Управление семьей важнейший закон семейных отношен

Васюков Игорь
Управление семьей:   важнейший закон жизни семьи

  То, как ведут себя члены семьи внутри нее, в психологическом плане определяется, как их отношение к ней. Это, может быть, максимально персонифицированное отношение из возможных, так как оно переносится на  максимально близких человеку людей – членов его семьи – супруга, супруги, детей, родителей.  От них, и, в первую очередь от неформального главы семейства, зависит то, как  им живется в семье. Исходная причина  того, как ведет себя человек в семье,  зависит от того, как ведут себя по отношению к нему другие члены семьи и, в первую очередь те, кого он считает в ней главным, точнее, самым важным для себя человеком..  Так, если ребенок главным и самым важным для себя человеком считает мать, то требования отца, от которого, вообще-то, во многом зависит само существование семьи как таковой,   хоть и будут каким-то образом воздействовать на него, но, все равно, будут вторичными. Свое  поведение, скорее всего, он будет строить относительно ценностей, представлений и поведений матери, а не отца. 

  Соответственно, если один из членов, в данном случае, отец,  считает СЕБЯ главным, «самым ценным членом экипажа», то он, скорее всего, будет уверен, что поведение остальных членов семьи должно  отталкиваться от его ценностей, представлений о жизни, потребностей, желаний и занимаемых позиций.  Если этого не происходит и ребенок не подчиняется ему, формируется конфликтная ситуация, когда кому-то из членов семьи придется уступить, поддаться требованиям другого (их), хотя бы и временно, либо вступить в настолько острое противостояние, что продолжение его жизни в семье становится невозможным.

  В семье, как в малой группе, где многое строится на межличностных и эмоциональных отношениях, может  случиться и такая ситуация, что поведение более сильных членов семьи,  т.е.  отношение их друг к другу может зависеть и строиться от ситуации, в которой находится самый слабый и беспомощный член семьи, например, больной ребенок или родитель. И тогда семья предпринимает какие-то серьезные шаги, скажем, резко меняют место проживания и работу, ради спасения или заботы того, кто в физическом и материальном плане целиком и полностью зависит от них.

  Тем не менее, из сказанного выше можно сформулировать важнейший закон управляемости современной семьей, где,  нет,  и не может быть формального лидера, «начальника семьи»:   как  член семейства относится к остальным членам семьи, так и все  остальные члены семьи относятся к нему.  Если супруг искренно интересуется  делами своего партнера противоположного пола, тем, чем и как занимаются его дети, то, скорее всего, он получит от них соответствующую положительную обратную связь, т.е. это хорошее отношение к себе близкие обязательно, так или иначе,  заметят.  Если же ему наплевать на них, а интерес, если и демонстрируется, то лишь формальный, при этом прохладный, то и отношение к нему, по крайней мере,  со временем, будет точно таким же.

  Безусловно, очень многое в отношения в семье и в поведении ее членов зависит от неформального семейного лидера, шире – проявлений феномена лидерства в семье. Однако это наших выводов не опровергает, а только дополняет их. Из основного закона семейных отношений вытекает следствия.  Возможно, их может быть несколько, но мы сформулируем пока только пару из них.

Следствие 1.   Как члены семьи относятся к члену семейства, так и он относится к ним.

Если для членов семьи женщина – это посудомоечная машина, то и вы для нее…

Следствие 2.  Отношения членов семьи и их  поведение  строятся относительно смыслов, целей, ценностей, представлений и занимаемых позиций неформального лидера семьи на данный момент ее развития.

  Так на первом этапе, когда в семье, по существу два человека, жизнь «крутиться» в зависимости от того, кого больше любят (скажем, невеста). На втором этапе от того, кто может обеспечить реальное выживание семьи (например, муж). На третьем – от того, кто является смыслом существования  остальных, их надеждой (например, маленький ребенок), на четвертом от тех, кто больше всего дал семье (заболевшие родители) и т.п.

