Тайна бабушкиного сундука

Лада Кутузова
Шорт-лист конкурса "Новая сказка (2015г.) от издательства "Аквилегия-М". Оставлен ознакомительный фрагмент, книга выйдет в издательстве "Время".

Тайна бабушкиного сундука

Глава первая. Нормальный московский человек, питерский интеллигент и донжуан

Ромке не повезло! Наступило очередное лето, а родители, как назло, решили поменять работу. И ладно бы кто-то один из них, а то, как сговорились, оба. Родители остались без отпуска, а бабушка надумала ехать к сестре в деревню. И теперь Ромке только и оставалось, что страдать над своей судьбой: прощай, Москва и дача, здравствуй, деревня. Напрасно он доказывал, что уже большой и может целыми днями один сидеть в квартире, сам обед разогреет и чайник вскипятит. Бабушка только ужасалась подобной самостоятельности, родители тоже почему-то считали, что в деревне лучше, чем в столице. А ведь там даже Интернета нет! Но делать ничего не оставалось: он набрал несколько дисков любимых игр, приготовил ноутбук, игровую приставку и с тяжелым сердцем отправился с семьей на вокзал. Родители проводили их с бабушкой в вагон, помогли разместиться, потом мама долго целовала своего Ромку, а тот мужественно терпел нежности. Отец поручил слушаться бабу Надю.
– В воду один не лезь! – наказала мама перед тем, как проводница призвала провожающих освободить вагон.
– Не буду, – буркнул Ромка, который так и не смирился со своей печальной участью. – Больно надо.
Паровоз загудел в трубу, колеса скрипнули, и перрон медленно поплыл мимо отъезжающих. Любимая Москва осталась в мареве жаркого июльского вечера.
Рано утром поезд прибыл на вокзал провинциального городка. На стоянке около вокзала взяли частника и отправились в деревню. Ехать пришлось долго – больше часа. Замелькали первые дома, и баба Надя разбудила внука. Машина остановилась, чтобы пропустить стадо: по улице важно вышагивали коровы, за ними плелся сухонький мужичок неопределенного возраста. Вскоре подъехали к старому, но еще крепкому дому салатового цвета, баба Надя рассчиталась с водителем и постучала. На стук через некоторое время вышла дородная пожилая женщина в очках, ее седые волосы были заплетены в тонкую косичку. Баба Надя всплеснула руками и бросилась к ней на шею расцеловываться, потом обе наперебой застрекотали, словно бойкие сороки:
– Шурка, а ты совсем не изменилась! Привет, дорогая.
– Ой, я-то думала вы попозжей будете. А, что, поезд рано пришел?
– Да, нет, – отвечала баба Надя, – поезд вовремя, просто мы не на автобусе, машину взяли.
Они еще некоторое время потолкались на крыльце, потом баба Шура спохватилась и пригласила гостей в дом. Она была бабушкиной сестрой, но раньше Ромка видел только ее фотографии.
– Какой большой стал, – ласково засюсюкала баба Шура.
Баба Надя незаметно толкнула внука, и тот сухо поздоровался:
– Здравствуйте.
– Ну что, в гости надумал? А то я тебя лишь на карточках и видала.
– Я тоже, – Ромка был неразговорчив.
– Ну, ничего. Пообвыкнешься, с мальчишками познакомишься… Тут к Федосье, – продолжила баба Шура, – внук приехал, уже с начала лета гостит. Хороший такой мальчик, вежливый. Завсегда поздоровается. Да и к Зинке, у которой молоко беру, два дня назад внучка из Питера привезли. Ничего такой пацанчик, спокойный. Зинка бахвалилась, что отличник.
«Больно надо, – думал Ромка, – дружить еще с этими ботаниками. Наверное, только и знают, что книги целый день читать».
Баба Шура, наконец-то, прекратила болтовню и побежала на кухню ставить чайник. После Ромка пил чай вприкуску с фруктовым сахаром и налегал на пироги с капустой, которые заранее напекла баба Шура, которую он уже успел за глаза прозвать Шуша, потому что она была вся такая шуршащая, словно упаковочная бумага. Баба Надя распаковывала сумки и болтала с сестрой. Начинался деревенский отдых, о котором Ромка совсем не мечтал.
Прошла пара дней, а он уже не находил себе места от скуки. Интернета нет, нормального телевизора тоже, всего три канала постоянно рябят какую-то скуку смертную, да еще радио шепелявит. Привезенные игры поднадоели, новых не предвиделось. А тут и бабушка с Шушой все подзуживают: сходил бы, да прогулялся. Вот только с кем идти? Бегал тут один лопоухий мальчишка младше самого Ромки, все в окна заглядывал, но не дружить же с такой мелочью? Звала бабушка и на речку, однако купаться не хотелось – вода-то, небось, холодная. Наверное, так и сидел бы Ромка за своим компьютером, скучал да обижался на всемирную несправедливость, если бы поздно ночью не случилась сильная гроза. Ветер гнул березы к земле, полыхали молнии, гром гремел так, что окошки позвякивали. Но он спал без задних ног и ничего не слышал. К утру погода снова наладилась: светило солнце, зеленела умытая трава, мычали коровы. Ромка спустился из клети в избу.
– Зубы чистил? – окликнула баба Надя.
– Я на каникулах, – возразил он. – К тому же вечером чистил – они за ночь еще не испачкались.
– Ну и что! Все интеллигентные люди два раза в день зубы чистят. Вот у Зинки внучок… – поддержала бабушку Шуша.
Она что-то еще говорила про интеллигентного питерского внука бабы Зины, но Ромка слушал вполуха, хотелось скорее включить в ноутбук и поиграть.
– Так нету электричества. Вчера провода оборвало, будем ждать, пока починят, – сообщила Шуша.
Ромка едва не взвыл: батарея у компьютера села, когда он допоздна в кровати играл. Приставка еще вчера разрядилась, а на зарядку ее поставить он забыл.
– Елки! – вырвалось у него.
– Нечего кукситься, пошли за молоком сходим, – предложила баба Надя. – Заодно с бабы Зининым внуком познакомишься.
– Не хочу я с ним знакомиться, – рассердился Ромка, – он из Питера! Они в Питере зубы и вечером, и утром чистят. А я не хочу быть питерским интеллигентом, я нормальный московский человек.
– Пошли уж, нормальный московский человек, – рассмеялась баба Надя.
Делать нечего, Ромка, ворча, отправился с ней. Ничего его в этот день не радовало: ни чистое небо, ни теплый ветерок, ни играющий возле соседнего дома выводок котят. В таком пасмурном настроении Ромка и пришел в дом к бабе Зине, где бабушка покупала молоко. Они вместе прошли в сени, там стояли полные банки. Баба Надя взяла молоко, оставив взамен пустую баклажку и деньги, и собралась идти обратно. Но тут дверь отворилась и на пороге появилась полусогнутая сухонькая старушка, хозяйка дома.
– Привет, Надь, – поздоровалась она. – А энто внучок твой?
– Мой, Зин, мой.
– Погодь, сейчас Лешку кликну.
Ромка заранее ощетинился, словно еж.
«Придет, – размышлял он, – такой очкарик весь. Отличник ...»
Больше ничего плохого придумать Ромка не успел, потому что прибежал Леша. Он оказался двенадцатилетним пацаном, всего на год старше, немного повыше Ромки, с густыми русыми волосами и курносым в мелкую веснушку носом. Вполне нормальный мальчишка, даже не скажешь, что из Питера. Они сдержанно поздоровались, и Леша предложил пойти погулять. Мальчишки вышли во двор и огляделись. Ромка неспешно подошел к Леше и смерил того взглядом:
– Ну ты, ботаник!
Тот не согласился:
– Я не ботаник.
Но Ромка продолжал задираться:
– Чем докажешь?
– А ты чем?
Ромка толкнул Лешу плечом.
– Я три года на карате ходил, – предупредил Леша.
– А я на тхэквондо, – парировал тот.
– У меня и пояс есть, синий.
– По-одумаешь, у меня тоже есть, – похвастался Ромка, затем немного подумал и предложил: – Драться будем?
– Немного можно, – согласился Леша.
Мальчишки налетели друг на друга и повалились на траву. То Ромка заламывал Леше руки за спину и ронял на землю, навалившись всем телом. То Леша делал захват за горло, так что Ромка и пошевелиться не мог. Силы были примерно одинаковы, так что борьба закончилась вничью. Они поднялись, и Ромка заметил:
– А здорово я тебя!
– Здорово, – подтвердил Леша.
– Ты тоже ничего, – признал нормальный московский человек.
– Куда пойдем? – спросил Леша.
– Не знаю, – пожал плечами Ромка, – я тут раньше не был.
– Давай, к реке сбегаем. Там, наверное, воды – целое море. Слышал, какая гроза ночью была?
– Да ну, я спал.
Леша поразился:
– Ты даешь! У нас бабушка сразу побежала все железное в окно выбрасывать. Тут не уснешь.
– Зачем же выкидывать? – удивился Ромка.
– Так железо молнию притягивает, – пояснил Леша.
– А я не знал, надо будет бабе Наде сказать.
Мальчишки медленно отправились за деревню, где среди пологих склонов протекала небольшая речушка Региня.
– Ребята, подождите! – сзади послышался взволнованный крик. К ним несся тот самый ушастый мальчишка, который до этого нарезал круги вокруг Ромкиного дома. – Можно, я с вами?
Ромка равнодушно отвернулся в сторону, ему совсем не хотелось знакомиться с этим пацаненком. Леша тоже не проявил энтузиазма.
– Мы на речку идем, – заметил он. – Тебе туда, наверное, нельзя.
– Мне можно, – не согласился тот. – Я тут все знаю. Я и на речку часто бегаю, мальков ловлю, купаюсь еще. Меня Ваней зовут.
Пришлось знакомиться. Ванька, как оказалось, был всего на полгода младше Ромки, хотя и ниже ребят почти на целую голову. Смешной, густо усеянный веснушками, с торчащими ушами и постоянно улыбающийся мальчишка. Старшие приятели приняли его в компанию, и они отправились на речку.
Леша оказался прав: еще вчера лениво тянущая свои воды Региня сегодня заметно поднялась и раздраженно бурлила.
– Да-а, – Ванька задумчиво почесал в затылке, – сейчас мальков не поймаешь.
– Может, еще куда пойдем? – спросил Леша. – А то тут не очень интересно.
Ванька весь приподнялся, глаза его загорелись, и он приглушенным голосом предложил:
– А давайте, в заброшенный дом сходим в конце деревни.
– Да ну, – не согласился Ромка. – Что я там забыл?
– Там это, привидения, говорят. А еще клад зарыт.
– Что-то не хочется, – мотнул головой Леша. – Я, конечно, в привидения не верю, но, думаю, клада там тоже нет.
– Есть клад! Точно. Только его найти никто не может, а привидения днем не показываются, – не унимался Ванька. – Ну пойдемте.
Другие мальчишки не очень поверили в историю с привидениями и кладом, но на речке делать было нечего, и приятели отправились в путь.

