А счастье было так возможно

Ольга Свердлова
               
"О времена , о нравы!" - восклицаем мы сегодня по поводу и без повода . Вот что написала читательница Вероника Комарова из Уфы в редакцию , которая затеяла дискуссию об отношениях полов : " Мужчин мало, любить некого - вот в чём проблема . Одни пьют , другие колются , третьи уже заняты более расторопными и не обременёнными соображениями морали  . Современная женщина вынуждена быть акулой и именно таких , кстати , мужчины и любят - стерв, а не наивных дурочек , думающих , что завтра на их улицу явится прекрасный принц  и  разглядит за их неброской внешностью внутреннюю красоту . Это раньше любили просто так . Сегодня - за что-нибудь» .
А на столе у дочки своей подруги я увидела книжку , последний бестселлер Елены Ямпольской " Гимн настоящей стерве, или Я у себя одна". Подобными руководствами к действию переполнены прилавки наших книжных магазинов. Вот несколько названий из того меню , которое предлагается молодым читателям : " Как завоевать любого мужчину", «Замуж за миллионера , или Брак высшего сорта» , состряпанный в тандеме Робски и Собчак, " Влюбить в себя олигарха ",  "Между ног" и " Вся La vie» и т. д. и т.п. Не будем заниматься рекламой столь сомнительной книжной продукции , которая приносит немалые барыши издателям и вызывает зависть своими высокими рейтингами у пишущих на другие темы .
   Но для того  чтобы доказать читателю, что вечные ценности существуют и опровергнуть мораль наших зарвавшихся либералов, я расскажу  историю, которая показывает, что в жизни  всегда есть место  порядочности и благородству,  когда совесть и доброта одерживает верх над желанием быть счастливым за счёт несчастья другого. И хотя у читателя есть определенный скепсис по поводу всех этих «жизненных историй" , которые нам в таком обилии показывают по ТВ и которые чаще всего являются   плодом воображения сценаристов , так называемые  «заготовки домашнего производства» , тем не менее я решилась испытать Ваше терпение, читатель, своим рассказом.  А уж насколько он достоверен , судить Вам .
 … Она всегда мечтала жить в теплых краях. А по иронии судьбы пришлось жить с первым мужем , летчиком- полярником и на Крайнем Севере , и на Дальнем Востоке . От развода с мужем особой печали не испытывала  .Так уж получилось - ни он её не любил , ни она его . Ей всё , что связано с ним , было не интересно, так же , как и ему, не интересны были её мечты , желания , затеи . Правда , его неинтересные дела давали деньги , которые она тратила. Особенно отчуждало от мужа его упорное нежелание иметь детей . Он говорил , что его профессия связана с риском для жизни , и он не хочет всё время думать , что дети могут остаться сиротами . И хотя спали в одной постели , но так - порознь. И вдруг она узнала , что у него есть любовница . Всё уже произошло,  и ничего нового отношения не обещали . Решили разъехаться спокойно и без всяких скандалов . Она и замуж вышла без особой любви,  просто возраст уже был не юный , да и из дома хотелось уйти, где постоянные ссоры родителей и их  сверхзабота   о ней смертельно надоели .
Вот так она  оказалась одна в подмосковном городке Королёве , потерявшем  былой  престиж и космическую славу с распадом Союза , и превратившийся  в заштатный , захолустный пригород столицы .
              Жила теперь она одна в двухкомнатной квартире, доставшейся ей от бабушки по наследству, с маленькими комнатушками, заставленными чужими старыми шкафами и диванами . Солнце почти никогда не заглядывало к ней в окно , и жизнь казалось серой и беспросветной.
