Где в банане семечки?

Алексей Степанов 5
Та склонная к рефлексии жиденькая прослойка, которую во все времена причисляли к интеллигенции, сроду ставила перед собой вопросы, которыми приятно помаяться после обеда: кто виноват, да что делать и едят ли курицу руками. Хочется напомнить, как к этой троице присоединился еще один вопрос, на годы вытеснивший все предыдущие и едва не приведший к фатальным изменениям во всем российском укладе. Теперь, когда прошли десятилетия и многое улетучилось из памяти, стоит оглянуться назад и разложить по полочкам события тех лет. Автор надеется, что не слишком исказил историю и правильно расставил акценты. В любом случае, он рассчитывает на снисходительность читателей.

Увертюра


Классические вопросы, издавна лишавшие здорового сна российских интеллектуалов, в новейшей российской истории потеряли актуальность и тем самым породили чувство растерянности. Понятно, что в случае разрешения вопрос «Что делать?» означал бы, по сути, появление новой национальной идеи, но в конструктивном наполнении это могло бы произойти только после решения вопроса «Кто виноват?».

Попытки найти виновного в бардаке, творившемся в те годы, успехом не увенчались. Сначала казалось, что во всем виноваты большевики. И вот их не стало – а всеобщего благоденствия так и не наступило.

Исконно – посконное поле, на котором ищут виноватых - жидо-масонское. Уж тут-то было где разгуляться: от Троцкого до Гусинского, от Каменева до Сахарова. Любой проштрафившийся немедленно записывался в евреи. Так, евреями стали и Ельцин, и даже Черномырдин. Но вот наступили постперестроечные времена, евреи дружно снялись с насиженных мест, построились клином и отправились на историческую родину. Лучше почему-то не стало.

Потом виноватыми стали чеченцы, азербайджанцы и хохлы. Стесняясь и бледнея, интеллигенты где намеками, а где и напрямую призвали защитить родину от засилия инородцев. Однако сей мотив, полифонически повторенный голосами скинхедов, фашистов и президента: «…и в сортире замочим!», лишил интеллигентов основных привилегий – идти не в ногу и плевать против ветра.
 
Наконец, виноватым во всех грехах стал Чубайс. Но, во-первых, он так охотно все грехи брал на себя, что возник риск превратить его в великомученика. Во-вторых, персонификация такого тонкого философского предмета, как вина, огрубляла это понятие и низводила до уровня кухонных разборок. Наконец, лишившись Чубайса, страна потеряла бы единственный громоотвод и немедленно скатилась к гражданской войне.

Стало ясно, что виноватого не найти. Вслед за этим наступила глубокая апатия, прекратился поиск национальной идеи, а интеллигенция стала вымирать.


Интермеццо. Alla marca, rizoluto


В 1986 году в институт прикладной агрофилософии им. Агриколы АН СССР (НИИПАФ) из аппарата ЦК КПСС поступил запрос о возможности повсеместного выращивания бананов на территории СССР. Основанием для запроса стала статья группы историков под руководством Носенко и Фомовского, опубликованная в «Докладах АН СССР» и называвшаяся «Банан как основная кормовая культура дохристианской Руси». В статье доказывалось, что еще шестьсот лет назад бананы были широко распространены на Руси, являвшейся центром грандиозной империи, но постепенно их выращивание переместилось из метрополии в провинции, где и процвело. Связь с провинцией, по причине бездарного управления страной, начавшимся с воцарением династии Романовых, была прервана, а народ позабыл вкус исконно русского овоща. Само слово «банан», согласно точке зрения авторов, произошло от русского слова «баня», где парились широкими банановыми листьями, а, напарившись, квашеным бананом закусывали чарку банановой бражки. Даже поговорка «Пристал, как банный лист» есть искаженное изречение «Пристал, как банановый лист», поскольку, будучи распаренным, последний и в самом деле изрядно липнет. В дохристианские времена банан был предметом религиозного поклонения. Православная церковь всячески истребляла банановый культ, а сохранившаяся (в искаженном виде) поговорка «На фига попу банан» - тому свидетельство. В русском языке есть множество слов, напоминающих о славном банановом прошлом. Так, слово «кабан» означало казака, раздобревшего на бананах; слово «банда» означало разорившуюся банановую сельхозартель. Наконец, с бананом связаны слова «баннер», «бантик» и даже татарское «сабантуй». Последнее также указывает на тесное единство ранних христиан и мусульман на банановой ниве.

