философия

Александр Рухваров
      
       Неистово стараясь прикоснуться,
      
       но страсть не утоляя никогда,
      
       у истины в окрестностях пасутся
      
       философов несметные стада. -
      
       Губерман
      

      
      Польза философии не доказана, а вред от неё возможен. - Ширинский-Шихматов

      ------
      
      Все вы, конечно, с детства знакомы с фундаментальными положениями Веданты, иначе я не понимаю, откуда вы вообще взялись на мою голову? - Сурат

      ------

      Афоризмы - едва ли не лучшая форма для изложения философских суждений. - Л. Толстой
      
      ------

      Философия не должна быть основанием для каких бы то ни было научных систем. - Поппер
      ------

      Непознанная жизнь не стоит того, чтобы быть прожитой. - Сократ

      ------

      Благодарю Тебя, Господи, за то, что Ты создал всё нужное несложным, а все сложное ненужным! - Григорий Сковорода

      ------
   
      Если вы не можете объяснить это простыми словами, вы не до конца это понимаете. - А. Эйнштейн

      ------

      Философские рассуждения, которые не могут быть поняты каждым образованным человеком, не стоят потраченных на них типографских чернил. - Людвиг Бюхнер

      ------

      Не вижу никакой необходимости формулировать сложно, если можно формулировать просто. Осложнение простого — любимая игра интеллектуалов. - Ноам Хомски

      ------
      
      Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу. - /Библия/      

      ------
      
      Философия сначала вырабатывается в пределах религиозной формы сознания и этим уничтожает религию как таковую. - Маркс
      
      ------
      
      Я не представляю себе, как можно изучать философию без того, чтобы не потревожить устоявшиеся религиозные нормы. - Спиноза
      
      ------

      Философы говорят много дурного о духовных лицах, духовные лица говорят много дурного о философах; но философы никогда не убивали духовных лиц, а духовенство убило немало философов. - Дидро Д.

      ------

      Пофилософствуй - ум вскружится. - Грибоедов А. С.

      ------
      
      Сомнение есть начало философии. - Дидро
      
      ------

      Не удивление, а недоумение и печаль суть начало философии. - Шопенгауэр

      ------

      Долг философии состоит в устранении фантазий, порожденных заблуждениями. - И.Кант.

      ------      

      У какого философа тоска не была спутницей его судьбы. - ?

      ------
      
      Философия есть любовь к мудрости. - Анахт
      
      ------
      
      Философией называется не сама мудрость, а любовь к мудрости. - Августин Блаженный
      
      ------

      Наука об исцелении души есть философия. - Цицерон

      ------

      Философия, есть проникновение в разумное. - Гегель

      ------

      Философия - это мыслящее, теоретизирующее мировоззрение. - Рухваров



      Философия - это ориентир по жизни.



      Философия - это лес дремучий, в котором заблудится даже профессионал, но парадокс в том, что ПО СУТИ философия - ориентир по жизни.



      Философия - умозрительная наука. (ироничное определение, несерьёзное)



      Я частица вселенной и вселенная у моих ног. (художественное определение)

      ------

      Метафизика — это сложный в понимании раздел философии. - (просто юмор)

      ------
               
      Пусты слова того философа, которыми не врачуется никакое страдание человечества. - Эпикур



      Ни самый юный не бежит философии, ни самый старый не устаёт от неё.
      
      ------

      Учить тому, как жить без уверенности и в то же время не быть парализованным нерешительностью, – это, пожалуй, главное, что может сделать философия в наш век для тех, кто занимается ею. - Рассел

   (фраза приведена автором книги только потому, что она очень интересна и отражает положение мудрого человека в мире, но надо отметить, что реальная философия этому не учит)

      ------
      
      Я ничего не пишу, потому, что последователи превратят мои мысли в догмы и будут разбивать ими головы других людей. - Сократ
      
      
      
      Бояться смерти, - это ни что иное, как приписывать себе мудрость, которой не обладаешь, то есть возомнить, будто знаешь то, чего не знаешь.
      
      
      
      Будьте уверены, афиняне, что если бы я попытался заняться государственными делами, то уже давно бы погиб и не принёс бы пользы ни себе, ни вам. Нет такого человека, который мог бы уцелеть, если бы стал откровенно противиться вам или какому-нибудь другому большинству и хотел бы предотвратить всё то множество несправедливостей и беззаконий, которые совершаются в государстве. Нет, кто в самом деле ратует за справедливость, тот, если ему суждено уцелеть хоть на малое время, должен оставаться частным человеком, а вступать на общественное поприще не должен.
      
      
      
      Если кто из них, становится честнее или хуже, я по справедливости не могу за это держать ответ, потому что никого никогда не обещал учить и не учил.
      
      
      
      Не то что я, путая других, сам ясно во всём разбираюсь, - нет: я и сам путаюсь, и других запутываю.
      
      ------
      
      Еврипид дал Сократу сочинение Гераклита и спросил его мнение; Сократ ответил: "Что я понял - прекрасно; чего я не понял, наверное тоже".- Д.Лаэртский
      
      ------
      
      Ты, - обещает отец сыну, агитируя за учёбу у Сократа, - познаешь самого себя, что ты невежествен и глуп. - Аристофан /комедия "Облака"/
      
      ------
      
      Сократ был и оставался повивальной бабкой в процессе познания истины и добра - не потому, что он не обладал позитивным, а потому, что он понимал: такое отношение к другому человеку- наивысшее из всех возможных взаимоотношений между людьми. Сократ не друг и не учитель для другого: "он не даёт, а берёт", принимает то, что рождается у другого. - Кьеркегор
      
      ------

      Идеальный философ описывается как врач, который приставляет нож мысли, "подобно вивисектору, к горлу главных добродетелей своего времени". В качестве примера такого философа Ницше приводит Сократа. - Вальтер Кауфман


      Можно вспомнить «Апологию», в которой Сократ высмеивает пустые спекуляции и ограничивает свои интересы узким кругом базовых проблем морали.

      ------
    
      Сократ - олицетворение философии. - Маркс
      
      ------

      Гегель - гениальное опошление философии. - Рухваров

      ------

      Ильенков - опошление и Гегеля и философии. - Рухваров

      ------
      
      Ксантипа, обливающая Сократа помоями, - в этом выразилось настоящее отношение женщины к философии. - Крачковский
      
      ------
      
      Что такое чистый рассудок, что такое мораль справедливости, одинаково понимают Сократ и Конфуций, Зороастр, Платон и Цицерон - несмотря на бесчисленные расхождения между собой, стремились они к одной точке, к той, на которой зиждется весь наш человеческий род. - Гердер
      
      ------
      
      Аристотель совершенно не понимал передового рыночного хозяйства при котором жил. - Хайек
      
      
      
      Если бы афиняне последовали совету Аристотеля - слепого во всём, что касалось экономики и эволюции, - их город быстро съёжился бы до размеров деревни.
      
      
      
      Даже Платон и Аристотель - граждане города, обязанного торговле своим ведущим положением в ту пору, - презирали купцов.
      
