Поиски дачи Крона. Часть 2

Ермилова Нонна
А главное, я точно помнила, что в книге о Петергофской дороге на развороте  страниц, посвященных дачам, построенным П.Н.Бенуа  было три картинки – на правой странице -  чертеж фасада дачи Крона с башенкой ( проект северного фасада здания Л.Н.Бенуа, 1892 год),  и  зимняя фотография 1984 года, на ней дача была в том же ракурсе, как и на чертеже, но выглядела она гораздо более обыденно. Тот самый послевоенный  ремонт, конечно, сказался на ее облике, но всего стереть он не мог.  Но очертания ее были теми же, и  главное,  была готическая башенка  с флюгером. Было очевидно, что дача стоит на небольшом возвышении (на горке), но вот с какой стороны от нее располагается пруд  и обращена ли была башенка к шоссе или наоборот, я не могла понять и как не вертела свою картинку-воспоминание, она не вставала у меня ни в какое точное положение относительно шоссе и пруда. 
Но главное – на левом развороте страниц была большая фотография дачи Крона 1920-ых годов. И я точно помнила, что  на этом фото она стоит не просто на горке, а на настоящей набережной из природного камня, валунов.  А на переднем плане – водное пространство и даже -  чудо! люди, катающиеся по нему в лодочке. И нарядно одетые люди любуются водной гладью, расположившись живописными группами   у фасада здания на берегу.            
-А ты ничего не путаешь про пруд? – поинтересовался Андрей.
Да я! Да моя зрительная память!
- А как же чудесный источник? - саркастически возразил Андрей.
Вообще-то в том, что касалось чудесного источника, моя чудесная  зрительная память сыграла со мной коварную шутку! Я хорошо помнила, как весной, в апреле 2011 года обнаружила  в низинке, неподалеку от Гофмейстерского корпуса   старинные основания ворот и ведущий к  ним  небольшой спуск с деревянными перильцами, очевидно, сделанный работниками, ухаживающими за территорией. Потом осенью того же года мы с Дианкой открыли там загадочный  источник,  точнее бездонный  колодец. Зато потом, в наши путешествия с Андреем в январе и в марте 2012 года я тщетно пыталась показать ему таинственный источник, но ни где не могла отыскать ни  знакомых перил, ни самого источника.
Поскольку я боялась, что он занесен снегом, и можно случайно  провалиться  в него, то я не могла как следует развернуться в своих поисках.
Но все-таки старательно обошла, насколько возможно ту  ближнюю часть лесочка, которая была на границе Сергиевки и Собственной дачи.  Почему-то я была уверена, что источник прямо где-то здесь рядом и удивилась, что исчезли ограждения с  перильцами.  Но мне даже и в голову не пришло пройти вглубь леса и дойти до края гребня верхней террасы, а ведь как оказалось весной, именно  с этого гребня и спускались вниз перильца. А за ними и был источник и бывшие ворота. И  снова нашел их никто иной, как  Андрей, который до этого знал о них только по моим описаниям!   
Я была так поражена этим, что не могла поверить своим глазам. Мой источник был на самом деле гораздо дальше и ниже по склону, чем рисовала мне это память – причем совсем недавняя! Правда,  весной лес был расчищен от  кустов и мелких деревьев и принял иной облик, чем осенью – более торжественный и светлый. Возможно, поэтому я и не сразу узнала местность. Во всяком случае, это хотя бы скрашивало впечатление от промаха моей  до того хваленной зрительной памяти!   
Интересно, что сторож храма Святой Троицы – большой энтузиаст этих мест, рассказал, что  пока происхождение источника неизвестно. Потом же, я нашла в интернете  странное упоминание о святом источнике, находившимся  около дачи Крона, или около Собственной дачи.  Приведу выдержку из записей на форуме, потому что точно определить место упоминавшегося в них  источника я все же не смогла.      

Записи на форуме: 
             
Пишут что под дворцом Собственной дачи были фонтаны, и питались они от некоего ключа, располагавшегося над уступом, и рядом с ключем был сделан бассейн, облицованный гранитом. Интересно, где это было?

У места где была верхняя дача Крона сгоревшая в 1995 есть остатки источника.

