О педагогике

Александр Исупов
      Моя жена – воспитательница в детском саду. Стаж работы больше тридцати лет. А посему – опыта в воспитании детей более чем достаточно.
      Случается, рассказывает любопытные случаи из своей профессиональной деятельности. Интересные случаи и поучительные.
      А бывает, что мы с ней и спорим по некоторым вопросам. Вернее сказать, даже не спорим. Потому, как все мои аргументы разбиваются о её доводы, являющиеся плодом долгой педагогической деятельности, понимания детской психологии и специфических знаний.
      К примеру, совсем недавно рассуждали с ней о необходимости детского дошкольного коллективного воспитания. Или, попросту говоря, о необходимости посещения детьми детских садов.
      Сразу скажу, жена – рьяный и последовательный сторонник дошкольного коллективного воспитания. И переубедить её в этом практически невозможно.
      Когда начали обсуждать данную тему, я пытался доказать, что ещё в дореволюционной России в большинстве дворянских семей ни о каком коллективном воспитании речи не шло. Как правило, к ребёнку был приставлен гувернёр – воспитатель, который и прививал юному чаду самые элементарные навыки, объяснял простейшие понятия и обычные жизненные ситуации.
Иногда в роли наставника мог выступать представитель более низкого сословия, например – няня Александра Сергеевича Пушкина, Арина Родионовна.
      Мне казалось, в этом случае развитие ребёнка идёт быстрее, он постоянно получает знания, навыки, лучше усваивает информацию.
      -А вот это спорный вопрос, - возразила жена. – В единичных случаях это, возможно, и работает, но часто не так эффективно, как ты думаешь.
      На самом деле, в общении со сверстниками развитие ребёнка происходит быстрее, хотя бы потому, что он находится в среде равных или близких ему по развитию индивидов. Грубо говоря, на одной волне общения с ними, и элементарные понятия до ребёнка доходят гораздо легче и проще, так как доносятся до его разума языком принятого в детской среде общения.
      -Хорошо. Тогда другой момент. Попадая в детсад, ребёнок сразу начинает болеть. Всевозможные простуды и прочие заразы в коллективе передаются мгновенно и поражают юный организм. – Добавляю я.
      -Сама знаешь, родители начинают жаловаться, что в домашних условиях ребёнок не болел, а попал в садик, и началось.
      -Тоже довольно спорный вопрос, – замечает жена.- Конечно же, инфекции разного рода в коллективе распространяются быстрее. Но тут существуют два разных момента. Во-первых, некоторыми болезнями лучше переболеть в детском возрасте. Детский организм иные заразные заболевания переносит гораздо легче и, как правило, без осложнений, вырабатывая при этом устойчивый иммунитет к заболеванию, нежели человек, заболевший в более зрелом возрасте.
      А во-вторых, в условиях детского сада, при правильной организации воспитательного процесса гораздо легче прививать ребёнку правильные гигиенические навыки и полезные привычки.
      Безусловно, тут многое зависит от самого воспитателя и его отношения к делу. Но, могу предположить, в моей группе дети болеют гораздо реже, чем их сверстники, находящиеся вне детского сада.
      И ещё интересное замечание по этому поводу. По моим наблюдениям, дети очень часто заболевают, возвращаясь в детсад после продолжительных выходных или праздников, когда должное внимание к ним со стороны родителей ослаблено или вовсе отсутствует.
      На мой взгляд, ошибочное мнение – воспитывать детей в стерильной обстановке. Наоборот, детей необходимо максимально адаптировать к условиям окружающей среды. Нет нужды выращивать из детей комнатные растения, загибающиеся от любого дуновения холодного ветра, а, наоборот, стремиться к тому, чтобы ребёнок был своевременно приспособлен к изменению внешних условий.
      -Согласен. Звучит убедительно, - ответил я, - но, согласись хоть с одним пунктом. Скажи, в детском коллективе, в детской среде, негативная информация распространяется почти мгновенно. И если ребёнок изначально ограждён от подобной информации, то для него это действительно полезно и нужно.
