Поиски дачи Крона. часть 1

Ермилова Нонна
Путешествие  6 мая 2012 года.

В этот день я решила непременно отыскать  деревянную  дачу Крона на верхней террасе. Точнее  сказать, место, которое после нее оставалось, поскольку само строение сгорело, как пишет Сергей Горбатенко в книге «Петергофская  дорога» в ночь с 20 на 21 октября 1995 года. А я уже листала и читала эту книжку не раз, да мне кажется и так, откуда-то уже знала –  той дачи Крона нет больше. Но верить в это я не верила -  потому что  картиночка про дачу Крона  висела в моей памяти и эта картиночка была хотя чуть высветленной временем, но все же достаточно живописной. 
 
На самом деле, я уже несколько раз за время наших путешествий пыталась отыскать это место, но  мне это не удавалось. Ну, думаю, просто я не очень старалась, потому что должно же оставаться что-то  увлекательное  еще и на будущее. 
В самое наше первое путешествие,  16 мая 2010 года, когда мы с Дианой, погуляв по парку Сергиевка, дошли пешком от усадьбы Собственная дача до станции Старый Петергоф – как я понимаю, мы даже и шли по Собственному проспекту, мы  как-то проскочили это место. Вернее, мы прошли мимо детского санатория, который я раньше считала чем-то вроде сельской  школы,  и как-то быстро оказались у той коттеджной застройки, которая появилась здесь еще в 80 –ые  – тогда кирпичные серые двухэтажные дома с высокими фронтонами казались роскошными (впрочем, и сейчас они были неплохи) и направились дальше к станции. По одну сторону  дороги  были  новостройки, потом те самые советские  коттеджи, по другую – какой-то бесконечный  пустырь, заросший низким сорным кустарником, и заваленный строительным мусором, который уже стал зарастать травой. 
Универсам около станции Старый Петергоф был на прежнем месте. А дорога вдоль канала, раньше заросшая  старыми липами, была расчищена и совершенно открыта.
Воображение нарисовало мне что-то вроде деревянного коричневого  строения на станции, и не случайно,  здание, похожее на мое воспоминание, я  потом  нашла в интернете, должно быть, я в годы моего  детства и отрочества видела то, что от него оставалось. Но сейчас ничего подобного не было и в помине. Здания не было вовсе, маленькая платформа  была вся закована в решетки и пробираться на нее нужно было через бетонный бункер и  турникеты. Понаставили капканов!            

Второй раз, во время мартовского путешествия 2012 года, мы почти было дошли до  предполагаемого места дачи Крона, но я усомнилась, что мы идем правильно, когда окончилась линия дачных домов. В моем понимании дача Крона располагалась в центре поселка. А тут собственно, и вовсе  никакого поселка и не было,  да и  без того небольшая  цепочка домов закончилась. Дальше начинался непроходимый снег, и было неясно, как в нем искать дорогу и спуск вниз, к шоссе, который в моей памяти был широкой аллеей, обсаженной липами.
Но,  вернувшись домой,  мы отыскали адрес  дачи Крона в книге Сергея Горбатенко «Петергофская дорога» – Собственный проспект, 15, и нашли отметку  на карте Гугл. Это оказалось совсем рядом с тем местом, от которого я решила  повернуть обратно. На карте-схеме были пруды,  даже почему-то два, хотя я помнила  лишь один, но на карте-спутнике прудов не было видно – сплошные деревья.

Дачу Людвига Ивановича Крона я помню с детства, когда я и не знала ее  настоящего названия и кем она была построена и для кого. Тогда она была для меня  просто  деревянным  резным строением с башенкой и флюгером, очень красивым и замечательно интересным, но все же воспринималась мною просто как часть  жизни, а не как чудо и памятник уходящий эпохи. Каким она была даже в эту пору, уже став домом, заселенным разными людьми, к Людвигу Крону отношения не имевших.    Такой данностью для меня в те годы  воспринимались и  каменная Голова и парк, и дворцы в нем.   
Я помню это так – мы, дачники, шли в магазин на остановку Просвещения, которая, по-моему, даже называлась в просторечьи – к «Учителю», через весь парк Сергиевка,  по березовой рощице, мимо желтой церковки,  окна которой  заложены кирпичом,  по мосту с бетонными плитами над  оврагом к            дворцу Собственной дачи, и дальше по дачному поселку. Этот поселок  был очень добротным, дома и заборы в нем казались крепкими и свежевыкрашенными, росло много садовых кустов и  цветов. И в этом поселке-то и было замечательное памятное место – деревянный,   потемневший от времени двухэтажный дом, с резьбой и высокой  башенкой, а на башенке причудливый флюгер. Я всегда любовалась этим домом, но никогда не помню, чтобы мы подходили его рассматривать поближе – видимо потому, что  он был многоквартирным,  в нем жили люди,  и мы боялись вызвать их недовольство своим любопытством.
Это было немного странно для дачного места  –  деревянные  дома, как правило, принадлежали одному семейству, а многоквартирными домами в моем понимании могли быть только каменные солидные дома или многоэтажные новостройки – блочные или кирпичные. Было удивительно, что в деревянном строении тоже может располагаться несколько квартир. Или коммунальных  комнат?  И там постоянно живут люди, не  как горожане летом на даче, а  круглый год.   
Дом, как мне помнилось,  стоял на берегу небольшого темного пруда. Такие небольшие водоемы  в дачных поселках встречались часто. Вся та местность, где располагался дом, мне казалась большой и просторной, и  дорога поворачивала возле дома вниз, к  широкому спуску и к  магазину у шоссе, но поворачивала словно бы среди небольшой площади окруженной   невысокой  травой. И  эта картинка в моей памяти всегда озарена солнцем – жаркий дачный солнечный денек, свобода и неторопливость, радость прогулки.