  Подчеркнем так же, что в целом ряде случаев, особенности поведения членов семьи и их отношение к ней может определяться не персоницфицированной фигурой неформального лидера, а персонифицированными решениями семейного совета. Совет семьи, как демократичный орган «постановил», а затем  его представители, получившие «карт бланш» на осуществление тех или иных действий, контролируют поведение остальных членов семьи.

  Отношение членов семьи друг к другу могут носить ценностный и инструментальный характер.  Ценностное отношение членов семьи друг другу должно преобладать. Более того, оно закодировано в их ожиданиях и требованиях друг к другу.  В этом нетрудно убедиться, познакомившись  поближе с отношениями молодых супругов. Каждый из них, в принципе, хочет, чтобы его любили просто так, ни за что: ни за красоту, ни за возраст, ни материальный достаток, ни за статус и т.п., просто за то, что он есть, существует на этом свете и уже одним фактом своего существования представляет абсолютную ценность.  Ребенок, осознает он это или нет, тоже хочет, чтобы родители, бабушки и дедушки, братья и сестры, принимали его таким, каким есть.  В то же время, по отношению к другим у члена семьи может быть закодировано, как раз не ценностное, а инструментальное отношение, конечно же, не всегда четко осознаваемое.  Девушка искренно думает, что она выходит замуж за любимого человека, а лица, наблюдающие ее со стороны, видят, что ее интересует перспективный карьерист, способный обеспечить ее материальное положение в будущем, смена статуса на более выгодный, крепкое здоровье избранника и т.п.  Кто прав?

  Парадигма «ценностное отношение – инструментальное отношение»  может создавать и создает некую психологическую дистанцию между членами семьи – «я и он (она)», «мы и они»,  «родители и дети», «младшие и старшие» и т.п. Одним кажется (например, бабушкам и дедушкам), что они принимают других, такими как есть, а те, наоборот, ищут от них какую-то выгоду, и наоборот. В этом противопоставлении, которое не трудно отыскать в жизни любой семьи, и кроется важнейший морально-психологический смысл ее управляемости.  Не относясь к членам семьи, как к абсолютной ценности, трудно воздействовать на их, добиться приемлемого отношения и поведения.  С другой стороны это трудно добиться, не удовлетворяя их инструментальные потребности. Например, муж осознает, что жена хочет, чтобы он обеспечил материальный достаток в семье и, в принципе, признает это требование, которое является инструментальным. Но если при этом ему не демонстрируется ценностное отношение, т.е. абсолютное, безоценочное принятие, это сильно отравит ему его внутреннюю психологическую жизнь, а впоследствии, скорее всего,  и отношения между супругами, негативно скажется на его поведении в семье: «Я вам что, машина для заработка?»   То же самое и женщине, контролирующей домашнее хозяйство, вряд ли захочется быть «бессловесной посудомоечной машиной».

  Поразмышляйте на тем, как вы будете вести себя,  когда супруг(а) относится к вам  ценностно, безоценочно,  принимает таким, какой вы есть. Очевидно, что, скорее всего вы будете «платить» своему партнеру тем же: радовать его, облегчать ему семейные хлопоты, радоваться его успехам, поддерживать в трудные дни и часы. Говоря психологическим языком, такой тип отношения обеспечивает семье будущее, раскрывает мотивационные ресурсы членов семьи, заинтересовывает их вкладываться в ее развитие.

  Теперь поразмышляйте над тем, как вы будете вести себя тогда, когда от вас будут требовать исключительно денег, материального достатка, отличной еды, чистоты, послушных деток и щедрых родителей. Очевидно, что такое отношение «гасит», а то и полностью уничтожает доверительные отношения в семье, их теплоту, близость, непосредственность, закрывает близких людей друг от друга, порождает отчуждение и холодность. В психологическом смысле  перспектив для семьи такой тип отношений почти не оставляет,  он блокирует заинтересованность членов семьи в ее развитии, способствует возникновению там различных мотивационных патологий и деградации.

Смотрим рисунок. Модель Б демонстрирует перспективы развития семьи, модель А – ее постепенную деградацию и разрушения