Возможно ли понимание

Аркадий Костерин
Один из моих оппонентов на мой вопрос:

 Почему же Вы используете для познания действительности и нашего места в ней только разум, только аналитический подход? А ведь все мы наделены также и чувствами, интуицией, нравственными критериями, чувством красоты.

Ответил следующим образом:

А мы с Вами способны при помощи интуиции, чувствами, нравственными принципами и чувством красоты получить одинаковые представления об окружающем нас мире? Способны ли другие люди проверить наши представления и при помощи собственных чувств (интуиции, чувством прекрасного и высокой морали) убедиться в истинности наших субъективных оценок реальности или ирреальности?

Тут уж я встал на защиту духовных ценностей:

А почему, собственно Вас так волнует, будут ли одинаковы представления людей? Мы не винтики и мир не машина. Мы взаимодействуем там, где пересекаются наши индивидуальные реальности. Для того чтобы наше взаимодействие происходило конструктивно, нужно, чтобы все осознали некие общие принципы. Например, тот факт, что все мы разные. Настолько разные, что наше поведение, построенное на различных духовных основаниях, различается больше, чем, допустим, поведение свиньи и петуха. Из признания этого факта следует, с неизбежностью, что нам нужно понять, как надобно относиться друг к другу, чтобы просто давать жить. А ещё лучше, чтобы и развиваться в выбранном каждым из нас направлении. И тут появляется мирный принцип защиты своей самобытности путём исключения взаимной агрессии.
Теперь, немного о том, что такое реальность. Я считаю реальными те факторы, которые способны влиять на нашу жизнь. Исходя из такого понимания, религия является одним из наиболее реальных факторов человеческого существования. Потому что она лежит в основании принятых человеком ценностей, т.е. является исходной причиной многих конкретных поступков. А что же тогда можно назвать ирреальным, т.е. незначащим для нас? Взрыв Сверхновой в Магеллановом облаке? ... Да кто его знает?

Теперь по поводу объективности оценок и повторяемости результатов. Вы, конечно, понимаете, что повторяемость результатов какого-то эксперимента зависит от того, насколько точно учтены все влияющие на процесс параметры. Это условие являются границами эксперимента. Чем больше влияющих параметров, тем труднее очертить границы эксперимента и получить повторный результат. С усложнением взаимодействующих систем понятие повторяемости становится весьма условным. Добившись повторяемости по какому то одному критерию, мы получаем огромный разброс, применяя другие критерии. Это хорошо просматривается уже на биологическом уровне. А про системы, наделённые свободой воли и психикой, и говорить не приходится. Где здесь преимущественный критерий, по которому оценивать реальность событий? Температура тела? Кровяное давление? Скорость реакций? Даже стигматы могут появиться. – Все это сопутствует духовным событиям, но это невозможно привести в систему. – Каков ответ? – Я полагаю, что каждому уровню взаимодействий соответствует свой уровень критериев. И различаются они по степени обобщённости. Например: для биологии – поведенческие критерии, для психологии мотивационные критерии, для нравственности – нравственные, для духовной жизни – религиозные воззрения или ценностные концепции…
И всё это реалии человеческого существования.
Возможно, у Вас возник вопрос, как работать с критериями психического и духовного уровня? Никогда не получается оценить все влияющие факторы событий! По-моему, это можно сделать более или менее успешно только с помощью МОДЕЛЕЙ. И вот тут становятся необходимы те аспекты человеческой психики, которые Вы отметаете, как непригодные для познания мира. А именно: эмоции, художественное, эстетическое восприятие, религиозные воззрения. Это эффективный инструмент познания мира, который при отсутствии всяких научных познаний и аналитических принципов дал возможность человечеству выжить на огромном отрезке истории.
ИСКУССТВО – ЭТО ТАКОЙ МОЩНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПОЗНАНИЯ МИРА, КАКОЙ И НЕ СНИЛСЯ УЧЁНЫМ!
КУЛЬТУРА ОБЪЕДИНЯЕТ И СПАСАЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НА ПРОТЯЖЕНИИ МНОГИХ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ…
А культура, как мы уже с Вами выяснили производна от культа, т.е. религиозных взглядов человека. Ну как же тут не заподозрить наличие Божественного Промысла о человеке? Но это для меня легко, а для Вас, наверное, трудно…

Нюрнберг. Октябрь 2012.