      ------
      
      Каким памятником человеческому ничтожеству является идея философа-правителя! Какое падение - от сократовского мира иронии, разума и честности к платоновскому царству вождей. - Поппер
      
      ------

      Во времена, когда философия переживала период своего детства, было распространено убеждение, что с помощью одного лишь чистого мышления можно познать все, что угодно. Эту иллюзию нетрудно понять, если на мгновение отказаться от всего, что нам известно из более современной философии и естественных наук. Вряд ли кто-нибудь удивится, узнав, что Платон считал более реальными «идеи», чем эмпирически воспринимаемые нами вещи. У Спинозы и даже у Гегеля этот предрассудок является той жизненной силой, которая все еще призвана играть главную роль”. - Эйнштейн

      ------

      Философия как наука разума предназначена для всех. Не все достигают её, но это уже другое дело. Ведь не все люди становятся князьями. - Гегель

      ------
      
      По мнению Платона, человек создан для философии, по мнению Бэкона - философия для человека. - Маколей
      
      ------
      
      По моему мнению простой человек создан для жратвы и зрелищ, а философ создан для философии. - Рухваров
      
      ------
      
      Толстой и Соловьёв стали философами только потому, что один начал размышлять, когда перестал что-либо понимать, а другой начал понимать, когда перестал размышлять. - Ключевский
      
      ------
      
      Нет такой нелепости, которую бы те или другие философы не защищали как истину. - Свифт

      ------

      Вся эта дискуссия, вместе с огромным количеством сложных доказательств, оказалась, однако, ненужной. В результате работа в её окончательном виде была лишена той философской глубины, первым признаком которой служит темнота изложения. - Б.Рассел

      ------

      Это профессиональное "философское" сообщество присвоило себе философию, превратило её элитарную науку со специфической множественной и сложной пониманию терминологией и мутными определениями понятий и терминов, отдалила её от народа и от естественного развития философии в общественной культурной среде. - Галина Назаренко

      ------

      Ослу образованье дали.
      Он стал умней? Едва ли.
      Но раньше, как осел,
      Он просто чушь порол,
      А нынче — ах злодей —
      Он, с важностью педанта,
      При каждой глупости своей
      Ссылается на Канта. - Саша Чёрный

      ------

      Попытка этика, даже такого крупного, как Б. Спиноза, построить собственную этику, столь же строгую, как геометрия, закончилась, как известно, ничем и не оказала никакого влияния на развитие реальной морали. - А.А.Ивин

      ------
      
      Большинство предложений и вопросов, трактуемых как философские, не ложны, а бессмысленны. - Витгенштейн

      ------

      Диалектика тут и мимо уже много веков не проходила. Было только словоблудие со словом "диалектика"...

      ...при рассмотрении банальных стульев и столов "неграмотный" столяр будет гораздо ближе к "истине", чем "аж сам Гегель" и прочие "вместе взятые"...

      Как только человек в исходной посылке (""аксиоме"") допускает что "есть неЕСТЬ (НИЧТО)" - он становится кретином, даже если носит мантию академика или профессора. Идиотизм в том, что такого кретина ещё и величают "философом" - "любящим мудрость" (!) и его начинают "изучать" в "престижных" (одобренных господами) "учебных" заведениях! - ?

      ------
      
      Где живёт философия? Философия - любомудрие.

  Как и всякая любовь, она живёт в центрах удовольствия в головном мозгу, больше негде.

  Любовь поразмышлять, помудрствовать, это такая же патология, как например обжорство. Любовь пожрать. Пожирание ради пожирания. Не потому что голоден, или обладаешь особенно чувствительными вкусовыми рецепторами, а именно потому, что в самом акте потребления пищи получаешь удовольствие и не можешь ему сопротивляться. Таких же болезненных пристрастий бывает очень много. Среди них, вот, и философия.

  Размышление ради размышления, просто потому, что от процесса получаешь удовольствие. И самое страшное для философа, это в процессе размышления доразмышляться до чего-то продуктивного и дельного. Тогда всё, труба. Философ зацикливается и уже любое размышление у него автоматически выводит его к идефиксу, и въезжая в наезженную колею, он начинает нарезать совершенно бесполезные круги, которые не приносят никакого удовольствия, так как никакого размышления в них уже не происходит, а лишь бесконечное повторение зафиксированной идеи. Это можно было бы назвать потерей "профпригодности" была бы философия к чему-либо пригодной "профессией".

  Такие несчастные философы, становятся "классиками" философии. Их труды, оставлены потомкам, как предупреждения о минных полях, сюда не ходи и их идеи крайне  рекомендуется заранее изучить остальным, чтобы случайно недоразмышляться до этого самому и не зациклится, подобно "классикам", потеряв весь смысл занятия философией. т.е. занятием размышлением ради размышления. - Илья Геннадьевич (
сайт Философский штурм )



      И мы найдём сколько угодно примеров того, как человек не может сопротивляться удовольствию и готов пренебречь всем, чем угодно, даже самой жизнью, ради его получения. И такие люди, таки да, живут чтобы жрать или бухать, колоться, убивать, трахаться и т.д. и т.п. Ну а философам удовольствие доставляет размышление. И в этом смысле они от обжор не отличаются ничем. Но размышление, если оно продуктивно и плодотворно, быстро заканчивается. А вместе с тем и удовольствие. Решили задачку, всё, сколько её после этого в голове ни крути, нового размышления не выдоишь. Поэтому, чтобы размышление гарантировано не прекращалось, надо размышлять не плодотворно. Биться над неразрешимой задачей, отвечать на безответный вопрос, можно бесконечно. И если само размышление и есть цель, а вовсе не получение ответов и решений, то лучшего и пожелать нельзя.

  Из тех, кому удовольствие, оргазмического типа, доставляет достижение результата размышлений, те идут в учёные, в науку. И там бесконечно хватаются за всё новые и новые задачи и проблемы в попытке их разрешить и получить своё удовольствие, а из тех, кому важнее сам процесс, получаются философы. Вот и всё разделение.



      Если бы философам действительно было бы интересно, где живёт философия, то они занялись бы химией мозга, так как за пределами мозга вряд ли можно найти хоть какую-то философию. Но это не предмет их интереса. Они в поисках жилища философии готовы пойти, как угодно далеко, лишь бы точно никогда и никуда не прийти, а продолжать нарезать круги веками, а лучше тысячелетиями.

      ------

      Формальная диалектика была очень изобретательна в создании предметов, проблем и вопросов, не представлявших собою никакого философского и религиозного интереса. - Гегель



      Это мнимое познание даже дерзнуло присвоить себе название философии… Что мы не знаем истины и что нам дано знать одни случайные и преходящие, т. е. ничтожные, явления, — вот то ничтожное учение, которое производило и производит наибольший шум и которое господствует теперь в философии. Можно сказать, что, с тех пор как философия начала развиваться в Германии, она никогда еще не находилась в столь печальном положении.

      ------

      Взгляды настолько широкие, что не лезут ни в какие ворота. - Леонид Шебаршин

      ------
      
      Люди, более всего занимающиеся философией, часто менее мудры и не столь правильно пользуются своим рассудком, как те, кто никогда не посвящал себя этому занятию. - Декарт
      
      ------
      
      Декарт дал нам новый метод рассуждений, гораздо более привлекательный, чем сама его философия, большая часть которой или неверна или сомнительна - согласно тем же правилам, которым он нас учил. - Фонтенель
      
      ------

      Всякая логика формальна. Если она претендует на то чтобы не быть формальной – то она и не логика. Так, не является логикой так называемая «диалектическая логика». - А.И. Уёмов

      ------
      
      Что такое философ? Это человек, который законам противопоставляет природу, обычаям - разум, общепринятым взглядам - совесть, и предрассудкам - собственное мнение. - Шамфор
      
      ------
      
      Вряд ли найдётся и полдюжины таких, которые знали бы, что такое собственно философия... - Фихте
      
      ------

      На философа можно положиться только в одном - в критике других философов.- У.Джемс

      ------

      Скульптор видит, что лишнее в каменной глыбе, а философ - что лишнее в мыслях. - Виктор Золя

      ------
      
      Когда на твой вопрос отвечает философ, перестаёшь понимать вопрос. - Андре Жид
      
      ------

      Философия - это маловразумительные ответы на неразрешимые вопросы.- Генри Брукс Адамс

      ------

      Мудрено пишут только о том, чего не понимают. - В.О.Ключевский

      ------

      Ясность - вежливость философии. - Вовенарг
      
      ------
      
      Философия легко одерживает победы над бедствиями как прошлыми, так и будущими, но бедствия наличные побеждают её. - Ларошфуко
      
      ------

      Но не следует ожидать, что философия науки может дать в руки современных ученых какое-то полезное руководство о том, как надо работать или что желательно было бы обнаружить. - Стивен Вайнберг

      ------      
      
      Если моя философия недостаточно сильна для того, чтобы сказать нечто новое, то в ней всё-таки достаточно мужества для того, чтобы считать не вполне достоверным то, во что уже так давно верят. - Лихтенберг
      
      
      
      Диоген расхаживал в грязной одежде по роскошному ковру в комнатах Платона. "Я попираю гордость Платона", - сказал он". "Да, - возразил Платон, - но только посредством другого вида гордости".
      
      
      
      Действительные и титулярные философы.
      
