автор Валерий Лохов - Никола - Чудотворец

Олег Темников
                Рассказ

                Никола-Чудотворец

  Странным для жителей небольшой деревни Попово казался этот, ещё не старый мужик – Николай. Никто из проживающих в ней так и не узнал, откуда он объявился, какого роду-племени.  Поначалу приставали с расспросами, а потом перестали. Все к нему привыкли, словно он и родился в этом селении. Он и схож-то со здешними мужиками: светловолосый, голубоглазый с насмешливым и всегда весёлым взглядом. Этот внешний вид никак не вязался с прозвищем колдуна, которым окрестили его жители деревеньки. Не любил он и бражничать с местными любителями выпить и вести пустые, во хмелю, разговоры на мировые темы в области политики.
  Каким-то образом он приобрёл у отъезжающих хозяев небольшой домик на краю деревни с покосившимся забором и небольшим огородом и тихо, незаметно, поселился в нём. Шло время, год за годом отмеряя неумолимые шаги. За глаза нового поселенца селяне называли не иначе как «Никола – Чудотворец».  И было отчего получить такое прозвище. Многих жителей деревни и окрёстных сёл спас он от неминуемой смерти, многих тяжело больных поднял на ноги, не одну драгоценную жизнь продлил на многие годы вперёд, когда уже казалось, что сама пустоглазая «косая» стучалась своей жуткой косой в приоткрытые двери жилищ, в которых уже обречённые с покорностью поджидали её необъяснимо жуткого прихода.
Почти всегда рядом с кудесником –целителем находится его хозяйка -молодая жена. Анастасия. Была она родом  из соседнего селения Акулово. А оказалась она в этой деревне по весьма интересным обстоятельствам, о которых до сих пор судачат досужие деревенские кумушки.
  Дело было более десяти лет тому  назад, на Рождество Христово. К празднику Николай надел новую чистую рубашку и даже побрил уже выступающую бороду  и усы. Зажёг свечку у икон, расположенных в переднем углу его небольшой избы. Хотя и был Николай глубоко верующим человеком, в своих сеансах исцеления надеялся не только на одного бога, но и на знания и опыт.
- Дела божьи делаются руками самого человека, - любил говорить он, и не теряя драгоценного времени, шёл в лес или на луг, чтобы собрать лечебные травы и коренья.
   Под небольшим навесом у него хранилось множество такого домашнего лекарства, висящего пучками на в битых в стену гвоздях, дожидающихся своего часа. Хотя и был праздничный день, к Николаю неожиданно нагрянули посетители. Услышав заливистый лай своей дворовой собачки Дашки, он вышел за ограду. Выпуская пары воздуха, около калитки стояла рыжая лошадёнка, запряженная в крестьянские сани - розвальни. Отбросив с себя огромный тулуп, из них вышла бледнолицая, с покрасневшим от холода носиком, женщина.  Лет сорока, не более.  В больших, тёмных глазах виднелось беспокойство и тревога. Николаю стало не по себе от такого молящего устремлённого на него взгляда.
- Мы к вам, Николай. Наслышали о вашей силе. Никто уже не сможет помочь нашей Настеньке. У кого только не были, - проговорила женщина и с мольбой добавила, - Помогите нам, Христа ради.
  И тут Николай увидел худенькую, бледнолицую девочку, выглянувшую из под тулупа. Её голова укутана серой шалью, завязанная накрест за её спиной. На вид ей было не более десяти лет.
-Проходи в дом, - проговорил Николай гостям, - Лошадь привяжите вон к той скобе.
  Он показал на вбитую в столб ворот металлическую скобу и направился в дом, заперев собачонку в конуре.
- Раздевайтесь, проходите, - пригласил он вошедших вместе с клубами морозного пара женщину и девочку.
- Рассказывайте, что случилось, заговорил хозяин, как только они разделись и уселись в прихожей на широкую деревянную лавку и с небольшим любопытством стали рассматривать жилище таинственного знахаря.
  Молва о его чудесной силе разошлась далеко по округе, не миновав и их Акулово.
- Больна моя Настенька. Хворь смертью приступает, - заговорила мать девочки.
- А что с нею случилось? – спрашивает Николай убитую горем женщину.
- И сами не можем знать и ни одна знахарка не способна ей помочь, куда только не ездили, - помолчав, добавила, - Только на вас последняя надежда, иссохла девочка, вот-вот помрёт.
    Задумался Николай, было отчего. В глазах девочки он уловил безнадёжность, равнодушие к жизни. Жизненный блеск там отсутствовал напрочь.
    - Настенька, ты хочешь жить?
    Спрашивает он девочку, внимательно вглядываясь в её тёмные глаза, пытаясь прочитать только ему известные оттенки и изменения, борющиеся внутри души измождённой девочки.
    Неуловимо тонкая ниточка – искринка скользнула по её бледному лицу, и Николай понял, что ещё есть надежда на её спасение.
- Хорошо. Я возьму её на излечение. Приедете за ней через месяц.