" Числилась та дача по Собственному проспекту , под №15. Если на местности - легче ориентироваться, стоя на Ораниенбаумском шоссе спиной к б. подворью Серафимо-Дивеевского монастыря. Идём через дорогу правее былого типового магазинчика, в горку. Если в мае-июне - среди цветения запущенного сада. Дачного как бы. Вдоль слабосильного водотока (с каскадиками!) из заглохшего пруда под склоном (можно обнаружить следы каменных ступеней), на котором высилась искомая дача... Известняковый цоколь разошёлся по соседним парцеллам (так в Риме назывались клочки обрабатываемой земли с маленькими строеньицами).
Да, ТА дача поставлена была чрезвычайно уместно и живописно.
Ходил вот мимо, однажды заглянул в "парадную" дверь и - подвальную.. Думалось: "Ну, стоИт и стоИт, чего будет?". Не сфотографировал даже..."


Дворец и церковь, построенные здесь, стояли на краю верхней террасы. Между ними лежал глубокий овраг, по дну которого протекал ручей, наполняющий водой Прямоугольный пруд. Здания соединялись высоким деревянным мостом. С южной стороны дворца был сделан продолговатый цветочный партер, разделенный крестообразной аллеей на четыре части.

У подножия склона находился источник, воде которого приписывались лечебные свойства. Отпуск воды из минерального колодца производился по предъявлении специальных билетов, выдаваемых Петергофской конторой.

С одной стороны, если это тот источник, то он не мог наполнять фонтаны, поскольку находился низко по отношению к пруду. С другой - уступов там вроде как два, и источник мог быть на первом из них...

Иссякший источник (определяется по камням и руслу) - действительно напротив подворья.
А дача сгорела в 1995.

Описание на форуме, как пройти к даче Крона точно  соответствовало тому, что мы увидели. А где был источник и имел ли он какое-то отношение к нашему бездонному - непонятно. Наш был далековато от дачи Крона, но тоже на территории Собственной дачи.   

Дома я гордо продемонстрировала Андрею «Петергофскую дорогу»  и людей, катающихся  по воде на лодочке. Ну что бы исчез пруд, по которому катались на лодках! Андрей развел руками.
И тут, вглядевшись в фотографию,  я неожиданно  поняла, что это  вовсе никакой и  не пруд, а Финский залив и это не та дача Крона, а другая,  внизу, на побережье. Просто на одной странице было изображение одной дачи Крона, а  на  второй – другой. 
Леонтий Николаевич Бенуа  в 1891 – 1892 году возвел две дачи Крона – одну на верхней террасе, а другую внизу, на побережье Финского залива. Эта вторая, нижняя  дача по очертаниям походила на верхнюю, и даже башенка у нее была, но это было  совсем другое строение.

Надо отметить с печалью, что летом 2012 года произошло обрушение стены той самой  оставшейся дачи Крона у Финского залива, и об этом писали газеты. Но видимо, никто так и  не предпринял никаких попыток ее спасения. 
http://karpovka.net/2012/06/26/53203/
У дачи Людвига Крона в Петергофе серьезно обрушился фасад
Обрушение северного фасада происходит на даче Людвига Крона в Петергофе. Деревянное здание на Приморской улице, 8, построенное в конце XIX века, совсем не охраняется.
Дача Людвига Ивановича Крона была возведена ориентировочно в 1891–1892 годах. Архитектор Леонтий Бенуа выполнил ее в стиле модерн.
В советские времена вплоть до Великой Отечественной войны эта дача находилась в ведении санатория Союза работников просвещения. Затем ее передали Ленинградскому государственному университету, который организовал там дом отдыха. Сейчас дача все так же на балансе этого вуза (ныне СПбГУ).
В 1990 году здание горело, после чего дача не использовалась. Сейчас она совсем не охраняется, отчего начались серьезные разрушения на северном фасаде, которые и видны на фото.


И в том же месяце мае, когда мы с Наташей ехали на машине в Зеленогорск, я увидела неподалеку от дороги  разрушающуюся старую дачу – на пути на Выборг много таких домов. Она отдаленно напоминала очертаниями дачу Крона, во всяком случае, у нее была  сильно покосившаяся башенка с надломившимся флюгером.
Это промелькнувшее видение  словно было мне послано в ответ на  терзающие меня размышления  о даче Крона. Вот так именно и разрушаются старые дома, вот так она и разрушалась, пока ее не расселили, и она не была уничтожена окончательно. А уж потом люди растащили  оставшиеся от нее  бревна и даже камни из фундамента.
Но все равно, при всей очевидности, во все это было невозможно поверить.
И мне  все кажется, что я просто не там искала, а на самом деле  дача Крона так и стоит на берегу пруда, и резной  фасад ее  отражается в спокойном зеркале воды и  причудливый флюгер вьется на вершине ее башни как флаг на мачте корабля.