Поездка к морю

Александр Романов 7
         

                ПОЕЗДКА К МОРЮ.




          В тот год лето в Заполярье так и не пришло. Сначало были все предпосылки его появления: сошел снег, зазеленела тундра, в озерах вода из черно - синей превратилась в голубую, а потом задули ветры, пошли холодные косые дожди, все стало серо и тоскливо. Как чёрно - белое кино.

          Гарнизон наполовину опустел:  жены с детьми уехали в теплые края. Как тогда говорили - на Большую землю. Без них стало вообще никак. Участились пьянки, в гарнизоне стали замечать незнакомых женщин. Подозревали, что это приезжие из Мурманска. Полеты проводили редко. Было скучно, мрачно и невыносимо тоскливо.

          Вечерами собирались небольшими компаниями, пили понемногу спирт, играли в преферанс. Часто приглашали в гости женщин,- угощали их шампанским, играли в карты на раздевание. Женщины всегда проигрывали, но с упорством и отчаянием продолжали  отыгрываться...А вдруг повезет ? Не везло...Карта не шла...


          В один из таких дней меня вызвал к себе начальник политотдела.
          - Знаешь, чем армия интересна ? - спросил он меня , после того как я зашел к нему в кабинет и сняв фуражку,отряхнул ее от воды. Он махнул рукой:
          - Не знаешь...Армия интересна тем, что она непонятна...С утра так, в обед по другому, а к вечеру опять так, как было утром. Короче. Поступила вводная - отправить одного порядочного офицера в славный город Новороссийск. Ну, так сказать, в море покупаться... Ты готов ?
           Я, скрывая волнение от замаячившего на горизонте счастья, бодро отрапортовал:
            - Готов, товарищ подполковник ! И порядочен и плавать умею...
            Начальник политотдела подполковник Соболев Юрий Васильевич - огромный весельчак с головой лысой, как коленка, был острослов тот еще.
            - Знаю, знаю и давно к тебе присматриваюсь. Всегда любил отчаянных, веселых и находчивых...Будешь так продолжать - пройдешь славный боевой путь от простого лётчика до командира экипажа...Шучу. Садись. Поговорим серьезно.

            Я расстегнул синюю демисезонную куртку, почерневшую от дождя, повесил мокрую фуражку, сел за стол  и приготовился слушать.
             - Тут такое дело, Саша. В Анапе, в детском лагере сейчас отдыхают дети наших корпусных офицеров и прапорщиков.  Всего их там тридцать человек. Возраст - от семи до  двенадцати лет. С ними там две воспитательницы. Они наши - из Североморска. Путевка заканчивается через несколько дней. Твоя задача : прибыть туда и сопровождать их до Мурманска.
              - Делов - то...
              - Делов там тебе будет много...Не заскучаешь. Первое.Ты отвечаешь головой за детей...Не дай Бог что случится...Сам понимаешь... Второе. Надо будет следить за их кормежкой в пути, их сном, их хождением по вагону...Короче, глаз не спускать. Ночью - особенно.
               - Понял, товарищ подполковник. Сделаю все. Обещаю.
               - Молодец, Саша. Форма одежды - повседневная. Билеты - у дежурного по вокзалу в Мурманске. Поезд завтра в 11.30. Вопросы ?
               - Все понятно, Юрий Васильевич. Справлюсь.
               Начальник политотдела не спешил кончать беседу. Внимательно смотрел на меня.
                - И еще. Прошу тебя, спать - в полглаза, слушать в три уха, следить за всем и постоянно...Это же дети, Саша...


