Столб

Александр Романов 7
                В этом рассказе я изменил только место,
                где это произошло. Все остальное -
                п р а в д а.


               
               
               

                1.



         С  Васей  Кирпичёнком мы жили в одном подьезде. Он был моложе меня на несколько лет, служил в бомбардировочном полку начальником метеослужбы. Был Вася родом из Белоруссии, из городишка со странным названием Збляны. Отец его был директором совхоза. Поздней осенью, в ноябре, вернулся капитан Кирпиченок из отпуска. Дорогу от Белоруссии до Мурманска  проехали они с женой на подаренной отцом "Ниве" за три дня.
          - Хорошая машина, - спокойно и уверенно говорил Вася. - На ей батька откатался усего два года, потом вместе с другом - гаишником состряпали документ о случившейся  якобы аварии, эту НИВУ продали по цене металолома батьке, а ему совхоз купил новую - ВОЛГУ.
           Свою "Ниву" Василий любил. На службу ездил только на ней. По субботам и воскресеньям , открыв капот, часами ковырялся в двигателе. В салоне машины был идеальный порядок. Сиденья были покрыты  ковровыми чехлами, на  окнах - собранные в гармошку шелковые шторы, в салоне ощущался  специфический аромат  французских духов. Из встроенной магнитолы бодро и громко  звучала музыка.


           У Васи Кирпичёнка была очень хорошая репутация в полку. Уважали Василия за рассудительность, неторопливость в суждениях, прямолинейность и честность в спорах. Был он кандидатом в мастера спорта по борьбе. Коренастый, крепкий как комель акации, русоволосый, с мощными мужицкими ладонями и постоянной улыбкой в голубых глазах,- таким его знали и любили. Было у него еще одно неоспоримое преимущество перед всеми офицерами гарнизона - Василий мастерски водил машину.

            Тот вечер я запомнил на всю жизнь. Был чудесный зимний вечер. Уже в самом разгаре была полярная ночь.  Лежало много снега, белого, плотного, сбитого морозами и ветрами. Светила полная луна и от этого было  светло как днем. Стоял небольшой морозец - градусов пятнадцать, по всем приметам ожидавший упасть к утру до тридцати. В воздухе искрились крохотные снежинки.
 
             Поужинав в лётной столовой , я подошел к своему дому. У подьезда стояли женщины - ждали мужей со службы. Рядом играли дети. Тут же стоял Вася Кирпичёнок. Чуть в стороне блестела свежей краской его любимица - красная "Нива". Я поздоровался с женщинами, улыбнулся жене и подошел к Васе.
              - Привет,- сказал я , протягивая ему руку.
              - Добрый вечер,- степенно ответил Кирпичёнок и тихо спросил:
              - Так мы едем ? Не передумал ?
              - Едем, сейчас куртку одену...В шинели неудобно...
              Я поднялся в свою квартиру на втором этаже, одел свитер, лётные ползуны, демисезонную куртку. На ноги обул высокие ботинки.
              Жена удивленно смотрела на мое переодевание.
               - Ты куда это вырядился на ночь глядя ? - с тревогой спросила она.
               - Да с Васей Кирпичёнком прокатимся на его машине в Мурманск... Просил составить ему компанию. ...Ты не жди. Ложись спать. Мы будем ехать потихоньку. Спешить некуда - завтра суббота...
               Жена подала мне шерстяную вязанную шапочку, новую пачку сигарет и зажигалку. В её глазах я заметил глубоко спрятанную тревогу...Своим женским чутьем она уже начала чувствовать мой скорый ужас...
               - Поцелуй меня, Саша, - она поднялась на носочки, поцеловала меня и внимательно взглянув мне в глаза, сказала:
               - На душе как-то тревожно...Поосторожней там,  хорошо ?
               Я сел рядом с Кирпичёнком. Настроение было хорошим. Василий дурачился. Зажав пальцами нос, скороговоркой выговорил: - Я НИВА 23 тире 65 к взлету готов !
                Машина резко взяла разбег и мощно помчала нас в сторону Мурманска.
                Моток ночного кошмара стал  медленно раскручиваться.