До конца деревни добрались минут за десять. «Дом с привидениями» издалека казался вполне обычным. Краска на покосившихся стенах давно облупилась, ступеньки крыльца скрывались за высокой травой – словом, на первый взгляд, это был самый обыкновенный дом. Но стоило подойти ближе, как ощущение тайны сразу же охватило ребят. Словно они очутились в новогоднем вечере, когда не можешь уснуть в ожидании чудесного подарка под елкой. Приятели прильнули к окнам и попытались хоть что-нибудь рассмотреть.
– Не видно, – сказал Леша, – паутина мешает. Может, пойдем обратно?
– Боишься? – вскинулся Ванька.
– Нет, просто там пыльно, наверное. Не хочется пачкаться, – попытался отговориться Леша.
– Да прям, – не поверил Ромка. – Боишься ты, Лешечка.
– Ничего я не боюсь.
– Тогда пошли, – Ромка ногой распахнул дверь и первым вошел в дом.
За ним последовал Ванька, а затем и Леша, осторожно оглядывающийся по сторонам.
– Ты головой так не верти, а то отвалится, – посоветовал ему Ромка.
– Я не верчу, мне просто интересно.
Под Ромкиной ногой скрипнула половица. Звук разрезал сгустившуюся тишину.
– Что это? – напрягся Леша.
– Пол скрипит, – нарочито грубым голосом, чтобы скрыть волнение, ответил Ромка.
– А-а…
Они осмотрелись: в сенях стояла почерневшая от времени лавка с пустыми ведрами, хромая этажерка со съехавшей стопкой журналов и занозистое коромысло. В конце коридора виднелась деревянная лестница, ведущая на чердак, слева – дверь в избу.
– Ну, идем? – поинтересовался у друзей Ромка.
В это мгновение налетевший ветер хлопнул входной дверью, и мальчишки оказались в полной темноте. Первым не выдержал Ванька. С тонким криком он бросился назад, нащупал выход и вылетел наружу. За ним устремились и двое приятелей.
– Это же просто сквозняк, – опомнился Леша.
– Хочешь вернуться? – съехидничал Ромка.
– Да там ничего интересного нет, одна рухлядь какая-то.
– Нет, есть, – не согласился Ванька. – Там точно клад есть. А дверь привидения захлопнули, чтобы мы ничего найти не могли.
– Да ну его, этот клад. Больно надо, – и Ромка, не спеша, пошел прочь.
Мальчишки поплелись следом. Дом с его тайной остался позади.
Приятели отправились в огород к Ваньке, где росла сочная наливная малина. Вскоре пришла его бабушка с маленькой девочкой, оказавшейся сестрой Светкой. На вид девочке было лет пять. Светка сразу же напросилась остаться с мальчишками.
– Бабушка, – заклянчил Ванька, – пусть она с тобой будет. Я поиграть хочу.
– Поиграйте и Светочку заодно возьмите, – не согласилась бабушка.
Пришлось брать с собой Ванькину сестру.
– Если не хотите со Светкой играть, можете домой идти, – великодушно предложил он друзьям.
– Да ладно, останемся, – Ромка решил проявить благородство.
Они стали играть в догонялки. Водой назначили Светку, которая бегала за ними со счастливым визгом. Пару раз мальчишки ей поддавались, и она просто умирала от восторга.
– Девчонка… Смешно! – заметил Ромка, когда Светка, схватив Лешу за ногу, никак не захотела от него отцепляться. В результате оба повалились на траву.
– А я люблю девчонок, – признался Ванька. – И они меня тоже.
– Да прям, – не поверил Ромка, – ты же веснушчатый.
– Ну и что! Я и с Симой целовался, и с Катей, и с Ксюшей, – перечислил Ванька.
Ромка по-прежнему сомневался:
– Не ври.
– Честно! – заверил Ванька. – Только девчонки все время ругаются, кого из них я больше люблю. А мне они все нравятся.
– А я их терпеть не могу. Задавалы! – сморщился Ромка.
– А ты им нравишься, наверное, – хитро улыбнулся Ванька. – У тебя глаза голубые и ты блондин. Девчонки таких любят.
Но Ромка лишь мотнул головой:
– Я не блондин, просто выгорел.
– Все равно, нравишься.
– Плевать.
– А я со всеми дружу, – влез в разговор Леша. Ему удалось отцепиться от Светки, и он поскорей подсел к приятелям. – И с мальчиками, и с девочками. А ты, Ванька, это, плейбой. Так мальчик называется, которому все девчонки нравятся.
– Он не плейбой, – оспорил Ромка, – он донжуан. Я тут с родителями кино смотрел. Там один мужик во всех влюблялся. А потом, чмок-чмок-чмок…
Тут Ромка выразительно вытянул губы и показал, как это проделывается.
– Влюбился в одну тетеньку, – продолжил он, – ее донна Анна звали, а она замужем была. Тогда дон Жуан убил ее мужа, Командора, а сам хотел на этой тетеньке жениться. А тот Командор превратился в статую и убил этого дон Жуана. Мне мама сказала, что такие дядьки, которые во всех влюбляются, донжуанами называются. Так что ты, Ванек, самый настоящий донжуан.
– Донжуан, – попробовал это слово на вкус Леша, и оно ему понравилось. – Прикольно!
– Ага, прикольно, – в довольной улыбке расплылся Ванька. – Я такой, мне почти все девочки нравятся.
– Только трудно тебе потом жениться будет, – подколол приятеля Ромка. – Выбрать-то придется одну.

