гл. 4. Голландский флаг, германский герб

Андрей Пустогаров
на рисунке Герб Максимилиана I. Имперский орёл и щит с эмблемами Австрии и Бургундии.



Колонизация России
или патриарх Филарет как предтеча английской буржуазной революции

Глава 4
Голландский флаг, германский герб


1. Брать власть в свои руки?

Для начала скажем, что англичане, конечно, осознали масштаб угрозы.
В 1875 году работавший в Англии над документами об истории российско-английских отношений 16-17 вв. Ю.В. Толстой опубликовал в примечаниях к переводу «Московии» Джона Мильтона «Проект взятия Московского государства под покровительство Англии»  (1612), обычно называемый проектом капитана Томаса Чемберлена,  и грамоту, выданную в ответ на него  Яковом I Джону Мерику.

"Пусть его величество соизволит дать полномочия одному или  нескольким доверенным  особам,  которые  и отправятся с будущей флотилией,  в мае месяце,  для переговоров с русскими...  и  для  постановления  с  ними решения  на  условиях или подданства,  или покровительства,  смотря по данному в наставлениях его величества наказу», - предлагалось в Проекте.

В грамоте, которую Яков I вручил в мае 1613 года  Джону Мерику и одному из директоров  Московской   компании   Вильяму   Росселю, говорилось:
"Мы достоверно извещены нашим верным и возлюбленным слугою Джоном Мериком, бывшим резидентом в Московии,  о бедственном  и  затруднительном  положении  этой  славной страны и народа, ныне подвергнутого неминуемой опасности как вторжения врагов извне, так и внутренних беспорядков и мятежей. По этому  случаю  вышеуказанному  Джону  Мерику  прошлым летом от различных значительных и главенствующих лиц этой страны  были  сделаны представления,  клонящиеся  к  благу  и  безопасности  этой  страны  и  восстановлению  в  ней  мира  и  власти  при  нашем  посредничестве  и вмешательстве,  но Мерик не мог вступить в переговоры без нашего на то указания.
Знайте же,  что  поскольку  предложения переданы нам,  мы не мало тронуты,  чувствуя нежное сострадание к бедствиям,  выпавшим  на  долю такой   процветающей   империи,   к  которой  мы  и  наши  августейшие предшественники всегда испытывали особое расположение»

Мерик и Россель   получили   полномочия   "вести   переговоры,   совещаться, договариваться и заключать соглашения  с  вельможами,  представителями сословий,  военачальниками,  дворянством и общинами или с теми лицами,которые ныне правят и представляют государственные органы,  какими  бы именами   и   титулами  они  ни  назывались,  или  с  соответствующими представителями   и   уполномоченными   по    поводу    вышеупомянутых представлений и предложений ... все,  что будет принято
нашими  посланниками  и  каждым  из  них  в  отдельности  по  условиям
договора,  будет одобрено и ратифицировано" (Цит. по . Г.Г.Фруменков. Соловецкий монастырь и оборона Беломорья,Северо-Западное книжное издательство, 1975, гл.1, 3).

В дальнейшем мы покажем, что планы не остались лишь на бумаге и поговорим о деталях участия англичан в событиях «смутного времени».
Но дело англичан в России в 17 веке было проиграно.



2. Тенденция, однако

Для удобства  обратимся опять к книге Б.Кагарлицкого «Периферийная империя» : «Анализируя английские документы 1618-1622 гг. советские историки обнаружили, что в Лондоне воспринимали сложившееся положение как критическое».
А, собственно, почему? Ведь поляки к тому времени были якобы изгнаны и ничто не мешало «Московской компании» восстанавливать нарушенную деятельность.  Однако, вот тебе на – критическое положение.

Положение пытается выправить королевский Тайный Совет, который издает два указа, дающие «Московской компании» дополнителные финансовые льготы и предписывающие ее реорганизацию.   
Цитируем дальше: «Реорганизация «Московской компании» не привела к успеху.. Фактический распад компании...», ну и так далее. Так что, когда говорят, что торговля  Московского  государства с Англией была запрещена  указом Алексея Михайловича в 1649 году в ответ на казнь Карла I, то это просто удобное объяснение.  Мы видим, что критические проблемы у англичан были  и   сразу после  прибытия  на московский престол патриарха Филарета.