                2


                Шестьдесят пять километров до Мурманска промчались менее, чем за час. Дорога была отличной, асфальт сухой. Полная луна светила так, что было светло как днём. Слева и справа белели сопки. Дорога петляла длинным, затяжным серпантином.
                Мы на приличной скорости промчались через  небольшой городишко Кола, по новому мосту переехали залив и направились по Кольскому проспекту в центр города - к железнодорожному вокзалу. В ресторане вокзала взяли десять бутылок пива. Сумки у нас не было и бутылки мы уложили рядком на заднем сидении. Поехали назад. Я открыл бутылку пива.
           - Бери,- я протянул бутылку Кирпичёнку.
           - Не мешало бы...Но давай из города выедем...
           Проехали Колу,  потом небольшой рыбацкий поселок Мишуково. Впереди - сорок километров безлюдной тундры.
            -  Вот теперь можно и пивком побаловаться, - Вася прижал НИВУ к правой  стороне обочины. Взял бутылку пива, глотнул... Мы вышли из машины...Мотор равномерно урчал.
            Мы остановились у капота, вдохнули свежий, отрезвляющий воздух ночного зимнего Севера. Глотнули еще из бутылок... Закурили.
            - Смотри, Санёк, а ведь этого столба раньше не было, - Кирпичёнок показал рукой на одиноко стоящий столб метрах в трехстах от нас , справа по ходу движения.
             Я посмотрел на столб. Был он высокий, выкрашенный серой краской. Издали он был похож на большую букву Л .Сверху была перекладина. С  двух концов перекладины и с макушки свисали обрывки проводов...
           - Был он и раньше тут, ты его просто не замечал, - я приложился к горлышку бутылки.
           -  Не было, - твердо и веско сказал Василий, - кто бы в тундре ставил один столб ? Смешно же....
           Я посмотрел мимо Васькиного плеча на столб и волосы на моей голове зашевелились : столб медленно шёл в нашу сторону. Не торопясь он поднимал свои негнущиеся ноги, перекладина чуть вращалась, обрывки проводов болтались как от сильного ветра.
           - Смотри ! - крикнул я и развернул Кирпичёнка в сторону шагающего к нам столба. Василий окаменел...
           - Ох ты ж ...твою мать... Быстрей в машину !
           Мы заскочили в НИВУ. захлопнули двери.  Василий нажал на газ. Машина резко рванула вперед.
           - Да  шош оно такее ? - Кирпиченок не мог отойти от шока. - Столб и живой... Ох, ты ж нечистая...Ну давай! Давай! - обратился он к ревущей машине.
           - Гони, Вася !!! Я - на заднее сиденье.
           Я перелез на зад, свалился на уложенные в ряд бутылки с пивом. Взглянул в заднее стекло. Столб бежал за нами !!!
           - Давай быстрее ! Нас сейчас догонят !!! - заорал я. Васька ниже склонил лицо к рулю.
            Сомнений не оставалось - столб быстро сокращал расстояние между нами. Он бежал тяжело на негнущихся ногах, его волосы-провода развевались. Уже через минуту стали отчетливо слышны его шаги по  мёрзлому асфальту. Тук ! Тук! Тук !!!
          - Вася ! Давай еще !!! Быстрее !!! Ваа-ся,  быстрее !!!
          Столб изогнулся вперед, в последнем рывке резко взмахнул перекладиной и полоснул по крыше НИВЫ проводами.
           Кирпиченок закричал. Машина летела вперед со скоростью гоночной двойки из конюшни формулы один. Столб стал заметно отставать...Впереди был затяжной подьем на сопку.
           - Кажется оторвались...Доедем до вершины сопки - останови. Надо оглядеться...
           - Ехать домой надо,- закричал Кирпиченок. Рвать когти... И чем скорее, тем лучше...
           - Останови ! Эта столбина может где-то срезать расстояние и тогда мы точно попадем в непонятное... Стой, говорю !!!
           НИВА остановилась. Я лихорадочно  открыл две бутылки пива. Протянул одну Ваське. Осторожно и медленно, мы вышли из машины...
           Кирпиченок  с  интересом  рассматривал  длинные  борозды  сорванной  краски  ударом  проволоки по  крыше салона.
           - Гарно  полоснула,  гадина...

           Вокруг, на сколько хватало глаз были заснеженные сопки. Одни сопки и больше ничего. Видимость была отличной. Дорога  шла вперед и делала большой , плавный разворот влево.Слева была большая равнина плотного снега, километра три длиной.Почти одновременно мы жадно приложились к пиву. Я чуть отошел от машины, расстегнул молнию впереди на ползунах.


