Золотые погоны с голубым просветом часть 4

Борис Кириллов
17 глава. Летайте самолетами «Аэрофлота».

Наш экипаж отправили в отпуск. Отпуск мне дали 45 суток. Мне сказали. что с Благовещенска на Москву очень сложно улететь. Езжай лучше на Хабаровск, там больше рейсов. Сел я в поезд, тем более билет бесплатный. В купе ехал один,  в Белогорске ко мне в купе подсел попутчик, прапорщик с военного аэродрома в Хабаровске. Он мне и говорит, зачем тебе лететь аэрофлотовским бортом, когда ты быстрее улетишь с военно-  транспортной авиацией. С военного аэродрома на Москву по 5 бортов в день улетает. Тем более ты тоже с авиации, а своих в первую очередь берут.

 Все договорились в Хабаровске мы приехали на военный аэродром, прапорщик договорился, я показал диспетчеру свои документы отпускной билет. Мне выдали посадочный талон. (В последующие годы пассажиров вписывали в ведомость пассажиров, которая хранилась на аэродроме взлета и у экипажа.) Прапорщик показал мне борт, который уже начал закрывать дверь.
 Я свистнул и помахал рукой. Меня подождали, я залез по стремянке и дверь закрыли. Я отдал борттехнику посадочный талон. Он мне показал на кабину, заходи там есть место. На мне одета была меховая летная куртка, шапка лисья, сапоги летные меховые. С собой была парашютная сумка, когда вошел в кабину познакомился с экипажем, командир корабля спросил:
 - На чем соизволите летать.
Я ему ответил: 
- Я летаю на вертолете Ми-8 правым летчиком.
Он очень хорошо отозвался об вертолетчиках. Ему приходилось встречаться с ними. Однажды они им помогали ,когда они потерпели аварию на Камчатке. Когда он узнал, что мой командир экипажа тоже служил на Камчатке, он спросил:
 - Как зовут командира?
 Я ему ответил, что моего командира зовут Юрием.
Я описал его внешность.
 Оказалось, что мой командир первым их нашел, сел к ним забрал раненых и привез продовольствие. Он очень был благодарен моему командиру. Я дал номер восковой части и адрес где живет Юра. Командир Ан-12 попросил передать ему  фотографию и адрес.  На фотографии в кругу экипажа Ан-12 стояли мой командир, его правый летчик и бортовой техник.

 Мы взлетели, после взлета командир предложил мне:
-  Хочешь посмотреть кабину Ан-12,я дал согласие.
 Он сказал правому летчику:
-Уступи свое место.
 Правый летчик вышел, я сел на место правого летчика., собственно все приборы были мне знакомы по вертолету, я попросил взять управление, командир разрешил. Конечно он страховал меня со своего сидения, немного "порулив" я убрал руки со штурвала и ноги с педалей.

Командир спросил о моих впечатлениях о машине.
я ответил
 -Что большая разница, но можно научиться и этим кораблем управлять.
 Он засмеялся и сказал:
- Твой командир давал мне управлять вертолетом.
 Я спросил:
- Как его впечатление?
Он сказал:
 - Вертолетом управлять очень тяжело.
 После этого он включил автопилот и мы перешли в другую кабину. За управлением остался правый летчик.

 Командир спросил меня
- Пишешь ли ты пулю(играю в преферанс),
Я ответил,
 - Играю.
 Мы в 4 сели за карты(Командир, штурман, я, сопровождающий груза)
Три часа полета пролетели незаметно. Тем более под пулю мы и бутылочку опрокинули.

 Подошел правый летчик и сказал командиру:
- Через 30 минут посадка.
Мы прервались, экипаж занял свои места, я попросил разрешения побыть на посадке в кабине. Командир разрешил, я занял место борттехника. Мы стали снижаться и тут я не поверил своим глазам, вокруг был желтый песок. В наушниках командир запрашивал у военного аэродрома посадку. Нам ее разрешили ,через несколько минут мы сели на военном аэродроме где стояли стратегические бомбардировщики. Самолет выключил двигатели. Командир расстегнул привязные ремни снял гарнитур и сказал:
- Еще 2 часа и ты дома.
 Я спросил:
-  А где мы находимся?
 Ответ меня сильно удивил:
-  В Семиполатинске.
-  А когда будет Москва?
- А в Москву мы не летим, мы летим в Душанбе.

 Я упал на кресло. Оказывается борт, который летел на Москву стоял рядом и улетал через час после их взлета.
 Я спросил:
-  Что мне теперь делать?
Командир ответил:
- Здесь оставаться тебе нельзя, ты не сможешь отсюда улететь. Полетели снами до Душанбе, а от туда ты быстрей улетишь в Москву.

 Когда мы вышли из самолета, на улице было 18 градусов тепла. Когда мы улетали из Хабаровска, там было -23. Мне стало жарко. Я снял куртку, свитер, шапку. Правда стоянка была 45 минут, мы дозаправились и взяли курс на Душанбе.
 Еще 3 часа мы играли в карты. Через 1.5 часа мы закончили игру, я оказался в выигрыше на 25 рублей. Самолет зашел на посадку и сел на аэродроме авиационного завода. Там ремонтировали истребители.

 Душанбе встретил нас 25 градусами жары. В своих зимних сапогах мне было очень жарко. Мы вместе с командиром поднялись на диспетчерский пункт. Он объяснил ситуацию. Местный командир стал помогать, мне улететь. Самолетом гражданской авиации улететь я бы смог только через неделю. Билеты у них покупались заранее. Поездом ехать 6 суток мне очень не хотелось. Местный командир предложил выход .У них стоял борт военный который летел в Новосибирск. Я согласился, мы с командиром Ан -12 пошли разыскивать командира другого борта.