А если мы взглянем еще лет на 60  вперед? К тому времени  Англией уже давно снова правил король, однако  «начиная с 1713 года царь Пётр I своими указами начал стеснять торговлю через Архангельск, фактически жертвуя его интересами в пользу нового балтийского порта — Санкт-Петербурга. В Архангельск он разрешил ввозить только такое количество товаров, которое было необходимо «для прокорма населения». В 1718 году Пётр издал указ, запрещавший экспорт хлеба и импорт большей части заграничных товаров через Архангельск».  Добавим, что ограничения на торговлю через Архангельск только в 1762 году сняла Екатерина II.
В 1709 году начала работать построенная Петром Первым Вышневолоцкая водная система, соединившая Волгу с Балтийским морем (Причем что показательно, грузы по ней можно было перевозить только в одном направлении, то есть, туда).



3. Беллетристика тоже свидетельство времени

Сделаю небольшое отступление. Хочу подчеркнуть, что считаю все приводимые мною даты достаточно условными.  Мы уже упоминали о том, что датировка похода Самозванца на Москву, по всей видимости, сделана по дате выхода в свет пьесы Лопе де Вега. Да и вся история династии Романовых, начиная с Филарета и заканчивая Петром Первым включительно, представляется мне в значительной мере легендарной и скроенной, в основном, по французским лекалам.  Об этом я скажу чуть ниже. Однако, придворные историки, заимствуя для своих писаний сюжеты из западноевропейских образцов, тем не менее, должны были учитывать и русские реалии.  Хотя бы потому, что  хлопотно, ненужно, и, прежде всего, не убедительно выдумывать уж все подряд. Поэтому их труды и позволяют уловить реальные тенденции, заключенные в грудах идеологически мотивированной беллетристики.  Все эти подробные описания беспорядочных событий, как правило, позволяют понять, какую цель преследовали  авторы, и какая реальность проглядывает из-за выполненного ими  камуфляжа.




4. Торговые агенты

Итак, если 16 век в русской торговле называли веком английским, то 17 век стал веком голландским.  Голландские купцы вытеснили из России английских. Казалось бы, как это подтверждает нашу мысль о большой игре Габсбургов? Ведь Голландия традиционно считается противником габсбургской Испании, только-только отстоявшей свою независисмость.

Однако,  в отличие от Англии, Голландия вовсе не претендовала  на глобальное соперничество с Испанской империей. Голландские корабли осуществляли торговые операции во всех испанских доминионах, собственно, и являясь ее торговым флотом.
"Нидерланды также извлекали некоторые выгоды из своей принадлежности к империи Карла V. Будучи экономически наиболее развитой страной Европы, они захватили в свои руки почти всю торговлю с испанскими колониями и значительную часть финансовых операций и внешней торговли империи, что способствовало дальнейшему экономическому развитию Нидерландов. Они занимали особое положение в империи Карла V и использовали вытекавшие из этого экономические выгоды... Огромный и хорошо устроенный порт Антверпена был местом стоянки тысяч кораблей, прибывавших из всех стран света, в том числе из испанских и португальских колоний. В Антверпене были сосредоточены конторы всех крупнейших финансистов Европы, на его биржу ежедневно сходилось до 5 тыс. купцов различных национальностей" (Всемирная история. Энциклопедия. Том 4., Издательство социально-экономической литературы. Москва, 1958, гл.XI, 1).   
Эти  функции голландские купцы осуществляли даже  во время войны Голландии с Испанией  за независимость.  Пытаясь оказывать давление на Голландию, Филипп II периодически запрещал голландцам торговать с колониями в Новом Свете. Однако, в связи с тем, что обойтись без этой торговли было нельзя, в том числе из-за угрозы голода в тех или иных доминионах,  испанский монарх сквозь пальцы смотрел на нарушение голландскими судами этих запретов.  В свою очередь, голландские купцы с удовольствием продавали «врагу» не только зерно, но также оружие, боеприпасы, военное снаряжение и корабли. После 1648 года в испанских колониальных владениях голландцы широко развернули работорговлю.
 
Так что голландские купцы были союзниками Габсбургов даже после получения Голландией независимости и, наоборот, смертельными конкурентами английских купцов. В период с 1652 по 1674 годы произошли три англо-голландские войны, вызванные как раз торговым соперничеством двух стран. В ходе первой войны Кромвель предлагал голландцам принятие их условий – отмену английского «Навигационного акта», из-за которого и началась война – если Голландия  вступит в союз с Англией, направленный против Испании. Голландские Генеральные Штаты отклонили это предложение – свой основной доход Голландия получала от торговли в испанских владениях.

Поэтому Габсбурги могли считать выполненной свою задачу, заменив на торговом пути Архангельск-Астрахань  английских купцов из «Московской компании» на купцов голландских.