                3




            И тут я увидел столб. Внизу, у самого подножья он быстро бежал по равнине, покрытой плотным слоем снега. Расчет был понятен - он хотел сократить расстояние и перехватить нас на конце длинного поворота. Ехать вперед не было смысла. Не успеть. Кирпиченок тоже увидел бегущий столб.
              - Поворачиваем назад и в Мурманск на форсажах,- голос его дрожал. - Александр Николаевич ! Саша !!! Давайте в Мурманск...Мы тут погибнем, бля...Там отсидимся и по утру проскочим домой...
              - Ты  что, Василий, там наши жены с ума сойдут от переживаний...И потом где гарантия, что мы по дороге не встретим еще один такой столб? Вот видишь... Давай посмотрим, что эта тварь будет дальше делать. Нам же пока ничего не угрожает... И давай , Вася, я буду командовать, а ты меня слушать. Добро ?
              -  Командуйте..., - почему - то на Вы, хмуро сказал Василий, - Что мне сейчас делать ?
               -  Не горячись. Надо посмотреть, что будет делать столб и потом мы уже будем решать..
 
               Василий достал пиво, резким движением стальных пальцев открыл обе бутылки.  Мы не отрываясь смотрели за бегущим столбом... Столб добежал до крайней точки поворота, места, где нашу машину легче всего можно было достать и остановился. Мы поняли, что столб смотрит в нашу сторону и прекрасно видит и нашу машину, и нас двоих... Резко накатил страх. Во рту пересохло. По спине медленно скатились первые капли холодного пота. Я достал сигареты, пляшущими пальцами достал две сигареты,  раскурил , одну протянул Кирпиченку.
               - Фу, блин, я про них совсем забыл...Ну что, Николаич, може разворачиваемся и гори оно усе огнём ? - руки у Василия ходили ходуном, - через полчаса будем сидеть в вокзальном ресторане и пить водку...А ? Решайся, Николаич !

               Нужно было немедленно успокоить Василия... Без его мастерства в вождении машины нам придет конец... Я понимал, что его сильные и уверенные руки и его мощная машина - единственный способ вырваться от преследования, уйти, оторваться во времени, раствориться в пространстве...Мы стояли рядом, облокотившись спинами в горячий радиатор машины. Всё внимание - на стоящий  в раскорячку  столб. До него было километра три.
                - Вась, а почему у тебя детей нет ?
                - От привет вам усем. Нет детей... Есть у меня сын.  У Зблянах  живет, у школу ходит... Он мне не родный... Файка  сразу после школы нашкодила... А парнишка ён хороший. Учится добре и слухняный...Хотите верьте, хотите не верьте, но точно моя копия. Похож на меня - поставь рядом николи и не догадаешся, кто есть кто...
                - Так может это твой ? А, Василь ?
                - Не. Я у той час в училище военном учился... Он помолчал, закурил еще одну сигарету, затянулся и тихо добавил: - А парень хороший... И Файка гарна маладица, шо на кухне, шо в кровати...
                -  Сейчас давай так, Василь...Потихоньку разворачиваемся, включаем дальний свет и медленно едем назад. Как будто мы возвращаемся в Мурманск. Как только заедем за сопку - развернемся и посмотрим, что будет делать этот нелюдь... Мне кажется, он по этой же равнине побежит за нами... Выберем момент - и рывком вперед... Должны от него оторваться...

          Мы сели в машину. Василь включил дальний свет. Мощные галогенки на километр осветили дорогу. Машина медленно заехала за сопку. Я быстро выскочил, пробежал несколько метров назад и выглянул. Столб стоял на прежнем месте - посреди дороги, широко расставив свои столбы - ноги. Василь развернул машину.
           И  опять стало страшно. Футболка под свитером взмокла, ладони стали липкими , пальцы дрожали. В ногах появилась тяжесть, ступни стали наполняться расплавленным свинцом, тяжелея все больше и больше. Колени же, наоборот , становились легче и хрупче. Вес напряженного тела всё сильнее давил на них, пытался согнуть, сломать. сложить вдвое. Стоять становилось всё тяжелее... Мозг бегло тасовал мысли, перекладывал их , смешивал, пытался отыскать, находил и снова терял... Было очень страшно...Невыносимо страшно...До ужаса...