          Утро наполнялось щемящей тоской по чему-то не свершившемуся , жизнь представлялась безрадостной,  как будто   поезд прошёл мимо , и ничего впереди радостного и счастливого ей не светило . Жизнь превратилась в привычную лень . Работала бухгалтером в какой-то заштатной фирме, никаких  сверхдоходов  не было , так ,  хватало на серое существование , а чтобы позволить себе съездить , например , в Турцию или Арабские  Эмираты  погреться зимой на солнышке , позволить себе не могла . И тут вдруг случайно попалась в руки газета , где она прочитала , что продаётся дом под Анапой за деньги, которые не показались ей баснословными . И сразу в один момент пришло решение - продать квартиру и купить домик под Анапой , где море , фрукты и солнце круглый год . Короче , эпопея продажи , покупки и переселения длилась на её счастье недолго , всё складывалось как-то удачно , никто не обманул и не подвёл , и вот она уже в своём доме , в краю , где триста солнечных дней в году.  А так как деньги от проданной квартиры еще оставались, наняла бригаду строителей, чтобы к домику пристроить веранду и кухню и, конечно, баньку ,без которой наш человек просто не мыслит своей жизни.  Кстати, "о птичках" , вернее, о баньках.  Баня стала  для   нашего   человека   символом всех жизненных благ. Строят первым делом на земле баню  и , думаю,  что это не вирус чистоты , не желание очиститься от той скверны , которая поразила всех нас в последнее время в погоне за деньгами , а просто такая мода пошла на бани. И строят не какие-нибудь баньки по-черному, а настоящие бани-дворцы, в каких мылись и проводили время богатые римляне . И если в советские времена по иронии судьбы можно было  , напившись до чёртиков  , попасть из бани в другой город и найти там невесту , то в наше время - безумная мода на бани порой оборачивается койкой в больнице. Баня не только лечит, но и калечит. Гипертоники, инфарктники и просто алкоголики парятся там до умопомрачения.  Райское блаженство часто оборачивается реанимационной палатой. Хотите пример, пожалуйста.   Правда  , из   истории .
           Наш религиозный  философ  Розанов, попарившись в бане, получил инсульт, от которого так и не сумел оправиться. Больше года пролежал парализованный и так и не поднявшись с кровати, умер .
Тогда   получается,  я  не  права ,   в России бани были в почёте всегда ?  Недаром  ,писатель Леонид Леонов собирал долгие годы оригинальный альбом - отзывы знаменитостей о русской бане, создавая своеобразную «Баниану».
               Но это я отвлеклась, просто пришлось к слову. Возвратимся к нашей героине и продолжим рассказ о её новой жизни. Она не собиралась возводить банные хоромы , чтобы принимать там гостей и устраивать пьянки .  Ей бы построить баню , чтобы можно было просто помыться .Как мы уже сказали, она наняла бригаду строителей . И вот тут-то все случилось . В бригаде было трое молодых ребят и один - средних лет мужчина. Армянин, высокий, худощавый, с интеллигентным лицом, совсем непохожий на профессионального работягу, - никогда не пил , не ругался матом , а главное умел делать буквально всё , руки были золотые . Ребята его уважали и даже побаивались , так как он ненавидел халтуру и прямо об этом говорил , если замечал , что те что-то сделали тяп-ляп .
Все четверо оказывали хозяйке знаки внимания , которая и кормила  ,  и порой поила их. Но Артур , так звали мужчину , делал это удивительно трогательно - как-то принёс куст розы и посадил его около окна .   Узнав , что она собирается устраиваться на работу бухгалтером , положил ей на стол газету , где были напечатаны объявления о вакансиях. Услышав, что она любит животных  и у неё когда-то была собака, подарил ей на день рождения маленького спаниеля и тут же соорудил ему аккуратненький домик. Спаниель
был  чудесный   -  светлошоколадный, ушастый  и к тому же умный,  не избалованный прежними хозяевами.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. А здесь всё построили в срок, бригада ушла , а Артур остался . Короче говоря , стали они жить вместе . Теперь утром она просыпалась в предчувствии счастья. Подходила голоногая к окну и смотрела, как плывут облака по бездонному  небу и заливает всю комнату раннее утреннее солнце. Такое приятное, тёплое, не палящее  ,  как днём, и черешня , усыпанная красными и розовыми ягодами тянется ввысь, вся в перламутровом мареве, нарядная.   Какое-то чудо -дерево,  нарисованное ребёнком, украшенное то ли бусами, то ли разноцветными лампочками.