По мысли работников аппарата ЦК, после кампании по борьбе с пьянством и алкоголизмом, приведшей к массовой вырубке виноградников, бананами можно было бы засеять освободившиеся площади, а идея глобальной бананизации могла бы вызвать такую же волну всеобщего энтузиазма, как во времена Н. С. Хрущева – кукурузная эпопея.

Запрос ЦК вызвал смятение в рядах руководства НИИПАФ. Обнаружилось вдруг, что из всего штата НИИ только один зам. директора профессор Гришко, в свое время работавший с народным академиком Лысенко и побывавший с ним в 1939 г. на приеме у Молотова в кремле, видел банан живьем и даже пробовал на вкус. Гришко и было поручено составить ответ в аппарат ЦК.

Ответ был составлен и гласил, что прежде на опытных полях НИИПАФ бананов не выращивали, но готовы, при соответствующем финансировании, в течение 1987 года выполнить опытный посев бананов. Из-за отсутствия семенного фонда предлагалось закупить за рубежом свежие бананы, из которых и будут извлечены семена.

В том же году в НИИПАФ была открыта новая тематика, по линии АН СССР определены источники финансирования и во вновь созданный отдел НИИПАФ через посредство зарубежной резидентуры КГБ поступило шесть тонн бананов из Парагвая. Институт приступил к работе.

Как выяснилось позднее в ходе расследования, учиненного Генеральной прокуратурой, только 200 кг бананов попало непосредственно в НИИ. Остальные исчезли точно так же, как позднее пропало золото партии. Поступившие в НИИ бананы распределились так: 120 кг попали в столовую НИИ; 40 кг для личного изучения увез домой директор; 36 кг сгнили; 4 банана съела секретарь директора Валя; 2 банана были подвергнуты процедуре разрушающего контроля в ОТК; 2 банана пропали бесследно. И, наконец, один банан попал в руки профессора Гришко.

В январе 1987 года профессор Гришко выступил на заседании Ученого совета НИИПАФ, на котором сообщил о найденном им в банане семечке, что однозначно оценивалось им как большой успех советского банановедения. Семечко было представлено на всеобщее обозрение, но кем-то было замечено, что по форме оно сильно напоминает обыкновенную пуговицу. Была выполнена техническая экспертиза, и оказалось, что найденный предмет – оловянная пуговица от солдатских кальсон образца 1914 года. Дополнительный осмотр с помощью мощного микроскопа и привлечение к работе судмедэкспертов выявили на аверсе пуговицы надпись «За Веру, Царя и Отечество», а на реверсе – следы от ударов твердым тупым предметом. На всякий случай, пуговицу все же проверили на всхожесть, но результат оказался отрицательным. Впрочем, это уже никого не удивило.

Профессору Гришко припомнили, как он выступал против генетики, и с почетом проводили на пенсию, а пуговицу сдали в военно-исторический музей. Директор собрался было сбежать в Канаду, но тут грянула перестройка, НИИ распустили и дальнейшая судьба его руководителей неизвестна.

В начале 90-х годов банановая проблема встала с новой и пугающей остротой. Кто-то из окружения Гайдара сообщил в верхи, что США являются крупнейшим в мире потребителем бананов, и это тут же связали с экономической и военной мощью Америки. Ходили даже слухи, что загадочная красная ртуть – то ли условное обозначение компонентов водородной бомбы сверхмалого калибра, то ли средство от облысения для руководства канувшей в Лету партии – на самом деле – экстракт из семян банана, неограниченно продлевающий жизнь, а название роднит его со знаменитым философским камнем. Правда, и этот слух так и не подтвердился. Снова вспомнили статью в «ДАН СССР». Вконец обнищавшее сельское хозяйство требовало решительных перемен; казалось, если начать выпащивать бананы, то поднимется экономика страны в целом; даже просто угроза начать производство бананов и завалить ими рынки Европы могла поставить на колени банановые республики Азии и латинской Америки, вконец обнаглевшие и отказывающиеся платить долги, возникшие еще во времена СССР. В это время уже многие побывали на западе, а бананы в России удалось попробовать каждому. И все же семечки как в воду канули. Не было их и в Штатах.

Самолюбие политиков, экономистов, ученых было уязвлено. Специальным постановлением Совмина было решено до конца 1996 года так или иначе решить проблему семечек в бананах. Действовать решили широким фронтом, во множестве направлений. Финансирование работ скрыто осуществлялось за счет кредитов МВФ. Как же выполнялся этот проект?

Во-первых, была собрана вся литература по существующему вопросу. При этом были подняты все фонды, в том числе закрытые. Выяснилось, что ничего существенного о семечках в бананах не написано. Правда, поиск нельзя назвать совершенно безрезультатным, потому что в фондах отыскалось немало сочинений либо неизвестных, либо казавшихся утраченными. Так, в отделе редких и древних книг научной библиотеки МГУ была найдена ранее неизвестная поэма Баркова «Лука Тарпищев», ставшая позднее гимном всемирного союза геев.