Глава вторая. Сокровища, которых нет, и большая рыба

Когда вечером Ромка вернулся домой, оказалось, что свет уже давно дали. Но, как ни удивительно, его это совсем не взволновало. Он уплетал горячую, с румяной корочкой пшенную кашу и думал, чем они с приятелями займутся завтра.
– Я тебе уже давно говорила, чтобы с мальчишками познакомился, – баба Надя щедрой рукой подложила добавку.
– Угу, – ему совсем не хотелось признаваться в своей неправоте.
– Ничего ребята-то?
– Нормальные, – Ромка доел кашу и отправился играть в ноутбук.
На следующее утро он проснулся от того, что его растолкала бабушка:
– Пришли к тебе. Вставай побыстрей.
Ромка, позевывая, спустился вниз и увидел приятелей.
– Мы на речку идем. Давай с нами, – предложил Ванька.
– Сейчас, полопаю только, – нарочито строго ответил Ромка.
– У меня с собой пирожки есть, – сказал Леша, – и молоко бабушка дала, на речке позавтракаем.
Ромка согласился, и они втроем отправились в путь. Региня уже заметно успокоилась и прогрелась. Мальчишки устроили пикник на заросшем высокой травой берегу. После стянули с себя верхнюю одежду и полезли в воду. После купания пошли проводить Ваньку, бабушка поручила ему посидеть со Светкой, пока она сходит в соседнюю деревню в магазин. По дороге мальчишки увидели вчерашний выводок котят с кошкой. Котята были маленькие, месяца полтора, не больше. Они забавно возились в траве, прыгая друг на друга. Малышей оказалось трое: один светло-рыжий с белым брюшком и мордочкой, второй пепельно-серый в черную полоску, а третий полностью черный.
– Хорошенькие, – протянул Ромка и погладил рыжего котенка.
– Ага, – согласился Леша, – мне бы такого. Я бы себе серенького взял.
– Я себе черного возьму, – решил Ванька, – когда уезжать буду. Мне родители все разрешают. Только надо будет тетю Таню спросить, это ее котята.
– Мне папа не разрешит, – вздохнул Ромка, – а я бы хотел. Они такие милые.
– Я своих родителей спрошу, может, мне тоже позволят. Мама говорила, что нам надо какое-нибудь животное завести, – добавил Леша, – а то я один в семье и заботиться ни о ком не умею. А родители не хотят, чтобы я эгоистом рос.
– Эгоистом? – спросил Ромка.
– Это тот, кто только себя любит.
– Надо будет запомнить, я своим тоже это слово скажу, – обрадовался Ромка.
Они еще немного повозились с котятами. Взволнованная мама-кошка внимательно наблюдала, чтобы мальчишки не обидели ее малышей. Но Ваньке надо было домой, и остальные решили составить ему компанию.
Ванькина бабушка ходила в магазин целых два часа. За это время Светка измучила мальчишек. Она то требовала, чтобы с ней играли в прятки, то хотела есть, то пить, то просила почитать книжку.
– Ужасная у тебя сестра, – признался Ромка, когда вернувшаяся бабушка отпустила их на свободу.
– Это еще что! Когда я с ней один, мне еще не так достается. Вечно заставляет меня возить ее на спине, – пожаловался Ванька.
– А что? Давайте играть в всадников. Кто дольше других на спине прокатит? – предложил Леша.
И они начали развлекаться. Один подхватывал на закорки друга и тащил, пока сил хватало. Третий же камушками отмечал, кто сколько продержался. По подсчетам выходило, что побеждал Ромка.
– Это потому, что ты самый тяжелый, – насупился Ванька.
– Не потому. Просто я самый сильный, – Ромка согнул руку и продемонстрировал бицепсы. Приятели уважительно пощупали мышцы и похвастались своими.
– По последнему разочку? – спросил Ванька. И они еще прокатились на спине товарищей.
И как-то так оказалось, что дорога вывела их к дому с привидениями. Ребята замерли: каждый понял, что хочет вновь заглянуть в эту избу. Тайна манила и отпугивала одновременно.
– Пойдем? – полуутверждающе спросил Ромка, и они зашли в дом, предварительно подперев дверь камнем.
В избе ничего интересного не обнаружилось: развалившаяся прялка, несколько лежащих стопкой половиков, давнишняя мебель и печь с лежанкой.
– Клад обычно в потайных местах прячут, – с интонацией великого знатока заявил Ванька.
Мальчишки начали искать потайные места. Они заглядывали в печку, стучали по стенам в поисках пустот, ползали по полу, надеясь отыскать вход в подвал.
– Ничего тут нет, – разочарованно заметил Ромка.
– Ага, – согласился Леша, – пошли домой.
– Ребята, а чердак? – предложил младший приятель.
– Да ну его, – пожал плечами Ромка.
– Мы же первооткрыватели, – заметил Ванька, – значит, должны и чердак исследовать.
Пионеры пространств под крышей полезли вверх по приставной лестнице.