Когда подошли к борту тоже Ан-12,оказалось,что командиры знакомы вместе учились в Балашове, только на разных курсах.   Без всяких проблем командир обещал доставить меня до Новосибирска. Мы тепло распрощались с командиром, который привез меня из Хабаровска. Он пошел к своему самолету.
Командир другого Ан-12 спросил:
-Жарко наверное в теплых сапогах?
Я ответил:
 - Жарко, но другой обувки у меня нет.
Он окинул меня взглядом и спросил:
- Не на Северный ли я полюс собрался? А то мы могли бы тебя подкинуть.
- Спасибо, мне лучше в Москву.
Ответил ему Я.
 Он засмеялся и сказал:
- Да ты нашел самый короткий маршрут.
Потом спросил:
 - Какое ты отношение имеешь к авиации?
Я показал ему удостоверение личности и отпускной билет.
 Он посмотрел его, отдал мне. Я рассказал ему всю историю.  Он посмеялся и сказал:
- Не расстраивайся, через 2.5 часа будешь в Новосибирске. Там уж как- ни будь улетишь.

18 Глава. Новосибирск.

Как он обещал, через 2.5 часа мы были в Новосибирске. В Новосибирске было -12 и метель. Я опять надел на себя куртку, шапку.  Мы вместе с командиром ,штурманом пошли на КДП(командно- диспетчерский пункт). На КДП сидели и военные они руководили военными самолетами, которые пролетали через Новосибирск.

 Военные руководители полетов, были во всех основных аэродромных узлах. Командир АН-12 попросил помочь улететь в Москву. Они направили меня к военным диспетчерам. Я распрощался с экипажем Ан-12  и пошел к военным диспетчерам. Сидящий там подполковник сказал:
- Сейчас не до тебя, у меня много работы. Приходи утром.
Я спросил:
 - Где мне можно найти гостиницу?
 Он мне ответил:
  -  Здесь ты ничего не найдешь, езжай в город.

 Я понял, что от него я ничего не добьюсь. Я спустился вниз, стал искать военного коменданта. Найдя  его, я увидал,  громадную очередь из военных с женами и детьми. Я занял очередь, из разговоров я понял, что люди сидят здесь уже 3 сутки. Надо было искать выход. Я решил действовать, как учил меня мой командир. Он говорил , в ресторанах аэропорта, девушки официантки, всегда дадут кров, военным  летчикам, а если очень понравишься ,то помогут достать и билет. Я решил так и действовать.

 В ресторане подошел к швейцару, пообщавшись, сунул ему в руку 5 рублей. Швейцар оказался очень смышленым, он тут же направился к симпатичной девушке. О чем- то с ней поговорил, она кивнула, он подошел ко мне и указал на свободный столик. Я сел за него. Подошла официантка, я заказал мясной салат,  жаркое в горшочке 250 коньяка и кофе. Попросил,   чтобы она выбила коробку конфет и взяла ее себе. Включив ее в мой счет.

Официантка быстро принесла мне мой заказ. Я покушал, зал постепенно стал заполняться посетителями. Мест уже не стало. Ко мне за столик подсели два молодых человека и девушка. Своим развязным видом они мне очень не понравились. Я насторожился.
Молодые люди были с наколками. Дама, сидевшая с ними была слишком ярко накрашена. Она первая обратила на меня внимание и стала навязываться. Я старался не заводить с ними разговор.

Заиграла музыка. Дама стала приставать ко мне, что она хочет со мной потанцевать. Мне пришлось сказать, что не люблю танцевать. Я встал и направился к официантке,  которая подавала мне знаки.
Я подошел к ней она мне сказала:
 -Вы больше  не пейте коньяк.
-  Почему?
 Спросил я.
- Вам туда ,что то подсыпали.
Я попросил счет. За ужин надо было отдать 40 с чем то рублей. я отдал ей 50 рублей. Она хотела отсчитать сдачу, но я ей сказал:
 - Пожалуйста, оставьте сдачу себе и принесите кофе, когда я подойду.
Сам решил выйти покурить.

 Войдя в курительную комнату я встал спиной в угол, на против меня стояло ведро с водой, куда кидали окурки, я закурил. В курилку вошли мои соседи по столику. Подходя ко мне первый, что был посильней, сказал:
 - Что же ты, сам пошел курить, а нас не пригласил.
Второй стал потихоньку заходить ко мне с боку.
 Первый спросил:
- У тебя огонька не будет?
Я ответил:
-У твоего напарника в руке коробок со спичками, а мне за зажигалкой далеко лезть, обратись к своему товарищу.

Сам  я уже почувствовал, что предстоит драка. Я вспомнил слова инструктора по рукопашному бою. Внезапность и стараться убрать сильного противника в первую очередь. Из этих двоих первый был сильнее, чем второй. В драке надо начинать первым. Я резко вскинул руку, в которой была сигарета. Горящая сигарета попала первому в лицо. Тот завопил от боли, закрыв руками лицо, я пнул ногой ведро во второго, оно попала ему в ноги, содержимое ведра выплеснулось ему на брюки и ботинки.

