тх Архангельск Босфорский абордаж

Морской Профсоюзный Телеграф
Т/Х «АРХАНГЕЛЬСК»:
БОСФОРСКИЙ АБОРДАЖ

Много тайн хранится в российских архивах, которые стали преемниками архивов советских, но добраться до них так же сложно, как и в те времена.  И все вроде поменялось в нашей жизни, только тайны остались тайнами.
Наверное, мало, кто помнит, сколько шума в 60-е годы уже прошлого века наделал т/х «Архангельск» Балтийского морского пароходства, который в проливе Босфор выскочил на берег и…  А вот по поводу этого «и» возникло множество легенд.
Одна из версий происшествия, ходившая среди  курсантов и преподавателей Ленинградского мореходного училища, заключалась в следующем. Шел себе пароход по Босфору и вдруг повернул в сторону берега, а там ресторан, а в нем гуляют турки на свадьбе. Пароход врезался в ресторан, передавил всех гостей вместе с невестой, а злые турки схватили капитана, заковали его в цепи и посадили на десять лет в самую страшную турецкую тюрьму. Были и другие версии, так или иначе сохранявшие главный рефрен: ресторан, свадьба или другие пышные мероприятия и капитан на цепи.
И вот, не прошло и полвека, как нашей газете удалось найти нужные документы и взглянуть на происшедшее глазами очевидцев.
Начнем с того, что суда серии «Архангельск», построенные умелыми финскими руками, звались среди моряков БМП «рысаками» за их скорость и удобства. Работать на «рысаках» направляли самых опытных и заслуженных работников плавсостава. Что касается самого т/х «Архангельск», то он прославился, во-первых, тем, что по окончании освободительной войны во Вьетнаме и разделе страны на две части перевез тысячи беженцев из Сайгона в социалистическую часть Вьетнама, а во-вторых, своими кубинскими рейсами, когда был задействован в перевозке народно-хозяйственных и «других» грузов на Остров Свободы.  Описываемый нами рейс тоже принес «Архангельску» славу. Но не хорошую.
22 апреля 1963 года т/х «Архангельск» вышел в рейс Ленинград – Гавана – Антилья – Нуэвитас – Ильичевск. В качестве утвержденного капитана на мостик поднялся Владимир Семенович Гинцберг, чей капитанский стаж начался в 1939 году. За плечами капитана была Великая Отечественная война и множество рейсов. В 1941-1942 г.г. Гинцберг двенадцать раз под обстрелом вражеской артиллерии доставлял снабжение для армии на Ораниенбаумский плацдарм. Много повидал на своем веку капитан Гинцберг, но предугадать свою судьбу он не мог.
После Ильичевска «Архангельск» встал на 36-дневный ремонт в Варне, по окончанию которого взял основной груз в Николаеве, догрузился в Новороссийске ячменем и пшеничной мукой, и взял курс на Сантьяго-де-Куба.
На рассвете 4 сентября 1963 года под проводкой турецкого лоцмана судно бодро следовало проливом Босфор из Черного в Мраморное море. Когда пролив накрыл густой туман, скорость судна оставалась по-прежнему выше установленной. Турецкий лоцман, постоянно проводивший советские суда, несмотря на возражения капитана и в нарушение международных правил, отдавал команды на русском языке. Внезапно лоцман увидел на экране локатора точку, пересекающую курс «Архангельска» - это был пассажирский паром, шедший от одного берега к другому. Должна была прозвучать команда «лево на борт», но лоцман перепутал русские слова, и скомандовал: «Право на борт!» Матрос-рулевой, выполняя команду автоматически, переложил руль, и судно развернулось носом к турецкому берегу. «Лево на борт! Машина, полный назад!» - прокричал капитан, но было уже поздно.
В 04 часа 58 минут корпус теплохода врезался в набережную, вылетев на берег на двадцать пять метров и протаранив два трехэтажных дома. В результате аварии погибло три человека, среди которых один ребенок, и одиннадцать человек были ранены.