Чердак был весь завален старыми досками и сеном – под потолок.
– У-у, ерунда какая, – Ромка с досадой пнул пол.
– Да-а, клада здесь точно нет, – Леша присел на пол.
– Можно тогда поиграть в горки, – предложил Ванька. – Забраться на самую верхушку сена, а потом скатиться. А еще можно в нем всякие выходы сделать, типа убежища.
Мальчишки сначала пару раз съехали с сена, а потом принялись рыться в соломе, изготавливая в ней туннели для будущего лабиринта.
– В центре сделаем тайную комнату, – командовал Ромка. – Это место будем только мы знать.
Они продолжили работать с удвоенным энтузиазмом.
– Пацаны, – послышался взволнованный голос Ваньки, – айда ко мне. Я тут что-то непонятное нашел.
Они быстро пролезли к приятелю и ощупали неизвестный предмет.
– Не пойму, деревянный, что ли? Давайте, его вытащим, – приказал Рома.
Мальчишки поднапряглись и достали из сена огромный сундук, из темного матового дерева, обитого по бокам железом и расписанного яркими птицами с пышными хвостами.
– Сокровища, – пискнул Ванька.
– Наверно, клад, – согласился Леша. – Надо крышку поднять.
Они ухватились за тяжелую крышку и открыли сундук.  Никаких сокровищ не было, на дне ящика лежали разные предметы, даже отдаленно не напоминавшие о несметных богатствах и золотых коронах. Леша достал один их них:
– Дощечка какая-то.
– На плот похоже, игрушечный, – предположил Ванька.
– Дай посмотреть, – протянул руку Ромка.
Так получилось, что все одновременно дотронулись до дощечки. В тот же самый момент пол чердака провалился, и они оказались на огромном плоте, спускавшемся вниз по реке.

Ромка сначала не поверил собственным глазам, приятели находились в таком же смятении чувств.
– Пацаны, – закричал Ромка, – мы где?!
– На воде, – растерянно протянул Ванька.
– Это все ты виноват: клад, клад! – не выдержал Леша.
Ванька лишь виновато повел плечами:
– Ребята, но я же не знал.
– Ага, не знал! Как мы теперь домой попадем? – Леша сел и заплакал. Ромка почувствовал, как тугой комок собирается в горле.
– А, может, надо опять до плота дотронуться? – предложил Ванька.
Они попробовали, но ничего не вышло.
– Наверное, это типа квеста, – выдвинул гипотезу Ромка, стараясь сохранить самообладание. – Надо что-то сделать, приплыть куда-нибудь и тогда можно будет…
– Попасть на другой уровень, – мрачно продолжил Леша. – А я не хочу на другой уровень, я домой хочу.
– Да ладно дуться. Давайте, шалаш обследуем, – предложил Ванька.
На плоту имелся просторный шалаш, собранный из сухого тростника. Но это обстоятельство у двух других приятелей энтузиазма не вызвало.
– Тебе надо, ты и лезь туда, – буркнул Ромка.
– И полезу, – обиделся Ванька.
Через некоторое время раздался его радостный возглас:
– Пацаны, гляньте, тут и удочка есть, и ножик, и даже спички с котелком.
– И что?
– С голоду не помрем! – объявил источник свалившихся проблем.
– Ага, – взъелся Ромка, – а наживка у тебя есть? Или ты думаешь, что рыба на голый крючок клюнет?
С этими словами он выхватил из рук Ваньки гибкое удилище и с ехидной ухмылкой закинул поплавок в воду.
– Сейчас, клюнет! – злорадствовал он. – Огро-о-мная такая рыбешка схватит.
В этот же момент леска напряглась, и ее заметно повело в сторону. Ромка понял, что может свалиться в реку.
– Ребята, помогите! – успел крикнуть он.