Пока он отскакивал, я успел локтем стукнуть в ухо первому. Это получилось т.к. он в это время нагнулся. Он с грохотом упал. Мы остались один на один со вторым нападающим. Тот выхватил из -за пояса нож, ножик был охотничий. Я схватил ведро, и пошел на него, в ведре еще оставалась жидкость. Он начал отступать, я старался ,чтобы мне было видно упавшего, который корчился на полу.  Я заметил, что мой противник стоит напротив входа в курилку. Тут я и выдал :
- Вот и милиция идет!

 Противник повернулся в ту сторону, этого было мне на руку. Я со всей силы кинул в него ведро. Оно попала ему в грудь ,а жидкость в лицо, он инстинктивно поднял руки к лицу, потеряв меня из виду. Я ударил его ногой в низ живота. Удар ялового тяжелого сапога был сильным, он сразу же согнулся пополам. Я подскочил к первому, который стал подыматься на руке и ногах, крутя головой. Надо было не дать ему встать, ногой мне пришлось еще раз попасть ему по лицу.

 В это время раздался крик:
- Стоять, милиция, руки за голову!
 Мне пришлось подчиниться. Я поднял за голову руки, в курилке были два милиционера с пистолетами в руках и швейцар.
 Милиционер сказал:
 - Предъявите документы.
 Я опустил руки и полез в карман джинсовой рубашки. Там лежали у меня отпускной билет и удостоверение личности офицера. Я достал их и подал милиционеру, но он брать их не стал, а сказал:
- Товарищ швейцар посмотрите документы.
 Сам он все еще держал меня на мушке, второй милиционер в это время защелкивал наручники на одного из напавших на меня.

19 Глава. Спасение.

Второй нападающий от удара ногой по лицу лежал без сознания. Швейцар прочитал вслух мою должность, воинское звание и то, что я еду в Москву в отпуск. В это время в курилку вбежала официантка ,она стала рассказывать милиционерам,  как все было. Они вызвали машину и помощь. Потом когда приехали еще милиционеры, они взяли нож положили его в пакет и отвели двух моих противников в машину.
 
 Со мной стали решать, что делать, потом меня повели в комендатуру ,где сдали меня коменданту ,со словами никуда меня не выпускать, взять с меня объяснительную как все произошло. Комендант аэропорта майор, дал мне ручку,  листок бумаги и я сел писать объяснительную.  В это время майор рассматривал мои документы, потом он позвонил куда- то и назвал номер моей воинской части. Через несколько минут раздался звонок, он поднял трубку ,представился, выслушал, записал, что то на листе бумаги, а потом сказал:
 - Да тут у меня молодой лейтенант летчик драку в ресторане затеял, двоих так
избил, что их скорая увезла.

 Пока я писал, раздался еще звонок, он взял трубку представился, а потом сказал да заходите он здесь. Потом положил трубку и говорит :
- Ну что лейтенант, хана твоей карьере, чувствую на долго ты загремишь.
 В дверь постучали. Майор крикнул:
-  Открыто, заходите.
 Зашли капитан милиции сержант который держал меня под прицелом, официантка и швейцар. Капитан сразу же стал меня благодарить, что я оказывается, обезвредил банду которая промышляла по аэровокзалам грабя пассажиров. На них был объявлен розыск и только по отпечаткам пальцев они были найдены, мне все стали жать руку. Особенно было приятно пожатие милой официантки.
 Я попросил:
- Помогите мне добраться до Москвы?
 Они все пообещали мне помочь, но не сегодня.

 Мне вернули документы и комендант записав мою фамилию сказал:
- Подойди завтра в 11 часов ,может. Что- ни будь решим.
Все вышли из комендатуры. Мы с официанткой и швейцаром пошли к ресторану.
 Я спросил официанту:
 - Как Вас зовут?
Она ответила:
-  Меня зову Лена.
 Я спросил:
 - Лена, до какого часа вы работаете?
 Она сказала:
- Ресторан закрывается в 24.00.
 Время было только 22.30.
Я спросил:
- А столик мой свободен или нет?
-  Конечно свободен. Только вот коньяк и стаканы милиция забрала.

 Я сел за свой столик заказал еще жаркое. Мне очень захотелось есть, для снятия стресса заказал 100 грамм коньяка. Леночка быстро принесла заказ и спросила:
- А кофе когда подавать сейчас или потом?
 Я ей сказал:
-  Давай сейчас, а то опять не дадут выпить.

 Только это промолвил к нам, опять стала приближаться группа подвыпивших джигитов, но путь им преградил швейцар. Он им популярно объяснил, что выход находится с другой стороны. Я посидел до закрытия ресторана, за это время мы с Леночкой договорились,что я сниму у неё угол на ночь. Я взял с собой еще бутылку шампанского яблок и коробку конфет. Взяв такси, мы в 1.30 ,были у нее дома.

 Она жила 1 комнатной квартире в поселке между аэродромом и Новосибирском. Жила одна,2 года как развелась с мужем. Утром к 11 часам я приехал в комендатуру, там сидел капитан. Я спросил:
- Товарищ капитан, мне майор обещал билеты на Москву.
 Капитан только пожал плечами.
Выходя из комендатуры я встретил командира АН-12 который привез меня из Душанбе, тот очень удивился увидав меня, я рассказал ему что со мной произошло. Он сказал:
 - Пойдем, кажется, я смогу тебе помочь.

