Таджики серия Картинки Жизни

Любовь Архипова
Вступление или хочу Вам рассказать...

Уже второй весенне-летний период + сентябрь-октябрь, я живу в загородном доме, наслаждаясь прелестями природы и полным отсутствием столичной суеты, которая меня реально достала. Достала настолько, что  захотелось просто бежать. И я радостно сбежала из, когда-то любимого мною, города.

Садовое, совсем небольшое (всего 50 человек), товарищество с милым названием «Родничок», стало для меня местом релаксации, очищения от информационного мусора  и негативной жестокой, по своей разрушительной силе, энергетики Москвы.

Итак.

Два  года назад у нас  в «Родничке» появился первый таджик.Ахмед. Его наняли сторожем. Через год к нему приехали  два «брата». Таджиков стало трое.

В этом году Ахмед привёл «жену»-таджичку, весной к нему приехало еще три «брата», потом ещё два. Их стало девять. Потом подтянулось ещё три родных брата. Итого: двенадцать.

Оставив на Родине свои семьи, родительские дома, многочисленных родственников, приехали они в Россию с одной единственной целью: закалымить денег. Не имея регистрации,  не оформив право на работу, таджики точно знали, что деньги у них будут, потому как  они не были первыми. Сотни тысяч таджиков до них приезжали на заработки и, слава Аллаху, для большинства из них, всё обошлось благополучно.

Шестерых из них поселил в строительный вагончик мой сосед, офицер Российской Армии. Солдатики, бесплатно батрачившие по выходным на его участке, уехали в дальние летние лагеря на сборы, и ему пришлось нанять таджиков. Остальные нашли ночлег в соседних дачных посёлках и деревнях.

Главным у них был  молодой стройный красавец Акмал, который хорошо говорил по-русски. Уроки русского Акмал постигал до приезда в «Родничок» в Самаре, где его старший брат держал точку по продаже обуви. Но лучшими учительницами для него, по его признанию, были русские девушки, с которыми у Акмала случалась «лубов».

Он-то и привёл ко мне своих  младших братьев: Фахридина и Умара.

Фахридин.

Невысокий, тонкий, как стебелёк, с печальными глазами двадцатилетний юноша из маленького кишлака, затерянного в предгорьях на границе Таджикистана с Афганистаном. 20 лет. Образование: шесть классов. Мусульманин. Знает наизусть Коран. Владеет арабским языком.
 
Мы с ним быстро подружились.Он приходил  по вечерам на веранду, где я варила варенья и соусы с разными травами.Приходил просто «посидеть»  потому, что по-русски  знал всего лишь несколько слов. Красивий дэвушька, работа, дэнги, кушять, хлэб, вода, плёхой, тётья, спасибо, понятно, паспорт, тэлэфон ,билет, меньты, самольёт - вот пожалуй весь его словарный запас для  жизни в России. 

Первой его работой у меня на участке было уничтожение сорняков на клумбах с цветами. Картинка получалась не слабая. Не понимая моих объяснений,  какие из проклюнувшихся растений являются сорняками, а какие - цветами,Фахридин растерялся.  Тогда я, нашла выход: сорняки назвала «плёхой», а цветы - «красивий». Он просиял и процесс пошёл.

Сидя на корточках, он осторожно трогал каждое растеньице и спрашивал меня: «красивий»? Мне же оставалось только не отходить от него ни на минуту и выносить вердикт: «плёхой» - «красивий». Вечером на всех клумбах остались только «красивий». Замечу, что я никогда не видела, чтобы землю так бесконечно нежно и подолгу гладили руками, как это делал он. Никогда. Правда.

Заплатила я Фахридину 500 рублей. Стоимость всех работ определял Акмал. Он был старшим. 24 года. Именно по этой причине братья отдавали ему половину заработка. Все деньги отсылались родителям. Себе оставляли копейки: на ежедневные пельмени, хлеб, чай, печенье. Часто я их угощала.
Жалко мне их было.

Фахридин был единственным из всех, кто ничего и ни разу у меня не просил. Нет, вру. Однажды он очень попросил. Попросил глазами. Помидоры. А  было так.

Когда появились первые овощи, ягоды и фрукты, я позвала его в малинник, который был красным из-за обильного урожая. Фахридин съел пару ягод, и стал заворожено смотреть на грядку с помидорами. Ну, просто встал, как вкопанный и смотрел на помидоры, ну, как я, например, на свою самую любимую ягоду ежевику. По его глазам невозможно было не понять, что помидоры он любит больше всего на свете. Угощала его ими каждый день, а он  с такой благодарностью на меня смотрел и так стеснялся при этом, что мне приходилось быстро уходить, чтобы не видеть его благодарных и преданных «собачьих» глаз.