Плот летел по реке с небывалой скоростью. Мальчишки крепко держали Ромку, а тот удилище.
– Бросай удочку, дурак! – надрывался Ванька.
– Сам дурак! Не брошу! – кричал в ответ нормальный московский человек.
Последовал рывок, Леша с Ванькой отпустили Ромку, чтобы не упасть самим, и тот свалился с плота. Леша в последний момент ухватил его за ногу. Вдвоем с Ванькой они еле втащили мокрого Ромку на плот.
– Ну я воды и нахлебался, – мотнул головой Ромка. Удочку он так и не выпустил из рук.
Наконец, рыба устала, и приятели с трудом вытянули большую, килограммов на пять, рыбину. Она лежала на плоту и ежесекундно открывала рот. Чешуя переливалась всеми цветами радуги, глаза казались золотыми, а заостренный нос по форме напоминал меч.
– Круто, – обрадовался Ванька, – можно будет уху сварить.
– Надо бы узнать, – засомневался Леша, – вдруг она ядовитая? А то у нее окраска очень яркая.  Я читал, что животные так предупреждают, чтобы их не ели.
– Да ну, ерунда какая, – проворчал Ромка. Ему неожиданно стало жалко рыбу: – она не ядовитая, а красивая. 
– И вкусная, – добавил Ванька.
– Да что ты привязался? – оборвал его Ромка. – Вкусная, вкусная… У нее, может, дети есть, маленькие мальки, а ты только о еде и думаешь.
– Подумаешь! – обиделся тот. – Сам, когда есть захочешь, запоешь как миленький.
– И не запою.
– Ладно, не ругайтесь, – вмешался Леша, – мы можем к берегу причалить и ягоды насобирать.
И они общими усилиями столкнули добычу в воду.
– Эх, какой обед пропал, – только и вздохнул Ванька.
Ромка снял с себя одежду и хорошенько ее выжал. После приятели взяли лежавшие на плоту шесты и, отталкиваясь ими от дна, причалили к покатому берегу. Затем втащили плот на землю, чтобы не унесло течением, и отправились на поиски еды. Лес поражал странностью: деревья были гораздо выше обычного, их янтарные стволы стремились к небу. Листья и хвоя оказались изумрудного, словно морская вода цвета. Пахло горным воздухом и весенней прохладой. Росли удивительные цветы, но приятелям слишком хотелось есть, поэтому было не до окружающих чудес. Они начали искать ягоды, но ничего съедобного не нашли. Грибы имелись, но никто не знал, какие съедобные, а какие и трогать нельзя.
– Надо было грибы внимательнее изучать, – ворчал Леша, – а то на картинках они одни, а в этом лесу совершенно другие. То зеленые, то сиреневые, то голубые в желтую крапинку. Вот вы такие грибы где-нибудь еще видели?
Они переглянулись и отрицательно замотали головой.
– Вот и я не видел. Съешь такой и все, привет родителям.
Мальчишки сели рядом с плотом и принялись мечтать.
– Да-а, – грустно протянул Ванька, заглядывая в пустой котелок, – сейчас бы щец наваристых или макарон с сыром.
– А я бы от пельменей не отказался и бутера с копченой колбасой, – добавил нормальный московский человек.
– Я бы пиццу съел, – присоединил свои пожелания Леша.
Ванька расстроено щелкнул ложкой по котелку и обомлел: прямо на его глазах посудина заполнилась свекольным борщом.
– Ребят, здесь еда!
После они по очереди черпали из котелка, каждый раз удивляясь:
– А у меня курица.
– Ого, а мне плов попался.
– Пицца, как я хотел!
Затем мальчишки собрали сухой валежник и развели костер. В темнеющем небе искры походили на маленьких пляшущих человечков. Приятели разлеглись на траве.
– Прикольно получилось, – заметил Ромка, глядя на дым от костра.
– Ага, настоящая скатерть-самобранка, только в виде котелка, – заметил Леша.
– Все-то ты, Лешечка, знаешь, – прищурился Ромка, – а еще говорил, что не ботаник.
– Не ботаник, просто книжки иногда читаю. У нас по литературе были русские народные сказки.
– У нас тоже были, – добавил Ванька. – Я читал про щуку, которая желания исполняла. А еще есть сказка про золотую рыбку.
– Пушкин написал, это даже я знаю, – отмахнулся Ромка.
– Так, может, у нас не котелок, а рыбешка волшебная? Ты ее освободил, а она нам желания исполняет?
Мальчишки переглянулись и, взявшись за руки, загадали: «Хотим домой». В тот же миг берег исчез, а они вернулись на чердак заброшенного дома.
– Хорошее приключение было, – улыбнулся Ванька, – лучше, чем клад.
– Ага, клево получилось! Как будто не по-настоящему, – признал Ромка. – Вот это сундучок!
– Эх, рассказать бы кому, да не поверят. Может, еще куда махнем? – предложил Ванька.
– Знать бы точно, что домой вернешься, тогда можно махнуть, – согласился Леша.
– Хорошего понемножку, – подытожил Ромка. – Давайте, сундук, как следует, спрячем, чтобы никто не нашел.
Мальчишки зарыли находку поглубже в сено и отправились по домам.