И вот со мной произошло то, что происходит с героями фильма «Назад в будущее», когда они оказываются в своем родном городе в  довольно отдаленном будущем. Правда, с  героями происходят удивительные  приключения  благодаря  фантастическому скачку во времени, именно из-за него они неожиданно видят привычный мир  до неузнаваемости преображенным временем. А со мной все те же удивительные превращения  произошли самым обычным образом – просто я не бывала в этих местах больше двадцати лет. И поэтому совершила  свой скачок во времени – из картинки в памяти - в реальность. И если  еще сказать точнее – из 20 века в 21 век.
И странное дело – если все остальные  памятные мне места не так уж и сильно изменились, то это место изменилось до неузнаваемости. Здесь не было ничего, что бы напоминало о деревянном доме, даче Крона, теперь-то название я знала точно. Но называть им было нечего…

Правда сказать, про  название  я  тоже знаю уже больше двадцати лет – это практически первое, что я узнала, придя в реставрационную мастерскую 9 ЛенНИИИпроекта после окончания архитектурного факультета. И я видела  обмерные чертежи дачи Крона, вычерченные тушью на кальке  и даже перетирала что-то на них бритвой,  потому  что только таким варварским способом можно было тогда вносить изменения в чертеж!  И конечно, разглядывала его – но безо всякого интереса.  Нет, я скоро, практически сразу,  поняла, что этот проект и та чудесная резная дача из моих детских  летних воспоминаний   – одно и тоже, и удивилась, но, видимо, не слишком.
Слишком горестны тогда были  мои мысли, и далеки от дачи Крона и Сергиевки и Петергофа. А сами они в моей памяти были слишком близко,  чтобы я начала  скучать о них. И казалось, они будут всегда, и я успею еще ими полюбоваться, стоит только захотеть. 
А потом я узнала, что в 1995 году  дача сгорела. И ее  разобрали вплоть до фундамента.
Так что ее и не успели отреставрировать. А может быть, и не собирались реставрировать.
И чем бы она могла служить, отреставрированная, в середине 90-ых, в отдалении даже от  железнодорожной станции – музеем? Но кто бы посещал ее здесь,  разве только автобусные  экскурсии? Экскурсии, экскурсии, - радостно подсказывало мне воображение, и я видела уже как люди  из большого  автобуса, остановившегося на шоссе, поднимаются вверх – да ведь недалеко же! Это даже приятно – размяться после сидения в автобусе! И с благоговением входят в этот дом.
Вот как описывал его  архитектор  Леонтий Николаевич  Бенуа: « В тоже лето ( 1892 года) я с делал проект дачи Л.И.Крону. Он купил старый дом доктора Вредена, построенный в мавританском стиле, стоявший на горе, выше  деревни Бобыльск. Эта дача значительно больше и затейливее наших. Она построена в характере и с приемами готической архитектуры. Интересно вышла башня и подъезд с крыльцом, исполненные  так, как я мечтал, когда строилась башня в Озерках. Выступающие концы балочек обделаны головками на манер готики: их резал А.И.Стюнкель, который был моим помощником на постройке и у Крона и брата Миши. Сад, состоящий и горки и овражка, был несколько переделан Регелем и его помощником, чудаком  Редешейдом…».
Как отмечает искусствовед Сергей Горбатенко, из книги которого  «Петергофская дорога» (историко-архитектурный путеводитель) я взяла эту цитату, великолепный декор и часть архитектурных элементов дачи  были утрачены в результате одного из послевоенных ремонтов – нетронутой сохранилась лишь «готическая» башня, завершенная флюгером с драконом. Горбатенко пишет: «В начале 1990-х гг. здание было расселено, а в ночь с 20 на 21 октября 1995 года в нем случился пожар, который нанес памятнику значительный ущерб. Остатки здания были разобраны местными жителями, которые разрушили даже каменный цоколь. Сохранился лишь запущенный сад с небольшим прудом. Еще раньше, в конце 1970- 1980- х, исчезли две стоящие рядом дачи (Собственный проспект. 17, 19) которые возможно, также принадлежали Л.И.Крону».   