 Мы опять пришли к военным диспетчерам, он подошел к подполковнику, обнялся с ним. Представил меня и объяснил ситуацию. Тот сказал:
- Улететь в  Москву большая проблема. По пути плохая погода и все борта сажают на запасные аэродромы. Вот по этому, такая толпа. Ты наведывайся сюда ,или звони, вот мой телефон. Он оказался начальником смены военных диспетчеров. Я поблагодарил его и поехал к Лене. Она была дома.

20 Глава. Дальнейший перелет домой.

 Мы с ней поехали смотреть Новосибирск, тем более время было много свободного. Она мне показали город большую реку Обь. Город оказался красивым с широкими проспектами. Мы сходили в кино, посидели в кафе купили продовольствия и поехали к Лене домой. Так в Новосибирске, я пробыл 3 дня. Лена предложила мне провести весь отпуск в Новосибирске, но мне очень хотелось домой. На третий день мне предложили попутным рейсом долететь до Воронежа. Я согласился, взяв из камеры хранения свою сумку, я попрощался с Леночкой, у нее на глазках стали проступать слезки. Я пообещал приехать в Новосибирск еще раз.

 С сопровождением дежурного смены, я подошел к борту ИЛ-76 который летел в Воронеж, до Воронежа я долетел без проблем. С Воронежа в этот  же день на военно транспортном самолете я попал на военный аэродром под Ленинградом. С него я переехал в Пулково и от туда улетел на гражданском самолете в Москву. Таким образом, исколесив практически весь СССР, я через 6 дней из Хабаровска попал в Москву. Увы я не жалел об этом, по пути я встретил много замечательных ,бескорыстных людей, которые помогали мне. Были, конечно и натуральные сволочи. Больше было хороших людей. С Леночкой мы долго были дружны, переписывались, поздравляли друг - друга с праздниками и днями рождения. После прибытия из Афганистана я был проездом в Новосибирске, позвонив  ей, я узнал, что она вышла замуж и ждет ребенка. Мне оставалось только пожелать ей счастья.

21 Глава. Военные будни.

Остаток отпуска я провел с родителями и школьными друзьями. В мае месяце наш экипаж ,как и большинство экипажей эскадрильи, прибыли из отпусков. Опять начались военные будни. На нас стали возлагать больше задач. Первая эскадрилья в полном составе уехала на переучивание в Торжок на месяц, а после переучивания они улетали в Афганистан.
 
 Мы служили в единственном в стране вертолетно- транспортном полку. У нас на вооружении стояли вертолеты МИ-8 2 эскадрильи ,МИ-6 2эскадрильи и отряд МИ-10 из 4 вертолетов. После первого общего построения нашу эскадрилью собрал наш командир эскадрильи (комэск). Он зачитал боевое расположение, какие экипажи, на каких бортах летают и составы экипажей. Потом вышел начальник штаба и сказал, чтобы все сдали ему по 5 рублей. На эти деньги мы всей эскадрильей пойдем на природу отмечать в ближайшую субботу юбилеи ,очередные воинские звания, рождения детей и т.д.

 Наступила суббота все пошли на берег речки Белая, которая после таяния снегов стала полноводной рекой. (Летом она превратилась в ручеек.) На берегу в редком березовом лесочке была построена зона отдыха. Стояли длинные столы со скамейками ,метрах в 10 были сделаны качели, песочница. Мы расселись за столы, которые уже были накрыты. Сели экипажами. Помимо офицеров и прапорщиков за столами сидели их жены и дети.
Дети, находились под присмотром нескольких женщин. Командир поднял первый тост за вновь прибывших офицеров, т.е. за нас молодых лейтенантов. потом посыпались тосты за дни рождения, за рождение детей, за очередные воинские звания, за классность летного и технического состава. Все пили чистый спирт. В те времена на дальнем востоке, водка продавалась только в больших городах, а в маленьких поселениях продавался питьевой спирт. Вот всем этим организованным пьянством руководили начальник штаба (он совсем не пил) и командир эскадрильи, после нескольких тостов комэск встал и запретил больше пить нескольким офицерам. Им помогли подняться и отвели их в тень на травку, чтобы они там отдохнули. Пьянка, продолжилась дальше. Так шло на убывание.

 Через 4 часа все закончилось, все кто держался на ногах убрали со стола. Закопали банки, бутылки пустые оставили в ящиках. То, что не доели оставили отдельно, для бездомных собак которые лежали и ждали когда мы уйдем. После этого все дружно ,с песнями, пересчитанные по головам, пошли к гарнизону. Тех кому было тяжело идти, с двух сторон поддерживали товарищи. Все были доставлены по своим домам, никто не был забыт. Мы холостяки в полном составе вернулись в общежитие. Там еще на сон грядущий под жареную картошечку выпили бутылку спирта на 4х и легли спать.
 
Утром встали, умылись и пошли на завтрак. У летной столовой нас ждал комэск. Мы поприветствовали его. Он справился о нашем самочувствии, мы ему сказали. что все нормально, только пить очень хочется. Он нам посоветовал попить кваску. который по его просьбе сделали для нас женщины. Мы зашли в столовую разделись и пошли на свои места. потом со стаканами в подстаканниках потянулись к большому баку. В баке был половник, я зачерпнул им квас и налил в стакан. Квас был великолепный как хорошая бражка. Он утолял жажду. После первого стаканчика пошли и приняли по второму. Нам принесли завтрак, который мы заказывали. Все всё съели и вместо того ,чтобы выпить чай или кофе, все пошли к баку с квасом. Выпив на дорожку еще по 2 кружечки. Мы, поблагодарили работников столовой за вкусный завтрак пошли одеваться и вышли на улицу.

