Народъ Карпаторусскiй!

Мирон Веклюк
   Поразительно, но Подкарпатская Русь(Закарпатская область в Украине)  и сегодня для абсолютного большинства россиян и жителей бывшего СССР является  <<terra inkognita>> в центре Европы! А в Украине ее попросту отрицают и называют бредовой выдумкой сотни сепаратистов. Но сохранились документы о существовании ЧЕТВЕРТОЙ РУСИ и их никакими новыми историческими измышлениями из истории не убрать. Один такой документ, уважаемый читатель,  сегодня я представляю вашему вниманию. Он говорит сам за себя!
   Сохранившийся уникальный исторический документ - это листовка Русского Национального Комитета  заседавшего в Ужгороде в самые драматические, для молодой республики, дни.В эти дни против Подкарпатской Руси начала военные действия Венгрия, а через Карпатский хребет с севера вторглась Польша. В эти окаянные дни насажденный Чехословакией и Германией русинскому народу новый президент  республики решил поменять в доверенной ему маленькой стране язык, историю, культуру...   В правом углу видна дата документа поспешно поставленная от руки - 13 марта 1939 года. Я не буду комментировать данный документ, но позволю себе обратить ваше внимание на то, что действие происходило семьдесят три года тому... Историческая реальность развернула вектор проблемы ровно на 180 градусов( с запада на восток), но суть проблемы от этого не изменилась, а только стала острее. Восток - дело тонкое.
   Униатскому священнику, Августину Волошину, и его сечевикам удалось провозгласить украинизацию только на небольшой части Подкарпатской Руси. Их столицей на три дня стал небольшой городок Хуст. Отсюда и вытекает в воззвании к народу Подкарпатской Руси требование  присоединения украинизированных районов к русинскому Ужгороду - столице Подкарпатской Руси!

А вот как писали русины сто и более лет тому, вы, уважаемый читатель, имеете редкую возможность увидеть и прочитать без купюр и прочих правок старинный текст публикуемый ниже. Оставил его нам известный русинский общественный деятель и ученый середины девятнадцатого века - Олександр Духнович.
Политические преобразования в нашей стране дают нам возможность вернуться к незаслуженно позабытым и закрытых прежней властью страниц истории, которые, безусловно, представляют интерес для широкой публики.
Если у Вас, уважаемый читатель, есть несколько свободных минут, то прочтите текст, написанный на возрождавшемся русинском литературном языке в позапрошлом веке. Этот уже ушедший от нас язык, словно весенний ручеек журчит в пробуждающемся от зимней спячки лесу и, сквозь толщу лет доносит до нас голос нашего выдающегося предка.

Я понимаю, что публикации не принадлежащих автору текстов, без согласования с правообладателями не разрешены законом и Правилами пользования сервером. Но как получить разрешение правообладателя усопшего почти полтора века тому, а найти потомков практически не представляется возможным. Да и есть ли они?.
Вторжение венгров в Подкарпатскую Русь в 1939 году, её оккупация немцами в 1944-м, взятие её Советской Армией в октябре этого же года, и возвращение её Чехословакии. Не успела Подкарпатская Русь и Чехословакия оправиться от военного лихолетья, как была в январе 1946 года аннексирована СССР и тут же передана Украине.
Возможно ли найти следы потомков выдающегося русина после чудовищной войны и политических распрей, раздиравших его родину не одно десятилетие? Скорее всего, нет...
Этот текст был не очень угоден властям Чехословакии той поры, когда был написан автором, вряд ли он мог быть опубликован в СССР и в современной Украине. Теперь появились сложности с опубликованием его в России.
История Подкарпатской Руси столь многострадальная, что автор текста Олександр Духнович, однажды, сравнил жизнь жизнь тогдашних русин с гонимыми в то время, во многих странах, иудеями.
В  наше время власти современной Украины создали целый университет в столице Подкарпатской Руси, а ныне областном центре Закарпатской области только для того, чтобы учёные этого высшего учебного заведения проводили всевозможные изыскания и всячески доказывали студентам и общественности, что на Закарпатье испокон веку жили украинцы.
Я считаю своим долгом перед знаменитым и незаслуженно забытым в России предком публикацию его миниатюрного эссэ. Он был неутомимым тружеником на ниве популяризации русского языка за пределами Российской империи. Теперь в самой России труды Олександра Духновича нуждаются в популяризации, а идеи в возрождении. Вполне возможно, что он был первым из русскоговорящих людей, кто мыслил не категориями империй и расширении их владений, а о Русском мире!