Во-вторых, во всех еще не проданных под дачи ботанических садах был учинен розыск семян, а в архивах садов искали историю посадки растений. Увы, только в ботаническом саду МГУ был найден плодоносящий банан, но в его плодах не было даже пуговиц. История его посадки уходила корнями в Петровские времена, но, как оказалось, растение привез с исторической родины уже укоренившимся Иван Петрович Ганнибал.

Еще один плодоносящий банан имелся в сухумском ботаническом саду. Попытка его изучения наткнулась на жесткое противодействие правительства Грузии. Дело едва не дошло до вооруженного конфликта, но пока вопрос решался на дипломатическом уровне, через Понтийское ущелье проникла группа боевиков Шамиля Басаева и, захватив Сухуми на два часа, взорвала злосчастный банановый куст. Грузинскую сторону в очередной раз обвинили в контактах с сепаратистами и переговоры сошли на нет.

Далее, по линии военной разведки делались попытки выкрасть банановые семена в странах третьего мира. Всем памятен тот случай, когда над проливом Мухицэцэ взорвался самолет ЯК-40 с российским экипажем. Подробности умалчивались, но в просочившихся в западную печать материалах специального расследования, выполненного Скотланд–Ярдом, отмечалось, что грузовой отсек самолета был заполнен обгорелой банановой кожурой. Примечательно то многозначительное молчание, которым английская разведка отметила этот факт: ни удивления, ни сочувствия. Уж не приложили ли руку к катастрофе спецслужбы Ее королевского величества?

Представителям всех дипломатических миссий, размещенных в странах – экспортерах бананов, было поручено отслеживать плоды с семенами и, после процедуры специальной консервации, отсылать их на родину диппочтой либо курьером. В ряде случаев рвение дипломатов было неумеренным, и это привело к росту экспортных цен на бананы: возник слух, что русские разработали дешевый способ получения из банановой кожуры моторного топлива и скупают бананы по дешевке. Из-за этих слухов в 2009 году страны ОПЕК увеличили квоты экспорта и добычи нефти, но, несмотря на обвал цен на сырую нефть, объем продаж не вырос. Американцы расконсервировали собственные месторождения, поскольку предполагали, что необходимость в стратегических запасах топлива отпала. В странах арабских эмиратов произошел экономический кризис. Аятолла Помяни призвал мочить неверных в сортире. В Ирак хлынули новые толпы боевиков и Америка была вынуждена покинуть страну, тем более, что уже ни кто не верил в потребность в иракской нефти.

Наконец, следует отметить, что и российская общественность не осталась в стороне от поиска банановых семян. Особую активность проявили ультраправые. Патриотический союз «За родину и веру, против пархатых» в специальном коммюнике заявил, что семена из бананов извлекаются жидо-масонами непосредственно на таможенных терминалах нарочито сделанным инструментом, не оставляющим следов, и призвал к погромам. Призыв остался без последствий, как потому, что почти все евреи уже уехали, так и потому, что обыватели не знали, кому верить: незарегистрированная партия «Патриоты против инородцев» во всем обвинила хохлов. По ошибке на рынке в Кунцево побили двух азербайджанцев, торговавших помидорами, на том и успокоились.

В-четвертых, большие усилия прилагала как официальная наука, так и недавно созданная Академия перпендикулярных наук (АПН).

В институте теоретической биологии РАН был выдвинут ряд гипотез о том, где же в банане семечки. Согласно одной из них, банан – корнеплод. Тот очевидный факт, что плоды банана растут на верхушке растения, а не в земле, объясняется просто: семечко сажают вверх ногами и растение уходит плодоносящей частью в грунт. Следовательно, семена нужно искать в земле, а не под кожурой. Согласно другой гипотезе, мякоть банана - это и есть семечко, только в неактивной форме. Для того чтобы оно могло прорасти, его следует подвергнуть яровизации. Здесь вновь явно прослеживается влияние той нашумевшей статьи Фомовского и Носенко в «ДАН СССР».
 
Курьезной, но оригинальной следует считать гипотезу, утверждавшую, что поставляемые на рынок бананы по сути бананами не являются. По мысли авторов, то, что мы называем бананами, является гибридом банана и ананаса. В подтверждение гипотезы авторы демонстрировали журналистам найденный в куче мусора на рынке в Теплом Стане картонный ящик с надписью «bananas». На устроенной пресс-конференции ими было заявлено, что этот гибрид является своеобразным растительным мулом и, как и последний, бесплоден.