И рядом - любимый человек. Лицо его,  словно вырезано из камня, черты острые, крупные, как будто резец скульптора не пытался ничего закруглить или смягчить. Но теперь оно не казалось суровым и жестким. Он научился улыбаться. Глядя на нее, его взгляд теплел, и нежность, как румянец, проступала на лице. С ним было легко и всё можно. И всё это наполняло её такой несказанной радостью, что хотелось петь и постоянно улыбаться от счастья, так нежданно-негаданно свалившегося на неё.
Он рассказал ей о своей жизни, о трагедиях, которые выпали на его долю : родители погибли во время землетрясения, он вытаскивал их мертвых из-под завалов. Остался один на свете и без дома , и без  родных  . И тогда тётка, сестра матери , которая жила в Баку , позвала его жить к себе . Там он пережил еще одну ужасную трагедию - резню армян в Баку и чудом спасся. Друзья, рискуя собственной жизнью, загородили его от безумной, озверевшей толпы фанатиков. Потом были годы безденежья, не было работы, нечем было кормить уже  свою семью. Он работал учителем в школе, получал гроши, и ему пришлось уехать от семьи на заработки и заниматься не своим делом, а он так любил школу, и с детьми у него были прекрасные отношения. Но пришлось все бросить. Что делать? Учитель зарабатывает гроши, а детям так много надо! Вот он уже три года, как вкалывает строителем в Анапе, а в прошлом году получил письмо от сестры, которая сообщила ему , что его жена живет с его другом. Такого предательства он не ожидал. Ведь учился с ней в одной школе, сидел за одной партой, потом в институте.
               Он написал ей письмо, в которое вложил заявление о разводе, но написал, что помогать детям будет всегда, - дети ведь ни в чем не виноваты. А недавно узнал, что жена тяжело заболела, прошла сеанс химиотерапии, несколько раз лежала в больнице . Потом ему передали видеокассету от нее, она очень изменилась внешне, измождённое худое лицо , стала похожа на мальчика с короткой стрижкой . Просила прощения, говорила, что это была минутная слабость от одиночества и что только его она и любила всю жизнь , что он был замечательным отцом и мужем, и что Бог её уже покарал. Но он ее простить не может, такое не прощается. Да и чувств никаких не осталось . Перегорели чувства в горячей топке жизненных перипетий.  Не укрепила их прожитая вместе жизнь, а разметала, развеяла по ветру.   Сердце иссохло, окаменело. Все убито. И не  потому что человек не имеет права на ошибку, «просто прошло время  , и я встретил тебя, и ты меня возродила к жизни. Я вновь поверил , что могу быть любимым и счастливым",- сказал он и нежно обнял ее, прошептав на ухо : «Вот если бы ты родила мне еще девочку, беленькую , как ты , вот было бы счастье». - «Да я же крашенная», - засмеялась  она   радостно  в  ответ ,  веря    в  чудо  ,   ведь  ей    уже   было
немало лет, но судьба в последнее время была так благосклонна  к  ней.-  " Всё равно беленькая должна быть", - сказал он твердо и обнял её так крепко, что у неё не осталось никаких сомнений в его искренности .
В тот день она летела домой как на крыльях , анализ подтвердил , что она беременна . Артур был еще на работе , в саду работать было жарко , и она решила постирать его вещи. Вытащила рабочие брюки , куртку и прежде чем положить в машину - вывернула карманы . На пол выпал свёрнутый аккуратно тетрадный лист - подумала какие -то расчёты , развернула и прочитала .
" Папочка , возвращайся домой , нам без тебя так плохо , ты нам всем так нужен, мы любим тебя и скучаем , мама уже два раза в больнице лежала , а Артём в школу не ходит , по - моему, что-то нюхает. А мне без тебя так плохо , никто рядом со мной не сидит, когда я уроки делаю допоздна . Книжек мне не подсовывает , не беспокоится , как я учусь . Не нужны нам никакие деньги , лишь бы ты был рядом ".
Она металась по дому и вновь и вновь перечитывала это письмо и рассматривала фотографии, стоявшие на комоде,  смугленькой  девочки с большими печальными глазами и мальчика , как две капли воды похожего на Артура.
