Круги на воде. Эссе

Николай Островский
Круги на воде ... Круги в судьбе ... Но есть судьбы, в которых новые круги не делаются шире старых, а наоборот, уменьшаются до точки. Это не круги познания, а круги значимости главных событий в жизни человека, значимости для него каких-либо ценностей и идеалов.
Много событий, вещей, людей, целый мир вначале значим для человека. Но всё меньше и меньше остаётся любимого, почитаемого, важного, святого. В предсмертную минуту у человека остаётся лишь его обнажённое "Я" и он знает, ещё будучи в сознании, что теряет это "Я" и, может быть, навсегда. Он - камень, брошенный в воды бытия; камень, получивший "душу@? но сохранивший свою тяжесть, возможность "тонуть". Он - огонь, брошенный в воду и гаснущий постепенно. Он - судьба своей судьбы, своей заводи, своих деяний. Свобода здесь равна необходимости.
Круги на воде ... Возможно сравнить их не с индивидами, а с историческими эпохами. Эпохи прогрессируют в ... Собственно, во что и куда?! Ведь последний круг на воде очень быстро и бесследно исчезает, растворяется в глади пруда !
Если растянуть каждое мгновение, данное кругу, на тысячу лет, в итоге мы получим нечто грандиозное; царствия и народы водомерок предстанут перед нами. Но и биллионы лет можно сузить до мгновенья. Сама Природа, неоднозначная и в однозначном, может заниматься подобными фокусами. Вещи могут пребывать сразу в разных пронстранственно-временнЫ х  измерениях - в одном случае это "убыстрённое", в другом "замедлённое" время, в третьем нечто среднее. Так может иметь место временнАя или пространственная многозначность одного события.
Уйдём от величавого разнообразия народов в лоно жизни живой личности. Взглянем на индивида глазами других измерений. Что я такое в измерении, где моё физическое и психическое время замедлено до крайности? Приобретаю ли я значение статуи, на которую взирает Иное Разумное Существо? Становлюсь ли я скалой или гнездовьем для диких птиц? А в измерении убыстрённого времени? Превращаюсь ли я там в вихрь, ветер, круг на воде, тень, мираж в пустыне? Быть может, то что тут мы называем скалой, там оживает, дышет, ощущает, мыслит?
В реальности, где "всё возможно", нет ни настоящего отрицания, ни настоящего утверждения. А что есть? - Круги на воде !..