Знай

Марченко
               Уже писал во «Всего лишь» - в Мире есть много разного. Есть, как ни странно, и литература, и искусство. Они являются одними из отличительных черт людей по сравнению с животными. Еще к таким чертам можно отнести – умение передавать знания, умение не использовать, а создавать инструменты труда с помощью инструментов (Например, обезьяны не могут с помощью палки сделать другую палку). И так далее. А что мы можем придумать интересного на примере искусства?
               Есть «титаны», классики, есть авангард, концептуальное искусство, кубизм, модернизм и еще куча всякого-всякого. Но, следует отметить, ни один из художников (за исключением фриков – а ты ведь знаешь перевод этого слова) не пишет картины собственным калом. Хотя – кал есть и будет составляющей и моей и твоей жизни. И интересоваться, как покакал твой ребенок, не является чем-то зазорным.
               Так же обстоит и в литературе. Есть «ширпотреб» который пишет о сексе, деньгах, странной вере и ритуалах некрофилов, а есть то, чему мы будем удивляться и поклоняться. Криво ухмыляясь, говорить: «Ну надо же… В наше время такого я не встречал/а. Фуфло это все… Все было проще, это они все выдумали». И возвращаться в то место, которое многие, скрипя сердцем и зубами, называют «домом». Мы решили, что именно он – дом. Почему? Так проще и легче. Так не надо ничего делать. Проще промолчать и перетерпеть, а потом, легко заняться своими делами. И жить во лжи.
               Но. Все не так. Ну, не совсем так.
               Ведь то, чем мы тайком восторгаемся – не очередной обман, а было правдой.
               В 1265 году в деревне под Флоренцией родился мальчик. Он вырос и стал отцом итальянского языка (до того он был просто сельским наречьем, а французский язык назывался прованским диалектом), написал много книг, среди которых «Монархия» , в которой он нарисовал новый социальный строй, он воевал, он был приговорен к смерти в родном городе и был изгнан из него, он был одним из градоначальников и предводителей Флорентийской республики, был послом в Ватикане, вел переговоры с императорами, царями и Папами. Именно он не допустил начала очередной войны, чем спас тысячи жизней. И умер он как воин. Возвращаясь с переговоров с Папой и французами (когда удалось договориться о мире с Пизой и Императором) он простудился на переправе.
               Но знаем мы этого человека не по этим ратным подвигам. Он написал "Inferno". В нашем переводе – «Божественная комедия». И мы зовем его Данте. Данте Алигьери.
               Для меня Данте важен не столько своими произведениями, а тем, что он пронес через всю свою жизнь величайшее чувство. Любовь к женщине по имени Беатриче. Он встретил ее в возрасте 9 лет (ей было 8). А умерла она в 24 года. Вернее, была убита мужем вместе с любовником. Т.е. девушка она была еще та. И никогда не любила Данте. Однако, для него именно она была тем существом, которое будет находится рядом с Богом в «Раю» («БК» состоит из трех частей, одна из которых – «Рай»). Эта любовь управляла всей жизнью Данте, он вписал Беатриче во все произведения, он действовал ее именем и ее памятью. В начале «БК» он пишет:


               Из сонма тех, кто меж добром и злом,
               Я женщиной был призван столь прекрасной,
               Что обязался ей служить во всем.
               Был взор ее звезде подобен ясной;
               Ее рассказ струился не спеша,
               Как ангельские речи, сладкогласный

 И:

               Единственная ты, кем смертный род
               Возвышенней, чем всякое творенье,
               Вмещаемое в малый небосвод,
               Тебе служить – такое утешенье,
               Что я, свершив, заслуги не приму;
               Мне нужно лишь узнать твое веленье

               Следует отметить, что Данте почти не мог ее видеть – он терял сознание в ее присутствии, болел после любой встречи на улице. Эта любовь убивала его… При этом она была крайне невзаимной. На могиле Беатриче Данте написал книгу «Новая жизнь». Ее смерть была чудовищной утратой и горем для него. Его друзья и близкие считали, что он не выживет. Сам он писал, что стоя на краю бездны, он решил не умирать ради любви, а жить ради нее. И он сделал, как обещал.
               Беатриче теперь жива и будет жить вечно, пока живы люди. Потому как, нарисовать картину собственным калом может каждый. Но каждый не может любить. Не каждый может любить. И именно истории Великой любви интересны всем по-настоящему – Данте и Беатриче, Ромео и Джульетта, декабристы и их жены, женитьба английского короля на простолюдинке и т.п. Мы смотрим в бесконечную высоту их поступков и думаем – это не про нас…

               А я вот думаю, что это не так… Просто ты не знала до сих пор об этом. Знай.