                2


                Через три дня я уже был в Новороссийске. В руках - большая сумка с пляжными аксессуарами, маской, ластами, дыхательной трубкой, а также кремом от загара. Дурак в полной экипировке... Ко мне подбежала маленькая, хрупкая, запыхавшаяся то-ли девушка, то-ли женщина.
           - Вы Саша ? Романов ? А мы уже здесь...Наш вагон стоит в тупике..Вон там,- она указала рукой в сторону серых цементных гор. - Вечером тронемся...
            Настроение начало падать.
            - До моря отсюда далеко? - все еще с надеждой спросил я идущую со мной девушку.
             - Понятия не имею. Мы же  только  утром  из Анапы...Меня Венерой зовут...
             - Очень приятно...
             - Вы должны моего папу знать - Сибгатуллин Халил Гарифулович...Знаете? -
она  вопросительно посмотрела на меня.
              - Слышал...Лично не знаком.
              - Он полковник. А нас тут двое. Я и Наташа.Она - воспитательница, а я...
              - А вы - дочь полковника. Начальника особого отдела авиационного корпуса...Татарка.
               - Да. А откуда вы знаете ?
               Я промолчал. Я понял, что моря мне не видать. Не загорать и не греться на раскаленной гальке. Не пить холодное пиво. Не любоваться шоколадными красавицами. И не проснуться мне в нежных обьятиях на берегу моря под ласковые лучи восходящего солнца...Вот так невезуха....


             Вагон был пуст. Дети сидели в тени у высокого штабеля серых от цементной пыли шпал. Средних лет, симпатичная женщина читала им книжку. Познакомились. Воспитатель. В жизни - учитель. Жена майора из политотдела корпуса... Я слушал ее рассеянно... Моря не видать...
           - Руки помыть где-то  можно ?
           - Воды нет. И туалет закрыт. Детей водим за шпалы...
           - А что с обедом ? Детишек кормить где будем ?
           - Нам обещали в Анапе,- вмешалась Венера,- что кормить будут в вагоне-ресторане. Но где он сейчас, тот вагон - ресторан ? Надо кому-то сходить к вокзальному начальству...
           - Добро. Я сейчас сам схожу. Но сначала, давайте детей проверим...
           Воспитательница поморщилась - да чё их проверять ? Я их в лицо всех знаю.
           Тактично я напомнил о своих правах, желая тем самым предотвратить дальнейшую борьбу за власть :
           - Принесите список и по списку  всех проверьте. Потом мне доложите.
           Я занес в раскаленный солнцем вагон свою сумку. Венера доложила: все дети в наличии.
            - Пойду на вокзал, узнаю насчет обеда. Смотрите за детьми.
            - Я с вами,- подскочила Венера,- дети воды хотят. Надо купить.Тут пока дождешься...


             На вокзале купили десять бутылок минеральной воды. Горячей и не вкусной. Сложили их в два пакета. Венера понесла воду детям. Я пошел к дежурному по вокзалу.
               Средних лет джигит в белой форменной рубашке и с погонами, жаловался мне на трудности бытия:
              -  Какие там дэти... У меня, панимаиш, сборная России по гандболу на вокзале на сумках сидит,- отправить нэ магу... А кармить ... Ти што ? Я тибе вагон - ресторан, да ?
              -  У меня дети на рельсах сидят. Воды нет. Туалет не работает. Дети есть хотят...
              - Нычиво  нэ знаю... Галава кругом, панымаиш...Иди в вагон.  Нэ мишай работать.  Вечером пацепим . Паедишь.

              Побродив по вокзалу, зайдя еще в пару кабинетов и не добившись ничего, я в буфете купил колбасы, каких-то ватрушек, штук десять вареных куриц, которые помнили еще оборону Малой земли, потом подумав,-  бутылок десять Пепси-колы и батонов пять белого хлеба. Все продукты загрузил в плотный бумажный мешок . Мешок - на плечи и вперед - к детям.
              Девчата наделали бутербродов, разлили воду в бумажные стаканы. Обедали весело. Потом сонно слушали сказки, которые читала им воспитательница Наташа.
              Нас не прицепили ни в восемнадцать, ни в девятнадцать, ни в двадцать часов.


