Я вот тут про разум думал

Эра Феникса
По мотивам одного заседаньица на форуме AirWire "Остров вневременья"
 http://www.mark-off.ru/forum/viewtopic.php?f=3&t=463

 
Все мы когда-то были молодыми, учились в институтах, сдавали экзамены.Разные предметы приходилось изучать. Какие-то давались легче, какие-то не давались совсем. Но деваться было некуда, приходилось зубрить или изыскивать иные способы сдачи "ненужных" дисциплин, например, писать шпоры. Каждый выкручивался, как умел.

Предлагаю вспомнить молодость и потихоньку заглянуть в одну такую вузовскую аудиторию, где идет сдача экзамена по философии.

Картина такая.В аудитории двое. За кафедрой сидит пожилой преподаватель, явно уставший. Он то и дело поглядывает то на часы, то в экзаменационную ведомость, лежащую перед собой на столе. Слева от него на краешке стула притулился студент asm.

Студент явно нервничает, ведь уже битых полчаса он пытается дать вразумительный ответ на вопрос, который звучит так: "Разум и критерии определения разума".

Лев Анатольевич, так зовут философа, слегка постукивает по крышке стола дешевенькой авторучкой и время от времени потирает лоб, пытаясь скрыть нервное раздражение.
Л.А.: "Голубчик, и все-таки, потрудитесь объяснить, что же есть разумность и каковы критерии определения этой самой разумности".

asm: "У-у-у-а-а-а... Я тут думал...и пришел к выводу..."

Л.А.: "Голубчик, не нужно думать, нужно знать четкое определение из учебника. Понимаете, из учебника. Любезный, не морочьте мне голову,ставлю Вам двойку. Приходите на пересдачу в августе".

 "Ну, Лев Анатольевич, ну, пожалуйста, ну, выслушайте меня",- заканючил asm.
 
И не успел наш препод и рта раскрыть, как назойливый студент быстро-быстро так затараторил, пытаясь успеть впихнуть в бедные преподавательские уши весь тот бред, который перед этим долго формулировал.

"Я пришел к выводу, что разум - способность существа торговать информацией за информацию. По-моему, это единственное, чем человек отличается от любого другого живого существа."

 "Неужели?"- удивленно вскинул брови доктор философских наук.- "Так, так! С этого места попрошу Вас, уважаемый, поподробнее".

 Нисколько не смущаясь удивленно-возмущенным взглядом Льва Анатольевича,и даже порадовавшись подобным проявлениям внимания к своей теории, студент затрещал дальше.

 "Вожак продает инфу за еду, но не за другую инфу.В животном мире знания, умения , обучаемость и сила, которые , несомненно, и составляют понятие информации,весьма и весьма ходовой товар."

"Хм...",- сдавленно хмыкнул доктор наук, но на всякий случай решил промолчать.

Воодушевленный собственный смелостью студент, продолжил:"Собираясь в стаи, рыбки успешно противостоят хищникам, получая инфу о нападении друг от дружки.Собираясь в стаи, волки успешно охотятся на дичь, взять которую по-одиночке не в силах. Опытный вожак, читай, информированный, точно может определить, какую животинку можно бить бандой, а с какой лучше не связываться. Молодняк слушается и получает в этом выгоду. Вожак получает свою, большую долю. Так можно продолжать долго..."

Л.А.:"Товарищ, не нужно продолжать.Вы несете чушь. Может быть и закончим на этом? Сегодня целый день отчего-то студенты несут дичь. Ха! Дичь... Неплохо, неплохо. Значит, говорите, информированный вожак, которого слушается молодняк. А молодняк, значится так, получает при этом выгоду! Забавно, забавно... Хм-м-м...А по-моему, не было бы у человека чувства юмора, не смог бы он, слушая подобную галиматью,выжить после тяжелого рабочего дня. Эх, не тот нынче студент пошел, не тот! Чувство юмора - вот бесспорное отличие, хотя и вторичное от разума! Что скажете, студент asm, а?"

"Что скажу? А вот что скажу.Чувство юмора присуще в той или иной степени многим живым существам. И только человек чаще других страдает от его выпадения..."

"Стоп. Что-то я ничего не понял. с каких это пор у животных стало наблюдаться чувство юмора? И что значит за выражение такое, "страдать от выпадения чувства юмора". Это откуда же, простите, оно выпадает? Разве это предмет какой, чтобы выпадать. В этом есть, гы, что-то анатомическое", - сказал профессор, подавляя смех и вдруг неожиданно затрясся, давясь этим смехом. asm сразу весь напрягся, но, посидев так с минуту, пока профессор вытирал слезы, постепенно расслабился и даже начал как-то тихонько улыбаться, взирая на преподавателя, тщетно пытавшегося попасть носовым платком в карман брюк. Прошла еще минута напряженного ожидания. Лев Анатольевич ,наконец, взял себя в руки.