      
      
      Он торговал чужими мнениями. Это был профессор философии.
      
      
      
      Некоторые люди думают, что Кант прав только потому, что они его понимают. Я же полагаю, что большинство их, испытывая удовольствие от того, что им удалось понять весьма отвлечённую и смутно изложенную систему, уверили себя в том, что она уже доказана.
      
      
      
      Кто исследует историю философии и естествознания, тот найдёт, что величайшие открытия были сделаны людьми, считавшими лишь вероятным то, что всеми признавалось за несомненное.
      
      
      
      Что такое я? Что должен я делать? Во что могу я верить и на что надеяться? К этому сводится всё в философии.
      
      ------
      
      Шопенгауэр - единственный философ XIX столетия. - Ницше
      
      ------
      
      Всякий человек философствует; всякий дикий народ имеет свою метафизику в мифах, которые должны сделать для него мир более округлённым и связанным в одно определённое целое - оттого и понятным. Всюду философствуют даже самые невежественные люди, женщины, дети, и не только по редким поводам, но непрестанно, с крайним рвением и с весьма большим доверием к самим себе. Это вытекает не из того, что человек, как многие полагают, чувствует себя выше природы, что его дух влечёт его в высшие сферы. Такие случаи редки. Нет, это происходит оттого, что человек, благодаря своей сознательности, понимает опасность своего положения, и ему тяжело сознавать своё существование ненадёжным, всецело обречённым случайности. Его мотив и здесь, как и в большинстве случаев, - эгоистический. - Шопенгауэр
      
      
      
      Заблуждение всех философов состояло в том, что они считали философию наукой.
      
      
      
      Собственно говоря, философия есть нечто среднее между искусством и наукой или, вернее, нечто, объединяющее то и другое.
      
      
      
      Философия - это не создание разумного человека, который добросовестно садится за дело, берёт свои главные понятия и прикладывает их одно к другому; она - творение высокоодарённого интеллекта, освобождённого волей /его владыкой/, которая предоставляет ему идти по собственному произволу.
      
      
      
      Истинная философия, появляясь на свет, имеет действительное значение лишь для немногих, для перворазрядных умов. Наряду с истинной философией всегда будут появляться также другие философии - для умов второго, третьего, четвёртого порядка.



      Те, которые надеются стать философами путем изучения истории философии, скорее должны вынести из нее то убеждение, что философами родятся, так же, как и поэтами и притом гораздо реже.
      
      
      
      Для философии ничего лучшего не могло бы быть, если бы все профессуры её были уничтожены. Этим уничтожилось бы и величайшее несчастие, именно то, что ищущим истины приходится сталкиваться с ищущими куска хлеба.
      
      
      
      Что в скором времени моё тело станут точить черви, эта мысль, которую я могу вынести; но что профессора философии проделают то же самое с моей философией - вот что приводит меня в содрогание.
      
      
      
      Нелепо намерение философа несущего на рынок истину в надежде сбыть её людям.
      
      
      
      Я не профессор философии, которому необходимо расшаркиваться перед чужим бессмыслием.


      
      Они призваны к философии министерством, а я - только природой.
      
      
      
      Вмешиваться в философские споры моего времени мне так же не приходит в голову, как не приходит в голову спуститься на улицу к дерущейся черни и принять участие в общей свалке.



      Нет ничего легче, чем написать так, чтобы никто ничего не понял; напротив, нет ничего сложнее чем так выразить важную мысль, чтобы каждый должен был её понять.



      Гегель не только не имеет никаких заслуг перед философией, но оказал на нее крайне пагубное, поистине отупляющее, можно сказать, тлетворное влияние. Кто может читать его наиболее прославленное произведение, так называемую "Феноменологию духа", не испытывая в то же время такого чувства, как если бы он был в доме умалишенных, того надо считать достойным этого местожительства.



      Часто применяют ещё очень своеобразную уловку… — писать темно, то есть непонятно: вся суть заключается собственно в таком преподнесении галиматьи, чтобы читатель думал, будто — его вина, если он её не понимает;… как известно, никто не прибегал к этой уловке с такой отвагой и в такой мере, как Гегель.
      


      В целом гегелевская философия состоит на три четверти из чистой бессмыслицы, а на одну четверть из продажных идей. Нет лучшего средства для мистификации людей, как выложить перед ними нечто такое, что невозможно понять.
 Тогда они, особенно немцы, по природе своей доверчивые, тотчас же начинают думать, что все дело в их интеллекте, которому они вообще не очень-то доверяют; чтобы спасти свою репутацию, они скрывают свое непонимание, а лучшим средством для этого служит похвала непонятной мудрости, авторитет которой от этого все больше растет. И требуется огромная смелость и доверие к самому себе, к своему рассудку, чтобы назвать все это бессмысленным шарлатанством.

            
      ------

      Хотя категории (например, единство, причина, действие и т. д.) принадлежат мышлению как таковому, из этого отнюдь не следует, что они лишь наши определения, а не определения также самих предметов. Но таково именно учение Канта. - Гегель

      ------
      
      Гегель любит выражаться столь неопределенно, впрочем, это позволяет придать самому тривиальному видимость чего-то необычного. - Шеллинг

      ------

      Многие нестыковки Гегелевской конструкции объясняются его стремлением выстроить категории в линейный ряд, который по замыслу должен изображать самодвижение понятия. Гегель считал эту идею развития одних категорий из других важнейшим принципом истинной философии и обнаруживал ее зародыш в наукоучении Фихте.
      Соответственно один из недостатков кантовской «Критики» он видел в том, что категории у него возникают все сразу и одновременно. На практике все выглядит так, что Гегель сначала собирает категории, затем располагает их в определенном порядке, и только после этого прописывает переходы между ними. На первом этапе главное обеспечить полноту перечня категорий. Это достигается просто тем, что всякое общезначимое понятие когда-либо, кем-либо заявленное в философии, должно быть поглощено системой Гегеля. Далее, необходимо расположить эти понятия одно за другим. Здесь руководящим принципом выступает троичность: единство бытия и ничто дают становление, единство качества и количества – меру, единство тождества и различия – основание, единство бытия и сущности – понятие, единство понятия и объективности – идею, и т.д. Наконец в дело вступают “диалектика” и риторика, не чурающаяся откровенной софистики, призванные продемонстрировать подвижность категорий, их перетекание друг в друга.
      Но категории не терпят такого насилия над собой, они не желают быть ранжированы, выстроены по росту. Они сопротивляются. Попытки навязать им чуждый порядок деформируют всю конструкцию. Ведь, каждая отдельная категория – это не ступень, а аспект. Категории сопричастны, пронизывают друг друга. Их естественная стихия – не линейный строй, а многомерно пространство.
      Но пора наконец вспомнить, какова цель всей этой конструкции. По логике вещей, она должна, так сказать, в целом, со стороны структуры обосновывать смысл, т.е. идею Бога. Она призвана продемонстрировать сущность бога, доказать необходимость его бытия. Конструкция – это лестница, ведущая к богу, это лишь форма для истинного содержания, это золотая клетка, в которой мы удерживаем райскую птичку, чтобы не забыть её облик, это дорогостоящая рама для бесценной картины. Это по идее. Но на самом деле конструкция логики Гегеля вполне безразлична к её смыслу, форма не соприкасается с содержанием, лестница не приводит к богу, клетка остается пустой, а птичка живет сама по себе и не нуждается в клетке. Бог у Гегеля прячется в примечаниях. Не удивительно
поэтому, что чтение «Науки логики» вызывает ощущение пустоты. - Виктор Володин



      Гегель, во-первых, презирал традиционную логику, во-вторых, не знал и не понимал её. В самом деле, ядовитые замечания по этому поводу, оставленные им в разных местах. Внимательное чтении его трудов показывает – Гегель не знает и не понимает классическую логику. Видимо она была для него слишком ограничена. Или он для нее, уж не знаю.