                3               


               Я снова пошел к дежурному по вокзалу.
                - Нэ вижу ничэго страшного, да... Ночю будит ище три поезда до Маскви... Эта же юг, панымаиш...Все спешат...Всем хочится бистрей... Иди в вагон... жди...Праснешся -  калеса стучать будут, мамай клянусь, да...
                Опять накупил еды, мешок на плечи и к своему вагону. Ужинали бутербродами из ветчины, жареным хеком. Пили лимонад с халвой. Потом  сбегали за штабеля из шпал. Я всех построил в вагоне, провел вечернюю поверку. Дети  долго ворочались в душном железном ящике. Наконец, потихоньку  затихли, уснули. Я вышел из вагона, присел на ящик у входа. Закурил. Подошла Венера.
              - Устала. Наташа уже спит. И дети, видать, вымотались. Жара в вагоне страшная, но уснули.
              - Пускай спят. Дежурный по вокзалу мамой клялся нас ночью прицепить к московскому поезду.
              - Хорошо бы...Поедем - станет прохладней...Вы из Североморска ?
              - Из Килп - Явра.
              - В политотделе полка служите ?
              - Летчик. Командир корабля.
              - Уважаю летчиков. Когда была маленькой, думала что след, который оставляют за собой летящие самолеты, - это они хвостом небо царапают. Это действительно  так ?
              - Почти...
              - Шутите. Я ведь знаю. Это от разницы температур газов и окружающего холодного воздуха.  Правильно ?
              - Правильно.
              - А почему вы  тогда так зло на меня сказали - татарка ? Вам все татары не нравятся, или только я ?
              - Не обижайся, Венера. Мне ведь в этой командировке обещали и море, и отдых, и загар черноморский... А тут видишь - как все обернулось...Прости.  Мне абсолютно одинаково, кто ты -  узбечка, татарка, мадагаскарка... Я сейчас больше всего волнуюсь за детей... Не понятно, когда нас к поезду подцепят...
              - Да не волнуйтесь вы так сильно. Подцепят.  Сказал же вам начальник -утром ехать будем...
              - Не верю я этим джигитам...
              - А вы женаты, Саша ?
              - Женат. Сыну уже пять лет.
              Венера , уткнув подбородок в колени, сильно растягивая слова, сказала:
              - Жа-аль... Я вам понра-а-авиться  хотела-а...
              - Шла бы ты спать, Венера...
              - Нет. Я с вами. Здесь.
              Мы просидели с Венерой до утра. Никто нас никуда не подцепил и не повез.


              Утром мы вместе с Венерой таскали бумажные мешки с продуктами. Кормили малышню.  Деньги мои закончились. У девчат их вообще уже  не было...Оно и понятно - с курорта ехали.  Наташа в который раз читала им " Волшебник изумрудного города ".
              В обед и вечером я опять ругался с дежурным по вокзалу - армянином. Положение усугублялось тем, что было воскресенье и никого из начальства на рабочем месте не было. Наш разговор с вечным дежурным по вокзалу уже никак нельзя было назвать дипломатичным. Отчаяние и невозможность что-либо сделать придавали мне упрямство и напористость.
              - Уходы, я тибе гаварю !!! - кричал на меня дежурный по вокзалу.,- ти мине надаел со сваими неабаснованными требаваниями !
              - Я тебе, лаваш  надкушенный, сейчас всю соску разворочу !!! Я тебя, суку, в милицию  закатаю !!!
               - Миня ?  В милицию ? Да хоть три раза падряд. Майор Трофимэнко кунак мине...Иди... Жалюйся...
                Какой-то сержант милиции, маленький с мелким крысиным лицом, пытался вытолкнуть меня из кабинета.
               Я дико на него зашипел:
               - Уйди, тварь ! Дам в морду - клоуном станешь...


               Я вышел на улицу. Вечерело. Народу на вокзале было полным-полно. Было жарко, нудно и безысходно. Где-то в километре отсюда, в пыльном тупике сидели голодные дети и выглядывали на дорогу:   не идет ли с мешком дядя Саша... Надо было что-то делать... Что-то нестандартное...Но, что ?
               Я сел на бордюр. Закурил. Подумал. Я понял - выход есть !


