Мой Рубцов

Светлана Дурягина
 Из книги "Частицы бытия"

Знаете ли вы, каково это – в одночасье быть оторванным от всего родного, дорогого и милого и увезённым без твоего согласия за тысячи километров в края совершенно незнакомые и не похожие на те места, где ты родился и подрастал в окружении многочисленной любящей родни? А мне это известно, ибо так и поступили со мной родители, решившие поменять место жительства, даже не поинтересовавшись, хочу ли я этого. Они отправились из любезного моему сердцу Казахстана на Вологодчину, из раздольных ковыльных степей в дремучие леса, которых я поначалу ужасно боялась: за каждым кустом мерещились мне кровожадные волки и злые медведи, которые только и ждут момента, чтобы съесть меня, как Красную Шапочку. Сердечко моё изнывало от тоски по бескрайним казахстанским степям, пламенеющим весной маками и дикими тюльпанами, а жарким летом манящими искупаться в солёных озерцах. Глаза мои замечали только непроходимую грязь на бегущих по зелёным холмам дорогах новой моей родины. И вдруг однажды в газете «Вологодский комсомолец» я прочитала стихотворение «Утро», подписанное незнакомым мне именем "Н.Рубцов":

Когда заря, светясь по сосняку,
Горит, горит, и лес уже не дремлет,
И тени сосен падают в реку,
И свет бежит на улицы деревни,
Когда, смеясь, на дворике глухом
Встречают солнце взрослые и дети, -
Воспрянув духом, выбегу на холм
И всё увижу в самом лучшем свете.
Деревья, избы, лошадь на мосту,
Цветущий луг – везде о них тоскую.
И, разлюбив вот эту красоту,
Я не создам, наверное, другую…

После прочтения этого стихотворения я стала другими глазами смотреть на окружающую, новую для меня, действительность, словно тоже «всё увидела в самом лучшем свете». Я стала везде искать стихи Рубцова, и читала их жадно, впитывая сердцем удивительные строки сейчас уже очень известных произведений поэта: «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны», «Душа хранит», «Видения на холме», «Русский огонёк», «Тихая моя родина», «Над вечным покоем»… По этим стихам я узнавала и всё больше любила Вологодчину и Россию.

А потом были студенческие годы. Отец на совершеннолетие подарил мне кассетный магнитофон, и первые песни, которые я записала на мой «Спутник», были Рубцовские, пронзительные до слёз, «Журавли», «Улетели листья с тополей», «В этой деревне огни не погашены», «Букет». Ни одни стройотрядовские посиделки у костра не обходились без этих песен под звон гитарных струн.
И ещё, я думаю, именно стихи Рубцова пробудили во мне интерес к православной русской культуре, а затем и осознание себя христианкой: ведь стихи Николая Михайловича наполнены духовными образами - здесь и белые православные соборы, и ангелы, и пасхальный колокольный звон, и «человек богоподобный», и Ферапонтово …
Я благодарна Н.М. Рубцову за « чувства добрые» и высокие, что он «пробудил своей лирой» в моей душе, а затем и в душах моих учеников, которым я постаралась передать свою любовь к творчеству этого замечательного русского поэта!