Письмо 42. Во что уверовал ап. Иоанн?

Александр Сорокин Российский
9 декабря 2009 года

Добрый вечер, дорогой Николай Павлович!

Большое спасибо Вам за ответы - они многое для меня объяснили. Сегодня днём читал "толкования на Евангелие" у Гладкова - в принципе, мне понравилось и я уяснил для себя (на примере неправедного управителя, простившего долг должникам господина своего), насколько глубоко и многогранно можно понимать буквально каждую строку Писания.

По поводу "оставь мертвым хоронить своих мертвецов", если честно, немного недопонял. Да, с одной стороны Спаситель намекает на то, что у Него все живы. Но с другой... Я представил себе бедную матушку этого юноши. Ей так нужна поддержка. А он возьмет и не придёт хоронить родного отца, который ему в детстве сопли вытирал, гулял с ним. Не вяжется это в мозгу с заповедью "почитай отца и мать". Ведь похороны - это дань уважения, как ни крути. Какие-никакие, пусть даже (допустим) самые грешные и распутные, но это всё же родители? Или Господь говорит намного более символично? От меня пока ускользает смысл этой фразы, даже несмотря на Ваше пояснение.


Я хотел задать Вам несколько наивных вопросов:)

1. Как Вы считаете, есть ли жизнь (биологическая) на каких-нибудь планетах Вселенной, помимо Земли? Или в Евангелии об этом ни слова? Про духовных существ я понял - их много. Но им, как мне кажется, вся материальная Вселенная не очень нужна - они обитают в более тонком мире.

Выходит, что вся эта "иллюминация" - бесчисленные гигантские звезды, галактики - для нас одних, для жителей крошечного шарика планеты Земля? Тогда почему так активно вбивается в головы граждан идея инопланетян, полетов в космос? Масонские штучки?

2. Я так понимаю, что ужасы инквизиции Католической церкви сильно преувеличены или вовсе искажены. Все эти сожжения и пытки ведьм, книга "Молот ведьм", сожжение Джордано Бруно, суд над Галилеем - всё это было? Была ли жестокость и параноидальный страх в церкви? Или Средневековье нам пытаются подать таким? Работа известных нам масонов? Тогда в другом свете встает так называемое Возрождения и деятели искусств, восславленные в этот период... Не могли бы вы рассказать вкратце, что Вам известно о реальности Средневековой Церкви?

3. Я вот тут думал: вот возьмем, к примеру, процесс выращивания пшеницы, её обмолота, мукомольное дело, выпечку хлеба. Сразу же приходит в голову мысль, что только Бог мог научить, причем в первые же века, еще Адама. Потому что нереально представить, что человек сам додумался до того, чтобы обдирать какую-то незнакомую травку, выбивать из нее зернышки, а затем делать из них порошок и печь хлеб. Слишком сложный процесс.
Тот же вопрос по лекарственным травам, съедобным и ядовитым грибам... Тоже знания, дарованные Богом? Мне кажется, что Бог многому научил Адама, прежде  чем отправить его в путь. Да и дальше являлся людям и учил. Потому что не верю я, что все эти знания были получены методом тыка.
Да и приручение домашних животных... Сдается мне, что дикие животные всегда были и останутся дикими, а вот домашние (собаки, кошки, коровы, свиньи) изначально даны были людям Богом.

4. Стоит ли бороться с несправедливым устройством власти и общественной жизни? Стоит ли об этом писать и спорить с кем-нибудь?

Простите, что беспокою своими детскими вопросами.

С любовью во Христе,

Саша

Дорогой Саша, здравствуй!


Ты пишешь:

"Сегодня днём читал "толкования на Евангелие" у Гладкова - в принципе, мне понравилось и я уяснил для себя (на примере неправедного управителя, простившего долг должникам господина своего), насколько глубоко и многогранно можно понимать буквально каждую строку Писания".

------------------------------------------------
Гладкову Господь дал замечательную благодать трезвого взгляда и редкую независимость от авторитетов.
Мне он очень помог в свое время и я очень благодарен ему за это. Очень нравится мне его четкое аналитическое и логическое мышление. Обязательно, однако, при исследованиях еще и синтетическое мышление. Конечно, он обладает и им, но иногда, вновь открытый им "принцип простоты", в который он был просто влюблен, доминирует и выводы получаются не совсем адекватными.