    Мать Насти была несказанно обрадована:
-Спасибо вам.
  Только и смогла она выговорить.
- Настенька, будь послушной.
- Хорошо, мама.
   Николай проявил все свои способности и умение в целительстве. Призвал в помощь не только лечебные травы, но и молитвы и наговоры. Направленные к всемогущим силам природы его обращения возымели силу, были услышаны и направлены в нужном направлении.
     Девочка буквально ожила, в глазах появился неподдельный интерес к жизни.
     К исходу месяца её здоровье было таким, что она уже выходила на улицу, хорошо кушала и надоедала Николаю своими, как ему казалось, глупыми расспросами.
   Случилось настоящее чудо, девочка пришла в себя и стала практически здоровой!
   К обещанному сроку, через месяц, снова приехала мать Насти и найдя свою любимую дочь в полном здравии, была очень счастлива.
    Шло время. Николай уже почти забыл об этом уникальном случае. Много прошло через его руки больных, малых и старых, ушедших в мир живых. Снова завьюжила зима, снова пришёл светлый праздник Рождество Христово.
  Очень любил его Николай и встречал его с великой радостью, приготовив что-нибудь вкусного к столу и приведя себя в порядок. Всё делать привык сам, жены нет. Никак не может влюбиться после первого неудачного брака, хотя прошло уже немало годков и та, первая любовь, отгорела и забылась, оставшись где-то далеко позади, лишь иногда тревожа по ночам в неожиданных снах.
  С раннего утра стояла морозная, чудесная погода, обещая тихий, безветренный день.
   Взглянув на солнце, Николай заметил радужные кольца вокруг него. Ему даже показалось, что оно не только яркое и светлое, но и счастливое и даже пытающееся ему подмигнуть невесть откуда появившимися шаловливыми глазами.
  - Что за наваждение?!
    Подумал он, но не придал этому большого значения, отнеся всё это к своему хорошему настроению.
   Ближе к вечеру залаяла уже стара, долгожительница, собака Дашка. Николай вышел за калитку и изумился от увиденного. Перед ним стояла рослая красавица с чемоданом в руках.
- Здравствуйте!
   Проговорила девушка и на её щеках вспыхнул румянец, а в глазах блеснул живой огонёк. Было заметно, что ей было непросто совладать с нахлынувшим волнением.
    Николай ошалело молчал, пытаясь что-то сообразить враз разбежавшимся куда-то мыслям.
- Меня, Настей, зовут. Вы меня помните? – спрашивает она остолбеневшего хозяина дома, вопросительно и внимательно глядя в его глаза.
  - Да, да…
   Николай всё также с недоумением  и уже с неподдельным интересом смотрел на неё, - Что-то, припоминаю…
   Неловкая пауза затягивалась.
- Моя мама умерла, а я осталась одна, - объяснила Настя причину своего присутствия в деревне Попово.
- Проходи в дом, Настя.
    Наконец сообразил Николай, что гостью неудобно пригласить в дом. ?
    Переступив порог и поставив чемодан на пол, Настя осмотрелась. Всё было, как и прежде, много лет назад. Она снова едва справилась с нахлынувшим волнением. Её лицо стало розовым от охватившего её сердце чувства, которое возникло в ней с новой силой. Смутившись оба, было от чего.
   Но тут Николай начал о чём-то смутно догадываться. Судя по цветущему виду красавицы, она была здорова и все болезни от неё ушли.
- Раздевайся, проходи.
  Молвил он, неотрывно глядя на Настю. Проскользнув мимо хозяина, она прошла к вешалке и сняв  своё старенькое пальто повешала его рядом с полушубком Николая. Присела на табуретку и стала с любопытством посматривать по сторонам.
«Угощать гостью надо, а в доме…» - с горечью подумалось Николаю, вспомнившему, что яств в доме не так много.
  Хозяйство-то полностью холостяцкое. Словно угадав ход его мыслей, Настя набралась смелости и предложила:
- Давайте, Николай, я вам помогу.
- Помоги.
  Он понял, что тонкая женская натура уловила его взгляд на холодильник и на собравшуюся на лбу морщину.
- Как говорится, обойдёмся пока тем, чем бог послал.
   У Николая были некоторые запасы к празднику, чего греха таить.
   Вместе они быстро приготовили праздничный стол из немудреной холостяцкой снеди. Что было дальше, многие не знают. Да и не зачем это. С того памятного дня началась их совместная и наверное счастливая жизнь, не смотря на судачания досужих кумушек, которых в их деревни, да и в других, было не счётное количество.
- На каждый роток не накинешь платок.
    Любил поговаривать Никола, порой видя насмешливый взгляд или проползший по деревне едкий слушок в свой адрес.
    Они часто прогуливались с Настей по деревне, держась под руку, на зависть многим.
- Ничего страшного, надо привыкнуть. Дай только время.
   Успокаивала его любимая, ещё крепче прижимаясь к своему спутнику.

Октябрь 2012 года

9155 знаков с пробелами