Постояв немного, мы поняли, что ноги нас стали плохо слушаться. В голове было хорошо, сушняк прошел, настроение было приподнятое. Мы с песнями пошли к себе в общежитие. Таких веселых шло по гарнизону человек 25 и все были с нашей эскадры. Мы без всяких приключений дошли до общежития и разошлись по комнатам. через час все спали. На обед мы попасть не смогли, проспали, но на ужин нам официантки подали и первое и второе. Так. что к утру понедельника ,мы были уже в строю.

22 Глава. Крупные армейские учения.

В 5.00 нас разбудила сирена тревоги. Мы быстро взяли свои вещи и побежали на аэродром.  Через 40 мин. вертолеты были готовы к вылету. Летный состав собрали на ЗКП (запасной командный пункт.) Была поставлена задача эскадрильей МИ-8 и 2 мя эскадрильями МИ-6. Перевезти полк мотопехоты с Возжаевки на Завитинский полигон.
 
Наш экипаж и экипаж комэски, шли самыми первыми, как до разведчики погоды. Так мы парой подлетели к расположению мотострелкового полка. В 300 метров были оборудованы посадочные площадки для вертолетов. Мы сели первыми, на наш борт села группа разведчиков. Комэск не садился он баражировал, над площадками поддерживая связь с основной группой.  Когда мы взлетели, мы увидали подходящую к точке посадки нашу эскадру.

 Мой командир взял курс на полигон. Через 15 минут полета нас запросил наш командир полка. Командир ответил ему. Тот сказал ,чтобы мы перешли на канал закрытой связи. по закрытой связи он приказал  снизиться на малую высоту и установить связь с авионаводчиком. Мы так и сделали. командир снизился на малую высоту, а я установил связь с наводчиком. После запроса он мне ответил и приказал сесть в квадрате и забрать его. Мы вышли в названый квадрат и сели.

К вертолету подбежали двое, офицер и солдат с радиостанцией. Они запрыгнули в вертолет. Вертолет тут же поднялся в воздух. Наводчик на моей карте показал место высадки его и разведгруппы. Я сказал командиру курс полета и он направил туда вертолет. Наводчик попросил, чтобы мы летели как можно ниже, он боялся, что нас обнаружат.
 Командир перевел вертолет на предельно малую высоту. мы шли чуть ли не касаясь колесами шасси верхушек деревьев. как лес кончился мы перешли на полет над землей. Первое время было жутко, лететь на скорости 220 км на высоте 5-6 метров от земли. Когда перед твоими глазами проскакивают на большой скорости кусты и отдельно стоящие деревья. Одно ошибочное движение и мы могли разбиться. У моего командира был большой опыт полетов на такой высоте по Камчатке.
 Он спросил у меня:
Что жутко? Привыкай, теперь мы будем летать так постоянно, я тебя научу.

 Постепенно я стал привыкать к этому полету. Я стал сверяться с картой, спереди заметил ориентир, характерный изгиб реки. Я сказал командиру ,что впереди место посадки. мы определили направление ветра и зашли на посадку. Прямо перед нами была площадка вся покрытая прошлогодней травой. Командир оценил ее и сказал борттехнику:
- Яков придется тебе первому прыгнуть, покажешь нам куда сесть.
 Мне тоже:
-  Помоги Якову, привяжи его тросиком от лебедки ,в случае чего тяни.
 Я пошел за Яковом. Он открыл дверцу и хотел прыгать.
 Я ему на ухо прокричал:
- Одень пояс с тросом от лебедки.
Он хотел отказаться, но я сказал:
- Это приказ командира.

 Он одел пояс, подошел к дверце и прыгнул. Высота была всего 2 метра, он по пояс ушел в грязь. Если бы не лебедка он не смог бы вылезти из трясины. Я поднял Якова и помог ему  залезть в грузовую кабину. Он был по пояс в грязи.
 Я сказал командиру:
- Командир, это место гиблое надо уходить.
 Он провел вертолет дальше.
Через некоторое время мы нашли твердую площадку. Яков опять спрыгнул, площадка оказалась твердой, он отцепил пояс от лебедки и показал знаками, куда нам можно сесть. Я вытащил лесенку и вся разведгруппа выскочила из вертолета.

 Авионаводчик показал мне каналы на которых он будет работать, пожал руку и выпрыгнул с вертолета. Яков поднялся по лесенке, затащил ее в вертолет, закрыл дверь и мы полетели от того места.
Пока мы летели к месту загрузки десанта, он успел переодеться в запасной комбинезон и другую обувь. Когда он залез в кабину, командир сказал:
- Яков, поздравляю тебя с открытием купального сезона.
В ответ получил:
 - В следующий раз первым прыгать, будет командир.
 Мы подлетели к месту где уже в 2 ряда стояли вертолеты нашей эскадры. Рядом находились больше 20 больших вертолетов МИ-6. В них уже грузилась техника и личный состав. Мы сели и выключились, я вместе с командирам подошел к стоящим рядом с вертолетами летчикам. к нам подбежал посыльный солдат и сказал, что командира и меня зовут к командиру полка. Мы пошли за ним.

 Он подвел нас к машине передвижного КП. Там собрались наш командир полка, Коль Колич комэска и сухопутный генерал лейтенант в окружении полковников. Командир доложил генерал-лейтенанту о прибытии. Тот приказал показать место высадки разведки и наводчика, я вытащил карту и показал место. Ординарец генерала, взял мою карту и нанес на свою, место  высадки разведгруппы. После этого я встал за своим командиром. Генерал приказал нам взять на борт еще группу офицеров и высадить в том месте, куда мы высаживали разведку. Мы сказав «есть», отдали честь, повернулись и пошли к вертолету.