 

      Диалектика Гегеля отчасти основана на недоразумении, отчасти на пренебрежении логикой. Все глубокомысленные рассуждения – про бытие и небытие, про тождество и различие как таковые, про становление – напоминают детскую забаву, если не произносятся с университетской кафедры почтенным профессором с серьезным выражением лица. Детство философии как раз и начиналось с таких словесных игр. Греки были первыми, кто открыл магию и силу слова и с энтузиазмом первооткрывателя наслаждался причудливой игрой противоречий. Своеобразную энциклопедию софистических премудростей мы находим в Платоновском
“Пармениде” – истинном первоисточнике гегелевских поворотов мысли.
      


      Мы можем теперь сделать вывод. Диалектика Гегеля – это не инструмент познания, а искусство убеждения, не логика, а риторика. Основные приемы этой риторики – тавтология и парадокс, её цель мистификация и эпатаж. Она производит необыкновенно сильное впечатление на неустойчивые натуры. И вызывает желание подражать. Она и есть тот истинный “дух” философии Гегеля, который так ценят самые преданные его последователи.



      Уже в XX веке похожая проблема встанет перед сторонниками диалектического материализма: как объяснить, что единственно правильная логика – диалектическая, а преподавать приходится классическую.
      
      ------

      “Для того, чтобы решить, которое из двух тел движется, надо иметь три тела; когда мы, например, находимся на корабле и берег мчится мимо нас, мы нуждаемся в третьем теле, чтобы убедиться, что движется корабль, а не берег”. - Энциклопедия философских наук, т.2, § 270

      Когда читаешь подобную бессмыслицу, да еще и в столь серьезном научном труде как “Энциклопедия философских наук”, то невольно возникает сомнение: это у меня крыша поехала, в то время как у Гегеля она находится в покое, или все-таки крыша движется у Гегеля? И тогда нужен кто-то третий, чтобы убедиться, что да, крыша поехала у Гегеля, а не у меня. Впрочем, если бы этим третьим был Галилей или, скажем, Ньютон, то он наверняка сказал бы, что моя крыша едет относительно крыши Гегеля, а крыша Гегеля – относительно моей. Все относительно! - Виктор Володин


      "Гегель: ... наше познание должно быть научным."

      Здесь требует некоторый перевод. Истина у Гегеля - это Бог, научное познание - философское познание, а философское познание - философия Гегеля. Теперь переводим: адекватное познание Бога возможно лишь посредством философии Гегеля.

      ------

      Уже будучи тяжело больным, он (Гегель) произнёс свою знаменитую фразу - "Умирает единственный человек, который понимал меня, и то не всегда и не полностью".

      ------

      Логика Гегеля не логична!!! (разбор нелогичности в статье "Гегель использует свою логику на практике") Но почему же он стал одним из столпов философии? Потому, что Гегель мыслил гениально, создавая свою систему, он обосновывал каждый свой шаг и делал это очень сложным языком, поэтому очень трудно распутать его ребус и заметить там ошибки, а если ошибок не замечаешь, то остаётся следовать за направлением его мысли, не подозревая при этом, что шаги можно делать и в другом направлении и даже более обоснованные. За Гегелем имеет смысл следовать, но не за его системой, а за движением его гениальной мысли, для тренировки своей. - Рухваров

      ------

      у Гегеля понимание мира и стало самим миром. Его разум замкнут на себя, занят фундаментальнейшим конструированием. Мысль стала бытием. гармония с миром в его системе нарушена, потому, что никакого мира помимо данного в представлении, для Гегеля не существует. Для меня мудрость Гегеля - это мудрость ошибки, урок того, как философствовать не надо. - Станислав Громаков
(мысль, есть истинное бытие... - Гегель)

      ------

      Практический результат его методики мы видим и методика эта следующая: неси любую ахинею именем Гегеля, а когда тебе указывают, что это- "ни в какие ворота", с надменной улыбкой объясняй им, что они просто слишком тупые, чтобы понять Гегеля. - ?

      ------

      Гегель по окончании полного курса кандидатом богословия получил аттестат, гласивший, что он молодой человек с хорошими способностями, но не отличается ни прилежанием, ни сведениями, весьма неискусен в слове и может быть назван идиотом в философии.

      ------

      Учение Гегеля наилучшим образом представляет определенный вид философии, которая у других менее согласована и менее всеобъемлюща. - Б.Рассел

      ------

      Если бы Гегель написал всю свою "Логику" и затем сказал... что это был только интеллектуальный эксперимент... тогда его определенно можно
было бы назвать величайшим мыслителем из всех когда-либо живших. А так он просто клоун. - Кьеркегор

      ------

      В случае с Гегелем наглядно видно, как легко клоун может стать «творцом истории»". - Поппер



      По моему мнению, профессиональная философия не слишком преуспела. Её настоятельной потребностью является оправдание собственного существования.



      Великие философы не занимались построением умных систем.



      Философия не должна быть основанием для каких бы то ни было научных систем.



      Как раз со времён Платона мания величия стала наиболее распространённым профессиональным заболеванием философов.

      ------

      Мне удивительно, что Поппер предваряет свою критику социально-политических взглядов Гегеля откровенной, почти площадной бранью в его адрес и как человека, и как философа-мыслителя. Неужели он думает, что таким унижением Гегеля он помогает своей критике?! Отнюдь не красит Поппера попытка оглупить Гегеля. Одно из двух: либо Гегель — глупый и тогда не стоит с ним возиться, либо Гегель — настоящий, серьезный философ и тогда он достоин критики. Поппер одновременно третирует Гегеля и спорит с ним как с серьезным противником. Такое парадоксальное отношение к немецкому философу свидетельствует об излишней эмоциональности и поверхностности критикующего. - Балашов Л.Е.

      ------

      Карл Поппер очень уважительно отзывался о Марксе. В "Открытое общество и его враги" (том 2) он критикует марксизм, но очень вежливо и культурно отзывается об основоположниках его - Карле и Фридрихе. При этом он ругательски ругает Гегеля, называя его мудаком и шарлатаном. Мизес же, наоборот, о Гегеле отзывается самым наилучшим образом и очень уважительно, а Маркса иначе как кабинетным червяком и не называет.

      Такие странные предпочтения объясняются просто. Мизес экономист, для него Маркс - открытая книга, все его ошибки для него - как на ладони. Гегель же - философ, метафизик. Мизес, как неспециалист в этой дисциплине, предпочитает относиться уважительно к специалисту в той отрасли, в которой он сам профан. Поппер, наоборот, сам философ, и шарлатанство Гегеля для него более чем очевидно. А вот экономист Маркс для Поппера - темная лошадка, ибо Поппер в экономике и в юриспруденции не особо разбирается, это не его стезя. - И.Поночевный

      ------
      
      ...Как велик Шопенгауэр и как мало, как бессмысленно его влияние. - Ницше
      
      
      
      К сожалению, Шопенгауэр ничем не обидел многочисленных учёных более, чем своим несходством с ними.
      
      
      
      Сама "воля" Шопенгауэра не что иное, как самая общая форма проявления чего-то, совершенно недоступное нашему пониманию.
      
      
      
      Настолько же чопорное, насколько и благонравное тартюфство старого Канта, с которым он заманивает нас на потайные диалектические пути, ведущие, вернее, совращающие к его "категорическому императиву", - это зрелище у нас, людей избалованных, вызывает улыбки, так как мы не находим ни малейшего удовольствия наблюдать за тонкими кознями старых моралистов и проповедников нравственности.
      
      
      
      ...уродливейшего идейного калеку, какой только существовал, великого Канта...
      
      
      
      Остроумие Канта. Кант хотел шокирующим для "всего мира" способом доказать, что "весь мир" прав: в этом заключалось тайное остроумие этой души. Он писал против учёных в пользу народного предрассудка, но для учёных, а не для народа.
      
      
      
      Кант прежде всего гордился своей таблицей категорий... Положим, что он в этом обманул сам себя, но развитие и быстрый расцвет немецкой философии связаны с этой гордостью и с соревнованием младшей братии, стремившейся открыть, по возможности, что-нибудь такое, чем можно было бы гордиться ещё больше.
      
      
      
      Фокус-покус с математической формой, в которую Спиноза заковал, словно в броню, и замаскировал свою философию,.. как много собственной боязливости и уязвимости выдаёт этот маскарад больного отшельника!
      
