Эпитафия по Бонду. Скайфолл

Бадди Фазуллин
Эпитафия по Бонду, Джеймсу Бонду

Об этом кричит всё: от прямой констатации факта в диалогах персонажей до полного отсутствия классического джентльменского набора самого знаменитого суперагента, включая нашпигованную реактивными двигателями и пулеметами машину культовой английской марки или фирменные шпионские «штучки» из секретной лаборатории старины Кью.

Реплики героев звучат реквиемом по старому доброму времени героев-одиночек, и впрямую говорят о крушении 50-летней Эры настоящего Джеймса Бонда: «М» умерла, ознаменовав своей защитной речью и своей гибелью конец этой эпохи. И Мани Пенни, хоть, наконец, и выплыла из многолетнего забвения, но как-то совершенно номинально, без тех милых фирменных взаимных с Бондом пикировок, так любимых еще со времен Шона Коннери. Равно как и классический голдфингеровский Астон 62-го года, что участвовал в последнем фильме исключительно как музейный экспонат. Уходящему времени Бонда вторит также и некий реверанс в сторону якобы объяснения смысла литеры «М» у первых лиц секретной службы Её Величества… будто экскурсовод объясняет ничего не знающим про настоящего Джеймса Бонда туристам, что все это означает.

С этим фильмом наступила пора «Безбондианы». Бонд перестал быть нужен и интересен людям, уткнувшимся в виртуальные социальные сервисы. В современном мире вдруг разом постаревшему и опустившемуся Бонду уже не нужен строгий английский стиль, не нужен смокинг, не нужно «смешать, но не взбалтывать». Зачем, если стать «героем» можно в один клик мыши, прилепив себе личину хоть Бонда, хоть Христа.

Отношение к девушкам у агента 007 тоже приобрело, не самые ободряющие тенденции для равнявшихся на него франтов и ловеласов. Бонду золотого века бондианы удавалось соблазнить за сессию, по меньшей мере, двух красоток (пусть даже одна из них до конца серии, как правило, не доживала).

Отсутствие масштабного образа врага в лице могущественного злодея с безумными планами мирового господства, как противовеса Бонду, в равной степени лишило последнего того же вселенского масштаба геройства. Вместо фигуры одиозного и коварного врага, стоящего у руля некой мировой секретной организации, мы получили какого-то несчастного сумасшедшего фрика с гомосексуальными наклонностями во главе десятка не вполне организованных уличных бандитов. К тому же, использующего свои знания и талант, и затеявшего все свои злодейства исключительно с единственной лишь целью – из личной мести.

Но самое главное, чего лишился настоящий Джеймс Бонд – его со всей серьезностью кастрировали на предмет той самой фирменной английской самоиронии, не дававшей скатиться до пошлого голливудского блокбастера с тупоголовыми погонями в никуда, или псевдо-психологического триллера, якобы раскрывающего глубокую внутреннюю мотивацию героев.

Одно порадовало: реклама у Мендеса не кричит так вопиюще, как это было в предыдущих фильмах, превратившихся попросту в некий видео-дайджест какого-нибудь набившего оскомину «мужского журнала», низводящего культовую серию до уровня потребительской глянцевой гламурности с апологией дорогих часов, элитной обуви и выпивки на каждой странице.

Поймал себя на том, что если убрать из фильма знаковые метки, относящие нас к известному детищу Флеминга и Брокколи (Бонд, Эм, Кью…), отличить последнюю версию бондианы от любого другого киноподельного экшна было бы невозможно!

Даже ставшая культовой заглавная музыкальная тема Джона Барри во время очередной погони прозвучала вырванной из контекста, не органично вплетенной в действие, а прилаженной к сюжету чисто механически. Где вы, любимые «Голдфингер», «На службе Её Величества», «Бриллианты навсегда»?

Лишь Адель, мне показалось, без пафоса и заигрываний с техногенной современностью, точно выдержала высокую планку того «аутентично- аналогового», старого, любимого и безвозвратно ушедшего в прошлое Бонда… Джеймса Бонда…

Baddy El Riggo, 29.10.2012

Ссылка на страницу рецензий в Кинопоиске: http://www.kinopoisk.ru/user/595574/comments/list/