Почему Воланд не мог сидеть на крыше Дома Пашкова

Сагит Фаизов
Сагит Фаизов


Почему Воланд не мог сидеть на крыше Дома Пашкова. Из заметок на оборотках


     Цитата из ст-и "Пашков Дом" Википедии: Дом Пашкова описан в романе «Мастер и Маргарита» как место встречи Воланда, Азазелло и Левия Матвея*: "На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло"**.

     Не мог Воланд ни сидеть на крыше Дома Пашкова, ни встречаться там с кем-либо. Булгаков же, соблазнив читателя приглашением на эту крышу "на закате солнца", предупреждает его от соблазна поддаться искушению обозреть с нее столицу "почти до самых краев" - и вводит в эпизод воландову шпагу: "Его длинная и широкая шпага была воткнута между двумя рассекшимися плитами террасы вертикально, так, что получились солнечные часы. Тень шпаги медленно и неуклонно удлинялась, подползая к черным туфлям на ногах сатаны". Время эпизода дополнительно фиксируется, однако, не шпагой Воланда, а отражением солнечных лучей от окон верхних этажей домов-громад: вертикально расположенные окна направляют отраженные на закате солнечные лучи в глаз наблюдателя, находящегося высоко над городом, по линии либо горизонтальной, либо близкой к горизонтальной, то есть солнце находится непосредственно у горизонта. Шпаге как солнечным часам читатель доверять в этой ситуации не может: если она находится рядом с Воландом, то должна отбрасывать тень в ту же сторону, что и Воланд, если она находится позади него, то - в свете этики оружия - несообразно далеко. Тем не менее расстояние от Воланда до шпаги как раз и требуется "разъяснить", чтобы понять, находятся шпага, Воланд и Азазелло "на террасе одного из самых красивых зданий в Москве" или нет. Исходные данные для "разъяснения": закатное солнце на широте Москвы в один из весенних дней (апреля или мая, хотя для расчета длины тени на закате допустимо опираться на астрономические данные любого дня года) и длина шпаги (так как Воланд был высоким, допустимо длину его шпаги принять в 1 метр). Рассмотрим "теневую" ситуацию,к примеру, 15 апреля 1939 г. Закат, то есть пересечение верхней границей солнечного диска линии горизонта, в этот день в Москве произошел  в 20.34***. В 20.00, когда солнце еще не касалось горизонта, шпага Воланда отбрасывала тень на 16,16 метров, в 20.15, когда высота солнца над горизонтом составляла 1 градус и 48 минут и когда солнечные лучи отражались от окон верхних этажей по линии, близкой к горизонтальной, тень достигла длины 38.60 метров****.

     Поперечная ширина (по линии запад-восток) крыши центральной части Дома Пашкова около 17 метров (см. план здания по адресу:http://ru.wikipedia.org/wiki/ ст-я Пашков Дом). Если бы Воланд позволил себе отставить от себя шпагу на 16 метров и расположить ее позади себя, то и в этом случае в 20.00 тень от шпаги не могла его настигнуть, будь он на крыше Дома Пашкова: непосредственно за его спиной располагалась бы круглая башня (см. текст гл. 29). В 20.15 и позже, когда "в верхних этажах громад зажигалось изломанное ослепительное солнце", шпага находилась бы вне крыши Дома, отбрасывая тень, с ускорением стремящуюся к бесконечности.





* Ссылка на книгу: Татьяна Поздняева. Воланд и Маргарита. СПб.: Амфора, 2007.
** Цитата из романа примыкает к цитате из книги Поздняевой.
*** Расчет осуществлен при помощи калькулятора http://www.sunhome.ru/mooncalendar/m.voshod_i_zahod_solnca
**** Расчет осуществлен при помощи калькулятора http://planetcalc.ru/320/



Рекомендую две иллюстрации к изложенной теме.
Борис Маркевич Воланд созерцает тень своей шпаги. Рисунок. По адресу: http://litvinovs.net/pantry/mm_artwork/markevitch/ (Рисунок неточен не только расположением шпаги: обе туфли Воланда должны находиться на поверхности террасы.)
Сергей Тюнин Тень от шпаги Воланда. По адресу: http://litvinovs.net/pantry/mm_artwork/tunin/ (Рисунок неточен: туфли здесь на поверхности террасы, но одна нога должна быть поджата "под себя", основная неточность Тюнина в том, что Воланд сидит, повернувшись на север, но должен сидеть, повернувшись на восток, длина тени от шпаги около обеда; Маркевич из трудной ситуации с длиной тени вышел, отправив тень за границу рисунка, но оба художника как бы не замечают, что по Булгакову тень приближается к туфлям Воланда за счет удлинения).