Поэтому  я надеялась увидеть и узнать  место и пруд. Понятное дело, что пруд сгореть не мог, каким бы сильным не был пожар.
Я смутно помнила пруд и  вот теперь  и  книга «Петергофская дорога» прямо подтверждала, что пруд был. Горка и пруд. И даже были дома 17 и 19   по Собственному проспекту, которые окружали дачу Крона, которые, я очевидно тоже помнила как окружение дачи.

   
Но тут-то меня и ожидало самое удивительное открытие. Не то чтобы  все было на месте кроме дома – пруд, площадь, дорога по поселку, а  наоборот, начисто исчезла не только дача, но и вообще все место.
Все стало не то чтобы неузнаваемым, а просто даже невозможно было понять вообще где оно, это все,  было.
Липовая аллея, ведущая вниз – осталась, но как-то  сузилась, хотя, казалось бы, такое  невозможно.  Мы спустились по ней вниз, к шоссе,  и я убедилась, что это тот самый спуск, потому что внизу, на прежнем месте осталось здание магазина, не знаю, что в нем располагалось  теперь.
Напротив него, через Ораниенбаумское  шоссе,  как и прежде,  возвышалось большое сооружение красного кирпича. Раньше оно использовалось под склады, сейчас  здесь возрождено подворье Серафимо-Дивеевского монастыря.

Спускаясь  вниз по аллее, слева заметили приметы былого времени -   каменную широкую  ступеньку и   крошечный горбатый мостик через  слабый ручеек. Ручеек  внизу, почти у самого шоссе, впадал в  небольшой прудик,  который  был весь  завален пустыми пластиковыми бутылками и пакетами  настолько, что даже не хотелось его фотографировать. 
Прудик  у шоссе, ступеньки  и мостик я не помнила, так что место для меня казалось еще более чужим от того, что они обнаружились здесь. Хотя маленький полукруглый мостик и был схож с мостиком около Собственной дачи или  с руинным   мостиком около асфальтированного спуска к шоссе. Этот спуск является продолжением почти незримого Морского проспекта, который здесь проходит маленькой дорожкой позади Гофмейстерского корпуса усадьбы Лейхтенбергских,  Сергиевки, и как ни удивительно является границей между усадьбой Сергиевка и усадьбой Собственная дача.         
Я не могла поверить своим глазам, но  даже от места дачи не осталось вообще ничего – сорный кустарник и свалка. И то, если я правильно  смогла определить это место, в чем я сомневалась. Я попыталась, к большему неудовольствию Андрея,  пройти подальше, но всюду лежал мусор, росли кусты, торчали какие-то прутья, пройти было  совершенно невозможно и главное – впереди ничего другого и не было видно кроме  свалки и поросли сорняков.
Где-то в глубине зарослей кустов, казалось, был виден какой-то отблеск воды –  но не больше, чем лужа. Может быть, это и на самом деле  была лужа. Но даже к этой  луже  было  не пройти сквозь кустарник и не рассмотреть. И всюду мерзость запустения и свалка. И даже странно, что  совсем неподалеку летние  дачи, где живут люди.
Как раз в этот день многие   из них приехали на весеннюю уборку, и у каждого домика  кипела работа. Только один из домов был «зажиточный» и обнесен готовым бетонным забором ярко розового цвета  странным образом украшенным чем-то вроде крошечных балясинок по верху…
Остальные когда-то были  хороши, но время  наложило на них свою печать,  веранды осели, крыши  прохудились, и видимо, у их владельцев не было средств, чтобы  основательно заняться их починкой. Однако, все равно в них сейчас  кипела жизнь, и люди готовились к приближающемуся лету. И только дача Людвига Крона продолжала жить только в моих воспоминаниях – в солнечной  вспышке лета семидесятых.    

Все остальное путешествие – а в нем было все-таки много хорошего – поющие лягушки в теплой солнечной запруде Кристательки, и весеннее путешествие по второму рукаву Кристательки, которое  мы открыли для себя во всей красе зимой, я продолжала бубнить про пруд.  Все более утверждаясь в мысли, что  ясно вижу его перед  собой на картинке моей памяти, я недоумевала куда подевался  пруд, как будто что-то бы так уж существенно изменилось бы, найди я его на прежнем месте. Хотя, наверное, изменилось бы. Было бы не так печально и не казалось бы, что время – даже такое  недолгое -  может  запросто стереть все начисто.   

Продолжение во второй части. Я разбила рассказ о даче Крона на две части, чтобы была возможность в начале второй части  добавить еще одну иллюстрацию - фотографию дачи Крона 1920 года.