Немотивированный клиент? Будь попроще и люди к тебе потянуться
В самой постановке задачи поисков методов работы психолога с немотивированным клиентом существуют конфликты нескольких уровней:
Экзистенциальное противоречие, ибо никакой простой смертный человек не в силах повлиять на судьбу другого человека. Это послание транслируется через древние мифы, Библию, волшебные сказки, современные анекдоты и через опыт практикующих психотерапевтов.
Противоречие между выполнением своего профессионального долга, когда психологу приходиться вынужденно общаться с клиентом, и позицией профессиональной компетентности психолога, которая говорит ему о том, что, выступая инициатором проведения психологического вмешательства, он поступает некорректно с профессиональной точки зрения.
Противоречие, создаваемое на пути общения самим субъект-объектным подходом к клиенту, когда общество указывает человеку на то, что у него есть проблемы, и что он должен измениться, иначе последуют наказания. Решая задачи по мотивированию клиента, психолог изначально ставит себя в зависимую от клиента позицию, противоречащую с демократическими принципами диалога.
Противоречие между актуальными потребностями клиента и потребностями, которые ему приписывает общество.
В этом смысле ставить задачу найти эффективные методы работы с немотивированным клиентами, все равно, что найти успешный способ не только подвести лошадь к водопою вопреки ее желанию, но и заставить ее пить. А дальше возникают следующие вопросы:
- Сколько воды она должна выпить?
- Кто это будет решать?
- Как и чем измерить объем потребляемой ею воды.
Точно также невозможно адаптировать человека к жизненной ситуации против его воли. Точно также невозможно заставить человека выздоравливать, если он этого не хочет.
Поэтому, выступая инициатором контакта с немотивированным на сотрудничество клиентом, психологу в первую очередь следует задать несколько вопросов себе:
- Зачем я вхожу в контакт с этим человеком?
- Какая у меня потребность в этом общении?
- Какая у меня мотивация?
- Какую цель я хочу достичь в результате этого взаимодействия?
- Как эта цель согласуется с направлением моего профессионального и личностного развития?
Следующий этап – это непосредственное вступление в контакт с клиентом. Это самый трудный момент начала взаимодействия, ибо наиболее часто наблюдается парадоксальная картина, когда и клиент, и консультант идут навстречу друг к другу против своей воли и испытывают целый спектр негативных эмоций по поводу вынужденного разговора. Обоюдная нечестность порождает развитие заведомо известных сценариев игр, разворачиваемых в психологическом кабинете.
Противопоставлением привычному способу субъект-объектного общения, с который каждый из нас знаком с рождения, является субъект-субъектный подход, в котором консультант выступает, как такой же человек, а клиент как равноправный собеседник. В этом плане хорошо работают сообщества и группы поддержки, придерживающиеся принципов действительно демократического общества:
- опыт каждого ценен;
- каждый имеет право на свою точку зрения;
- каждый свободен в своем выборе;
- каждый имеет право высказываться и быть выслушанным;
- никто не оценивает, не критикует, не осуждает.
Опыт такой наиболее эффективной модели выздоровления, как 12-ти шаговая программа, по которой работают зависимые и созависимые люди, говорит о том, что самое важное, что вы можете сделать для другого страдающего человека, - это поделиться с ним собственным опытом решения той или иной проблемы. Консультант, который говорит с человеком не с высоты своего профессионального статуса, а делиться собственными переживаниями, окажет гораздо большее влияние на отношение к происходящему, нежели консультант, формально исполняющий свой профессиональный долг.
Третий шаг после проявления личного интереса к собеседнику – выяснение его действительных потребностей:
- Что для него важно в данный момент?
- От чего он сейчас страдает?
- Какие у него есть потребности?
Здесь, возвращаясь к вопросу о работе с немотивированным клиентом, можно утверждать, как это делают многие психологи и социальные работники: немотивированного клиента не бывает. Такая формулировка удобна для объяснения того, почему работа, не приводит к поставленной цели. Бывает отсутствие контакта и неисследованные потребности клиента.
Далее уже можно совместно искать способы удовлетворения этих потребностей, ставить цели и задачи их достижения, а также предлагать различные формы работы с клиентом.
Совместно с Юлией Васюковой