Глава третья.  Прятки в лабиринте

На следующее утро все снова встретились у Ромки. Баба Надя сперва усадила друзей завтракать густой рисовой кашей и лишь затем отпустила на улицу. Мальчишки высыпали во двор и, после небольшого совещания, отправились на речку.
– Не, а прикольно вчера получилось, – начал Ванька. – Ромка такой: «счас клюнет, счас клюнет», а тут рыбина ка-а-ак схватила крючок и Ромочку в воду утащила.
– Ага, – не согласился Ромка, – у меня чуть сердце из пяток не выскочило, думал утону.
– Зато потом мы на плоте здорово неслись, я и не думал, что на нем можно с такой скоростью плыть, – отметил Леша.
– Да, целое приключение получилось, – подвел итог Ванька. – Ребят, а, может, хоть одним глазком еще на сундук посмотрим?
– Не знаю, – протянул Леша, – что-то пока не хочется.
– А как мы назад вернемся? Вчера повезло, что та рыба волшебная была, – поддержал его Ромка. – Жаль только, что котелок с собой не взяли. Сейчас бы мороженого поесть…
– Может, он здесь бы и не работал, – предположил Леша. – Волшебство только в сказках бывает.
– Ты еще скажи, что мы вчера в сказку попали? – хихикнул Ромка.
– А куда же? – вмешался Ванька. – Конечно, в сказку! Леха прав. Вы как хотите, а я пойду сундук проверю.
– И иди, никто тебя не держит, – повел плечом Ромка. – Сам потом своей бабушке будешь объяснять, куда пропал.
Ванька дернул головой и неспешно отправился прочь. Старшие приятели остались на берегу.
– Ну, и пусть топает, – проворчал Ромка, – донжуан несчастный. Я лучше купаться буду.
Леша недоверчиво посмотрел на речку:
– А вода разве не холодная?
– По мне – нормальная.
Ромка разделся до плавок и вошел в реку. Постоял немного и нырнул. Вода обожгла тысячами холодных укусов, словно в ней поселилась стая голодных комаров. После нескольких гребков ему стало гораздо теплее.
– Иди, не бойся, – позвал он Лешу.
Тот нерешительно постоял на берегу, вошел в реку и долго размышлял, не решаясь окунуться. Ромка не выдержал и окатил водой. Леша завизжал и не остался в долгу. Затем они плавали наперегонки, получалось примерно одинаково. Приятели не сразу заметили, что Ванька вернулся и сидит на траве.
– Что, испугался? – съехидничал Ромка, вытряхивая жидкость из ушей.
– Ничего я не испугался. Просто в дом попасть не смог – дверь не открывается, – объяснил тот.
Ромка не поверил:
– Да ладно…
– Сходи и проверь, – предложил Ванька.
– Проверю, сейчас высохну только.
– Может, потом сходим? Завтра, например, – похоже, Леше не хотелось повторения вчерашних приключений.
– Не трусь, – ободрил его Ромка, – все путём будет. Посмотрим, что сундук на месте и вернемся. А то этот слабак и дверь открыть не мог.
– Сам ты слабак! – взъерепенился Ванька. – Сейчас как дам!
– Попробуй, дай, – набычился Ромка.
Ванька не стал раздумывать и налетел на него. Ромка только пыхтел в ответ:
– Драться не умеешь, совсем как девчонка, еле-еле.
Ванька на провокации не поддавался и пытался завалить бывшего друга, но удача была не на его стороне. Более сильный Ромка в очередной раз оттолкнул его от себя, и Ванька сдался. Он сплюнул на землю и пошагал домой. Через некоторое время и двое приятелей ушли с берега.
Они отправились к Лешиной бабушке. Баба Зина поставила греться самовар и выложила разноцветный фруктовый сахар, который был популярен в деревне. Мальчишки пили чай вприкуску, а заодно расспросили про заброшенный дом, в котором они нашли удивительный сундук.
– Дом-то этот стоял заброшенным, когда я еще под стол пешком ходила, – рассказала баба Зина. – А до этого, говорят, жила в нем бабушка одинокая с внучкой маленькой.
И она поведала, что и старушка, и внучка ее были очень странные: и на городских не похожи, и на деревенских не смахивали. В округе говорили, что к ним дети любили ходить. Мол, там чудеса всякие показывали, вроде движущихся картинок. А потом жилички из дома пропали, будто век их не бывало. А дом так и стоит пустой, уже крыша местами провалилась. Ребята слушали баб Зинино повествование как сказку. Потом Леша осторожно спросил:
– А если кто войдет в этот дом, то что?
– Да никто не войдет, – отмахнулась баба Зина. – Почитай все мы в детстве пытались пролезть туда, всё слухи о кладе ходили. Но не войти: дверь не открывается, окна не разбиваются. Пацаны наши хотели через крышу попасть, так лестница падала. А сколько раз поджечь этот дом собирались! Все без толку. А ежели и пустит тебя дом, то лучше не ходить: чертовщина там одна. Понял?
Она строго уставилась на Лешу:
– Узнаю, что лазил туда, родителям сообщу!
Ему совершенно не хотелось врать бабушке, но и правду говорить тоже. Поэтому он неопределенно угукнул, вроде как посулил, а на словах обещать не стал.
Мальчишки вышли из-за стола и отправились на улицу. Бабы Зинин дом стоял на небольшом пригорке, поэтому вся деревня была как на ладони. Вниз от дома убегала пыльная дорога. К ней прижимались крепкие деревенские дома с яркими палисадниками, ручьями распадаясь на узкие улочки. Далеко внизу виднелся молодой лес, пробивающийся на берегах речки, через которую раскинулся деревянный мост. За Региней лес становился выше, теснее и мрачнее.
– Интересно, а почему всю деревню забором не обносят? – задумался Леша. – А то как-то ненадежно.
– Зачем забором? – не понял Ромка.
– Чтобы из леса кто не пришел, – пояснил приятель. – Волки там всякие или медведи…
– Скажешь тоже, – хмыкнул Ромка. – А машина как проедет?
– Ворота сделать: приехала – открыли, заехала – закрыли.
Ромка почесал затылок:
– Да ну, это ж сколько досок надо на забор пустить, сколько денег потратить. И кто делать будет?
– Да это я так, – махнул рукой Леша. – Что делать будем?
– Пойдем к Ваньке. Скучно ему, наверное, одному.

Ванька, конечно, дулся на Ромку, но помириться хотелось сильнее. Скоро мальчишки уже обсуждали новости, услышанные от бабы Зины.
– Наверное, они через сундук в разные места попадали, – предположил Ванька. – А потом думали, что картинки видели.
– Типа им экскурсию проводили, – хихикнул Ромка.
Приятели нашли, что это смешно, и тоже посмеялись.
– А мне моя бабушка про дом ничего не говорила, – добавил Ванька. – Вообще ничего не знает.
– Надо у своих спросить, – решил Ромка, у которого под боком была родная баба Надя и ее сестра Шуша.
– Ребят, ну может, сходим проверим? – просительно заныл Ванька. – Ведь, честное слово, дверь не открывалась.
Они решили проверить, можно ли попасть в дом, а до сундука решили даже не дотрагиваться. Но зачем-то захватили с собой коробок спичек, перочинный ножик и моток веревки.
«На всякий случай, это будет наш НЗ – неприкосновенный запас», – авторитетно заявил Ромка.
По дороге ребята встретили стадо коров. Леша с Ромой посторонились, пропуская животных, а Ванька, как ни в чем не бывало, прошел сквозь стадо. Потом поинтересовался:
– Чудики, вы чего коров-то боитесь? Они же не кусаются.
– Это мы так, на всякий случай, – объяснил Леша, – вдруг на ногу наступят или еще чего.
– Или бодаться начнут, – вставил Ромка.
– Наши не бодаются, пошли быстрее.
Мальчишки подбежали к дому. К Ванькиному изумлению дверь свободно открылась.
– Наверное, по одному пускать не хочет, – предположил Леша. – Условие такое, чтобы ходили все вместе.
Они нерешительно потоптались на крыльце, потом Ромка махнул рукой, и друзья полезли на чердак.
– Только давайте что-нибудь простое выберем, – предложил Леша, – безобидное.
– А как выбирать? – пожал плечами Ромка.
– Посмотрим, что там есть.
Вещей в сундуке было немного: блестящий диск, засохший цветок, маленькая рапира, белое перышко, игрушечные санки и алый лоскуток.
– О, платок, – Ванька достал красную тряпочку и помахал в воздухе.
Ромка подтолкнул локтем Лешу и заявил:
– Кто о чем, а Ванька о девчонках. С такими платочками девочки танцуют.
Он зажал в щепоти воображаемый лоскут, взмахнул им и закружился на месте. Потом добавил:
– Смешно!
– Или это флаг, – выдвинул гипотезу Леша.
– Ага, будем как на олимпийских играх: там люди по стадиону с флагами бегают, я видел, – подхватил Ромка.
– С флажками легко, – словно невзначай заметил Ванька.
Они переглянулись и, не сговариваясь, одновременно дотронулись до лоскутка. Как и в прошлый раз, пол провалился, и они очутились на темной лужайке, посреди которой росли плотные заросли кустарника. Мальчишки подошли к кустам, которые были им всего по пояс, и заглянули вовнутрь. Там кустарник образовывал спиральные загогулины, которые то обрывались тупиком, то заворачивали в противоположную сторону.
– Странное какое-то место, лабиринт что ли? – удивился Леша.
– Девчонок точно нет, – съехидничал Ромка, подмигивая Ваньке.
– Ну и ладно, – вздохнул тот. – А что делать-то?
– Пройти, наверное, – допустил Леша. – Вот тут дырка небольшая, наверное, вход. А где-то там выйти можно. Пройдем и домой, наверное, вернемся.
– Как-то легко, – насторожился Ромка.
– С рыбой тоже легко было, – не согласился младший из друзей.
Леша запихнул ставшим большим платок в карман и шагнул в заросль, следом вошли и приятели. Тотчас же проход за ними затянулся, кустарник полез ввысь, и перед друзьями оказалась сплошная высокая стена из деревьев. Их стволы плотно сомкнули ряд, не оставляя между собой ни малейшей щели.
– А кто-то говорил, что легко будет, – риторически заметил Леша.

