Ф. И. Тютчев. Листая Летопись

Галина Белякова
Ф.И.Тютчев  (23 ноября 1803 г – 15 июля 1873 г)

   
        Читая  летопись жизни мудрецов, великих писателей, поэтов, дорогой мой читатель, Вы обнаружите, что каждый человек по-своему одарён умом, у каждого свои мысли, и каждый раскрывает одну и ту же тему оригинально, просто опять же по-своему. В этом и заключается вся мудрость - донести смысл своей мысли до другого читателя, слушателя.
    В наше время очень  много обращаются к теме двойников, схожих, похожих лицами друг на друга. Но, лицо лицом, а характер, мышление- это совсем разное. Читатель понимает их тоже по-своему, и оценивает так, что ближе его душе. Вот здесь и начинаются размышления о жизни этого автора и его творчестве.

В далёкие времена  я не буду заглядывать, а остановлюсь на Х1Х в., когда жил, работал, писал на волнующие его темы, уважаемый мною поэт Фёдор Иванович Тютчев.

   Я не раз обращалась и обращаюсь к его стихам, выбирая для себя афоризмы. Мне казалось, как это- Тютчев жил бог знает когда, а я в ХХ1 веке и его и меня интересуют камни, облака, весь окружающий мир. Так это всё правильно - поэт не может жить иначе, без интереса. Его должно интересовать всё
. « Тютчев жизнь свою делил между поэтическими и между политическими впечатлениями. Он был глубоко русский человек в своих политических убеждениях и в то же время глубоко искренний, а в силу его глубокой искренности он не знал, что значит неискренняя речь»-
так говорил о нём В.П. Мещерский, знавший его и его семью.


Немного из биографии

Фёдор Иванович Тютчев родился  23 ноября 1803 года в брянском селе Овстуг на берегу Десны, где «мыслил я и чувствовал впервые», так писал он.
Ранняя молодость его прошла в Москве, в кругу высокоодарённых и получивших превосходное образование юношей, известных тогда под именем «любомудров»; среди них – Владимир Одоевский, Михаил Погодин, Иван и Пётр Киреевские, Веневитинов, Хомяков и др. Они стали своего рода ядром нового, «послепушкинского» положения русской культуры.



   Восемнадцати лет Тютчев окончил  Московский университет и вскоре
В 1822 году, поступив на службу, отправился в Мюнхен.  Только в  1844 г. уже на пятом десятке лет, поэт возвратился на родину ( правда, он четырежды - в 1825, 1830, 1837, 1843 г.г., каждый раз на несколько месяцев приезжал в Россию)

    Пребывание Ф.Тютчева за пределами России изрядно затянулось. В 1839 году он писал своим родителям из Мюнхена, где прожил двадцать два года:

    «Я твёрдо решился оставить дипломатическое поприще, и окончательно обосноваться в России…Мне надоело существование человека без родины».
И он возвратился, после такого письма, только через  пять лет. Возвращение было нелёгким; приходилось, как бы начинать жизнь заново.

    Заново, всё это не просто – привыкнуть к забытой родине, к селу, привыкшему  жить в современной Европе, как был Мюнхен в те годы, подлинным центром, сосредоточением мирового духовного развития.
Разрыв с родиной был слишком велик. Из Овстуга он уехал и вновь возвращается через три года, здесь же написал стихотворение-«места печальные, хоть и родные..». И вновь рассуждает:

«Ах нет, не здесь, не этот край безлюдный
Был для души моей родимым краем-
Не здесь расцвёл, не здесь был величаем
Великий праздник молодости чудной.
Aх, и не в эту землю я сложил
Всё, чем я жил и чем я дорожил!»



           Пространство-

Более чем четвертьвековой разлуки поэт испытывает лишь краткое волнение при виде родного дома и впадает в некую безнадёжную отчуждённость.

    1846 год. После смерти отца, из овстугского дома Тютчев пишет своей жене Эрнесте Фёдоровне –

«Дом, в котором мы некогда жили  и от которого остался один лишь остов, благоговейно сохранённый отцом для того, чтобы со временем, по возвращении моём на родину, я мог бы найти малый след,  малый обломок нашей былой жизни.. и правда, в первые мгновенья по приезде, мне очень ярко вспомнился и как бы открылся зачарованный мир детства, так давно распавшийся и сгинувший. Но обаяние не замедлило исчезнуть, и волнение быстро потонуло в чувстве полнейшей и окончательной скуки».