      
      
      Это вовсе не философская раса - эти англичане: Бэкон знаменует собою нападение на философский ум вообще, Гоббс, Юм и Локк - унижение и умаление значения понятия "философ".
      
      
      
      В творениях Монтеня, Ларошфуко, Лабрюйера, Фонтенеля, Вовенарга, Шамфора больше, чем в целой немецкой философии, содержится истинных мыслей из числа тех, которые порождают мысли... Напротив, из писаний лучших немецких мыслителей, например Гёте и Шопенгауэра, много ли уразумел бы даже сам Платон, не говоря уже об отвращении, которое внушил бы ему их туманный стиль, иногда тощий, как щепка, иногда полный преувеличений.
      
      ------

      И уж совершенно не простительно, что его ученика и поклонника - Канта, своровавшего идеи своего кумира (Сведенборга), а затем придавшего им абсолютно ненужный *новояз* ,,,восхищаются все кому не лень. - (автор не известен)

      ------

      О моей «Критике чистого разума» будут неправильно судить, потому что не поймут ее, а не поймут ее потому, что книгу, правда, перелистают, но не захотят ее продумать; и не захотят тратить на это усилия потому, что книга суха, темна, противоречит всем привычным понятиям и притом слишком обширна. – Кант.

      ------
      
      Жизнь других немецких философов /кроме Паскаля и Ницше/ протекает в эпическом спокойствии, их философия - это как бы уютно-ремесленное плетение однажды распутанной нити, они будто философствуют сидя, не напрягая свои члены, и в их мыслительном акте почти неощутимо повышенное кровяное давление, лихорадка судьбы... Биографии других философов ни на дюйм не расширяют духовного кругозора... Пределом их стремлений служит всегда покой, мир и безопасность: они хотят умножить достояние человечества, установить нормы и законы, высший порядок. Напротив, Ницше вносит беспорядок в немецкую философию. - Цвейг
      
      
      
      Ницше создаёт не учение /как полагают школьные педанты/, не веру, а только атмосферу.
      
      ------
      
      Весьма ощутимым наказанием за поэтическую неопределённость и символическую двусмысленность афоризмов Ницше служит то обстоятельство, что его борьба против "морали рабов" сделали его популярным как раз у тех, кто первым поспешил бы отрубить "сверхчеловеку" ту самую голову, благодаря которой он возвышается над этими "многими-слишком-многими". - Винделъбанд
      
      ------

      Речь у Ницше идет лишь о борьбе с нечистой совестью, а не с совестью вообще, с угрызениями именно этой нечистой совести, а не совести вообще и надо признать, что во многом именно с совестью культивируемой христианством. А кто сказал, что это единственный вид совести, наилучший или высший? - Садовников В.Н.

      ------

      Альфред Боймлер был профессором, которого нацисты пригласили в Берлин для „интерпретации" Ницше. Этот профессор доказывал в книге «Ницше, философ и политик», что «Ницше не имел в виду того, что написал в своих работах». - Альфред Кауфман


      Ницше представляется мне наиболее интересным мыслителем всех времен. Немногие, если таковые вообще имеются после Платона, способны соперничать с широтой, глубиной и страстностью его ума.


      
      Более важным оказалось решение его сестры
соединить вместе некоторые из тысяч кратких записок,
набросков и заметок, которые накопились у Ницше за
несколько лет (в основном во время его долгих прогулок
в Альпах), и опубликовать эту фальсификацию под видом цельной системы под заголовком «Воля к власти».

      ------

      Есть, конечно, и хорошие переводчики. Но и хороший переводчик часто не совсем чистоплотен. Недавно вышла книга "Письма Фридриха Ницше". Составитель и переводчик Игорь Эбаноидзе. Перевод вполне приличный. Однако из 337 писем можно найти лишь несколько без купюр. Часто купюры встречаются объемом не более одного предложения. Почему нельзя было напечатать немного меньше писем, но без купюр? И зачем купюры не более одного предложения?

      Похоже, Игорю Эбаноидзе что-то не очень понравилось, и он решил опустить эти фрагменты. Недаром он признается в названии своей статьи о Ницше Мой Ницше: "У каждого свой Ницше". Опущенные фрагменты, вероятно, Эбаноидзе к "своему" Ницше не относит... Такая вот приватизация... -
      ------

      Свясьяновский перевод "Сумерки идолов" это вообще нечто! Ничего тупее придумать просто невозможно. После него в других переводах этот труд читается вообще как другая книга.
"Своего Ницше" они получают сокращая тексты, искажая то что осталась и объявляя большую часть наследия "помешательством". -
      ------

      У кого нет богатых возможностей играть собственными душевными силами, тот не может читать Ницше осмысленно. - Ясперс


      Писательский блеск (Ницше) на каждой странице бьёт читателю в глаза.

      ------      
      
      Я дал человечеству самую глубокую книгу, какою оно обладает, моего Заратустру. - Ницше
      
      
      
      Чтобы только понять что-либо в моём Заратустре, надо, быть может, находиться в тех же условиях, что и я, - одной ногой стоять по ту сторону жизни.
      
      
      
      Для того, чтобы выносить мои произведения, надо иметь великую душу. Я очень счастлив, что восстановил против себя всё слабое и добродетельное.
      
      
      
      Первые встречные не должны читать моих книг.
      
      
      
      Коснуться границ разума - вот это прежде всего и есть философия.
      
      
      
      Мне всё более и более кажется, что философ, как необходимый человек завтрашнего и послезавтрашнего дня, во все времена находился и должен был находиться в разладе со своим "сегодня": его врагом был всегда сегодняшний идеал. До сих пор все эти выдающиеся споспешествователи человечества, которых называют философами и которые редко чувствовали себя любителями мудрости, а скорее неприятными безумцами и опасными вопросительными знаками, находили свою задачу, свою суровую, непреднамеренную, неустранимую задачу, а в конце концов и величие её в том, чтобы быть злой совестью своего времени.
      
      
      
      Научиться понимать, что такое философ, трудно оттого, что этому нельзя выучить: это нужно "знать" из опыта - или нужно иметь гордость не знать этого.
      
      
      
      В самом деле, толпа долгое время не узнавала философа и смешивала его то с человеком науки и идеальным учёным, то с религиозно-вдохновенным, умертвившим в себе всё плотское, "отрекшимся от мира" фанатиком и пьянчугой божьим.
      
      
      
      Учёный никогда не может стать философом; даже Кант не мог стать им, а, несмотря на врождённое влечение своего гения, до конца оставался как бы в состоянии не развернувшейся куколки. Кто думает, что в этих словах я несправедлив к Канту, тот не знает, что такое философ: ибо философ - не только великий мыслитель, но и настоящий человек; а когда же учёный мог стать настоящим человеком?
      
      
      
      Учёное историческое знание прошлого никогда не было делом подлинных философов.
      
      
      
      Добродетели заурядного человека были бы, пожалуй, у философа равносильны порокам и слабостям.
      
      
      
      Человек науки зачастую встречается во время своих скромных и трудных странствий по пустыне блестящие воздушные явления, называемые "философскими системами". С волшебною силою обмана они указывают на находящееся вблизи разрешение всех загадок и на самый свежий источник истинной жизненной воды.
      
      
      
      Я не доверяю любым систематизаторам и стараюсь избегать их. Стремление к системе есть отсутствие порядочности.
      
      
      
      Разнообразные философские системы, в сущности, происходят от различия темпераментов, хотя устанавливаются разумом...
      
      
      
      Философ думает, что ценность его философии лежит в целом, в строении; но потомство находит ценным только камень, из которого он строил...
      
      
      
      В течение тысячелетий европейские мыслители только о том и думали, как бы доказать что-нибудь - нынче, напротив, для нас подозрителен всякий мыслитель, который "хочет нечто доказать".
      
      
      
      Во всей истории философии нельзя найти никакой интеллектуальной добросовестности, а только "любовь к добру"...
      
      
      
      Вера в мораль ещё не доказательство морали. Бывают случаи - и философы представляют именно такой случай - когда подобная вера просто безнравственна.
      
      
      
      "Прекрасные чувства" - аргументы для философов-моралистов. Их "высоко вздымающаяся грудь" кажется им раздуваемыми мехами божества...
      
