принесли, положили, рядом лежал на носилках Яков. Глаза его были закрыты, он был бледный. Я подумал, что он умер. Стал кричать, звать его, хотел потормошить, меня схватили и стали держать, вкололи укол. Мне стало хорошо, я опять потерял сознание.

Очнулся я в Кундузе в медсанбате. На мне была пижама, голова была вся замотана бинтом. Я попытался встать. Мне это удалось, но голова сильно болела и шумела. Очень хотелось пить. Я стал водить языком, вместо передних зубов была дырка, стал проводить дальше тоже, зубов не было, губы в рытвинах и их щипало.  Я осмотрелся в палате весь перебинтованный лежал Юра:
Он сказал:
- Ч-что оч-ч-чнулся?
Я хотел сказать да, кивнул головой, по всей голове как-будто стукнули. Дверь открылась зашла медицинская сестра, она уложила меня на койку я попросил ее дать мне попить. Она смотрела и не понимала меня. Я стал ей говорить, она меня гладила и успокаивала. Я ей показал рукой, она дала мне попить немного. В этот же день меня, Якова, Юру отвезли на аэродром и самолетом доставили в Ташкентский госпиталь.


 Месяц всем экипажем лежали в госпитале, мы находились в разных палатах и отделениях.
 У Юры был двойной перелом ноги и двойной перелом руки. У меня была контузия, сломана переносица, выбиты передние зубы. Якову пуля из ДШК* пробила ступню и раздробила полностью колено правой ноги, пассажиры получили царапины и синяки.
 Вертолет при посадке угодил передней стойкой в яму, отказала сначала основная, затем дублирующая гидросистема. Весь вес вертолёта одиннадцать тонн перешло на ручку управления. Юре она и переломала ногу и руку.Я при резком толчке вперед лицом попал в приборную доску,З.Ш. принял на себя в основном весь удар, тумблер мне выбил зубы. Козырёк приборной доски пробил нос, . Как потом говорили специалисты, если бы не защитный бронированный шлем я был бы покойником.

 
После Афгана я с Юрой встретился и попал в его новый экипаж только через три года. Наш бортовой техник Яков был по тяжелому ранению списан из армии, получил  вторую группу инвалидности и орден «Красной звезды». Правую ногу ему ампутировали. Я и Юра мой командир экипажа, отделались с наименьшими потерями. Через месяц выписавшись из госпиталя, вернулись в свою эскадрилью в Кундуз.


*Шкворневая установка- зажим для установки стрелкового вооружения,из него стрелок более точно ведёт огонь.
*РП- руководитель полётов.
*З.Ш.-защитный шлем.
*Д.Ш.К.- крупно калиберный пулемет.
*РИтка- РИ-65 речевой информатор говорит об отказах и неисправностях в системе, в двигателях, летательного аппарата,приятным женским голосом.

На фото:Таким был наш борт после вынужденной посадки.

http://www.proza.ru/2012/12/22/2099h