 
  (Прим. авт. *Бескиды - горная полоса в Карпатах, состоящая из нескольких изолированных массивов. Наивысшая гора - Бабья. 1725м. над уровнем моря.)
    крадежба - разбой (добыча трофеев)
    споившеся - соединившиеся.воссоединившиеся.
    салашах - шалашах. (колыбах)
    позорствия - вгляды; убеждения.
    похопит - схватит; уяснит; уловит.поймет.
    добытки глядающе - доход (интерес) свой блюдут.
    умлиет - угаснет; (теряет сознание)
    не усилуется - не прилагает усилий;не старается
    угры - венгры
    крайники - жители данной местности.(русины)
    учинилася - сделалась.
    повинни - должны.
    на исте - истинно.
    суть - есть.
    корчмари - владельцы питейных заведений.
    сродники - братский народ(русичи)(украинцы)
    нич - ничего.
    егда - когда.
    досит - достаточно.
    учинят - сделают.
    щырость - добросердечность; доброта.
    очеса - глаза.
    дуже - очень.сильно.
    пняк -улей.
    панове их оречнии - помещики. владелецы наследственного поместья.(высокодостойные)
               
                ***

        О НАРОДАХ КРАЯНСКИХ ИЛИ КАРПАТОРОССАХ. 1848г.
                ОЛЕКСАНДР ДУХНОВИЧ 1803 - 1865
Народ сей в Бескидовых* горах живуще, долго и незнамый был, яко не мног был, и со скотами своими бывающе, немного земли делал, но молоком питающеся и мясом, по лесам скитался, и крадежбою, яко и раброванием упражнялся. Ибо той час еще на границах не было осторожности, которая ныне есть; и свободно жили, вождями своими управляемы, иже крайниками называлися, и к сим еще дошли болше сродники с Феодором Кориатовичем (яко сия читати можно в книзе Базиловича) споившеся с нами, в свободе, и подданства не искусивше, яко храбрыи мужие пребывали по горах и салашах своих, пока 1400 года земля сия графови Другет отдана, граница русинов учинилася; и тако русине з уграми уже споени скитаемый живот применити повинни были, подданнии остали, но всегда ако свободари (шолтисы) токмо крайнику своему повинующееся...
Народ сей, яко каждый узнает, есть здравого тела, тако ясного и здравого ума и понятия; он рассуждает, он доводами здравыми укрепляет позорствия своя, но неучен есть писма, не знает права своя и на целой крайне не есть человека простого, чтобы читати и еще менше писати знал, и кто есть причина сему? На исте не сам народ, бо бо он хощет знати, он похопит ясно вся науки, но способа не мает и про то болше терпит, нежели иудеи иногда во Египте терпели...
Панове их оречнии суть самодержавнии тираны, они яко сами, но еще болше чрез (корчмарив) уморяют их и прото, чтобы непросветился народ, держати любят их в слепоте и невежествии; прото на целой крайне не есть училища ни еднаго, не есть школы, не есть учителя, бо и попы их дочасные такмо добытки глядающе, нич не стараются о просвещении народа сего прекрасного, мнящии, что уже повинности своей досит учинят, егда Божую литургию отспевают, рожденных ко святому крещению, а мертвых ко гробу приведут и за сия заслуги достойную мзду издерают...
Крайнянский народ что тычется тела, есть доброго, среднего зроста, найболше черновласый и румолицый; в очах его характер щирости, справедливости, великодушия и совестны чистоты показуется; в лицах же и устах жаль сердца и неспокойность души видима есть; тяжесть подданства и вид, но ипризнание кривды печалит его и прото очеса крайнянского русина всегда смутнная, мысль его постоянна и задумана, слова плачущая, то есть глас беседы на плач наклонный, смех ему печалный и спев жаля полный!..
И сие дуже натуралное есть, егда свободный человек сладкой лишится свободы, егда сильный безсилным останет, тогда бодрый дух умлиет, радость упечалится и останет живот унылый; яко то видимо есть в свободы лишенных и затощенных и пленных звериях и скотах...
Нравы народа сего суть на исте прекрасныи, яко род сей... есть смиренный и прото повинуется каждому, верхность же свою чествует сердечно, есть далее чистого сердца... он не жадает чужое, он красти не знает и прото все его имение смело лежит без замков... и то паче есть ему природно, что он не усилуется некое имение стязати, его все богатство состоит в 4 волах, едной корове и 10 - 12 овцех или козах, в двох или трех пняков пчел, и кто семи владеет, уже богатым называется...