"Я не имею права , это не мое , на чужом несчастье нельзя строить свое счастье . Там дети , больная жена , он должен быть рядом с ними , им сейчас так трудно , - говорила она себе и тут же : " Нет , нет , не отдам я своего счастья , у меня тоже будет ребёнок".
На третий день , после жутких мучений и страданий , она объявила Артуру , что позвонил муж, что он демобилизовался и не мыслит жизни без неё , иначе сопьётся и что он едет к ней .
Она чувствовала, что только такая чудовищная ложь может заставить Артура уйти от неё и вернуться к детям.
«Я не могла ему отказать, он приезжает завтра» ,- объявила она голосом , в котором было столько боли и страдания , что не заметить этого мог только человек, которого лично глубоко потрясло рассказанное.
Артур молча всё выслушал,  посмотрел на неё так пристально , как будто хотел заглянуть в самую душу. Потом встал , пошёл в кладовку , достал оттуда чемодан , положил в него свои вещи и ушёл   … ушёл   навсегда .
Прошёл год , и она решилась позвонить ему , сообщить , что родилась девочка , беленькая , как он мечтал . И если он захочет когда - нибудь с ней познакомиться , пусть приезжает . Ведь ребёнок должен знать , кто его родной отец .
Набрала номер, втайне надеясь , что он не забыл её . Трубку взяла женщина, и когда она попросила позвать к телефону Артура, женщина зарыдала и ответила, что Артура нет в живых . Он вместе с Артёмом, с сыном, погиб в авиакатастрофе . Летел на экскурсию вместе с учениками, и самолёт  разбился...
Обожгла мысль, ведь если бы он не уехал, то остался бы жив, и нельзя винить судьбу, она своими руками разрушила своё счастье . Пролетела мимо птица счастья , махнувшая белым крылом над окном её одинокого дома .
 

Преподобный  Симеон Новый Богослов предупреждал: "Смотри, не разори своего дома, желая построить дом ближнего". За счастье надо бороться, так впечатывались в наши мозги идеи великих борцов за светлое будущее. Может быть, она поторопилась с постройкой чужого дома.
Но есть и другая мораль: ради любви терпят, ради любви уступают, ради любви смиряются. Высочайшее искусство - жертвенная любовь. Она принесла жертву на алтарь вечной жизни.
Своим поступком доказала она всем нам, что есть у людей совесть и что на чужом несчастье свое счастье не построишь. Она поступила вопреки житейской логике, здравому смыслу, который говорит нам, что любить себя и для себя урвать счастье – значит  следовать жизненному инстинкту. Но возвышенные проявления человеческого духа, благородство души, возможно, - это лучшие мгновения нашей жизни. В эти минуты мы становимся настоящими людьми . И хотя сама судьба восстала против ее поступка, но достойная жизнь легкой не бывает.
Еще недавно нас удивляли кадры, показанные по ТВ, где бедуин,
раскачивающийся в такт движению верблюда, слушает транзисторный приемник.  А  сегодня уже не удивляемся, когда видим пастуха с небольшим стадом овечек, громко разговаривающего по сотовому телефону. Так что цивилизация шагает семимильными шагами, а технический прогресс - спутник нашего века. Но вот морали не угнаться за стремительным бегом прогресса. Пожалуй, она даже катится в другую сторону от него.
Хочется закончить эту главу словами Уильяма Фолкнера, замечательного писателя XX века , лауреата Нобелевской премии: "Человек бессмертен не потому   , что он один среди всех живых существ имеет неистощимый голос, но потому что своим характером, душою он способен на сострадание, жертвы и непреклонность".

Р.S . Думала   на этом  закончить, поставить   точку ,  хотя   есть  у  этой  истории  продолжение   и  отнюдь  не  радостное.   Не  хотелось  омрачать  светлый   образ  героини ,   но,  поразмыслив,   поняла  ,  что  читатель   должен   знать   всю  правду  до конца .
