16. Холокост. Германия. Концлагерь Заксенхаузен

Михаил Самуилович Качан
На снимке Адольф Гитлер и Генрих Гиммлер во время посещения концлагеря Заксенхаузен.

Концентрационный лагерь Заксенхаузен

Заксенхаузен был создан летом 1936 г. в районе Ораниенбурга в 30 км севернее Берлина в те же дни, когда в Берлине проходили II Олимпийские игры под лозунгами Пьера Кубертена "О Спорт, ты — Прогресс", "О Спорт, ты — Мир".

Первыми узниками Заксенхаузена стали немецкие антифашисты и те, кого национал-социалисты относили к "неполноценным" гражданам по расовым или биологическим признакам.

С 1936 по 1945 гг. через Заксенхаузен прошло более 250 тысяч узников, из 27 стран. Установить точное их число, так же как и все имена, не представилось возможным - перед бегством из лагеря, когда началось наступление советских войск на Берлин, эсэсовцы уничтожили многие документы.

С 1938 г. в Заксенхаузе размещалось переехавшее из Берлина центральное руководство немецких концентрационных лагерей.

начала Второй мировой войны в 1939 г. в лагерь стали прибывать эшелоны с гражданами из оккупированных стран Западной Европы, позже из Польши и СССР.
 
В сентябре — ноябре 1941 г. в Заксенхаузен один за другим стали поступать транспорты с советскими военнопленными. Полуживые люди сидели и стояли в товарном вагоне, тесно прижавшись друг к другу. Среди них были и умершие в пути. Прибывших направляли в "производственный" двор, где их расстреливали под завывание мощных радиол. Нередко пленных заставляли хором петь русские народные песни.

Тогда же, осенью 1941 г., в Заксенхаузене была осуществлена беспрецедентная акция массового уничтожения советских военнопленных – было единовременно расстреляно 18 000 солдат и офицеров, доставленных с восточного фронта. Все они были убиты выстрелами в затылок. Это, не имеющее аналогов в военной истории, убийство военнопленных было названо эсэсовцами "русской акцией". Герои этой акции - эсэсовцы были поощрены отпуском в Сорренто.

Лагерь имеет форму треугольника. На главном входе циничная надпись "Arbeit Mach Frei". Прямо у входа – плац, где 3 раза в день проводились переклички всех заключённых.
В бараках 38 и 39 находились заключённые евреи. Фактически это был «маленький лагерь» внутри Заксенхаузена. Там СС содержали всех евреев лагеря с ноября 1938 по октябрь 1942 г.
Как и в других гитлеровских лагерях смерти, в Заксенхаузене существовала изощренная система пыток. За малейшую провинность следовало жестокое избиение резиновыми плетками, палками со стальной проволокой, подвешивание на столб цепями или веревками за вывернутые руки.
В Заксенхаузене были стационарный и передвижные крематории, газовые камеры, виселицы, пыточные камеры с орудиями смерти.

На узниках Заксенхаузена постоянно проводили испытания новых видов ядов, отравляющих веществ, в том числе газов, препаратов против ожогов, сыпного тифа, других травм и болезней. Опыты по воздействию на людей химических веществ проводились только на советских узниках.

Например, на заключенных проверяли действие ядовитых газов, которыми уничтожают садовых вредителей. Чтобы определить дозу, смертельную для людей, эсэсовцы экспериментировали на согнанных в подвал людях, меняя дозу и наблюдая, когда наступит смерть.
 
Еще один вид издевательств — испытание на прочность обуви, как предназначенной для экипировки солдат, так и гражданской. Узники-"топтуны" должны были целыми днями шагать по специальной дороге с острыми камнями и гравием, имея наполненный песком пудовый ранец за плечами. Мало кто выдерживал это.

Дорожка для обуви сохранилась, – сейчас там мемориальная стена.

C начала 1942 г. Германия стала испытывать острую нехватку рабочей силы, и Заксенхаузен был передан в ведение группы "Д" главного хозяйственного управления СС с целью максимально использовать труд узников, в числе которых были и евреи. При этом, однако, предписывалось не забывать о главной цели — уничтожении как можно большего количества противников нацистского режима. Совмещение этих, казалось бы, несовместимых требований достигалось тем, что узников заставляли работать с утра до ночи в нечеловеческих условиях, а жить впроголодь в ожидании смерти.

Каторжный труд, холод, голод, болезни подкашивали людей — умирали тысячи. Но в лагерь поступали все новые транспорты, где больше всего было русских и украинцев. Их заключали в концлагерь за побеги, саботаж, антигитлеровскую пропаганду. Вновь прибывшие узники использовались на самых тяжелых работах.

Специально отобранные заключенные, бывшие до войны художниками, типографскими и банковскими работниками, изготавливали фальшивые деньги, прежде всего, британские фунты и американские доллары. Это тайное производство называлось "Операция Бернхард".

