Разрушение памятников и символов

Михаил Ошеров
Разрушение памятников и символов для уничтожения идеалов и идеологии.

Всё то, чего коснется человек,
Приобретает нечто человечье.
Вот этот дом, нам прослуживший век,
Почти умеет пользоваться речью.

Мосты и переулки говорят,
Беседуют между собой балконы,
И, у платформы выстроившись в ряд,
Так много сердцу говорят вагоны.

Давно стихами говорит Нева.
Страницей Гоголя ложится Невский.
Весь Летний сад - Онегина глава.
О Блоке вспоминают Острова,
А по Разъезжей бродит Достоевский.

Сегодня старый маленький вокзал,
Откуда путь идет к финляндским скалам,
Мне в сотый раз подробно рассказал
О том, кто речь держал перед вокзалом.

А там еще живет петровский век
В углу между Фонтанкой и Невою...
Всё то, чего коснется человек,
Озарено его душой живою.

Самуил Маршак


Общество, отдельные общественные группы людей называет улицы и площади  городов или ставят памятники людям или событиям, которые общество считает общественно важными и нужными для общества, чтобы выделить и подчеркнуть важность и нужность этих события для общества и для будущих поколений. Формы памятников могут быть разными - мемориальная доска, бюст, памятник в полный рост,  конный памятник, неодушевленный предмет (танк, орудие), неодушевленный неопределенный предмет (стелла),  храм (церковь), мавзолей. Форма памятника также определяется обществом в зависимости от важности отмечаемого им события или человека, а также от более материальных причин - наличия в данный момент у общества или у общественной группы денежных средств, необходимых для изготовления памятника.
Памятник, посвященный человеку, становится после установки становится символом  памяти человека которому он установлен, а также символом эпохи и событий, связанных с этим человеком, символом идеологии этого человека.

Памятник, посвященный событию, после установки становится символом события, памяти которому он установлен, а также символом эпохи, символом идеологии и символом людей, с чьими деяниями связано это  событие.

Памятник, изготовленный из камня, гранита, бронзы, алюминия, железа материален. К нему можно подойти, его можно потрогать. Можно нарисовать картину или сфотографировать памятник. Событие, о котором напоминает памятник, давно прошло, но памятник, стоящий на общественном месте, на бойком месте в центре города, напоминает нам об этом. Он - символ той прошедшей эпохи, памятный знак о событиях и идеалах прошлого.

По мере ходя человеческой истории меняется отношение потомков к деяниям их предков, и соответственно, меняется их отношение к памяти предков и к материальным объектам из камня, железа, бронзы и так далее - к памятникам. В древнем мире существовало понятие "уничтожение памяти". В Древнем Египте новый фараон иногда по разным причинам старался уничтожить все записи в камне и все воспоминания о своем предшественнике, а также уничтожить его художественные изображения и статуи, или переделать статуи и рисунки под изображения самого себя. Так, например, потомки уничтожили почти все материальные памятники, посвященные фараону Эхнатону, который пытался ослабить власть египетских жрецов и для этого пытался заменить культы многочисленных богов культом бога солнца - Атона.

В Римской республике, а затем и в Римской империи существовал закон об уничтожении памяти - Damnatio memoriae (лат. проклятие памяти) — особая форма посмертного наказания, применявшаяся в древнем Риме к государственным преступникам — узурпаторам власти, участникам заговоров, к запятнавшим себя императорам. Любые материальные свидетельства о существовании преступника — имена улиц, форумов и амфитеатров, храмы, статуи, настенные и надгробные надписи, упоминания в законах и летописях — подлежали уничтожению, чтобы стереть память об умершем (Википедия). Памятники и статуи преступника из мрамора разбивались, бронзовые статуи разбивались и переплавлялись. Иногда у статуй отбивались носы и другие выступающие части, иногда статуи и бюсты деятелей, сочтенных обществом через некоторое время после их смерти преступниками, переделывались в статуи и бюсты других людей. Иногда отношение общества или последующего императора к признанному ранее человеку менялось, и памятники восстанавливались.

Примерно то же самое происходило и в последующие исторические эпохи.
Примечательна история Вандомской колонны в Париже. Цитирую полностью статью из Википедии.