4. Герб с цесарского плеча

Именно с тех времен и достались России ее два государственных символа: триколор, копирующий  голландский  флаг и двуглавый орел – герб императоров  Священной Римской империи.

Главное подтверждение голландского происхождения российского бесикра, наряду  с теми же самыми тремя цветами, это то, что он состоит из трех горизонтальных полос. Из четырех морских держав, представленных в 17 веке на Балтике, только у Голландии флаг состоял только из горизонтальных полос. У Англии, Дании и Швеции флаги содержали крест.   

О том, что двуглавый орел был позаимствован  именно у Священной Римской империи (на это указывает характер  расположения гербов владений на крыльях орла)  и именно после 17-го века  говорится в  исследовании  С.Панасенко  "Появление двуглавого орла в России, Византии и Германии" (Гербоведъ, №84. 2005 г.)

Традиционная версия, гласящая, что двухглавый герб был получен в 15 веке Иваном Третьим, пишет Панасенко,  не выдерживает критики, поскольку при жизни Ивана  Максимилиан Первый еще не был коронован в Риме и поэтому пользовался гербом в виде одноглавого орла, и было бы странно, если бы он при этом вручил императорский герб московскому князю.

Впервые  «греческую» версию происхождения герба предложил Василий Татищев: «Иоанн Великий по наследию своей княгини Софии, принцессы греческой, принял за государственный герб орла распластанного, с опущенными крыльями и двумя коронами над двумя головами, который и сын его употреблял» (История Российская, ч.1, гл.45, 21).

Однако, далее Татищев сообщает, что «Иоанн Грозный имел собственным своим гербом единорога, который сын его и Борис Годунов как внутри, так вне государства, на печатях для грамот употребляли».  Итак, императорский герб был благополучно забыт со всем «греческим» наследием (хотя пишут, что  Грозный требовал от Максимилиана II признания себя царем, то есть, цесарем или императором всея Руси ).   
Иван Грозный, как настоящий «английский царь»,  и герб имел, как у королевы Елизаветы.

А вот «Царь Алексий Михайлович того ж распластанного орла с поднятыми крыльями и тремя коронами при конце своей жизни стал употреблять и чрез присланного от императора Фердинанда герольдмейстера всем упоминаемым в титуле его величества пределам либо по старым печатям, либо по деньгам тех областей гербы всем оным сочинил и в книге вместе с родословием государей описал».

Стоит ли добавлять, что Татищев имел в виду императора Фердинанда Третьего Габсбурга?



5. Две головы орла: Австрия и Бургундия

Предложим свою гипотезу, как и когда мог появиться государственный герб в виде двуглавого орла.
Панасенко пишет: "Самое простое объяснение, как могли появится гербы с двуглавым орлом - это комбинация из частей двух разных гербов с одноглавыми орлами".

Конечно, мы наслышаны, что двуглавый орел в качестве герба появился в Германии, как и все остальное, "еще очень давно", при императоре Фридрихе Барбаросе. Панасенко считает, что до начала 16 века он был исключительной принадлежностью императоров (поэтому и  Максимилиан I до коронации пользовался одноглавым орлом). Но вот с начала  16 века вдруг начинается "расползание" двуглавых орлов по гербам просто знатных фамилий.

Странно, не правда ли? Еще самом конце 15 века, то есть через 3 века после Барбаросы,  германский король и сын императора Максимилиан не позволяет себе носить двуглавый герб до избрания императором, а буквально через пару десятилетий  начинается его распространение среди остальной знати. 

Нам кажется более правдоподобным, что двуглавый орел и появился при Максимилиане в качестве его личного герба, а затем уже его заимствовала знать, не претендуя, конечно, ни на какое императорство. 


Как мог возникнуть двуглавый герб Максимилиана? Под каждой из голов на нем по щиту: с цветами Австрии и Бургундии. Герб Австрии - орел. Герб Бургундии - тоже орел. Свою политическую карьеру Максимилиан начал с управления Бургундией (с 1477 года), а впоследствии являлся ее регентом вплоть  до 1494 года  (до совершеннолетия своего сына Филиппа Красивого). А в 1493 году Максимилиан становится эрцгерцогом Австрии и других "габсбургских" земель: Штирии, Каринтии и Крайны, получив, таким образом, права и на "австрийского" орла. 

Вот в этот 1493 год и мог появиться двуглавый герб Максимилиана, объединивший "бургундского" и "австрийского" орлов, и впоследствии ставший гербом Габсбургов и, соответственно, императорским гербом, поскольку императорский титул теперь уже прочно принадлежал этой династии.