В лагере содержалось до 60 тысяч человек, включая военнопленных. Среди них был и старший сын Сталина - Яков Джугашвили. По одной из версий, он погиб здесь в 1943 году - бросился на проволоку и был застрелен часовым как при попытке к бегству. По другой версии, он покончил жизнь самоубийством.

В лагерь были помещены и люди, совершившие неудачную попытку убить Гитлера, после следствия они были отправлены в Заксенхаузен.

Бывший узник лагеря лётчик Михаил Девятаев в своей книге "Побег из ада" рассказал об издевательств военнопленными, среди которых они постоянно искали евреев.

В июле 44-го самолёт Девятаева был подбит над оккупированной территорией и лётчик попал в плен. После неудачного побега он был заключён в Заксенхаузен, где познал все ужасы лагерной жизни. Позже вместе с группой других узников был переведён в филиал лагеря на остров Узедом в Балтийском море.
 
Здесь, в северной части острова, на месте бывшей рыбацкой деревушки Пенемюнде находилась сверхсекретная испытательная станция, руководимая известным специалистом по ракетам бароном Вернером фон Брауном. Здесь же были аэродромы, заводы и многочисленные обслуживающие комплексы. С материка через пролив на остров шла железнодорожная паромная переправа. Именно с Узедома начался 16 июня 1944 г. обстрел Англии самолётами-снарядами "Фау-1".
 
О побеге с Узедома ни по суше, ни по морю не могло быть и речи. Но были самолёты: И тогда Девятаев с товарищами решили захватить один из базировавшихся на острове тяжёлых бомбардировщиков "Хейнкель" и перелететь на нем к своим.
 
Девятаев и девять других советских узников разработали план побега. Существенным препятствием было то, что на "Хейнкеле" Михаил никогда не летал, и система управления самолётом была ему незнакома. Счищая снег с крыльев самолёта, Михаил изучал расположение приборов, внимательно следил за действиями проверявшего приборы лётчика, который не обращал на него никакого внимания. Был проанализирован распорядок дня охраны, составлен план захвата самолёта. Решено было лететь над морем, так как там не было зенитных орудий.

Наконец, 8 февраля 1945 г. с аэродрома Пенемюнде под носом у охранников взлетел немецкий бомбардировщик "Хейнкель" с десятью узниками на борту. Над морем им встретился бомбардировщик, возвращавшийся с задания. К удивлению беглецов, подготовившихся уже к смерти, немцы не открыли по ним огонь и пролетели мимо. Позже, когда разъярённый Геринг прибыл на Узедом для расследования, выяснилось, что у немецких лётчиков не осталось снарядов, так как все они были использованы на задании, кроме того, горючего оставалось только дотянуть до аэродрома.
 
Подробно о своём пребывании в Заксенхаузене и Пенемюнде, а также о беспримерном побеге из лагеря Михаил Петрович Девятаев рассказал в упомянутой книге "Побег из ада", которая не раз переиздавалась, в том числе и за рубежом.

Но заслуженная слава пришла к Герою лишь после смерти Сталина. А тогда, в 1945-м, все было иначе. "Сразу же после побега, - пишет лётчик, - мною, моими друзьями по экипажу особо не восторгались. Скорее наоборот. Мы подверглись жёсткой проверке. Длительной и унизительной".
 
В сознании следователей жил приказ Сталина считать попавших в плен предателями; долгие годы Михаилу Петровичу не давали возможности работать по специальности. Он перебивался случайными заработками, был чернорабочим.

"И так, - пишет он, - мыкался до 1957 г. Восстановить доброе имя мне помогли хорошие люди, печать. Но совсем недавно узнал: помог мне и академик Сергей Павлович Королев. С ним я встретился ещё в 45-м. Полковник Королев расспрашивал меня о ракетном центре вермахта, о самолёте, на котором совершил побег".

С.П. Королев способствовал присвоению Девятаеву звания Героя Советского Союза. Было возвращено доброе имя и друзьям лётчика, соратникам по побегу. Много лет спустя лётчик посетил Пенемюнде. На месте, откуда взлетел "Хейнкель" теперь установлен гранитный обелиск с именами всех десяти участников побега: М.П. Девятаев, И.П. Кривоногов, М.А. Емец, Ф.П. Адамов, В.К. Соколов, Д. Сердюков, И. Оленик, В. Емченко, Н. Урбанович, П. Кутергин.