"Вандомская колонна (фр. Colonne Vend;me) была установлена на Вандомской площади (фр. Place Vend;me) в  Париже в честь победы Наполеона I под Аустерлицем.
Колонна, отлитая из австрийских и русских пушек по образцу колонны Траяна по желанию Наполеона в 1807 г., со статуей императора и 76 скульптурными рельефами работы художника Давида по эскизам Бержере была установлена на месте бронзовой статуи Людовика XIV работы скульптора Жирардена, простоявшей там ровно сто лет с 12 августа 1692 года по 12 августа 1792.
Высота колонны 44 м, наверху находится статуя Наполеона I. Это уже третья статуя, украшающая колонну. После взятия союзниками Парижа в 1814 первая статуя Наполеона была снята и заменена на белый флаг Бурбонов с лилиями. В 1818 её расплавили и сделали статую Генриха IV на Новом мосту. В 1833 Луи-Филипп I приказал сделать новую статую Наполеона и водрузить её на колонну. В 1850-е годы Наполеон III, опасаясь, что высокохудожественная статуя может пострадать от непогоды, распорядился снять её и выставить в Доме Инвалидов у гробницы Наполеона I, а для колонны сделать копию.
Вандомская колонна с восстановленной статуей Наполеона I с одной стороны, стала символом поклонения бонапартистов, с другой — объектом критики противников Наполеона. Например, Гейне осуждал этот памятник как прославление милитаризма. Знаменитые французские поэты О. Барбье и А. Ламартин также выражали своё негодование. Требовали разрушения колонны философ Конт, публицисты П. Ланжаллэ и П. Корье.
Но самые драматические события ждали колонну в дни Парижской коммуны в 1871 году. Известный художник Гюстав Курбе ещё с момента падения Второй империи в сентябре 1870 высказывался за снос колонны, производящей «впечатление кровавого ручья в мирном саду», и за то, чтобы перенести этот памятник на эспланаду Дома инвалидов и установить на пустынном месте, посещаемом главным образом военными. Во время Коммуны Курбе оказался комиссаром по культуре и был близок к осуществлению своей мечты. Но общественное мнение Парижа требовало полного уничтожения колонны.
12 апреля 1871 г. Коммуна, по предложению Ф.Пиа, приняла декрет:     «Парижская Коммуна, считая, что императорская колонна на Вандомской площади является памятником варварству, символом грубой силы и ложной славы, утверждением милитаризма, отрицанием международного права, постоянным оскорблением побежденных со стороны победителей, непрерывным покушением на один из трех великих принципов Французской республики — Братство, постановляет: Статья первая и единственная. — Колонна на Вандомской площади будет разрушена».
18 мая 1871 колонна была повалена на землю при огромном стечении народа. После поражения Коммуны новое правительство подняло колонну, восстановило в очередной раз снятую статую Наполеона I и обязало Курбе по суду оплатить издержки. Имущество художника было распродано, но и после выхода из тюрьмы он был обязан платить 10000 франков каждый год. Через 7 лет Курбе умер в бедности."

В Советском союзе были уничтожены многие памятники царям и государственным деятелям царских времен. Меньше всех не повезло Столыпину - памятник, установленный  ему в Киеве, простоял всего 4 года - с 1913 по 1917 год.  Для нового общества потребовалось не только уничтожение старых памятников как символов событий и идеалов предыдущих эпох. Новому социалистическому обществу понадобилась новая история и новые символы этой истории - и молодым советским правительством через несколько месяцев после революции в начале 1918 года   был принят декрет о монументальной пропаганде.

 "В ознаменование великого переворота, преобразившего Россию, Совет Народных Комиссаров постановляет:
    Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг, не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера.
    Особой комиссии из Народных Комиссаров Просвещения и Имуществ Республики и Заведующего Отделом изобразительных искусств при Народном Комиссариате Просвещения поручается, по соглашению с художественной коллегией Москвы и Петрограда, определить, какие памятники подлежат снятию.
    Той же комиссии поручается мобилизовать художественные силы и организовать широкий конкурс по выработке проектов памятников, долженствующих ознаменовать великие дни Российской Социалистической Революции.
    Совет Народных Комиссаров выражает желание, чтобы в день 1-го Мая были уже сняты некоторые наиболее уродливые истуканы и выставлены первые модели новых памятников на суд масс…[5]"

В Москве Советской властью было снято  только 4 памятника:  памятник Александру II  в Кремле; памятник московскому генерал-губернатору князю С. А. Романову в Кремле; памятник Александру III у храма Христа Спасителя на Волхонке; памятник М. Д. Скобелеву на Тверской (бывшей Скобелевской) площади. Через некоторое время был взорван храм Христа Спасителя.
Также во всех городах были переименованы улицы. Некоторые улицы переименовывались несколько раз. Так, в Петербурге-Петрограде-Ленинграде-Петербурге Каменноостровский проспект был переименован в Проспект Красных Зорь, после убийства С.М. Кирова - в Кировский проспект, после 1991 года он снова был переименован в Каменноостровский проспект.