И далее пишет о сложном своём душевном состоянии:
«-Я чувствую себя как бы на самом дне бездны.. А между тем я окружён вещами, которые являются для меня самыми  старыми знакомыми в этом мире.. значительно более давними, чем ты…Только твоё присутствие способно заполнить пропасть и снова связать цепь»

Эта скука мечущейся душе, это не понимание овстуговской жизни приводило Фёдора Ивановича в состояние, его слова: «…никто, я думаю, не чувствовал себя ничтожнее меня перед лицом этих двух угнетателей и тиранов: времени и пространства».

В Мюнхен Тютчев возвратился 13 октября 1830 после четырёхмесячного пребывания в Петербурге

В.Кожинов тщательно изучивший творчество Ф.Тютчева пишет:« Никакой
реальной «вины» перед родиной у поэта не было. Так распорядился исторический смысл судьбы, определив расцвести «великому празднику» его молодости в чужом краю.

После окончательного своего приезда в Россию, 1 октября 1844 г, Тютчев
говорил Вяземскому, что «по возвращении его из-за границы более всего поражает его: отсутствие России в России. За границей  всякий серьёзный спор, политические дебаты и вопросы о будущем неминуемо приводят к вопросу о России. О ней говорят беспрестанно, её видят всюду. Приехав в Россию, вы её больше не видите. Она совершенно исчезает из  кругозора».



          В поздней лирике (1866 г.) Тютчев напишет  стихотворение,  откровенное видение родины-   « Умом Россию не понять,
                Аршином общим не измерить:
                У ней особенная стать –
                В Россию можно только верить»
 

 

   Поэт желал скорее забрать в Россию дочерей, устроить их на учёбу, а для этого подготавливал руководившую младшими сёстрами старшую Анну

«Ты найдёшь в России больше любви, нежели где бы то ни было в другом месте, писал отец дочери.- До сих пор ты знала страну, к которой принадлежишь, лишь по отзывам иностранцев. Впоследствии ты поймёшь, почему эти отзывы, особливо в наши дни, заслуживают малого доверия, и когда потом ты сама будешь в состоянии постичь всё величие этой страны, всё доброе в её народе, ты будешь горда и счастлива, что родилась
русской ».

И будто в подтверждении своего взгляда, в 1859 году по дороге из южной Европы в Россию он создаёт диптих «На возвратном пути», где написал, что уже не верится, «что есть края, где радужные горы в лазурные глядят озёра».
И через несколько лет Тютчев чёткой прозой напишет дочери Дарье, находившейся тогда в Швейцарии:
-«.Я обращался к воспоминаниям и силой воображения старался, насколько это возможно, разделить твои восторги от окружающих тебя несравненных красот природы…Всё это великолепие…кажется мне слишком ярким, слишком кричащим, и пейзажи, которые были у меня перед глазами, пусть скромные и непритязательные, были мне более по душе» И это всё о России:

 «Давно ль, давно ль, о Юг блаженный,
Я зрел тебя лицом к лицу-
И ты, как бог разоблачённый,
Давно ль – хотя без восхищенья,
Но новых чувств недаром полн –
И я заслушивался пенья
Великих Средиземных волн!
…………………………..
Но я, я с вами распростился-
Я вновь на Север увлечён…
Вновь надо мною опустился
 Его свинцовый небосклон…
Здесь воздух колет. Снег обильный
На высотах и в глубине –
 И холод, чародей всесильный,
Один здесь царствует вполне»
………………………………



Незадолго до поездки в Овстуг в 1846 г Федор Иванович писал дочери:
-«Одно поколение следует за другим, не зная друг друга: ты не знала своего  деда, как и я не знал моего. Ты и меня не знаешь, так как не знала меня молодым. Теперь два лица разделяют нас. Тот, в котором живёшь ты, не принадлежит мне. Нас разделяет такая же резкая разница, какая существует между зимой и летом». Так он рассуждал о пространстве и времени

Стремился мысленно для себя «связать цепь». Тютчев постоянно говорил об этой захватывающей его потребности «связать прошлое с настоящим», в которой он видел « наиболее человечное в человеке», самая настоящая настоятельная потребность моего существа»,- утверждал поэт, - «восстановить цепь времени».


              Время

Привыкание к вновь обретённой родине, её порядкам, нравам, даже природе, давалось не так легко. Поэта не раз видели одиноко бродящим по Невскому проспекту, задумчиво стоявшим на Невском берегу:
 «Глядел я, стоя над Невой,
 Как Исаака-великана
Во мгле морозного тумана
Светился купол золотой…
……….
О Север, Север-Чародей.
Иль я тобою околдован?
Иль в самом деле я прикован
К гранитной полосе твоей?»