В годы войны побег из плена на фашистском самолёте совершили, по крайней мере, десять летчиков: Н. Лошаков, Абашидзе, Мартимян, А. Карапетян, А. Козявин, П. Марченко, В. Москалец, М. Девятаев, Н. Петров, П. Чкаусели. Все они, приземлившись на советской территории, тотчас же были арестованы, лагерного срока не избежал никто. И лишь один из них - Михаил Девятаев - после реабилитации, в 1957 году, был удостоен звания Героя Советского Союза. Нисколько не умаляя заслуги героя, замечу, что Девятаев в этом списке идёт седьмым по времени побега. А первым, кто отважился на такой дерзкий шаг, был 19-летний Николай Лошаков, младший лейтенант 14-го гвардейского истребительного полка, воевавшего в горячем 1943-м году под Ленинградом.
Но вернёмся к концлагерю Заксенхаузену. В 1945 г. незадолго до прихода советских войск эсэсовцы спешно эвакуировали лагерь. Свыше 30 тысяч заключенных погнали без сна и отдыха к Балтийскому морю, где их ожидали баржи — всех должны были отправить на дно моря. Кто не мог идти, убивали на месте. Эта кровавая акция известна как "марш смерти". Он унёс жизни ещё нескольких тысяч заключённых.

В лагере осталось примерно 3 тысячи больных, а также врачей и санитаров, которые были освобождены советскими и польскими войсками 22 – 23 апреля 1945 г.

В 1947 г. в Берлине состоялся судебный процесс по делу немецких военных преступников, в ходе которого были доказаны злодеяния эсэсовцев в Заксенхаузене. Правду о преступлениях и терроре в лагере эсэсовцы тщательно скрывали — разглашение каралось смертью. Но, несмотря на это и уничтожение документов, многие имена и события все же удалось восстановить. "Фюреры" лагеря были приговорены к длительным срокам тюремного заключения.

После освобождения концлагеря он использовался НКВД в 1945 – 1950 гг. как Особый лагерь №7, а с 1948 г. Заксенхаузен становится Спецлагерем № 1 – самым крупным лагерем НКВД в зоне советской оккупации Германии. Вплоть до закрытия лагеря в марте 1950 г. здесь содержалось в общей сложности около 60 тысяч человек, из которых как минимум 12 тысяч умерло от голода и болезней.

22 апреля 1961 г. Был открыт музей «Заксенхаузен. Вначале строения лагеря не были включены в экспозицию. Вместо них были возведены специальные памятные сооружения, которые должны были символизировать «победу антифашизма над фашизмом». В музее использовались лишь отдельные объекты, имевшие отношение к истории лагеря.
Установлен памятник Советским воинам-освободителям.

Только в 1993 г. после воссоединения Германии музей в Заксенхаузене включил в экспозицию объекты, которые были признаны «гарантами памяти». После реконструкции Заксенхаузен стал европейским местом траура.

В 1992 г. после поджога, организованного неонацистами, бараки 38 и 39, где до конца войны находились евреи, были частично уничтожены. Во вновь отстроенном музее барака 38 сейчас представлена еврейская история Заксенхаузена. В бараке 39 представлены интервью узников-евреев об их жизни в Заксенхаузене.

В однотомной энциклопедии "Великая Отечественная война. 1941—1945 гг.", выпущенной к 40-летию Победы над фашистской Германией, наряду с такими статьями, как "Гетто", "Бабий Яр", "Фашистские лагеря уничтожения" представлена отдельная статья "Заксенхаузен". В ней дано описание открытого в 1961 г. на месте лагеря мемориального комплекса.
 
В декабре 2002 г. в московском Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе открылась уникальная выставка "Советские военнопленные в концлагере Заксенхаузен. 1941—1945 гг." — первая в стране, целиком посвященная советским людям, оказавшимся в фашистском концлагере. Она была организована Министерством культуры РФ и германским фондом "Бранденбургские мемориалы", куда входит также музей "Заксенхаузен".
Свой путь в Москву выставка начала в Германии в 60-ю годовщину "русской акции".

На стендах выставки были представлены многочисленные документы, фотографии, рисунки, другие материалы, рассказывающие о преступлениях гитлеровцев, мужестве и героизме узников Заксенхаузена, их судьбах. Среди них есть и стихотворение, написанное одним из узников лагеря:
 
Я вернусь к тебе, Россия,
Чтоб услышать шум твоих лесов
И увидеть реки голубые,
Чтоб идти тропой моих отцов.

Стихотворение после войны стало знаменитым, но имя узника, написавшего его, узнали только в 1998 г. История эта приведена Лазарем Медоваром в статье «Концлагерь Заксенхаузен», посвящённой 60-летию Победы над Германией.

«В 1958 г. при расчистке территории концлагеря Заксенхаузена, на месте которого решено было построить мемориал, в одном из разрушенных строений рабочий Вильгельм Герман нашёл свёрток. В нем был блокнот с записями и стихами на русском языке. Автор неизвестен. Позже выяснили, что спрятал свёрток по просьбе Михаила Тилевича норвежский узник Мартин Гусло, старший электрик в команде "Зондерлагерь".