Жизнь,   как   она  есть , без   всяких   прикрас   и  умолчаний,  учит   нас   воспринимать  события  и  людей   во  всей   их   сложности  и  противоречивости.  Есть   некая  неподвластная   нам  сила  , которая  порой  уводит   человека   в  сторону  от  прямой   дороги,  но  так   как  мы  уже  занесены   в  Книгу  Жизни ,  никакая   драма    не  фатальна .
Идея  Достоевского   о  том ,  что  всякий   человек   не  совершенен  и  при этом  многомерен,  приближает  всех   нас  к  Богу ,  учит  нас  не  осуждать ,  а  размышлять   и  сочувствовать  .   Надо  только   Богу   разрешить  спасти  себя .    
Итак, прошел  еще  год,  и  я  снова оказалась  под Анапой.  Бегу  в  магазин  и  по дороге не могу не заглянуть к Татьяне. Как  она  там?  Как  прожила  этот  год  вдвоём  с  девчушкой?  Сворачиваю  в  тупичок,  где  стоял  её дом , и  вдруг  вижу , что  старое  строение  разрушено , а на его месте  высится  трёхэтажный  домина  и   уже  покрывают  красным  сайдингом  крышу. Я  радуюсь за  Татьяну, значит идут дела  отлично , где-то  взяла  деньги  на  такой  домище  и вообще   наверное  нужно  больше  места ,  что-то изменилось  в  её жизни  к  лучшему .  Подхожу  к  дому  ,  спрашиваю у  рабочих, где  хозяйка, они  в недоумении ,  отвечают, что  хозяина  знают,  а вот хозяйку  никогда  не  видели.
Тут  выглядывает  из  соседнего  двора  женщина, и  я  спрашиваю её  про Татьяну,  а  она  мне  горько  так  отвечает : «Увезли  Татьяну.  Приехали  какие-то  родственники  и  забрали ,  а  дом  продали. Спилась  она совсем.  Целыми  днями  стояла  у   магазина,  продавала  какие -то  вещи  из дома: утюг,  тапочки,  кастрюльки …Совсем  опустилась,   ребёнок  тут   рядом  бегает,  весь  чумазый  ,  голодный ,  а  ей  только  бы  достать  деньги  на водку ». 
Мне   стало  страшно.  Вот  как   оно  бывает …с русским  человеком . В  нём  столько  силы, которая  часто  поднимает  его  на подвиг ,  и  в  то же  время  какая-то  глубинная  слабость  может  опустить  на  самое  дно . Не  выдерживает  чистая  душа  одиночества,  будней , страданий   и  чтобы  заглушить  тоску ,  находит  единственное  спасение в водке .А  тоска накатывается,  действительно,  смертная . Забирает  и  душу,  и  тело. И , кажется  , нет  выхода, и  опускается   человек  всё  ниже  и  ниже.
         Я   думала,  что  ребёнок  спасёт  Татьяну, что  заботы  о  нём  дадут  какое-то  утешение  в  горе. Но , нет. Счастье  материнства  обернулось  трагедией  личности, не  сумевшей   выстоять,  выдержать,  вырваться  из  обстоятельств,  переломить трагическую  судьбу.
…Представляю , как она,  уложив   ребёнка  спать, долгими  осенними вечерами бродила  неприкаянная  по дому, раздираемая тоской  и  сердечной  болью  от  безнадёжности  своего  существования.
В   окно  стучали  раскачиваемые  шквальным  ветром  сухие  ветки  деревьев,  хлестал по   крыше   холодный  дождь, громко  тикали  часы  в  тишине  и  гулко  отдавались  её  шаги  по  дому. На  душе  было  беспросветно. Хотелось  выть  от  одиночества, и  тогда  она, чтобы  заглушить  тоску,  подходила  к  буфету  и  наливала  себе  рюмку  водки.   Сначала  одну,  потом  другую,  а  потом … на  душе  теплело,  куда–то  уходила   боль,  загорались  глаза, исчезали   мрачные  мысли . 
       Какое  страшное  зло  это  зелье,  дающее   утешение  на  мгновение   и  уничтожающее личность  в  вечности.  Сколько  душ,  чистых,   невинных,  слабых,   оно  сгубило!


 


a