О, если б мимолётный дух,
 Во мгле вечерней тихо вея,
Меня унёс скорей, скорее
Туда, туда, на тёплый Юг…


Но время быстротечно. Ф.Тютчев преодолевает разрыв во времени.
Овстуговские стихи 1849 года стали первыми поэтическими произведениями Тютчева, написанными по возвращении на родину-


«Тихой ночью, поздним летом,
Как на небе звёзды рдеют,
Как под сумрачным их светом
Нивы дремлющие зреют…
                Усыпительно безмолвны,
    Как блестят в тиши ночной
    Золотистые их волны,
    Убелённые луной»

Об этом стихотворении Наум Берковский написал: «Стихотворение это на первый взгляд кажется непритязательным описанием. Между тем оно полно мысли… Можно бы сказать, что этим стихотворением Фёдор Иванович окончательно всем своим сознанием возвратился на родину. И вместе с тем он вообще начал жизнь заново – и как поэт, и как человек».


         Когда Тютчев задерживался на службе, не имея возможности поехать на летний отдых вместе с семьёй, он бесконечно писал жене: «Как теперь должно быть хорошо на балконах Овстуга; как легко должно дышаться в этой свежей зелени. Ах, почему я не сижу в тени лесов?» - сетовал он в письме.
       


Тютчева называют певцом природы. Биограф Ф.Тютчева Г.В.Чагин. подметил, что конечно, Тютчев полюбил природу не в гостиных Мюнхена и Парижа, не в туманных сумерках Петербурга и даже не в патриархальной, полной цветущих садов Москве первой четверти Х1Х века. Красота русской природы с юных лет вошла в сердце поэта именно с полей и лесов, окружавших его милый Овстуг, с тихих, застенчивых придеснянских лугов, необозримых голубых небес родной Брянщины.


В последние семидесятые годы жизни Тютчева в его поэзии уже больше связаны философскими раздумьями о прожитой жизни, ожиданием её закономерного конца. К этому его вынуждают и многие утраты. Одного за другим смерть уносит престарелую мать, в полном расцвете сил старшего сына и младшую, любимую  дочь. Наконец, он хоронит всю жизнь поддерживающего его старшего брата Николая.
  …..Дни сочтены, утрат не перечесть,
        Живая жизнь давно уж позади,
         Передового нет, и я, как есть,
         На роковой стою очереди.

« У меня нет ни малейшей веры в моё возрождение,- пишет он дочере Анне незадолго до смерти, - во всяком случае нечто кончено, и крепко кончено для меня. Теперь главное в том, чтобы уметь  мужественно этому покориться…»
 Но при всём сознании своего положения он пишет стихи

Всё отнял у меня казнящий бог:
Здоровье, силу воли, воздух, сон,
Одну тебя при мне оставил он,
Чтоб я ему ещё молиться мог, -
пишет он жене, Эрнестине Фёдоровне, все дни не отходившей от его постели во время продолжительной болезни.
   Ранним утром 15 июля 1873 года Ф.И.Тютчев умер.


            Послесловие

- Вы знаете, кто мой любимый поэт? – спросил однажды Лев Николаевич Толстой. И сам назвал Тютчева. Лев Николаевич мигом запоминал тютчевские стихи.А с годами Толстой всё больше находил сокровенного в его поэзии. Даже будучи очень больным, он с прерывающимся голосом, стараясь удержать душившие его слёзы, читал, пришедшему навестить его, известному пианисту  А.Б.Гольденвейзеру стихотворение Тютчева:
        Тени сизые смесились,
         Цвет поблекнул, звук уснул-
         Жизнь, движенье разрешились
         В сумрак  зыбкий, в дальний гул…
          Мотылька полёт незримый
          Слышен в воздухе ночном…
          Час тоски невыразимой!..
          Всё во мне, и я во всём!...


 Современники вспоминали о том  «изумление и восторг», с каким Пушкин отзывался о стихах Тютчева, вспоминал П.А.Плетнёв
 
 Находясь в каземате Петропавловской крепости, Чернышевский просил А.Н.Пыпина прислать ему ряд книг, в том числе, «Тютчева ( если можно достать)».

Д.И.Менделеев любил повторять особенно запомнившие ему тютчевские стихи.

 М. Горький рассказывал, что в тяжёлые годы пребывания в «людях» - годы нужды и борьбы жизни-  стихи Тютчева,  наряду с некоторыми другими впервые им прочитанными произведениями русских писателей, «вымыли» ему душу, очистив её от шелухи впечатлений нищей  и горькой действительности» и научили его понимать,  «что такое хорошая книга».

Высоко ценил поэзию Тютчева В.И.Ленин. По воспоминаниям  П.Н.Лепешинского, в « редкие минуты своего отдыха» Владимир Ильич среди других поэтов любил читать Тютчева.  В рабочем кабинете  основателя Советского государства находились  не только сочинения  поэта, но и такое, рассчитано на узкий круг социалистов- литературоведов, издание, как «Тютчевиана»,- выпущенный  в 1922 г. сборник эпиграмм, афоризмов и острот поэта.