Мальчишки оглянулись: рядом с бывшим входом висела табличка, на которой огненными буквами высветилась надпись: «Добро пожаловать в лабиринт. Чтобы его пройти, соблюдайте два условия: двигаться надо все время вправо, из двух расположенных рядом проходов выбирайте левый. Но действуйте быстро и решительно: в центре лабиринта живет бык. Он очень злой и очень сильный. И хотя он плохо слышит и чует, он прекрасно видит и тоже бежит к выходу. Постарайтесь обогнать его, или останетесь тут навсегда. Бык очень злой». Надпись вспыхнула и погасла, мальчишки молча переглянулись. Затем Леша достал из кармана красную тряпку и внимательно осмотрел ее.
– Девчонки танцуют, флагами машут, – сплюнул Ромка, – перед быком махать будем и танцевать с ним же, если не успеем. Тьфу!
– Как тореадор! – на Ваньку известие о быке подействовало самым удивительным образом: глаза засверкали, и он словно стал выше ростом. Ванька пропел: «Тореадор, смелее в бой!»
– Не тореадор, – поправил всезнающий Леша, – тореадоры так, они только дразнят быка, тряпкой перед ним машут. Мулета называется. А главный, кто быка убивает, –матадор.
– Ну, матадором, – восхищенно произнес Ванька. – Представляете, бык на тебя прет, ты перед ним платочком трясешь, а потом, раз, и в самый последний момент вбок отступаешь, а это страшилище мимо тебя проносится.
– Можешь махать, когда бык появится, – великодушно разрешил Ромка, но Ванька почему-то мулету брать не захотел, и Леша вновь спрятал тряпку в карман.
– Ребята, давайте быстрее, а то бык может обогнать, – предупредил он.
Словно в подтверждение слов где-то вдали раздался пробирающий до костей рев огромного животного, и приятелям стало не по себе. Все как-то посерьезнели и подобрались.
– Надо от тряпки куски нарвать, будем их на ветки привязывать, где повернем. Чтобы потом знать, мы здесь проходили или нет, – скомандовал Леша.
– Я один мультик смотрел: там пацан клубок ниток в лабиринте разматывал, – подтвердил Ромка.
– Его Тесей звали, бежим быстрее, – кивнул Леша, и они помчались.

Время летело сорванной пружиной. Казалось, что бесконечная путаница поворотов никогда не кончится. В мышцах ног поселилась усталость, дыхание сбилось, со лба капал противный пот.
– Все время направо, а из двух проходов тот, что левее, – как скороговорку повторял Ванька. Его веснушчатое лицо раскраснелось, воздух с прерывистым свистом вырывался из легких.
– Давай скорее, – торопил Ромка.
– Не могу, у меня уши о воздух тормозятся.
– Чего? – удивился Ромка.
– Бегать и плавать тем легче, у кого все такое обтекаемой формы. А у меня уши от головы во-о как отстают. Я быстрее не смогу.
В стене показались два отверстия, мальчишки собирались забежать в левое, как было велено указателем. Но в этот миг услышали тяжелый рев гораздо ближе и от страха свернули в правый проем лабиринта.
– Блин, не туда бежим! Надо было в левую дыру, – крикнул Ромка.
– Некогда возвращаться, – ответил Леша, – я уже и ленточки привязывать не успеваю. Кидаю просто.
И тут, как на беду, Ванька споткнулся о корень и упал.
– Пацаны, я, кажется, ногу подвернул, – струхнул он.
– Некогда! – рявкнул Ромка, подхватывая его.
С другой стороны Ваньку подцепил Леша, и они побежали втроем. Ванька смешно подпрыгивал на здоровой ноге.
– Бросьте меня.
– Нечего из себя героя корчить, – разозлился Ромка, – а то схлопочешь.
Мальчишки мчались из последних сил, казалось, что за спинами слышится тяжелое дыхание приближавшегося животного. Неожиданно в стене они увидели небольшой лаз.
– Лезь туда, – приказал Ромка.
Ванька испуганно вытаращил глаза:
– А вы?
– Мы дальше побежим выход искать, потом за тобой вернемся, – объяснил Ромка. – Ленточку только привяжи.
Но Ваньке было страшно оставаться одному:
– А он меня не найдет?
– Нет, он в стене тебя не заметит, – успокоил Леша. – Прячься, мы побежали.
Ванька нырнул в лаз, а приятели помчались дальше.
– Черт, у меня уже бок колет, – пожаловался Ромка.
– Не разговаривай, так кислород больше расходуется. Скоро второе дыхание открыться должно, – обнадежил Леша.
– Ерунда все это, – буркнул Ромка, но замолчал.
Коридор сделал виток, и они вернулись к тому проему, куда до этого неправильно свернули.
– А ты точно уверен, что этот тот проем, а не предыдущий? – поинтересовался Ромка, стараясь унять прерывистое дыхание.
– Ага, – кивнул Леша, – я здесь ленточку бросил. Вон она, лежит. Повезло, что в тупик не уперлись.
– Быка что-то не видно.
– Давай так, – предложил Леша. – Ты возвращайся и забирай Ваньку, потом бегите все время прямо, а не обратно, а я вас здесь караулить буду.
Ромка размял правый бок, стараясь унять неприятные ощущения:
– А если бык?
– Если бык, то я следом за тобой нырну, я не очень устал, да и бегаю лучше. Он на меня отвлечется, а вас не заметит. Вы с Ванькой выскакивайте и бегите в следующий проход, а я потом за вами. Только пусть Ванька, как хочет, но терпит.
– Помчали, – с этими словами Ромка отправился за Ванькой.