"Так что насчет выпадения,а, студент? Не желаете прояснить ситуацию?"

"Э-э-э...",-засмущался asm? -"Простите, зарапортовался я, однако. Просто переволновался я, вот и сморозил чушь. Знаете, ни одному животному, кроме человека, ни в коей степени не присуще чувство юмора. Правда,человек - не животное. то есть я хотел сказать, э-э-э..., хотел сказать, что у животных нет чувства юмора. А есть оно только у человека. Вот, что я и хотел собссно сказать."

"Хорошо, голубчик, тогда, что такое чувство юмора? В каких границах находится это чувство, если его невозможно применить к животным? Вот у меня сомнение возникло в ходе нашей с вами так ссзать дискуссии. Вот , например, я, Лев Анатольевич Наливайко, доктор философских наук со стажем,раз я могу относиться к поведению своей собаки,( кстати, у меня лабрадор чистокровный, но, это к делу не относится), тсзать, с юмором, то она научится понимать это, и будет помогать поддерживать мне хорошее настроение. Значит, что? - ОНА ОБЛАДАЕТ ЧУВСТВОМ ЮМОРА. Во как! Моего, по крайней мере!Если человек не способен понимать юмор животных, это не значит, что этого чувства у животных нет.Возможно, у человека нет возможностей его воспринимать.Даже ящерица способна играть.То есть ей нравится. Ей хорошо и весело."

asm: "Нет, не значит."

Л.А.:"Это почему же? Потрудитесь обьяснить, любезнейший."

asm: "Собаку можно научить что-либо делать. И она будет это делать и совершенно все равно ей, с юмором это или нет. Это элементарное научение. Хотя человек склонен окрашивать любимых животных в нужные ему качества. Это приятно."

Л.А.:"Как, как вы сказали, окрашивать в качества? Слушайте, и каким Вы это способом сможете проделать? Окрашивать в качества! Это надо же так сказать! Вы, наверное, хотели сказать, Наделять качествами? Хотя, какая разница как сказать? Я ведь вас понял. Ну, неважно, давайте продолжим наши замечательные диалоги о животных."

asm:" Знаете, я вот тут подумал... Человек может и не иметь чувства юмора, если этой абстрактной категории не привили ему в детстве. Значит. он тоже обучается чему угодно.
"Малыш, а как же я? Я же лучше собаки..."(с) Да и вряд ли кто-то из "прилетных" инопланетян смог бы идентифицировать человека по критерию наличия чувства юмора."

Л.А.: "Я все равно считаю, что человек от животного ничем не отличается, кроме уровня/ силы/мощности мыслительного органа. Ну, примерно, как ребятенок от взрослого. И фсе. А про иноплпнетян я , к сожалению, не в курсе. Да и в учебнике по философии ничего такого нет, про инопланетян-то."

asm:" Учитель, позвольте уточнить, чувство юмора не есть абстрактная категория. А что ни на есть категория очень даже конкретная. СПОСОБНОСТЬ это воспринимать смешное, веселое.
Да и ,собственно, качество это врожденное, а никак не привитое, как прививка какая-нибудь.А насчет инопланетян, так это вы вообще не переживайте.У них самих нет чувства юмора. Уж я то знаю. Гы, профессор, сорри, это я так, чуть-чуть уточнить пытался. Вы уж не обижайтесь".

Л.А.:"Да ладно! Это вы на меня не обижайтесь, дружище. Интересный вы человек. Все размышляете, все философствуете. Маловато вам учебников. В даль далеко глядите! Завидую вам по-хорошему. Эх, молодой исчо, дюже любознательный. Ну да ладно. Уточнять понятие "информация" мы уже не будем. Итак все ясно с Вами. Давайте зачетку.Пять!"

asm:"Извините, я хотел дополнить про генетическую инфу. Это когда вожак продает свою инфу за свою главную цель в жизни - потомство. И..."

Л.А.:"Потом, потом. В другой раз потолкуем. Мне еще в зоопарк заскочить надо,с внучком животных покормить. Я ему обещал..."
 
 
P.S.
                "Сон разума рождает чудовищ..."

В дополнение к теме.
Билет по философии в наше смутное веселое время мог выглядеть приблизительно так.
РГФУ"AirWire" Кафедра философии и фантастики

 Билет №38

1) Закон перехода количественного отличия человека от животного в качественное. Привести примеры.
2) Игры в теории Фрейда и как в них играют животные.
3) Сложить пазл из понятий: Разум, добыча, средства, способы. игра.
Объяснить на примерах, в чем сходства и различия между жизнью и игрой в жизнь в животном мире и мире людей.

Составитель д. ф. н., профессор Наливайко Л.А.
5.03.2008

Ответы на странице форума
 http://www.mark-off.ru/forum/viewtopic.php?f=3&t=463


Ну, как, дорогие мои? Полюбили ли вы науку философию так, как люблю ее я? что скажете на это!)