Рассказывает бывший заключённый М. Тилевич: "Однажды ко мне подошёл Виктор Мажула: "Есть тетрадка со стихами, хочешь почитать?" Имени, кто дал блокнот, он не назвал - это в лагере не было принято, а блокнот ему дали, чтобы почитать и уничтожить. В стихах было все, чем жили заключённые в лагере: мечты о свободе, ненависть к фашизму, любовь к Родине, к своим близким. Одно из стихотворений начиналось знаменитым впоследствии четверостишием, которое я только что привёл.

Блокнот надо было сохранить, и я обратился за помощью к своему норвежскому другу. Тот завернул его в прорезиненную ткань и вместе с Виктором Мажулой зарыл под фундаментом кухонного мотора. Я стоял поблизости, чтобы предупреждать об опасности".
 
С тех пор имя автора рукописей оставалось неизвестным. Предположили, что он погиб 2 февраля 1945 г. в день расстрела эсэсовцами десятков советских офицеров-узников лагеря. Стихотворение продолжало жить. О нем писали почти все центральные газеты. Бывший узник Заксенхаузена Леонид Михайлович Пятых (в послевоенные годы он возглавлял высшие музыкальные учебные заведения в Свердловске и Владивостоке) сочинил сюиту для фортепиано "Он вернулся к тебе, Россия". Но поиски автора, несмотря на участие в них корреспондентов "Комсомольской правды" и "Красной звезды" оказались безрезультатны. И только в 1998 г. имя его стало известно – Георгий Фёдорович Столяров.

В 1937 г. шестнадцатилетним юношей он был арестован по ложному обвинению в поджоге школы в посёлке под Жлобиным, где он жил. Через полтора года его полностью оправдали и освободили. Однако, полтора года пребывания за колючей проволокой сделали из него недруга Советской власти. И когда в 1941 г. немцы пришли в Белоруссию, он стал сотрудничать с ними, работая в местной газете. Разочарование в фашистском "новом порядке" пришло очень быстро, и после ряда саботажей он оказался в Заксенхаузене.

Дружба в рабочей команде "Зондерлагеря" с Михаилом Фишером, Сергеем Червичиловым и Михаилом Зайцем заставили его многое пересмотреть и переоценить. Он возненавидел фашизм и в своих стихах предрекал ему неминуемую гибель. Столяров пережил и лагерь, и "марш смерти". Но в фильтрационном лагере НКВД он был осуждён на 10 лет за прошлое сотрудничество с оккупантами. Его раскаяние, патриотические стихи, поведение в немецком концлагере не были приняты во внимание следователями. Отбыть срок ему не пришлось, - он умер в лагере от бронхиальной астмы, так и оставшись неизвестным.

О том, как было установлено имя автора знаменитого стихотворения, рассказала в газете "Известия" 17 марта 1998 г. Элла Максимова в статье "Прозрение в аду". На выставке демонстрировалась фотокопия листка с собственноручно написанным стихотворением Сергея Столярова.

Сохранились странички записей "Русские в лагере" немецкого антифашиста художника Эмиля Бюге, который в 1938 г. воевал в Испании против Франко, а затем п После возвращения в Германию в 1939 г. был арестован и заключён в Заксенхаузен.
 
Как знающего немецкий и испанский языки его направили на работу в канцелярию лагеря. Пять с половиной лет пришлось ему пробыть в лагере – с декабря 39-го по апрель 45-го. Бюге бисерным почерком делал записи о событиях в лагере, и вклеивал их в футляры для очков, пряча записи от немцев. В 1944 г. ему удалось переправить их на волю. Среди записей были и страницы, рассказывающие об убийствах советских военнопленных.

Сохранились рисунки другого художника – Одда Нансена, брата знаменитого полярного исследователя Фритьофа Нансена. Рисунки иллюстрируют каторжный труд узников лагеря.

Немецкая выставка в Москве, появившаяся через много лет после падения фашизма, еще одно свидетельство того, что Германия не хочет забывать прошлого, даже самого позорного и тяжелого. Они считают, что это залог того, что злодеяния нацистов не повторятся. Но не похож ли лагерь НКВД в Заксенхаузене на лагеря нацистов? Ведь там умер каждый пятый! – Из 60 000, прошедших через этот лагерь заключённых, умерло 12 000!
 
Хотят ли Россия и Украина помнить прошлое? То, какое было на самом деле? Прошлое, не искажённое антисемитизмом, классовыми и другими предрассудками, популизмом и умолчаниями? Есть большие сомнения в этом. Примером тому «игры» вокруг мемориала в Ростове-на Дону и Бабий Яр в Киеве.

Написано по материалам статей Лазаря Медовара: "Концлагерь Заксенхаузен" и др. Фотографии заимствованы у Г.Д. Борщевской и др.

Продолжение следует: http://proza.ru/2012/11/29/389