                4


               - Вы с ума сошли ? - округливши глаза, спросила меня телефонистка на переговорном пункте.
               Я, глядя ей прямо в глаза, твердо и настойчиво повторил:
               - Мне надо срочно поговорить с дежурным по Краснодарскому крайкому партии. У меня дело государственной важности. Если что - вы ответите. Вы меня поняли?
               Дрожащим голосом телефонистка выдавила :
               - Первая кабинка...Пройдите...
               В трубке почти сразу заговорили:
               - Дежурный по крайкому партии Задорощенко...
               Я представился и коротко изложил свои беды, не забыв при этом и отсутствие воды,  и туалета, и питания,  и хамское отношение к нашим проблемам руководства железнодорожного вокзала города Новороссийска.
               - Товарищ Романов, успокойтесь... Идите к вашим детям. Крайком партии немедленно решит эти проблемы. Вы правильно сделали, что проинформировали нас...


               Я медленно тащился вдоль каких-то запасных путей к своим детям. Сил уже не было.
               Навстречу бодро приближался тепловоз с одним вагоном. Поравнявшись со мной, он притормозил и какой-то человек при галстуке и в летней шляпе прямо из кабины закричал мне:
              - Где же вы пропали, товарищ Романов ? Мы уже все глаза проглядели... Поднимайтесь в вагон - поедем.
              Я заскочил в вагон. Женщины смотрели на меня с восхищением.
              - Вы что, действительно нажаловались в крайком ? Тут такое было...Извинялись. Детей почти на руках в вагон заносили. Обещали скоро покормить.
               Спустя полчаса мы уже ехали. Прибежала женщина, инициативная и перепуганная:
              -  Через десять минут всех детей ждем в вагоне - ресторане. Салат, каша гречневая, , антрекот и компот. По яблочку краснодарскому каждому в подарок!
              Уже стемнело когда мы собрались в своем купе. Детей накормили и уложили. Венера достала бутылку мадеры.
              - Закусить только нечем. Ну да вино пить можно и вприглядку...
              - Я на тебя буду смотреть, хорошо ? И у меня уже денег нет. Расстратился... Можно было бы в ресторан сходить...

              В дверь купе осторожно постучали. В проеме - мужчина за пятьдесят, одет в хороший летний костюм.
              - Как устроились ? Детки накормлены и напоены ? Товарищ Романов ... Ну что же вы сразу мне не позвонили ? Я же такие недоразумения решаю враз... Жаль..Очень жаль...
               Откуда-то из-за спины он достал портфель, напоминающий вьетнамскую свинью.
               - Это вам...Сувенир из краснодарского края так сказать...Презент...Прошу вас - не держите на нас зла...С кем не бывает... Допустили оплошность, будем говорить - недоглядели...
               Я ничего не мог понять.
                - Вы кто ?  И как вы попали в наш вагон ?
                Человек в шляпе улыбнулся.
                - Я - начальник вокзала города Новороссийска. Как только узнал о вашем инцинденте,- так сразу на тепловоз и догонять вас. Прицепились к заднему вагону...И вот я здесь. Возьмите...
                Он быстро стал доставать из портфеля бутылки с коньяком и шампанским, коробки конфет и колбасу, стеклянные баночки с черной икрой и лимоны.
                Краснодарский краевой комитет  партии свое обещание выполнил. Шутки с ним в то время были чреваты...


                А через трое суток, вечером, я был дома, в заполярном Килп - Явре. Было холодно и шел мелкий, косой дождь. Я позвонил начальнику политотдела на квартиру.
               - Юрий Васильевич, желаю здравия ! Докладываю: задание выполнил. Дети доставлены в Североморск. Без происшествий...
               - Молодец, Санек !  Как там, тепло-то хоть  было ?
               - Жарко...


               А через минуту в телефоне томный, загадочный голос медсестрички Оли Бульковской:
               - Ты уже вернулся с моря, Саша ? Загорел?...Шоколадный ты наш...А мы тут в карты решили сыграть... Подойдешь ?