      -Вот-вот, - опять усмехнулась жена, - и это тоже глубокое заблуждение. Это то же самое, как с болезнью. Представь себе, если ребёнка воспитывать в тепличных условиях, ограждать от болезней, применять различные превентивные процедуры против заболеваний, а потом, в какой-то момент, взять и поместить в агрессивную окружающую среду. Сложно сказать, что из подобной затеи получится. Но, скорее всего, плохо приспособленный организм вряд ли устоит перед внешней агрессией. А в результате может получиться серьёзное поражение сразу несколькими тяжёлыми заболеваниями.
      И в этом случае опять на первое место выходит определяющая роль воспитателя. Если воспитатель в состоянии вовремя и правильно расставить нужные акценты, то любая, и даже негативная, информация может сослужить хорошую службу.
      В заключение расскажу эпизод из последней моей практики.
      Средняя группа. У Миши Н. сложное заболевание правого глаза, связанное с косоглазием и неустойчивым положением глаза в глазнице. Родители мальчика очень ответственно относятся к болезни сына. Постоянно консультируются со специалистами, пробуют рекомендованные методики лечения заболевания. Но вот есть одна очень серьёзная закавыка. Для лечения необходимо закрыть глаз на некоторое время и дать возможность глазным мышцам закрепиться в определённом состоянии. И самая главная проблема – убедить мальчика сделать аппликацию на глаз. Он где-то уже почерпнул отрицательной информации о том, что данная повязка будет выглядеть, скажем так, не совсем эстетично и станет вызывать насмешки ровесников.
      Что родители только не делали, даже сами пытались дома носить подобные повязки, но заставить ребёнка носить аппликацию никак не получалось. Категорически отказывался.
Мама как-то поделилась со мной возникшей проблемой.
      Я убеждать не стала, что разрешу возникшую ситуацию. Для того чтобы зря не обнадёживать родителей, но попробовать обещала.
      Начала издалека. Рассказала детям о наших органах чувств, постепенно перешла к зрению и глазам. Как бы невзначай поинтересовалась у детей, проверялся ли кто из них у врача-окулиста. Есть ли у кого из ребят проблемы со зрением.
      Несколько детей ответили, что проверяли зрение у врача, а Миша Н. даже признался, что у него есть проблемы.
      Я его признанию  искренне удивилась, сказав, что зрение, да и другие органы чувств с раннего детства необходимо содержать в хорошем состоянии и помогать им, если есть такая необходимость.
      Миша сказал, что врач ему рекомендовал закрыть один глаз и укреплять его мышцы.
      Миша! – Удивилась я. – Почему ты так безответственно относишься к своему зрению? Если врач просил о том, что нужно обязательно закрывать глаз, то следует неукоснительно выполнять его просьбу.
      Всё, больше ни о чём говорить не стала.
      Вечером ребёнок пришёл из садика и попросил родителей сделать повязку на глаз.
      В домашних условиях проблему разрешить удалось. Но для закрепления результата аппликацию необходимо было носить и в саду.
      Момент, скажем так, ещё более сложный. И, самое главное, детей нужно настроить таким образом, чтобы ни одного негативного вопроса не возникло в отношении Миши.
С детьми получилось вполне удачно. Дети в пятилетнем возрасте уже и понятливы и отзывчивы.
      Я попросила детей – помочь Мише бороться с его сложным и серьёзным заболеванием.
      Когда на следующий день Миша пришёл с аппликацией на глазу, почти все дети подошли к нему сказать, чтобы он обязательно лечил глаз. А некоторые даже гладили его по голове и обещали никогда больше не обижать.
      В настоящее время Миша проходит лечение, и некоторые результаты уже обозначились.
      Я ещё могу привести примеры положительного воздействия детского коллектива на отдельного ребёнка, - напоследок добавила жена, - но, думаю, что вполне убедила тебя в своей правоте.
      Вот таким, в общем-то, вполне интересным, получился спор с женой о педагогике.