Залезли в кабину, стали запускаться. В это время к вертолету подбежали 6 офицеров и 4 солдата несущие большой тюк. они пытались загрузить его ,но он был слишком большой. мы выключились, я вместе с Яковом открыли задние створки и они засунули в вертолет тюк. Мы закрыли створки, забрали 10 человек и запустили двигатели, через 20 минут мы выгружали на старом месте всю группу с грузом. После этого мы опять вернулись к своей эскадре.

Все вертолеты были уже загружены техникой и десантом. Мы сели, к нам на борт сел весь руководящий состав нашего полка.  Первым взлетал наш экипаж. Потом парами шли вертолеты МИ-8, за ними шли МИ-6. В воздухе нас ждала эскадра боевых вертолетов МИ-24(крокодилов или по -нашему, мессеров). Полк растянулся на 15 км. Мы летели на высоте 400 метров вдали от трассы, по которой летают все воздушные суда. Внизу, было мало населенных пунктов. При подходе к месту, где мы высаживали разведку, на нас вышел наводчик. Он указал нам квадрат высадки, который находился левее первоначального места и сказал ориентиры, 3 оранжевых дыма треугольником. Мы пошли туда. При подходе к указанному месту вспыхнули оранжевые дымы треугольником. Мы зашли на большое поле, пролетев до его до конца, мы приземлились.

 Руководство полка вышло из вертолета развернули радиостанцию. Мы опять взлетели и поднялись на высоту 1500 метров. Стали работать ретрансляторами. Нам передавали  команды , а мы их дублировали. К нам приближалась первая группа вертолетов,  вел ее командир нашей эскадрильи. С боков группу прикрывали пары вертолетов МИ-24. Я вышел с ними на связь и передал данные канала связи на посадку. МИ-8 стали снижаться парами. МИ-24 прошли на той же высоте и стали барражировать не далеко от места высадки. За МИ-8 шла первая группа МИ-6 прикрываемая вертолетами МИ-24. Я опять передал ведущему позывные посадки и канал. Они пошли со снижением на посадку. Ми-24 встали в круг с другой стороны площадки. Ми-6 садились с пробегом. Закончив пробег, они заруливали в сторону и выгружались. Личный состав и техника тут же уходила в лес.

 С нами на связь вышел ведущий группы истребителей он передал ,что они работают над нами на высоте 4000 м Т. е. нам нельзя было забираться на высоту больше 2100 метров. Они прикрывали нашу высадку десанта. Когда все наши вертолеты сели я передал ведущему группы Ми-24 координаты наводчика. Они, оставив группу из 4 МИ-24 для прикрытия. Остальными пошли в указанный квадрат.

 Для нашего экипажа поступил приказ перелететь в другой квадрат. Мы полетели соблюдая маскировку и меняя курсы ,в указанный квадрат. Внизу мы наблюдали продвигающуюся технику. Лес резко оборвался, перед нами была река, на обрывистом берегу которой были видны укрепления. Мы развернулись и ушли с открытого места. На связь опять вышел наводчик и указал свой ориентир. Мы снизились и зашли на поляну. Поверхность была твердой Авионаводчик и солдат залезли в вертолет. Он показал нам место, где мы его должны были высадить.

 Мы взлетели, вертолет на малой высоте полетел параллельно реке. Минут через 10 показалась сопка, с которой просматривалось все вокруг. На ней был сделан наблюдательный пункт. У основания этой сопки, были выложены  4 посадочных места,  для вертолетов. По колдуну (конус который определяет ветер) мы зашли на посадку. Наводчик и солдат выскочили из вертолета. и пошли вверх. Через несколько минут на связь вышел наводчик и передал приказ выключаться и ждать дальнейших указаний.

Мы выключились, вылезли чтобы размять ноги. Я передал командиру,  что у нас мало топлива, только на обратную дорогу. К нам спустился посыльный, он передал, чтобы экипаж поднялся наверх. Мы закрыли вертолет и поднялись на сопку. На сопке был построен наблюдательный пункт. Рядом стоял стол с картами, около него стояли  шесть генералов. Во главе стола стоял генерал полковник. Мы построились.

 Генерал полковник подошел. Командир доложил ему. Тот поздоровался с нами за руку  и обратился ко всем.
- Вы поступаете в полное мое распоряжение на время учений, по всем вопросам к моему адъютанту, вопросы есть?
 Вопросов не оказалось. Он повернулся и ушел.
 Адъютантом оказался капитан.
 Командир сказал:
- У нас мало топлива.
 Адъютант спросил:
- Как давно вы ели?
 Командир ответил:
- Мы с 5.00 голодные.
Время было уже 10 часов
Адъютант повел нас  в стоящую палатку. Там оказалась передвижная столовая.
Он сказал официанткам:
- Покормите  пожалуйста, экипаж вертолета.
 Нам принесли салаты, потом отличные отбивные с картошкой пюре. После подали чай и пирожные. Поев и поблагодарив официанток,  мы вышли из палатки. Жить стало веселее, когда живот не ноет от голода. Мы стали спускаться к вертолету. Около него уже стоял топливозаправщик.