Были и гипотезы, которые всерьез никто не рассматривал: что бананы размножаются посредством усов, пасынков или иными вегетативными способами; что проросток банана тянется из кожуры; наконец, что плод банана – вовсе не плод, а злокозненное новообразование, являющееся результатом болезни. Сами же плоды не видны вследствие нечувствительно малых размеров.

Эти гипотезы так и не были проверены экспериментально, потому что институт экспериментального банановедения затребовал такого финансирования, которое на 30% превосходило оборонный бюджет России.

В Лаборатории биополя АПН предположили, что бананы плодоносят только под действием мощных кармических сил. Известная прорицательница бабушка Фуфлея в трансе видела, как в третьем слое реальности проводилась посадка бананов. Ею был описан мужик в шапке-ушанке и трусах с накладными карманами, который распевал «Веды», а аура у него светилась в тонах, отсутствующих в известном спектральном диапазоне. Из кармана его трусов торчала початая бутылка водки «Жириновский». По словам бабушки Фуфлеи, пока она была в трансе, ей вполне были понятны действия мужика, но в обычной реальности они не имеют аналогов и описанию не подлежат.
По крайней мере, еще три прорицательницы и один потомственный колдун подтвердили все виденное бабушкой Фуфлеей. Отличие состояло только в том, что, по мнению колдуна, глубоко разбиравшемся в вопросе, водка была не «Жириновский», а «Ленин в разливе». К сожалению, практические рекомендации всех экстрасенсов были очень туманны.

Наконец, многие видели, как из летающих тарелок выходили лица неопределенной наружности и тайно сажали банановые семена. Затем свидетелей лишали памяти с тем, чтобы они не запомнили места посадок.

Банановая тема оставила след в профессиональной литературе и в народном изустном творчестве. Почему-то особенно ярко это проявилось в лирике.

Фольклорная экспедиция филфака Воронежского университета собрала немало песен и частушек, посвященных банановой тематике. Вот частушка из тамбовской области:

«У миленка Сенечки
есть в банане семечки,
я их не пугаюся,
я предохраняюся»

Примером звучания банановой темы в профессиональной драматургии является финальная сцена из пьесы Н. Колодина «Желтая любовь». Главный герой так завершает свой монолог (акт 3, сцена 6):

«Хоть мы любили принародно,
бесперспективен наш роман:
сладка любовь, но и бесплодна,
как тот банан, что без семян.»

Образцом литературного бесстыдства стали новые куплеты гимна России, которые якобы обнаружил в своем архиве С. Михалков. Памятен скандал, который разразился после этого: вдова Эль-Регистана подала иск в суд, утверждая, что авторство принадлежит ее покойному мужу. Вот тексты этих куплетов:

«На ниве народной трудись неустанно
ученый, крестьянин, студент, бизнесмен.
Рекой непрерывной польются бананы
как символ грядущих благих перемен.

От родины милой со страшною силой
Отправятся в сторону чуждых нам стран
Судов караваны, а в трюмах бананы,
А в каждом банане – по горсти семян»

К 2011 году мощь бананового движения достигла апогея. Были созданы:
• Тайное общество любителей бананов;
• Независимый Институт банановой кожуры;
• Межгосударственное объединение «СНГ за равные права бананопроизводителей».
Возникли также экстремистские движения. Если одни из них ограничивались ритуальным уничтожением бананов, то другие занимались терроризмом. Так, в 2012 году перед правительственным кортежем на повороте дороги с грузовика, управлявшегося членом запрещенной организации «Русский огурец», была вывалена куча банановой кожуры. Машину с охраной занесло и только чудом обошлось без жертв. В том же году в систему вентиляции кремля террористы поместили две тонны гниющих бананов, причем сделано это было незадолго до приема Буша Самого младшего в Георгиевском зале. Банкет пришлось перенести в другое место, но с тех пор Самый младший не выносит запаха бананов.

Затем на короткое время вся банановая эпопея отошла на второй план. Это произошло, когда умер Самый Первый. Тогда произошла великая неразбериха, потому что парламентские дебаты по поводу похорон продолжались почти два месяца и в сумятице как-то позабыли, что тело покойного – продукт скоропортящийся. Каково же было удивление публики, когда обнаружилось, что Самый Первый не сопрел, но высох как камень. Тело его лежало, подняв десницу с зажатым в ней бананом, который, в отличие в отличие от хозяина, прочернел и скрючился. По ходатайству Православной церкви решено было Самого первого досрочно канонизировать, причислив к лику святых. Ежу понятно, что коммунисты немедленно подняли шум, заявив, что Самый Первый еще при жизни проспиртовался насквозь, а банан – символ буржуазного загнивания. Правые же, ликуя, вопили о том, что десницей своей святой явственно указует пути к процветанию. Накал страстей достиг такого уровня, что депутаты ходили на заседания с автоматами, а толпы грузовиками раскупали гнилые бананы для того, чтобы забрасывать политиков.