      
      
      Все более глубокие натуры древности питали отвращение к философам добродетели. На них смотрели как на спорщиков и комедиантов. /Мнение о Платоне как Эпикура, так и Пиррона/.
      
      
      
      Скромность изобрела в Греции слово "философ" и уступила комедиантам ума роскошную спесь называть себя мудрыми - скромность таких страшилищ гордости и самообладания, как Пифагор, как Платон...
      
      
      
      Греческий философ проходил через жизнь с тайным чувством, что рабов гораздо больше, чем предполагают, - именно, что каждый человек есть раб, если он не философ.
      
      
      
      Диоген возразил, когда при нём хвалили некоего философа: "Чем же он может гордиться, если он так давно занимается философией и ещё никого не огорчил". Да, так должна была бы гласить надгробная надпись университетской философии: "она никого не огорчила".
      
      
      
      В среде университетской философии неприемлема никакая радикальная истина, в ней не может зародиться никакая революционная мысль.
      
      
      
      Даже их академические сотоварищи относились к ним /профессорам философии/, с любезно замаскированным презрением.
      
      
      
      Но признаем, что эта толпа плохих философов смехотворна - и кто же не признает этого? - спрашивается, в какой мере она также вредна? Я отвечаю коротко: она вредна, тем, что делает философию смехотворной.
      
      
      
      Женатый философ - персонаж для водевиля.
      
      
      
      Бывают ли трагические ослы погибающие под тяжестью ноши, которую они не могли ни бросить, ни тащить?.. Это философы.
      
      
      
      Предположив, что истина есть женщина, - как? разве мы не вправе подозревать, что все философы, поскольку они были догматиками, плохо понимали женщин? что ужасающая серьёзность, неуклюжая назойливость, с которой они до сих пор относились к истине, были непригодным и непристойным средством для того, чтобы расположить к себе именно женщину.
      
      
      
      Философ - затаившийся священник.
      
      
      
      Мученичество философа, его "принесение себя в жертву истине" обнаруживает то, что было в нём скрыто агитаторского и актёрского.
      
      
      
      Я не думаю, чтобы "позыв к познанию" был отцом философии, а полагаю, что здесь, как и в других случаях, какой-либо иной инстинкт пользуется познанием /и незнанием/ только как орудием.
      
      
      
      Они /эзотерики/ недостаточно чистоплотны: они мутят воду, чтобы казалась она глубже.
      
      
      
      Государство вообще боится философии, и оно тем более будет стремиться привлекать к себе философов, чтобы иметь вид, как будто на его стороне философия, так как на его стороне эти люди, которые носят её имя, и всё же совсем не страшны. Но если бы нашёлся человек, который действительно обнаружил бы намерение подходить с ножом истины ко всему, и в том числе к государству, то государство вправе освободиться от такого человека и относиться к нему как своему врагу.



      Всякая великая философия... в целом всегда пишется только об одном: это изображение всей жизни, и из нее познается смысл твоей жизни.
      
      ------

      "Нужно подтолкнуть то, что падает!". Ницше не говорит об умерщвлении калек и сумасшедших из «милосердия», он имеет в виду все те ценности, которые потеряли свое содержание, все кредо, которые покинула вера, и все то, что исповедуется лицемерно. - Вальтер Кауфман



      Ницше просит своих читателей помнить о том, что он пишет не для того, чтобы рекомендовать какой-то определенный образ действий. Его книга направлена на стимулирование мышления, "ни на что иное"; она предназначена для тех людей, "для кого размышление не что иное, как удовольствие", а совсем не для политических программ.



      Ницше слишком поздно осознал, что его идея, воля к власти, вместо того чтобы оказаться провокационной и вызывающей, встретит одобрение и поддержку среди тех немцев, которые не думают ни о чем, кроме Рейха.



      Безумная гордость объясняется по большей части его триумфом над догматами, его чувством новой свободы и его радостью от небывалой широты и открытости перспектив.
      
      ------

      Ницше воспевал сверхчеловека и фашистам нравится сверхчеловек, но общее у них только слово "Сверхчеловек", - они вкладывают в него противоположное содержание. Для Ницше Сверхчеловек, это по сути Настоящий Человек. - Рухваров.

      ------
      
      Ницше оказал огромное влияние, но не на философов-специалистов.- Б.Рассел (образцовый философ-специалист)
      
      ------

      Прежде чем приступить к их чтению, надо сперва зарубить себе на носу, в чем заключается основное отличие официальной философии от неофициальной. И это отличие – в том, что у официальных философов слово всегда расходится с делом, а у неофициальных – не всегда. - Сурат



      Многие наивно полагают, что философия – это объяснение мира, и чем более успешен философ в этом объяснении, чем стройней его картина мира, тем он круче своих предшественников и современников, причем, так полагают даже сами философы.

      

      Но справедливости ради надо сказать, что многие недооценивают всю мощь и достоинства западной официальной философии, более того, взирают на неё со спокойным презрением бушмена, волей случая занесенного в стеклобетонные джунгли европейского мегаполиса. Это очень обидно, потому как, чтобы нагородить такую кучу всего, понадобилось угробить не одно столетие и не одну жизнь сгноить в застенках пыльного рабочего кабинета. Это во-первых. А во-вторых, от меткого обывательского взгляда совершенно сокрыт весь тот свинячий кайф (не в плохом смысле свинячий, а в смысле, что это кайф до поросячьего визга), который испытывает философ, генерирующий стройные и красивые мысли. Обывателю скучна западная философия точно так же, как сосредоточенным грибникам, пинающим мухоморы, скучны эти самые мухоморы. Но стоит только попробовать… в общем, я не буду развивать эту тему, дабы мне не впаяли срок за пропаганду западной философии.


      Я все это говорю, в общем, только для того, чтобы отогнать подальше от вашей головы назойливую, как навозная муха, мысль: «Вся западная философия – это фуфло!». Это ведь как посмотреть, на самом деле. Так посмотришь – действительно, фуфло. А вот так – совсем не фуфло. Как именно вы решите, в конце концов, смотреть – это ваше личное дело, главное, чтобы у вас был выбор.



      Чем грешно большинство восточных мудрил? Казалось бы, придраться практически не к чему. Святые через одного, добрейшей души люди, все чакры нараспашку, умеют читать чужие мысли по слогам, а если встанут утром с нужной ноги, то и колечко золотое могут тебе из воздуха материализовать бесплатно, но одно обстоятельство не даёт покоя. Все как один – круглые идиоты. Стоит им только рот раскрыть, собрать пресс-конференцию или книжку написать, как их собственные последователи начинают краснеть и объяснять друг другу, что «мастер шутит» или «мастер говорит из сердца, а не из ума», короче, позорятся друг перед другом по полной программе. То есть Восток – это настолько женственная субстанция, что на первый взгляд даже кажется, что западные женщины намного умнее восточных мужчин, а приглядевшись повнимательнее, убеждаешься – так и есть!



      В действительности, конечно, никакой философии у Гурджиева не было. В башке у него парил один сплошной и беспросветный «мерцающий туман», из которого он мог лепить все, что угодно. Поэтому и мы можем говорить только о каких-то телегах, которые он в свое время прогнал, а по сути сказать нам будет нечего, так как высказываниями по сути он себя не затруднял. Ну, это профессиональная болезнь всех мистиков в том смысле, что мистик – он как студент на экзамене, глаза умные, всё понимает, а сказать ничего не может.



      Блаватскую надо читать. Занятие это совершенно бессмысленное, но давайте хоть иногда отвлекаться от осмысленных действий. Есть вещи, которые полезно делать просто так, ради прикола. Типа пройтись босиком по траве или посмотреть хотя бы одну серию «Дома-2». То же самое и с сочинениями Елены Петровны.