  Наш борт был сделан как салон. Он предназначен был для перевозки высшего командного состава. В салоне были откидные столы и планшеты для карт. В салон была выведена связь. Надо было только подключить аппараты и они стали бы работать.
 Когда мы подошли к вертолету, нас уже ждали связисты. Яков открыл дверь, они залезли и стали устанавливать свою аппаратуру. Мы в это время занимались вертолетом. Командир и Яков, открыв капоты двигателей осматривали их. Я заправлял вертолет. Заправив вертолет под завязку. Я расписался в журнале. Указав войсковую часть должность и звание. Закрыв капоты в кабину слез командир. За ним спустился Яков, мы отошли от вертолета и закурили.

 К нам подошел старший связистов майор, он сказал, что установку аппаратуры они закончили. С нами будет летать лейтенант, который будет отвечать за аппаратуру. Мы поздоровались и познакомились с ним. Через пол  часа, к борту подъехал крытый « Урал», из кабины вылез прапорщик. Он спросил нашего командира Юра вышел, прапорщик отдал честь и сказал:
- Я привез сухой паек в количестве 20 ящиков, куда можно разгрузить.
Юра подозвал меня  и приказал разместить груз. Мы с Яковом открыли створки и загрузили все ящики. Потом подъехал адъютант, он залез в вертолет, проверил все.
 Увидав лейтенанта спросил:
- Товарищ капитан, лейтенант с экипажа.
Юра ответил:
-  Лейтенант должен отвечать за аппаратуру.

 Адъютант распорядился, чтобы лейтенанта на время учений одели, так же как и экипаж. Прапорщик спросил у лейтенанта размер и уехал.  Потом он объяснил нам, что генерал-полковник это командующий дальневосточной ставкой, которая располагалась в Улан Удэ. Она координировала действия Сибирского и Дальневосточного военных округов. Еще спросил, какой класс у командира и какой налет. У Юры был 1 класс и налет 2500 часов, больше 1800 часов он пролетал, перевозя пассажиров. Адъютанта удовлетворил этот ответ, он сказал:
- Дополнительно привезут еще еды и воды.
 Потом он спросил:
- Что лежит у нас в кабине на сиденьях.
 - Парашюты пилотов.
 - Парашюты надо убрать т.к. пассажиры летят без паращютов.

 Когда убрали парашюты, оказалось, что на сиденьях невозможно сидеть. Тут же нашли подушки, которые очень хорошо поместились в замен парашютов. Мы с Юрой сели, на них было удобней сидеть ,чем на жестком парашюте. Три парашюта мы передали прапорщику, который привез полное летное обмундирование лейтенанту. Тот переоделся в летную демисезонную куртку, летный комбинезон в фуражку, еще ему дали шлемофон.
 Получив это все, он расписался в ведомости, после учений все имущество он должен был вернуть прапорщику. Подъехала еще машина выгрузили ящики, их пришлось распихивать, по салону.

 Мы вылезли из вертолета, встали в сторонке, увидали спускающихся с сопки генералов, построились.
 Юра скомандовал:
 - Смирно!
 Доложил генерал-полковнику:
-  Товарищ командующий экипаж к вылету готов.
Тот сказал:
 - По  местам ,запускайтесь.
 Мы залезли в кабину после того, как все пассажиры заняли свои места. Запустили двигатели. Вертолет задрожал на больших оборотах. Яков вылез, осмотрел вертолет показал, что все нормально, залез втащив лесенку ,закрыл на защелку дверь.

 Мы взлетели, набрали высоту. Дверка в пилотскую кабину открылась ,просунул голову адъютант:
- Кто- ни будь из экипажа пройдите в салон, генерал хочет дать указание куда лететь.
 Я вышел с картой в салон. Там на откидных сиденьях кроме генерал-полковника сидели 3 генерал-майора и 2 капитана. На столе были разложены карты.  Я подошел, представился показал им свою карту. Они мне на своей карте показали маршрут, куда мы должны прилететь. Я сделал на своей карте пометки.
 Я сказал ,что все понял и спросил разрешения вернуться в кабину экипажа.

 Генерал-полковник разрешил, в кабине я нарисовал маршрут полета и показал его командиру, пока он его оценивал, я просчитал какое время нам лететь и с каким курсом. Внизу было видно большое скопление техники. Мы пролетели по всему переднему краю по которому шли какие то работы. Сторона противника на это не реагировала.
 В кабину заглянул адъютант, он сказал:
- Мы должны сесть в расположение понтонной бригады и указал место.
 Мы как раз находились над ней. Юра стал снижаться по спирали. Сначала с малым креном, потом больше и больше. С креном 30 градусов мы быстро потеряли высоту и вышли на посадочную прямую. Вертолет сел прямо у палаток штаба,  подняв вихрь старой травы и пыли. Юра вывел вертолет на малый газ. Яков открыл дверь поставил лестницу , спрыгнул на землю. Поступила команда выключаться.   Мы с Юрой выключили двигатели и застопорили винт.

Генерал -полковник со своей свитой вылез из вертолета, направился к стоящим в строю командирам. С ним ушла вся свита. Мы взяли себе по бутылочке воды. Адъютант когда мы ее загружали, разрешил ее экипажу брать. Очень хотелось спать, солнце уже пригревало по весеннему. Мы расстелили чехлы и легли на них, лейтенант остался сторожить вертолет и нас, проспали мы минут 40. Нас растолкал лейтенант, генералы идут.