Этим же утром 4 сентября судно посетили эксперты – представители турецких служб и властей  - для установления причин происшествия. Прибыли и работники консульства СССР. А уже к полудню на набережной собрались сотни местных жителей, которые размахивали самодельными плакатами и турецкими газетами, где на первых полосах были фотографии «Архангельска», чей корпус возвышался над крышами домов, фотографии всех убитых и раненых. Газетные заголовки кричали: «Советский капитан – убийца!»
В этой атмосфере скандала вечером, после шестичасовой работы по очистке бака от обломков, была сделана первая попытка снять судно своими силами. Она окончилась неудачей. 5 сентября экипаж силами двух бригад по четырнадцать человек во главе со старшим помощником капитана В.И. Харченко и помполитом В.С. Фирсовым начал частичную перегрузку из трюма № 1 на трюм № 5. Моряки работали сменами по шесть часов, пытаясь переместить груз с помощью вельбота. 6 сентября старший помощник капитана В.И. Харченко, старший механик И.Ф. Парамонов, второй механик Л.И. Сазонов, боцман В.С. Черпунай, матросы В.В. Шпырков и С.Н. Чебанов, моторист Н.В. Орлов по два раза в течение суток вызывались в турецкий суд для дачи показаний.
Утром 7 сентября капитан Гинцберг сошел с судна для дачи показаний и обратно уже не вернулся. Вечером вице-консул В. Калашников сообщил экипажу о том, что капитан арестован.
8 сентября на борт «Архангельска» прибыл поверенный в делах СССР в Турции Н. Воронин - он провел беседу с экипажем и объявил о назначении временно исполняющим обязанности капитана старшего помощника капитана В.И. Харченко.
А в это время в Москве, в Министерстве морского флота СССР, тогдашний министр Виктор Георгиевич Бакаев вел консультации и совещания по этой нашумевшей аварии.
12 сентября, по личному указанию министра, для руководства спасательными работами на теплоход прибыл капитан-наставник Черноморского морского пароходства Е.К. Чайка. А 17 сентября на общем собрании с экипажем встретился вице-консул СССР в Турции В. Калашников, который отметил тревожную внутриполитическую обстановку в Стамбуле и попросил ускорить работы по освобождению судна.
Но экипаж и так делал все возможное и невозможное - ведь к тому времени силами только моряков из трюма № 1 на трюма № 4 и № 5 было перегружено 350 тонн, и эти работы продолжались до 24 сентября. Но самостоятельные попытки сняться с берега результата не принесли. 25 сентября был подписан договор о спасательных работах с турецкой буксирной компанией. Уже на следующий день началась спасательная операция, но мощности турецких буксиров явно не хватало, и уже серьезно обсуждался вопрос о разрытии участка стамбульской набережной под форштевнем судна.
Лишь 4 октября, после отгрузки еще 2024 тонн из трюма № 1 и рискованного маневра супертанкера «Рава Русская», который прошел вблизи от застрявшего на набережной «Архангельска» и поднял высокую волну, теплоход, работая «полный назад», снялся с набережной.
Ну, а капитан Владимир Семенович Гинцберг до 1 октября находился в тюрьме, а после перенесенного сердечного приступа был переведен в стамбульскую городскую больницу. Так же, как и в камере, в больнице его приковали к кровати цепью, и только после ноты протеста нашего посла эту цепь сняли. Перед отходом «Архангельска» из Стамбула помполит и старший помощник капитана навестили Владимира Семеновича в больнице. Он сильно сдал и был очень подавлен, но все же обрадовался освобождению судна из «плена» и пожелал всем счастливого плавания.
Через полгода с помощью международных посредников нашего капитана удалось выкупить, но он еще три месяца жил на территории Посольства СССР в Анкаре, не имея права покинуть Турцию пока удовлетворялись судебные иски пострадавших.
10 октября т/х «Архангельск» продолжил свой прерванный рейс на Кубу. Выгрузившись в портах Сантьяго и Антилья, судно в балласте вышло в Канаду. В заливе Св. Лаврентия судно попало в 12-балльный шторм, в трюм № 1 стала поступать вода. Но обошлось. Течь устранили в порту Монреаль, как всегда, своими силами…
Теплоход «Архангельск» проработал в Балтийском морском пароходстве двадцать восемь лет, и был списан и утилизирован в 1979 году.