      ------

      Счастье женщины — в обретении власти над потусторонними силами. Любовь — всего лишь кошмарный сон. - Блаватская

      ------

      Госпожа Блаватская самая образованная, остроумная и интересная обманщица, какую только знает история, так что ее имя заслуживает по этой причине быть переданным потомству. - Ходжсон

      ------
      
      У любителей охмуряться как бы философией тексты от этого Мамардашвили - наверное, аналог высококачественного коньяка у тех, кто такое потребляют (я не из их числа, но вообразить таки могу): хватанул дозу побольше и лежишь несколько часов в счастливой отключке от нашей трудной реальности. - Александр Бурьяк


   
      Соловьев меня не потряс: я не люблю абзацев на две страницы,
философического треска, христианскости и т. п. Да, он отнюдь не
"раскрученная" дешёвка, а очень даже гений, хоть и сильно
припыленный. Он не лгал, не рисовался и не подстраивался, а
честно заблуждался. Трудился не ради заработка, а из чувства
подвижничества. Он -- таки глыба, но глыба специфической формы,
поэтому на неё особо не обопрёшься. У него можно брать много
хороших частностей, но как целое он вреден.


      ------

      Хайдеггер написал 100 томов, все их мало кто мог просмотреть и не умереть от скуки. - ?

      ------

      Как я понимаю - философия есть только то, что "привязывается" к смыслу жизни человека, и с таких позиций - и Платон, и Кант, и Гегель по большей части  решали какие-то свои ребусы, относящиеся к их представлениям о "бытии", "абсолюте", "трансценденции",  полагая человека зрителем в театре теней, и продолжать за ними поиск способа убедить себя в целесообразности умозрения ответов  на жизненные вопросы за пределами человеческой жизни - значит углублять  пропасть между реальными интересами людей и предметом ухищрений буквоедов с дипломами и без... - Зозуля Виктор Иванович

      ------
      
      Философия существует лишь тогда, когда налицо классовая борьба. Товарищи, изучающие философию, должны отправиться в деревню. Ехать нужно этой зимой или будущей весной, с тем чтобы участвовать в классовой борьбе. Пусть едут и те, у кого слабое здоровье; оттого, что посылают в низы, не умирают, самое большее простудятся, так пусть одеваются потеплее. - Мао Цзедун
      
      
      
      Я - доморощенный философ, а вы - философы заморского образца.
      
      
      
      Один съедает другого, большая рыба глотает маленькую это и есть синтез.
      
      
      
      Синтез заключается в уничтожении врага.
      
      
      
      Принятие пищи - это тоже анализ и синтез. Например, когда едят крабов, то едят только мясо, а скорлупу не едят. Органы пищеварения выбирают питательные вещества, а остальное выбрасывают.
      
      
      
      Требуется постепенно расширять диалектику, чтобы стало 600 миллионов диалектиков.
      
      ------
      
      Философ, сам абстрактный образ отчуждённого человека - делает себя масштабом отчуждённого мира. - Маркс
      
      ------
      
      Уклонение от изучения философских вопросов очень часто делало выпускников высшей школы пленниками устаревших философских взглядов. - Энгельс
      
      ------
      
      Уклонение от изучения философских вопросов не может сделать выпускников высшей школы пленниками устаревших философских взглядов потому, что место занято - они уже являются пленниками собственной глупости. - Рухваров
      
      ------
      
      С помощью пространства Вселенная охватывает и поглощает меня, а вот с помощью мысли я охватываю Вселенную. - Паскаль
      
      ------

      Как-то один философ задался вопросом: мы — люди, потому что мы смотрим на звезды? Или мы смотрим на звезды, потому что мы — люди? - ?

      ------

      Вечно новым и постоянно возрастающим удивлением и благоговением две вещи наполняют душу, чем чаще и постояннее ими занимается размышление: звёздное небо надо мною и закон нравственности во мне. - Кант
      
      ------
      
      Эта световая сыпь /звезды/ так же мало достойны удивления, как сыпь на теле человека или как многочисленный рой мух. - Гегель



      Мы видели, как поверхностность, скудость мысли (о Канте) сама себя нарекла благоразумным скептицизмом и критицизмом непритязательного разума, видели, как вместе с пустотой идей возрастали самомнение и суетность.
      
      
      
      Философии вообще совершенно нечего делать с голыми абстракциями или формальными мыслями, она занимается лишь конкретными мыслями.
      
      
      
      В представлении мир является лишь собранием конечных предметов; но если мы понимаем мир как всеобщее, как тотальность, то вопрос о его начале тотчас же отпадает. С какого именно пункта, где именно мы должны начать, - это таким образом остаётся неопределённым.
      
      
      
      Философия есть особый способ мышления, такой способ мышления, благодаря которому оно становится познанием, и при этом познанием в понятиях.
      
      
      
      Философия есть познание, и лишь посредством познания реализуется изначальное призвание человека.
      
      
      
      Если бы требовалось назвать царский путь к науке, нельзя было бы указать пути более удобного, чем путь, заключающийся в том, чтобы положиться на здравый человеческий смысл и - дабы, впрочем, не отстать от времени и философии, - читать рецензии на философские произведения, да, пожалуй, предисловия и первые параграфы этих произведений. Ибо... в рецензиях критика которая, - именно потому, что она критика, - стоит даже выше критикуемого.
      
      
      
      Только один человек меня понял, да и тот меня, по правде сказать не понял. ("И этот один сам Гегель.- Вл.Сыров)
      
      ------

      Я частица Вселенной, и Вселенная у моих ног. - Рухваров

      
      
      Научное мировоззрение - такой же миф, как и религиозное.
      
      
      
      На природной почве вырастает мироощущение, которое даёт плоды мировоззрения.
      
      
      
      История философии - это бесконечная претензия на истину, в попытке на вечные вопросы дать однозначные ответы.
      
      
      
      Философия претендует на истинное мировоззрение как религия, сочиняет его как литература и пытается использовать логику как наука.
      
      
      
      В попытке создать всеобщую картину мира, религия претендует на знание Бога, а философия на роль теоретического бога.
      
      
      
      Если философ ищет Бога, на нём можно ставить крест.
      
      
      
      Религиозная философия - самое остроумное сооружение, которое пытается объединить любовь к мудрости с любовью к глупости.
      
      
      
      Религиозная философия - это глупость влюблённая в мудрость.
      
      
      
      Трепология - общефилософская идеология.
      
      
      
      Превращение философии в науку - есть опошление философии.



      В основе философии - стремление понять жизнь; в основе наки - стремление познать мир.
      
      
      
      Профессор философии - профессиональный мудрец.
      
      
      
      Профессор философии - профессиональный любитель мудрости.
      
      
      
      Профессиональная философия - это призвание... стоять в очереди у кормушки с томиком Канта под мышкой.
      
      
      
      Профессиональная философия - продажная любовь к мудрости.
      
      
      
      Профессиональная философия - безответная любовь к мудрости.
      
      
      
      Профессиональная философия - это ограниченность, предъявляющая права на мудрость.
      
      
      
      Философия изменила мудрости на любовь к профессии.
      
      
      
      Претензия философии на мудрость - это пародия на мудрость.



      Профессия - нормальное положение человека в обществе, и если одни профессионально гоняют мяч, другие профессионально гоняют шайбу, то в такой компании ничуть не менее естественно выглядит и профессиональный любитель мудрости.
      
      
      
      Философ - это специалист, который в мировоззренческих вопросах не разбирается профессионально, а во всех других разбирается как дилетант.
      
      
      
      Философия есть любовь к мудрости, но не гарантия мудрости.


    
      Философия - это размышления о жизни.



      Философия - это ориентир по жизни.



      Философия - это мыслящее мировоззрение.
      
      
      
      Философы слишком серьёзно относятся к своим мыслям, чтобы быть мудрыми.
      
      
      
      Философ без труда находит истину в собственном мнении.
      
      
      
      Философ трудится над проблемой выеденного яйца, чтобы обеспечить себя цыплёнком табака.
      
      
      
      Философия без здравого смысла - ничто; здравый смысл без философии - нечто.
      
      
      
      Неизменно успешным решением мировых проблем, философы вызывают энтузиазм... психиатров.
      
      
      
      Порядок системных знаний в голове учёного такой же признак ограниченности, как и хаос в голове философа.
      
      
      
      В произведении гениального художника так же много философии, как пустоты в произведении посредственного философа.



      Большинство людей считает философию бесполезной. С этим можно согласиться, ничего она не даёт так же, как слепому ничего не даёт живопись, глухому музыка.
      