Первый внук Ф.Тютчева,был назван в честь деда Фёдором
Иван Фёдорович (сын Тютчева) первым заложит основы мурановского музея. Он своим детям: Фёдору, Николаю, Софье и Екатерине привьёт любовь к собиранию памятного фамильного наследства и своим детям. Младший внук поэта, Николай Иванович Тютчев, станет первым директором Музея Ф.И. Тютчева. Спустя тридцать лет после смерти Н.И.Тючева его дело продолжит правнук поэт К.В.Пигарёв.



От автора

Вот теперь и автор этого обозрения с удовольствием может ответить на вопрос «Кто ваш любимый поэт?»

                Ф.И. Тютчеву
Мной обожаемый поэт
Фёдор Тютчев. Мысли по вкусу,
По сердцу всё, терзают душу
Его душевность, снов полёт.

Ах,  Тютчев, если б да кабы,
Мне встретиться пришлось однажды,
Сказала бы я Вам отважно,
Что Вы и я рабы любви.
Надеюсь, не напрасной.
И не напрасно мы одни
Лелеем счастье в отдаленье,
Как птица ночи в оперенье
Запрятав голову, и в сны.

«Опять стою я над Невой..»,
Сказали Вы. И я стою здесь.
С природой оба мы в союзе,
Во власти песни вековой,
Божественной и чуткой.

Божественно бывает всё –
Когда понятен смысл без слов нам,
В любовных чувствах мы, и словно,
Все наши мысли в унисон.



Итак, когда я обратилась к летописи жизни и творчества Ф.И.Тютчева, то обнаружила для себя серьёзную тему «Детское восприятие жизни, будучи взрослым». Поэтому, прочитав выше написанное, вы найдёте, что я обращала внимание на душевное состояние Фёдора Ивановича, на его страдания, когда он возвратился на родину, в Овстуг, не затрагивая его необыкновенного, выразительного творчества.

Представила наших современных детей, как у них проходит детство, и очень огорчилась, что детства, с большой буквы, у них нет, если они целый день могут сидеть за компьютером, играми, не выходя из интернета.
И потом, цивилизация, современная жизнь привела нас к тому, что живём, отдыхаем с малых лет где угодно, лишь бы деньги были. Да, деньги решают всё. Да и очень модно стало отдыхать за границей с маленькими ( даже годовалыми) детьми, с детками, которые ещё не познали хорошо свой язык, свой родной край, свою родину. Слово «Родина» для таких деток будет не знакомо.

       Фёдор Иванович Тютчев родился в сельце Овстуга, и то он долго не мог привыкнуть, принять  сельскую жизнь.

 А, когда наши, современные дети, родившиеся в России, уезжают за границу, ещё не познав хорошо свой край, что они могут вспомнить, какие воспоминания будут всплывать в голове? Только по картинкам, фото со словами: «Ты здесь родился!». В данный момент я говорю о Родине, о патриотизме. Но кто-то и скажет: «Условия жизни теперь такие!». Скажут только те, у которых доходы позволяют уезжать за границу, не думая о родных детях, как они будут любить и воспринимать свою Родину.



Да, жизнь противоречивая: Дети учатся за границей. Общение с бабушкой, дедушкой ограничено. Молодёжь старается жить самостоятельно, без родителей, бывает, что и забывают о них. Жизнь пошла на западный манер, где не о какой нравственности речи нет. Цель одна, как заработать деньги.
А я то говорю о любви к краю, где родился, жил в коллективе, учился, общался с друзьями. Люди жили вместе со своей страной. Все перемены страны ощущал каждый на себе, потому родина была, естественно Родиной, её забыть, изменить ей невозможно.
Сейчас же можно.
Когда молодые мамы рассуждают о том, что их дети несчастные, потому что они росли с бабушкой, дедушкой и многое не видели.
Но они не понимают, сколько любви передают бабушки своим внукам, показывая своим примером правильной жизнью. Ни какая няня, ни какая заграница (где свои законы, порядки), не смогут дать чужим детям столько любви, как бабушка и дедушка и тот край, и те друзья, с которыми они провели своё детство, юность.

         И для примера, я приведу четверостишие из стихотворения: « На Родине» Александра Кокоры, которое я прочитала в Стихи.ру»
……               
                А в чаще луга брагой золотою
                Мёд закипал, а лёд рождала мята,
                И боль моя ушла, хлебнув настоя,
                Родного с колыбели аромата.
               
Вот такую любовь к родине я понимаю!
2012 г.

                Буду рада вашей рецензии, мнения, дорогой читатель!