Леша стоял в лабиринте и настороженно вслушивался. Обступившая тишина пугала, уставшее сердце колотилось о грудную клетку, отдаваясь неприятным звоном в ушах, а легкие никак не могли надышаться. Совсем рядом раздалось приглушенное всхрапывание, Леша напрягся. Он бы с удовольствием побежал вперед, но тогда друзья, выбравшись из петли, могли натолкнуться на чудовище. Выход был один: если бык все же появится в коридоре, броситься в отверстие и постараться обогнать его так, чтобы зверь не увидел, что он после завернет в следующий ход. А мальчишки к тому времени должны будут успеть выскочить из петли. Только успел Леша подумать обо всем этом, как из-за поворота показался огромный бык: под иссиня-черной кожей перекатывались налитые мышцы, в маленьких глазах разгорался алый блеск, а огромные рога пугали своей остротой.
«Наколет такими, только пискнуть успеешь», – Леша сорвался с места.
Бык заметил его и издал душераздирающий рев.
– Ребята, – крикнул Леша изо всех сил, – бегите! Бык уже здесь.
Он летел, не чувствуя землю под ногами. Бык не отставал, Лешу спасало только то, что туннель постоянно петлял, и зверь не успевал набрать скорость.
Когда раздался крик старшего друга, Ромка с Ванькой были уже на полпути. Лешины слова придали силы, даже Ванька забыл про боль в ноге и мчался, как мог. Выбежав, они свернули направо к следующему проему, только краем глаза отметив, как взрыта здесь земля. Не снижая скорости, они промчались дальше, лишь Ванька на ходу повторял:
– Берем правее, из двух отверстий выбираем левое.
Неожиданно перед ними очутился небольшой проем справа, и приятели, не тормозя ни на секунду, завернули в него. И оказались на небольшой лужайке, похожей на ту, что была перед входом в лабиринт.
– Все, выбрались, – выдохнул Ромка.
Ванька со стоном повалился на землю.
– Лешка, давай скорее. Тут выход! – изо всех сил заорал Ромка.
– Тише ты, – одернул его Ванька, – бык услышит.
– Ну и что, – отмахнулся приятель, – он из лабиринта выйти не сможет.
– А если сможет?
– Тогда бы об этом тоже написано было.
Ромка в нетерпении попытался вернуться в лабиринт, чтобы посмотреть, как там Леша, но наткнулся на невидимое препятствие – обратно его не пропускали.
– Черт! – ругнулся он и вновь закричал: – Леш, мы тут, совсем немного осталось.
В ответ звучала тишина, а после мальчишки услышали дикое, полное злости мычание. Ромка нервно обнял себя руками и начал раскачиваться, Ванька тихо заскулил от страха за друга.

Леше приходилось совсем туго. Расстояние между ним и зверем неуклонно сокращалось, а до выхода из петли было еще далеко. Он вспомнил про лаз, в котором прятался Ванька и решил укрыться там. Леша поднажал, чтобы оторваться от чудовища и стал напряженно всматриваться в стену. Как Ванька и обещал, он привязал красную ленточку рядом с лазом. Это позволило Леше сразу нырнуть в отверстие и замереть. К его ужасу появившийся через мгновение бык остановился. Огромный зверь с шумом втягивал в себя воздух и хлестал хвостом по бокам.
«У него же плохое обоняние», – мысленно шептал Леша. Он сжал кулаки так, что ногти впились в ладони, оставляя глубокие следы. Всего этого Леша не чувствовал.
Бык постоял краткий миг, затем вновь сорвался в галоп. Леша досчитал до пяти, выжидая, когда чудовище скроется из вида, и побежал в обратную сторону, надеясь обогнать. Тогда он и услышал, как кричит Ромка, и как мычит в ответ бык.  Все это придало ему сил.
Леша несся со всей мочи, усиленно работая ногами и руками. В висках поселился постоянный стук, а уши залило теплой волной. Он пытался сглотнуть, но пересохшее горло это не позволило. Выход из петли уже показался, как уголком глаза он увидел справа от себя вылетевшего из-за поворота быка. Тот приближался с мощью скоростного поезда. Не сбиваясь ни на мгновенье, Леша достал из кармана алый платок и подбросил в воздух. Бык отвлекся на мулету и с яростью набросился на нее. Леша свернул в соседний проем и вскоре выскочил наружу. Следом за ним попытался вырваться и бык, но стена сомкнулась и запечатала проход. Бык со всего маха ударился о деревья, и приятели увидели, как на их глазах страшный зверь превратился в крупную лягушку оливкового цвета. Она издала громкий звук, похожий на мычание, и ускакала прочь. Леша в изнеможении упал на землю. Приятели бросились его обнимать, и все трое перенеслись на чердак старого дома.

Потом они рассказывали, кто что чувствовал и как боялся. Ванька утверждал, что теперь совсем-совсем раздумал становиться и матадором, и тореадором, а к коровам и ни на шаг не подойдет. Ромка повествовал об открывшемся у него втором дыхании и о том, что раньше он думал, что Леша слишком осторожный. А теперь он точно знает, что все они молодцы и настоящие герои, но от сундука даже героям надо отдыхать, а то неизвестно, что в следующий раз будет. А Леша просто молчал и счастливо улыбался.
– Надо же, – удивлялся он, – это оказалась просто лягушка-бык, я про такую в энциклопедии читал, а мы-то боялись…
– Наверное, это колдовство такое, – подхватил Ромка, – чтобы мы лягушку за быка приняли.
– У страха глаза велики, – процитировал Леша и оглядел приятелей.
Потом протянул правую руку, и каждый из мальчишек накрыл ее сначала правой рукой, а затем левой.
– Навсегда? – спросил он.
– Навсегда! – подтвердили они.
Именно в этот день началась дружба нормального московского человека, питерского интеллигента и донжуана.