      
      
      Талант является украшением любой человеческой деятельности, и только в философии талант - её унижающая посредственность. Философия - это такая духовная вершина, которую украшает только гений.
      
      
      
      Вопрос о познаваемости мира веками запускается в оборот философской посредственностью. Гения не мучает проблема познания, он не познаёт мир, а видит и создаёт его.



      Реальность при отсутствии сознания никуда не девается, но она находится в неопределённости, получается, что без сознания реальность, в каком-то смысле, нереальна.
      
      
      
      В теоретической философии известна формальная логика и диалектическая логика, а в реальной практике философии живёт ещё и формальная диалектика - это диалектическая логика перешедшая в ограниченные формы мозгов профессоров философии.
      
      
      
      Логика бывает формальная, диалектическая и катастрофическая.
      
      
      
      Биографами совершенно достоверно установлено, что количество перешло у Гегеля в качество, когда он выпил лишнего. Протрезвев, Гегель спохватился, но было поздно, пьяный бред завладел умами философствующих тупиц.
      
      
      
      Живо представляю себе удивительный процесс перехода количества в качество. Дожмём процесс... - всё количество перешло в качество! Качества стало много, но оно грустит в одиночестве, - без количества?!
      
      
      
      Закон "единства и борьбы противоположностей" совсем не глуп, со временем набрался мудрости и стал законом "взаимодействия противоположностей".
      
      
      
      Теоретически убедительному закону "Перехода количества в качество" трудно найти место среди законов природы.
      
      
      
      У философского закона "отрицания отрицания" есть более известный кулинарный предшественник: "масло масляное".
      
      
      
      Три закона диалектики - это смесь банальности и глупости, причём глупости в трёх законах хватит и на четыре.
      
      
      
      Диалектика скептически относится к законам, и прежде всего к своим собственным.

      

      Диалектическая логика, как методика мышления существует только в теории, в реале пользоваться ей не возможно, поэтому её можно считать мифологической.

      
      
      Вершины человеческого ума открывают границы человеческого разума.
      
      
      
      Восточная философия призывает к слиянию с миром, и тем самым нарушает границу гармонии с миром.
      
      
      
      Ницше надо читать с утра - вместо кофе, а других философов перед сном - вместо снотворного.
      
      
      
      Чтобы понимать Гегеля,- достаточно иметь хороший философский ум; чтобы понимать Ницше,- нужно иметь ещё и другие высшие человеческие качества.
      
      
      
      Вопреки известному теоретическому закону, на практике часто всё иначе: количество знаний профессионального философа не переходит в качество настоящего философа.
      
      
      
      В дополненном виде "закон отрицания отрицания" звучит более убедительно: "закон отрицания, отрицания, отрицания". С таким ударным чувством юмора он достоин возглавить список трёх законов диалектики.
      
      
      
      Философии следует быть последовательной, и если количество переходит в качество, то пусть время переходит в пространство, форма в содержание, бездарность в гениальность......
      
      
      
      С тремя законами диалектика обрела статус научности, а всякого рода научные и философские догматики приобрели способность "понимать" диалектику.
      
      
      
      Кафедра философии - это место, где в единстве и без борьбы уживаются противоположности: догматика и диалектика.
      
      
      
      Естественным результатом творческой беспомощности вузовской философии становится догматическая диалектика.



      Философия не даёт практических результатов, но изучение философии даёт практические результаты. - Катарбинский - Рухваров
            
      
      
      Завещание: возьмите из этой книги философский камень и установите на моей могиле, как надгробный.



      Эпитафия: ФИЛОСОФСКИЕ АФОРИЗМЫ
      
      ------

      Почему Гегель не допёр до закона "утверждения утвеждения"?
Как противоположный закону «отрицания отрицания», и входящий в «единство и борьбу противоположностей». - ?

      ------
      
      Когда кто-то спрашивает о смысле или ценности жизни - он болен. - Фрейд
      
      ------
      
      Если существует наука, действительно нужная человеку, то эта та, которой я учу - а именно подобающим образом занять указанное человеку место в мире- и из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком. - Кант
      
      ------
      
      Быть философом, значит решать некоторые жизненные проблемы не только теоретически, но и практически. - Г. Торо
      
      
      
      У нас есть профессора философии, но философов нет.
      
      ------

      Наука умерла в формалистике. - Михаил Делягин
(думаю, что к философии это относится в ещё большей степени)

      ------
      
      Философия идёт не дальше вероятностей, и в каждом утверждении сохраняет в запасе сомнение. - Фрейд
      
      ------
      
      Новая, единственно положительная философия есть отрицание всякой школьной Философии. - Фейербах
      
      
      
      Только та философия, которая свободна и имеет мужество усомниться в себе самой.
      
      ------
      
      Мы до сих пор никак не можем отказаться от ребяческой замашки строить системы мира из десятков собранных кирпичей. - Писарев
      
      ------
      
      Слова, ещё слова, и только слова: это всё, что нам оставили самые знаменитые философы шестидесяти поколений. - Маколей
      
      ------
      
      Булыжник - философский камень люмпена. - Крутиер
      
      ------
      
      Странное дело, но в наш век философия, даже для людей мыслящих, всего лишь пустое слово, которое, в сущности, ничего не означает; она не находит себе применения и не имеет никакой ценности ни в чьих-либо глазах, ни на деле. - Монтень
      
      ------
      
      Никто не станет отрицать того, что философия всегда есть продукт человеческого духа, явление интеллектуальной жизни, но никто не сочтёт это соображение хоть сколько-нибудь ценным. - Виндельбанд
      
      ------
      
      Философии значат столько, сколько значат философы. Чем больше величия в человеке, тем больше истины в его философии. - Камю
      
      ------

      В чем разница между мудрецом и философом?- Мудрец умеет понятно рассказать о непонятном, а философ - непонятно о понятном. - Александр Красный

      ------
      
      Вся философия сводится, в сущности, к тому, что один философ пытается доказать, что все остальные философы - ослы. Обычно ему это удаётся; больше того: он убедительно доказывает, что осёл и он сам. - Менкен
      
      ------

      Если у некоторых философов конечная Вселенная в голове не укладывается, то бесконечная уложится? - С.В.Остапенко

      ------

      — Вы ни черта не знаете из классической немецкой философии, но вы очень точно уловили суть немецкой классической философии.
— А в чём суть классической немецкой философии?
— Суть немецкой классической философии — трахать мозги собеседнику.

      ------

        Что есть: логика,  диалектика, философия…;

  Приходит Василий Иванович к Фурманову и говорит:
- Вот ты, Фурманов, такой умный мужик, скажи мне что такое логика?
- Смотри, Василий Иванович, вот идут два человека, один чистый, другой
грязный. Кто из них идет в баню?
- Не знаю.
- В баню идет грязный, он потому и идет в баню, чтобы помыться. Понятно?
- Да.
- Вот это и есть логика.
- Хорошо, а скажи тогда, что такое диалектика?
- Смотри, Василий Иванович, вот идут два человека, один чистый, другой
грязный. Кто из них идет в баню?
- Грязный.
- Нет, в баню идет чистый, он потому и чистый, что постоянно ходит в
баню. Понятно?
- Да.
- Вот это и есть диалектика.
- Хорошо, а что такое философия?
- Смотри, Василий Иванович, вот идут два человека, один чистый, другой
грязный. Кто из них идет в баню?
- А хрен  его знает.
- А-а-а, вот это и есть философия.

      ------

      Пара философии в киевском политехе.
Контрольная работа. Лектор ставит вопрос:
      — Чем отличается рекреационный биоконсерватизм от трансгуманистического конструктивизма?
Голос с задней парты:
      — Простите, а что означает слово "отличается"? - ?

      ------

      Железная логика:

      - Молодой человек, вы на следующей остановке выходите?
      - Нет, я через одну.
      - Тогда давайте меняться?
      - То есть я на следующей, а вы через одну?..

      ------

      Философом любому быть дано-
      Достаточно бутыли обнажить лишь дно
      И чем крупнее у неё литраж
      Тем гллубже философский засосёт кураж. - ?

      ------

      ...кто попроще, тот начинает благоговеть, ничего не понимая, а кто смелее, тот закрывает книгу и говорит, что начинается "ерунда". - Писарев