                4


              - Тебе страшно, Василь ? - спросил я у стоящего рядом друга.
              - Да  не то слово, Николаич... Кажись тут нам и конец. У нас бензина уже до Мурманска не хватит... Машина постоянно  колотит на холостом...Печка  все время работает...Два моста врублены... Теперь - только вперед...Иначе - хана нам.
              - Ситуация... Е...ть нас некому... Это называется - точка невозврата. Это мы уже проходили...Правду говорю, Вася ?
              Василь понуро качнул головой.
               - А Вам страшно? - глухим, не своим голосом спросил Василий.
              Столб зашевелился, потом медленно и неуклюже стал спускаться с дороги в долину. Став на твёрдый как камень слежалый снег, столб сначала медленно, а потом всё быстрее и быстрее побежал по своим следам через равнину к основанию сопки, на которой мы стояли.
               - Смотри, Вася и запоминай... Пусть  он бежит...Пока все идет хорошо... Как только он пробежит две трети пути - мы рванем вперед. Фары включать не будем, но ехать надо быстро...Понимаешь ? Надо выжать из твоей ласточки все её лошадки, все ресурсы, всю мощь... Иди, сядь в машину. Поговори с ней...Попроси ее спасти нас... Я заскочу в самый последний момент. Иди !
                Я наметил точку на равнине. По моим расчетам, именно там был тот рубеж, после которого мне следовало пулей лететь в машину. Закурил в рукав. Сзади тихо, равномерно урчала НИВА. Страх овладел мною полностью. Я боялся не добежать эти пять метров до машины. Столб приближался к намеченной мною точке. Я крайний раз затянулся, бросил окурок под ноги, развернулся и побежал к машине. Нива медленно, с потушенными огнями двинулась мне навстречу. Я открыл дверь, переднее сиденье было заблаговременно сложено. Я запрыгнул на заднее сидение, выдохнул :
               - Гони !!!

               Машина рванула с такой скоростью, что меня вдавило в сидение как при взлете самолета. Василь пригнулся, руками отчаянно крутил рулем, что-то невнятно кричал...Нам надо было  проехать до поворота километра три. Не больше. Машина неслась как болид на кольцевых гонках... Мы пролетели чуть больше половины дороги, как вдруг столб нас заметил. Он резко развернулся и побежал в обратную сторону. Мне показалось, что скорости наши сравнялись. И тут я понял - столб добежит до поворота раньше нас... Говорить что-то Василю было уже поздно, да и бессмысленно...
                В последнюю секунду столб отчаянным прыжком выскочил на дорогу буквально в десяти метрах перед нами. Василь от неожиданности вильнул вправо, столб качнулся в ту же сторону, образовалась брешь... НИВА вихрем пролетела мимо столба... Это было чудо. Это был подарок судьбы. Это был сюрприз провидения... Я посмотрел в заднее стекло. Столб стоял на прежнем месте. Волосы его были растрёпаны. Мне показалось, что он тяжело дышит...
              Машина мощно, ровно выдавливала из двигателя сто тридцать километров. Василь громко матерился...Я полулежал на заднем сидении. Глаза заволокло слезой...Еще пятнадцать минут бешенной гонки и показался наш городок - тихий и сонный.

              Мы пулей вскочили в наш родной авиационный гарнизон. На открытых площадках тихо, молча и угрожающе спокойно стояли стратегические бомбардировщики .  Небольшая изморозь мельчайшими блёстками ложилась на их длинные фюзеляжи, мощнейшие двигатели, огромные, скошенные назад плоскости. Они спали.


                Машина лихо затормозила около нашего дома. Мы бегом забежали в подьезд, мгновенно взлетели на второй этаж. Жена открыла дверь в ту же секунду... Не спала... Ждала... Волновалась и переживала... Взглянув на нас, тихо охнула и стала быстро стаскивать с нас куртки, ботинки, шапки... Мы с Василём не могли говорить. Жена подтолкнула нас в кухню, быстро налила в два стакана водки. Каждому в руку вложила  по стакану. Строго приказала:
               - Быстро выпили! 
               И заметив наше замешательство, крикнула:
               - Пить !  Быстро !!!
           Потом почему-то появилась Файка. Была она в лётном свитере, надетом сверху на ночную сорочку. Она что-то читала, брызгала на нас водой, водила перед глазами иконой и вообще...вела себя странно... Мы что-то пытались рассказать своим красавицам - женам. А они нас не слушали и только плакали. А в самом конце - вкусный, терпкий вкус коньяка. Запах коры дуба, кислый вкус лимона и темнота...

            А утром, пользуясь субботой, мы с Василем восстанавливали умственные способности спиртом, шпагой,  массандрой, султыгой, шилом... Авиатор поймет, о чем идет речь. Жены, молодые, красивые и желанные сидели напротив. Верили они нашим рассказам, или нет, было не понятно. Но они часто плакали, вытирали слезы и раньше нас уснули в обнимку на диване...


            Об этом случае я старался здорово не распространяться, отлично понимая, что очень легко можно расстаться с летной работой. Летчику, который таскает в бомболюках пятьдесят Хиросим, заговариваться не к лицу. Сумасшедшие в Дальней авиации были не в почёте.
            Только однажды, разговаривая с  бывшим командиром вертолета Ми-8, я услышал подтверждение существования чего-то похожего. Но это было в другом районе Заполярья - чуть южнее архипелага Норденшельда.




            Кирпичёнки сейчас живут в Беларуси в небольшом городке со странным названием Збляны. У них четверо детей. Живут  они хорошо...