Мы построились, я перед построением захватил планшет с картой. Генерал-полковник поставил нам задачу и залез в вертолет, за ним залезли все остальные. Последним как всегда залезал Яков. Он, закрыв дверь сел на свое место  между мной и Юрой, мы начали запуск. После того как запустили двигатели проверили на висение как реагирует вертолет и только после этого взлетели. Мы опять летели на высоте 600 метров. Так мы облетели всю линию расположения войск. Вернувшись назад  к сопке только в 14.30 все очень проголодались. Пока мы проверяли и заправляли вертолет, генералы поели.

 К нам спустился адъютант и пригласил на обед. В столовой кроме нас сидели еще 2 капитана и адъютант генерал-полковника. Нас сытно покормили, поблагодарив заботливых хозяев, мы хотели спуститься к вертолету. Нас остановил адъютант.
 Он спросил:
 - Во сколько  вы сегодня поднялись?
 Юра ответил :
- В 4.30.
 Адъютант сказал:
- По вам не видно что вы устали. Если хотите в той палатке кровати можете часов 6 отдохнуть.
- Вечером и ночью предстоят вылеты.
 Нас долго упрашивать было не надо, через пол часа мы уже спали. Разбудили нас в 19.30 на ужин, после ужина выспавшиеся и накормленные мы были готовы снова летать. Где то в 20.30 мы опять облетали все войска готовящиеся к наступлению. Войск было много. Особенно меня удивило большое количество танков. Они стояли впритык. Все замаскированные. Облетев все войска, мы вернулись к наблюдательному пункту на сопке.

23 Глава. Наступление.

Время было предрассветное. Когда ночь уже прошла и начинает наступать утро. Этот красивый восход, небо с начало  темное стало потихонечку голубеть, краснеть, розоветь, розово-желтым, и наконец, стало желто золотистым. Стало светло, и через несколько минут утро вступило в свои права.  Раздался сильный грохот, потом еще, еще. Завыли, завизжали ракетные установки «Град». Гул грохот продолжались в течении 30 минут. Когда наступила тишина, она оказалось настоящей тишиной. Мы не вылезали из вертолета. Ждали распоряжений. С сопки увидали спускающихся генералов. Адъютант показывал запуск. Мы быстро запустили двигатели.  Яков вылез, чтобы подстраховать, залезающих генералов.

 Мы взлетели, в кабину залез адъютант и показал маршрут полета, вертолет  летел на высоте 400 метров, было видно большое количество паромных переправ, по которым шли танки. Между ними сновали катера, перевозившие личный состав. Для поддержки с воздуха ниже нас летели звеньями вертолеты огневой поддержки. Я вышел на канал руководителя авиацией и доложил, на какой высоте и с каким курсом идем. Он сказал, чтобы мы заняли высоту 600 метров. Мы выполнили,  я доложил ему. Над нами просвистели 8 бомбардировщиков СУ-24. пока мы летели вдоль линии фронта, мимо нас проносились штурмовики, бомбардировщики, вертолеты огневой поддержки. Танковые части все переправлялись и переправлялись на другой берег, им не было конца. Мы перелетели через реку и увидали плато покрытое линиями продвигающихся танков. Я насчитал около 15 линий. расстояние между линиями было метров 50. Такую армаду танков тяжело было сдержать.

Плато заканчивалось сопками покрытыми лесом. Между сопками были два прохода,  параллельно нам пролетела большая группа вертолетов МИ-8. Он шла на высоте 600 метров. За ней шли две группы МИ-6. Всех их сопровождали вертолеты огневой поддержки. Над ними пролетали штурмовики и бомбардировщики.
 
Два прохода между сопками были все в дыму. Было видно, как их обрабатывает авиация. Танки начали втягиваться в проходы. В это время, в эфире услыхал голос командира эскадрильи, он докладывал, что группа высадила десант и идет за новым грузом. Потом прошел доклад от ведущего МИ-6 первой группы. Потом от ведущего второй группы.  Они высадили десант в тылу, отступающего противника. Под прикрытием вертолетов прошли наши МИ-8,затем 2 группы МИ-6.

Второй, третий, четвертый день учений мы носились как извозчики, смотря за продвижением частей и перевозя грузы к новым наблюдательным пунктам. За эти 5 дней весна полностью пришла на Дальний Восток. Сопки раскрасились разными цветами белым, розовым, голубым. Это зацвел Багульник. Земля стала на глазах зеленеть.

  Там на Дальнем Востоке мне казалось, что есть два времени года зима и лето. Осень и весна проходили очень быстро, почти не заметно, кажется только была зима, вот солнышко пригрело  и нет снега, потекли ручьи, сопки стали красивы  природа расцвела. Потом лето,  золотая осень  (бабье лето), потом мороз и снежная зима.

Учения были завершены в них принимало участие более 2000 танков и самоходок. около 500 единиц авиационной техники. Все цели были достигнуты. Мы отвезли генерал-полковника в штаб в Белогорск. Он поблагодарил экипаж за хорошую работу и сказал адъютанту:
 - Запомни, сухая благодарность в глотку не полезет.
Тот все понял и передал нам коробку с 4 бутылками коньяка (очень хорошего) и закуской. В этот же день мы были дома. Нам генерал-полковник еще сделал подарок, он нас освободил на 3 дня от службы. Наверное, чтобы мы продегустировали его коньяк, что мы и сделали у Юры в новой 2х комнатной холостяцкой квартире.

Продолжение следует.http://www.proza.ru/2012/10/29/93

На фото:Самолет Ан-12 ВТА (военно-транспортной авиации)