Лето набирало обороты. Для меня наступила счастливая пора охоты за лекарственными травами. В тот день  отправилась за душицей на берег Москва-реки. Эту пряную травку ещё называют ладанкой или травой Богородицы. Когда возвращалась коротким путём домой, набрела на поле зрелой ржи. Набрала колосьев целую корзинку, принесла домой и поставила на скамейку у колодца.

Вечером пришёл Фахридин, чтобы для всех своих соплеменников набрать воды из  колодца. В самом начале сезона Акмал попросил у меня разрешения пользоваться  колодцем и сказал, что таскать воду будет  Фахридин. Не смотря на договор, Фахридин каждый раз, придя за водой, подходил ко мне и произносил вопросительно-просительно: «вода?».

Так вот. Короче. Зацепил он корзинку с рожью, и из неё выпало несколько колосков. Он испугано посмотрел на меня, быстро наклонился, поднял колоски, подул на них, и, поцеловав каждый, положил обратно  в корзинку. Улыбнулся, и очень строго произнёс, показывая на рожь: «хлэб».

Умар.

Самый младший из братьев. 18 лет.  Белокожий, с яркими зелёными глазами.
Русский словарный запас: мамочка, дай, велик, здрастуйти, спасибо, дэньги, давай работа, красивий дэвочька, малядой чимадос.В школу не ходил. Мусульманин.Знает Коран наизусть. Читает на арабском. Считает до 100.

Умеет таскать камни, землю, и многое другое, так как обладает невероятной физической силой.

Ему поручала работу, которую можно назвать «перемещение тяжестей из точки А в точку Б». Больше он ничего не умел и не понимал.

В самом начале сезона мне привезли два Камаза земли, и ею нужно было выровнять участок. Когда Акмал увидел огромную кучу, он сказал , что эту работу сделает Умар. Я  заметила Акмалу, что надо поторопиться, говорят, что будут сильные дожди, и выразила сомнение, что вряд ли Умар сможет в одиночку справиться. Он улыбнулся и гордо произнес, что я не успею и глазом моргнуть, как всё будет готово.

Утром пришёл Умар и, сияя улыбкой, пропел: «здрастуйти-и-и-и». Улыбаясь, я исполнила ответную партию: «при-и-и-ве-е-е-ет». «Мамочка, работа дай», - улыбаясь еще шире, решительно приказал мне. И «мамочка» прикатила ему садовую тележку с совковой лопатой.

Через минуту тележка была загружена. Умар всё так же сияя счастливой улыбкой, как жених на свадьбе, ударил себя несколько раз кулаком в грудь и громко  пропел: «малядой чимадос». Затем указав пальцем на тележку, возрадовался и провозгласил: «мерседес». Как маленький ребёнок, который играя игрушечной машинкой, произносит «жжжж», так и он весь день урчал, изображая «мерседес». К вечеру следующего дня от кучи не осталось и следа. Правда, были сломаны две лопаты и тележка. Когда Умар закончил работу, он попросил: «Мамочка, велик дай».

Всю весну и лето, каждый вечер, когда  его братья валились с ног от усталости, он подходил к калитке и требовал: «Велик дай». Я открывала гараж,выкатывала велосипед и он, счастливый, запрыгивал на него, как джигит на скакуна, и возвращался, словно  после победной скачки, весь в мыле.

Акмал. Любопытный. Наблюдательный. Вежливый. Любил меня спрашивать «по немногу - обо всём»: нравится ли мне Рамзан Кадыров, почему русские девушки такие податливые, почему русские не уважают родителей, почему так много пьют, уважаю ли я полицию, Путина, мужа и т.д. и т.п.

Запомнилась наша последняя беседа с ним, когда он пришёл со мной проститься. Родители нашли ему невесту в соседнем кишлаке. Был назначен день свадьбы, и он очень торопился. Сиял от радости.
- А как твою невесту зовут? Ты её видел раньше?
- Нет, не видел. Мама и папа видели, тёти видели. Они плохую для меня не выберут. Костюм и туфли себе куплю. Галстук куплю и рубашку. Белую. Даже племянница моя, сказала, что невеста очень красивая. Моя племянница, хоть и маленькая, ей  одиннадцать лет, очень умная. Вчера, долго с ней говорил по телефону, всё знает, всё понимает. Спросила меня, где я живу, я ответил, что я работаю в России. Она как начала кричать: «дядя Акмал, ты что дурак, работать на русских, быстро приезжай домой. На русских работать плохо. Аллах на тебя будет сердиться."

- Видишь, даже ребёнок хочет, чтобы я побыстрее вернулся домой,- заметил он, улыбнувшись на прощанье.

Мне добавить было нечего.