Социальный каннибализм

Ардавазд Гулиджанян
 Сколько веков прошло со времен Макиавелли, но если что-то кому-то во власти или  стремящимся к власти надо оправдать, сразу вспоминают его имя. Только это неспортивно как-то. Макиавелли жил во времена, когда средневековье уходило и уводило с собой христианское принципы из жизни, в том числе, и из политики. Если быть честным, то особо христианскими эти принципы в политике, по сути, никогда и не были… не дошло христианство до европейской высшей власти: властители грабили и притесняли свои народы, обманывали союзников, убивали своих конкурентов, даже если это были их дети или родителей, и так далее, но при этом что-то постыдное скрывали, а риторикой пользовались  вполне респектабельной  для христиан.

 Заслуга Макиавелли в том, если это можно, конечно, назвать заслугой, что он перестал оглядываться. А честно обозначил принятые в те времена мотивы,  принципы теми словами, которых они заслуживали.  И, тем не менее, его современные толкователи намного циничнее самого автора, который допускал в политике и нечестность, и коварство, и двойные стандарты, но, во-первых, именно допускал, а не считал нормой, а во-вторых, они могли быть использованы исключительно во имя благих целей.
 
 А сейчас норма - коварство ради коварства, зло - ради власти, власть - ради наживы и так далее.

 Но у нашего времени есть еще одна особенность. Переходя из политики «принципы Макиавелли» начинают внедряться в социальную и личную среду.
Пишутся и переводятся книги, проводятся тренинги и курсы по обучению людей «социальному каннибализму». Там учат врать и распознавать ложь, там учат манипулировать и не поддаваться на манипуляции, там учат убирать с дороги конкурентов без оружия - подлостью и ложью, «подставляя соседа под вожжи», как пел Майк Науменко и т.д. Там учат «есть» людей, которые мешают, и подчинять себе людей нужных. И все это называется «повышением собственной конкурентоспособности» или «приобретением конкурентных преимуществ».

 Насколько мне известно, как человеку, получившему историческое образование, каннибализм есть признак отсталости и дикости, а преимущества его можно наблюдать у первобытных обитателей островов, южнее Азии расположенных, там они кое-где сохранились. И если мне кто-то хочет возразить, что, мол, есть некоторая разница между каннибализмом социальным и биологическим, то и это не верно. Потому что социальный также разобщает людей, делает их одиночками, которые находятся в состоянии войны со всем миром. Собственно, каннибалы ели, как правило, не своих, а врагов. А если враги – все, кто тебя окружает на работе, на улице, дома? Вот объявление о курсах – «Стань настоящей стервой!».  А жить-то потом как во вражеском окружении со всеми этими «конкурентными преимуществами»? Не выдерживая напряжения, люди начинают пить, принимать наркотики, срываться с социальной цепи, например, стреляя в подрезавшего на дороге водителя или такого же, как он сам, покупателя в магазине. Это не преимущество, потому что твой конкурент тоже закончит такие же курсы и ничего никто не приобретет, кроме ненависти друг к другу.

 Знаете, когда Горбачев немного приоткрыл железный занавес, начались обмены между вузами и школами. И если наши везли домой после обмена впечатления о технике, магазинах и прочих материальных благах, западные дети везли ошалеломляющее впечатление об открытости, добросердечии и искренности наших людей. Я видел сам, как девочки и мальчики плакали и не хотели уезжать, и никакие блага цивилизации и свободы им не улыбались взамен.

 И как упиралась западная пропагандистская машина, стараясь потом перевернуть это представление, показывая русских только бандитами и пьяницами, жестокими и страшными. Понятно, что были и до сих пор есть и такие, только как же их было мало по сравнению со всем населением той огромной страны, в которой не было железных дверей, подъездов с магнитными замками, где ключ бросали в почтовый ящик, а любую дверь можно было просто вышибить плечом. Но зато соседи знали друг друга не только в лицо, но и по именам и дням рождения, посмотреть за ребенком можно было попросить любую соседку и бесплатно, или даже посадить ребенка в проходящий поезд и попросить присмотреть за ним проводницу – совершенно не знакомую лично. Тогда дети не боялись брать конфеты у незнакомых людей, и их никто не учил подозревать улыбающегося тебе человека в желании разобрать тебя на органы или причинить еще какой вред. 

 Во дворах многоквартирных домов или на одноэтажных улицах играли дети всех возрастов и полов в общие игры, и загнать домой их было проблемой, а там они учились быть собой и вместе со всеми, а между детьми в одной семье не было тех отношений, которые мы видим в «Один дома». Те игры забыты. Закрывшись в свои квартиры, дети сегодняшние сидят у компьютера или телевизора, они боятся незнакомых людей, они не умеют общаться между собой и с другими людьми. Они болеют, толстеют, тупеют, развращаются до потери представления о разнице между добром и злом, и впитывают как губка все информационное дерьмо, которое льется на них из электронных канализаций.

 А мы, страна, теряем то самое великое нравственное преимущество, становясь такими же загнанными, злыми и одинокими, как многие и многие жители цивилизованных стран, так и не вкусив толком плодов той самой цивилизации, как аборигены какой-нить захваченной страны.   
И часто даже тот, кто с успехом вписался в новые правила и, казалось бы со стороны, достиг таких вершин, о которых и мечтать-то страшно, не чувствует себя счастливыми, потому что никому не верит, потому что одинок и его никто не любит, даже собака, на которую у него нет времени. Он ведь воюет со всем миром, даже когда миру на него плевать.

 Потому, заработав свой минимум, многие вполне успешные русские бегут в какой-нибудь Таиланд и создают там другую русскую жизнь, полную доброжелательности и человеколюбия, рассудительности и спокойных жизненаблюдений…. То есть ту самую, в которой им комфортно. Жизнь, в которой они жили сами или слышали, что она была. Кстати, Таиланд совсем не демократическая страна!!!! Там просто есть понятые для всех правила, которые никто не нарушает. Правда и туда добираются раненные социальным каннибализмом, и начинают мутить воду и мешать жить… пока они там не рулят… и туда продолжают уезжать все еще нормальные люди.