Сливовая косточка

Нина Роженко Верба
Гости разошлись довольные. Виолетта Михайловна надела нарядный фартучек и начала собирать грязную посуду со стола. Выпроводив подзадержавшегося одноклассника, муж Виолетты Михайловны вернулся в зал улыбающийся и, довольно смеясь, обнял
жену за полные плечи.

- Молодчина ты у меня Виточка! Какой прием закатила! Кстати, мама придет завтра, я ей уже звонил. Как у нас там с "горючим", хватит?  А то я завтра с работы забегу в магазин.

- Хватит, хватит, - Виолетта Михайловна, позевывая, собирала с тарелок объедки, - лучше посуду грязную на кухню отнеси.

- Я для тебя, любовь моя,- пропел Игорь Семенович, дирижируя вилками, - на все готов. Я не только отнесу посуду, я ее и помою! Да, отлично все прошло, такой прекрасный день рождения! Давай я тебе помогу.

- Нет, подожди, - Виолетта Михайловна остановила мужа,- недоеденный холодец собирай с тарелок вот сюда, в кастрюльку. Не надо было вообще его подавать. Весь на тарелках остался. Ну вот, ну что за свиньи, прости господи, еще и окурки в холодец побросали, словно пепельницы не было на столе. Это все твой одноклассник!

- Да, ладно, не ругайся! - добродушно возразил Игорь Семенович жене.- Двадцать лет с Петькой не виделись, шутка ли! А за холодец не переживай, все равно его Тобику доедать. А если мы к этому несравненному холодцу еще куриных косточек добавим да вот эту недоеденую ветчинку, то Тобик будет просто счастлив. Не только с окурками схрумкает, кастрюлю проглотит! И будет всем соседским собакам рассказывать, ай, какая хозяйка, ай, какой день рождения, ай, какой холодец!

- Нет-нет, Игоша, дай-ка сюда кастрюлю! Сколько добра пропало! И зачем я холодец выставляла!

- Не горюй, мать, на холодец я как-нибудь заработаю. Есть из-за чего расстраиваться!

- Много ты понимаешь! - укорила мужа Виолетта Михайловна.- Тебе волю дай - все растренькаешь. Вот и Петьку своего притащил. Зачем? Какой он тебе товарищ?

- Ну все, завелась, да что тебя Петька, объел что ли? Сама же жалуешься, что холодец не съели! Все! Пошел я мыть посуду!

- Вот-вот, лучше не спорь со мной! - Виолетта Михайловна шутливо подтолкнула мужа к кухне.

- Виточка, - Игорь Семенович вышел из кухни с полотенцем,- а чем завтра маму угощать будем? Я же салаты и ветчину на работу отвезу. Может, заехать купить чего?

- Не волнуйся, все есть, обойдемся!

- Умница моя! - Игорь Семенович послал жене воздушный  поцелуй.

- Да,- горделиво охорашиваясь, подтвердила Виолетта Михайловна,-
и умница, и красавица, и хозяйка! Цени, какая тебе жена досталась!

Вечером следующего дня поздравить сына с днем рождения пришла свекровь. Виолетта Михайловна, радушно улыбаясь, провела ее на кухню.

- Мы, мамочка, сегодня по-простому, по-домашнему. На кухне как-то уютней. Так устала с этими гостями! - Виолетта Михайловна потерла виски.- Но ничего, все уже позади.
Сейчас Игоша придет, посидим по-домашнему. Он сегодня своих коллег угощает...

Вернулся с работы подвыпивший Игорь Семенович, не обращая внимания на укоры жены, добродушно расцеловался с матерью, демонстративно порадовался подарку - рубашке старомодной расцветки - снова поцеловал мать, и все сели за стол. В центре стола красовалось украшенное зеленью  блюдо с холодцом.

- Ну, мать, - доставая из холодильника запотевшую бутылку водки,
- улыбаясь говорил Игорь Семенович,- ты посмотри, как невестка тебя уважает: холодец успела сварить! Ай, да жена! Цены нет такой жене,- балагурил он, разливая водку.

- Умница!- улыбаясь вторила свекровь, накладывая себе в тарелку холодец. - А вкусный какой! Ты, Виолетточка, как-то по-особенному его готовишь! А что сама-то не ешь?

- Да я, пока готовила, напробовалась, так уж и ничего не хочется. Разве что колбаской вот сейчас закушу. А Игоша его сроду не ел, ему котлет бы миску да пельменей! Только для гостей холодец и готовлю. А вы, мамочка, знаю, любите!

- Люблю! - свекровь довольно улыбалась. - спасибо, доченька, что не забыла! Ой! - свекровь сморщилась и схватилась за щеку. - Что-то твердое попалось. Косточка наверное...

- Она выплюнула на тарелку косточку и, наклонившись, подслеповато щурясь, тыкала в нее вилкой.

- Сливовая?! - изумилась свекровь.- Ну точно, сливовая косточка, ты что, Виолетточка, холодец со сливами варишь? А где ж ты их средь зимы-то берешь? А?

- В компоте! - мрачно пошутил Игорь Семенович.

Виолетта Михайловна густо покраснела и ненатурально удивилась:

- Сливовая? Не может быть!

Над столом повисло неловкое молчание. Виолетта Михайловна полыхала уже как маков цвет. Свекровь, не понимая в чем дело, удивленно глядела то на побагровевшего сына, то на невестку.

- Не может, говоришь?- Игорь Семенович уставился на жену уничтожающим взглядом.- Может, может! Ты, мать, гляди внимательней, там и окурки, и хвосты селедочные могут встретиться! - он с силой стукнул кулаком по столу.- Жена у меня хозяйка отменная! У нее ничего не пропадает!  Э-КО-НО-М-НА-Я! У нее вчера гости холодец не доели, она ночь не спала! - голос Игоря Семеновича сорвался на крик.- Переживала! Объедки пожалела! Собаке пожалела отдать! Матери моей скормила! Матери!

- Игорь, Игорь, сыночек,- испуганно хватая сына за руку, уговаривала мать,- успокойся, сынок, ну, не доглядела, бывает... И всех-то дел - косточка, да аллах с ней! - свекровь,  опустив голову, не глядя на невестку, утешала сына, поглаживая его по руке.

- Молчи, мать! Молчи! - Игорь Семенович задохнулся от гнева, рванул на груди рубашку, по полу кухни раскатились пуговицы. - Собачьи объедки - матери моей! То-то я и думаю, когда же она успела холодец-то сварить. Стерва! - закричал Игорь Семенович, смахивая со стола и блюдо со злополучным холодцом, и дорогую хрустальную посуду, и тарелки из импортного фарфора.

- Болван! Пьяный болван! - закричала жена и в слезах выбежала из кухни. Свекровь пыталась спасти остатки посуды, а разбушевавшийся Игорь Семенович стучал кулаком по стене и кричал:

- Все, пусть все слышат! Надоело! Всю жизнь ей все мало! Мало! Сколько денег не дай - мало! Вкалываю, как вол! Подрабатываю в двух местах! А она...  объедками! Все спалю! Все разобью!

Игорь Семенович еще долго бегал по квартире, бестолково размахивая руками, вспоминая и перечисляя обиды. Свекровь тихонечко ушла домой. В спальне на супружеской кровати рыдала Виолетта Михайловна, а в кухне, пользуясь семейной неразберихой, довольный Тобик подъедал с пола растаявший холодец.

2001 г.



Этот и другие рассказы можно прочитать на моем канале "Нина Роженко. Из жизни." в Яндекс Дзене