Письмо 87. За порогом дома забудь о работе

Александр Сорокин Российский
13 апреля 2011 года

Добрый день, дорогой во Христе Николай Павлович!

Простите, что долго не отвечал. Просто у меня такая работа - связанная с написанием текстов, поэтому лишнюю строчку написать - в тягость. Только когда свободное время появляется, набираюсь сил и пишу.
Вообще я понял, что меня в депрессию вгоняет работа, как ни крути. У нашего издания критический настрой и иначе писать я просто не могу. Обнаружил свою слабость перед "коллективным мышлением" - часто хочется выйти из этого круга критики, но не могу. Хотя, критиковать власть есть за что... Но чтобы писать что-то своё, от души, мне нужен перерыв, нужно как-то отдохнуть и осмыслить.

Про то, что читать, я вот почему спросил. Поначалу Вы мне отсоветовали что-либо читать, кроме Нового Завета, Вассулы Райден и Петра Иванова. И я понял, почему. Моей вере нужно было укрепиться, войти в кровь, в привычку, в обиход. Любое лишнее слово поначалу меня смущало.

Сейчас я, как мне кажется, уже понимаю, что стоит читать. То, что продиктовано Духом Святым, а не очередные "измышлизмы на христианскую тему". Тут вопрос Духа - если при чтении проявляется желание любить, мистическое светлое чувство, значит, можно. Хотя тоже осторожно - в призме Евангелия. Вот взять хотя бы Златоуста, других святых отцов, жития святых Дмитрия Ростовского - как Вы считаете, стоит ли это прочесть? Или всё-таки стараться ограничивать своё чтение? Люблю, если честно читать случаи чудесного воскресения из мертвых и записки "оттуда". Но только иногда - потому что читаю эти вещи лишь для того, чтобы взять оттуда лишь одно-единственное предложение или мысль, которые вдохновят.

Недавно задумался вот над чем. В Православии столкнулся с такой традицией. К прославленным святым обращаются так: "Преподобный Отче Сергие" или "Блаженная Мати Матроно". То есть, пишут "Отче" с большой буквы. Задумался над тем, как всё это (и обращение к священнику - отец), вяжется с заветом Христа не называть никого Отцом, кроме Отца Небесного? В принципе, ап. Павел пишет к Тимофею (кажется) о том, что он ему - как сын. И что он родил его благовествованием и молитвами. Не отсюда ли идёт традиция употреблять слово отец? Кстати, как же обращаться к священнику в России иначе, если так принято и иное будет воспринято не очень хорошо?

С уважением,

Саша

16 апреля 2011 года

Дорогой Саша, здравствуй!

Да, дорогой мой, мы должны постоянно благодарить Господа за подаваемое нам здоровье. Без него все, что бы ни было, утрачивает всякую ценность. Надеюсь на улучшение твоего здоровья. Депрессия не обходит никакого человека. Работа и другие условия жизни ее лишь усугубляют.
Существует натуральный рецепт против нее: это выработать постоянный распорядок дня; вести постоянно плановый дневник;  меняющиеся дела записывать в дневник и планово распределять их на последующие дни. Так поступал, например, знаменитый философ Кант, который имел слабое здоровье и склонность к депрессиям. Его распорядок дня был настолько четким, что соседи, видя его выходящего на прогулку, проверяли свои часы. Можно улыбнуться на это, однако он самим собой доказал действенность этого метода в борьбе с депрессией: количеством своих трудов и долголетней жизнью (79 лет). Не каждому так удается распланировать свой день, однако стараться делать так, чтобы не держать в голове память о многих делах одновременно, используя элементарный дневник записей, думаю, возможно. 
Знаешь, я в свое время сделал когда-то для себя открытие. Было это в первый год моей работы начальником. Работа с людьми, ответственность за их и свой труд, работа над годовым проектом и затем над годовым отчетом, составление ежеквартальных, ежемесячных и еженедельных плановых заданий каждому специалисту, и это кроме текущего руководства работами, собственной работы, встреч, совещаний,  конференций, коммандировок и т.д. и т.п. Первое время голова была постоянно занята размышлением о том или другом деле, где бы я ни находился, даже во сне. Видя, что такое ни к чему доброму меня не приведет, я  постановил для себя: за порогом работы полностью о ней забывать - ни одной мысли о работе! Это меня буквально спасло. Думаю, что надоумил меня мой добрый Ангел-Хранитель.

Читать следует как можно меньше по двум причинам: во-первых, потому что времени на это нет; во-вторых, чтобы голову не загромождать (много есть добрых и хороших вещей, но их на деле так много, что и жизни на них не хватит).

Я также люблю читать конкретные примеры из жизни, связанные с Небом, они действительно вдохновляют. Однако в литературе они довольно редки, поэтому и времени много не занимают.

Дорогой мой, о слове "отец" я довольно подробно тебе писал. Я также не понимаю такой приверженности к словам, которые уже заняты Господом, причем, как ни странно, относится это к тем, кто более других должны бы были следить за исполнением слов Господа.
Я, например, обращаясь к священнику в Костеле, говорю: "Ксендз", а, обращаясь к православному, говорю: "Батюшка", т.е. избегаю произносить слово "отец".

Привет твоей мудрой жене, Ю., с детками А. и О.

С любовью в Иисусе Христе, Господе нашем,
НПК.

В начало переписки: http://www.proza.ru/2010/09/06/698
Продолжение: http://www.proza.ru/2012/10/19/978