После произошедшей в 1980-х - 1990-х годах контрреволюции и уничтожения основного социалистического государства - Советского союза, в государствах, возникших на его месте, к своей исторической памяти, выраженной в памятниках советской эпохи, относятся по-разному.

В странах Прибалтики уничтожены, снесены и убраны с глаз долой почти все памятники событиям и деятелям Советского Союза и марксизма. Памятник воину освободителю Таллина - Бронзовому солдату, стоящий в центре Таллина, эстонцы долго обливали краской и оскверняли, пока не перенесли на окраину в лес.  Парламент Эстонии принял отдельный закон о памятниках советской эпохи, позволяющий их уничтожение, но на него было наложено вето. Сносятся или убираются памятники людям и событиям советской эпохи и устанавливаются памятники пособникам нацистов и просто нацистам, воевавшим на стороне Гитлера и занимавшихся планомерным уничтожением коммунистов и евреев на оккупированных немцами территориях. На Западной Украине снесены, уничтожены памятники, могилы и мемориальные комплексы деятелям и событиям той эпохи. западные украинцы не пощадили даже могилы тех, кем должна гордиться Украина - могилы украинских писателей. Во Львове в 1992 году городским советом было принято решение об уничтожении мемориала русских воинов двух мировых войн - Холма Славы, что находится рядом с Лычаковским кладбищем. Там же был демонтирован памятник герою Советского Союза разведчику Николаю Кузнецову.  Улицы Львова - такие же исторические памятники, так же переименованы, и носят названия имен и фамилий, подпольных кличек ("генерал Чупринка") украинских националистов, воевавших на стороне Гитлера и уничтожавших на Западной Украине украинцев, русских, поляков и евреев. Этим же бандеровцам и петлюровцам на улицах и площадях Львова установлены многочисленные памятники.

Борьба с идеологией прошедших эпох во многих обществах превращается  в борьбу с историческими памятниками, фактически в борьбу с историей или в борьбу с частью историей собственного народа. Памятники, названия улиц выполняют также некую сакральную функцию - и именно с ней и происходит эта борьба.

Для уничтожения любой идеологии, правившей ранее, также требуется ее десакрализация и вульгаризация. Отсюда большое количество паскудных фильмов и книг о советской эпохе, появляющихся в последнее время в России - это нужно для борьбы с идеологией социализма, для того, чтобы люди, живущие в условиях нынешнего российского капиталистического общества, общества дикого ничем неограниченного олигархического капитализма и думать не хотели о социализме, о социально справедливом обществе, существовавшем в СССР. Анекдоты о вождях, мелкие подробности их жизни, раздувание ошибок советской власти - это все нужно для борьбы с идеологией социализма.   Для борьбы с русской национальной идеей, идеей русского национального государства применяются ровно те же приемы и методы - пропагандируется неэффективность российского государства, выпячиваются исторические ошибки уже российских дореволюционных властей, десакрализуется российское государство как становой хребет России и российская православная церковь. Для борьбы с идеалами применяется борьба с символами - с художественными символами эпох - с символикой СССР, с красным знаменем. с красными звездами. для уничтожения русского государственного духа происходит борьба с символами православия - с изображениями крестов, икон и церквей. Это - не просто художественная тенденция последнего времени, это - стратегия уничтожения базовых ценностей российского общества и русского народа - духа общности. общинности, ярко проявившегося  в Советском Союзе и духа христианского и православного. Для этого начиная с 1980-х годов и по нынешнее время осуществляются различные художественные действия и акции - от печально известного соц-арта до художественных проектов Марата Гельмана и его идеологических единомышленников - от  выставок "Осторожно, религия!" в Сахаровском центре и нынешней выставки "Духовная брань" на Винзаводе  до акций групп "Война" и "Пусси Райот". Многие такие акции заказываются, планируются и осуществляются из нескольких идеологических центров. После дексакрализации символов социализма в российском обществе временную победу одержала  идеология дикого капитализма - идеология индивидуализма. Сейчас силами зла осуществляется наступление на идеологию государственности и православности. Устоит ли российская государственность перед этой бесовщиной - от этого, в конечном счете, зависит судьба России как страны и судьба русского народа как идейной, культурной и исторической общности.

Михаил Ошеров

Опубликовано также в независимом альманахе "Лебедь":

http://www.lebed.com/2012/art6071.htm