В 2013 году В.В. Жириновский, к тому времени полностью потерявший всякое политическое влияние, объединившись с Явлинским и Рогозиным, создал новую партию: «Русское яблоко против американского банана – за Родину – Ура!» Во время президентских выборов критика противников строилась на том, что колоссальные средства, затраченные на решение банановой проблемы, были расхищены, а статья Фомовского и Носенко - заказная, направленная на подрыв здорового мышления и имеющая целью увести страну в пропасть. Совершенно неожиданно, новая партия выиграла выборную кампанию и В.В. стал президентом России.

Кода

 Последнее воскресенье августа 2014 года выдалось, вопреки прогнозу синоптиков, теплым и солнечным. Ненила Николаевна Ковалева, жительница села Бананыхино, что на тамбовщине, к вечеру притомилась. Она по привычке встала с рассветом и вывела на истоптанное поле за околицей всю свою живность – козу Монику и козла Билла. Привязав их длинными веревками к колышкам, она дала им наказ – пастись исправно и не баловать – а затем вернулась домой. Предстояло множество дел: нужно было собрать последние помидоры и подготовить их к засолке, вымести двор, вычистить козий загончик… Кряхтя и время от времени хватаясь за поясницу, Ненила сделала всю работу. Потом она переоделась и пошла в церковь.
 
Во время обедни ей никак не удавалось настроиться на нужный лад и сосредоточиться: одолевали мирские заботы. Так и не достояв службы, она ушла из церкви и по дороге зашла в сельскую управу. Как ветерану труда, ей полагались кое-какие льготы, и она рассчитывала получить под небольшие проценты заем.

Выстояв очередь и взяв у писаря стандартный бланк, она написала заявление на имя бурмистра Власа, в котором указала, что на починку избы ей нужен лес, под закупку которого и требуется кредит. Пока она, медленно сверяясь с нечетко отпечатанным образцом, заполняла бумаги, бурмистр уехал в город – с отчетом к барину.

Так и не поняв – нужно ли было отдать заявление писарю, или же следовало дождаться приезда Власа, а то и самого барина – она вернулась домой. Там она снова переоделась и часок полежала на лавке под образами, прикидывая: скоро ли ей придется лечь там в последний раз и успеет ли она починить к тому времени избу.
Потом она, охая и хватаясь за колени, спустилась в погреб за снедью. Немудрящий ее обед состоял из домашнего гамбургера (настоящего, без сои) и стакана самодельной, по бабушкиному еще рецепту выгнанной кока-колы. Козье молоко она оставила на вечер.

Надо было еще поправить плетень, сходить на почту и оплатить спутниковую связь, но сил уже не оставалось. Она полежала еще часок и вспомнила, что вечером к ней должна придти соседка, болтушка и сплетница. На душе у Ненилы потеплело и она решила, что за-ради воскресенья дела можно и отложить, что сегодня она только вернет домой с выпаса живность и подоит козу, а больше уж ничего делать не будет.
 
Она натерла ноющие колени мазью и снова спустилась в погреб. Там, присыпанные песком и опилками, в деревянном ящике с июля лежали спелые бананы, выращенные ею на крохотном огородике. На ощупь выбрав пяток покрупнее, она положила их в подол и, неловко цепляясь одной рукой за перекладины лестницы, выбралась из погреба.

Пока разогревалась духовка, Ненила положила на стол деревянную доску и протерла бананы. Потом она взяла нож, сработанный еще покойным мужем из старой косы и, на доске распоров бананам желтые животы, вывалила из них на смазанный маслом противень трехгранные ядреные семечки. Семечки ее славились на всю деревню своей тонкой лузгой, изрядным размером и маслянистым духовитым ядром.

Задвинув противень в духовку, Ненила помешивала деревянной лопаткой семечки и думала о том, как вечером они сядут с соседкой на скамейку в палисаднике и будут грызть их, а ветер будет уносить лузгу от дома к околице. И тогда можно будет на время забыть и о дырявой крыше, и о том, что пенсию снова съела инфляция, а козу Монику надо будет зарезать, потому что сена на зиму не хватит.

Через полчаса семечки были готовы.