Ко всей его замечательной работе у меня только два замечания.
Первое относится к событиям, связанным с Воскресением Господа нашего Иисуса Христа. Речь идет о толковании фрагмента Евангелия, где ап.Иоанн, зайдя во гроб и обнаружив, что тела Господа там нет: "увидел и уверовал". Гладков сомневается в мнении отцов Церкви и сложившемся общем мнении, что ап.Иоанн уверовал в Воскресение Господа. Гладков  в своих исследованиях широко пользуется "принципом простоты": ИЗ ДВУХ ОБЪЯСНЕНИЙ К ИСТИНЕ БЛИЖЕ ТО, КОТОРОЕ ПРОЩЕ. Принцип этот помог ему справиться со многими неясными и запутанными толкованиями св.Писания (например, о часе распятия Господа Иисуса, о исчислении времени в Евангелии от Иоанна, о времени рождения Иисуса Христа). Однако в толковании описанной реакции ап.Иоанна Гладков слишком упрощает ситуацию. Он пишет, что Иоанн, увидев пустой гроб, уверовал не в Воскресение Господа, а в сказанное Марией-Магдалиной: "Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его" (И.20,2).
То, что тела во гробе нет его убеждало собственное зрение: чему тут верить? Вера требуется там, где не видишь; а там, где можешь убедиться с помощью чувств зрения, слуха, осязания и других действительных реакций своего тела, там уже действует не вера, а убеждение, которое буквально заставляет уже человека поверить. Когда видишь отсутствие неподвижного предмета, то самое простое - действительно подумать, что его унесли. Так и подумала Мария-Магдалина. А почему? Потому, что большей информации не имела: не разглядывала нетронутые пелены и "плат особо свитый, лежащий отдельно". Иоанн же, войдя вслед за Петром во гроб, разглядывая пелены как раз и "уверовал". Как бы подчеркивая неординарность предмета веры Иоанна, ев.Лука указывает, что Петр, когда увидел  пелены лежащие, то "пошел назад, дивясь сам себе происшедшему" (Лк.24,12).
Чему же Петр так дивился, а Иоанн признается, что войдя, "увидел и уверовал"? (И.20,6). Что ж он такое увидел, чтобы сразу уверовать? То, что нет тела во гробе? Нет, не это. В том, что тела во гробе нет, он убедился, как и перед ним Мария-Магдалина, стоя у порога гроба "и наклонившись увидя (лишь только) лежащие пелены" (И.20,5). Что же он еще мог увидеть зайдя во гроб? То, что, как он сам об этом пишет, увидел перед ним Петр: "одни пелены лежащие и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте" (И.20,6-7). Вот причина, заставившая его уверовать в то, что он даже не считает нужным подчеркивать (ведь излагает то он о Воскресении Иисуса Христа).
Во что же уверовал Иоанн? По Гладкову - Марии Магдалине: "что Господа унесли" (И.20,2). Это что?, значит сразу увидев, что тела Господа нет, он еще не уверовал в то, что Его унесли, а разглядывание удививших даже Петра полотен, его в этом уже окончательно убедило?
Что же такое было в этих полотнах и головном плате, совсем недавно овиявших тело покойника? Пелены лежали на своем месте, а плат - на другом месте, причем - "особо свитый". Вот, где разгадка.
Это кому из похитителей тела покойника, рисковавших своими жизнями, пришло бы в голову тратить драгоценное время на то, чтобы "плат особым (образом) свить" да еще и положить отдельно, чтобы этим привлечь к нему внимание? При явном отсутствии тела, это выглядело бы, как явная загадка, заданная для ищущих этого тела.
Гроб стерегли воины. Значит, даже если бы "тело украли, когда они спали" (Мф.28,13), что практически невероятно, т.к. отодвинуть тяжелый камень от гроба возможно было бы только нескольким здоровым мужчинам (Мк.16,3-4), а сделать таковое бесшумно вообще немыслимо, кроме того, солдаты были оповещены о том, что тело могут выкрасть (Мф.27,62-66), и, следовательно, отвечали за то своими жизнями (Деян.12,18-19).

Итак, "плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте" (И.20,6-7) с очевидностью доказывает, что тело не украли. Значит, если оно было вынесено в присутствии стражи, то только по приказу первосвященника, с распоряжения которого она и была поставлена (Мф.27,62-66) и по приказу которого, следовательно, и оставлена была такая загадка в виде свитого плата. А таковое было просто невозможно, т.к. нарушало весь уклад жизни евреев, а первосвященник сам подписал бы этим свое низложение.

Теперь, после научных исследований Христовой Плащаницы, хранящейся в Турине, мы доподлинно знаем причину удивления Петра и мгновенного "уверования" Иоанна в Воскресенье Господне. Плащаница и плат Иисуса выглядели неразвиянными, а как можно вынуть тело из плотно обернутых его пелен, не разворачивая их?! Вот почему Ангелы просили каждую группу женщин "войти во гроб и посмотреть": ибо это было неопровержимым доказательством Воскресения Иисуса Христа. Именно поэтому ап.Иоанн и объясняет сразу после того, как говорит, что "увидел и уверовал" (И.20,8), прежнюю свою недогадливость неведением св.Писания: "Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых" (И.20,9) - потому и потребовались такие неопровержимые доказательства Его Воскресения: пустой гроб и нетронутые разворачиванием пелены и плат.

Ясно, что нам теперь проще, чем Гладкову. Однако и св.отцы также не имели результатов исследований Туринской Плащаницы, и все же не сомневались, что ап.Иоанн уверовал в Воскресение Христово.

Второе замечание относится к тому, что Гладков, желая распутать псевдонесоответсвие пророчества Господа Иисуса о том, что Он, подобно пророку Ионе, будет находиться "в недре земли три дня и три ночи".
Господь умер в Пятницу в 15 часов, воскрес в полночь в Воскресенье, значит, указывают критики, что прошло несколько часов Пятницы, полная Суббота и - все. Где тут три дня и три ночи?
И Гладков, находит мудрый выход из этого: речь Господа символична, а потому нечего тут искать неточностей или пытаться доказать то, что недоказуемо. Принимай так, как есть. Вот и все.
Я просто мысленно обнимаю этого человека, Гладкова, настолько он мне симпатичен. Да примет его Господь во Царствие Свое!

Теперь постараемся объяснить-таки это псевдонесоответствие. Несоответствие тут не в пророчестве Иисуса   исполнению этого пророчества в действительности, а в несоответствии используемой терминологии.
Дело в том, что Господь пользуется в Своей речи понятиями, определения которых Он Сам когда-то дал человекам.
"И назвал Бог свет днем, а тьму ночью" (Быт.1,5). Сутки у евреев начинались с 18 часов вечера до 18 часов следующего вечера. Итак, согласно этой терминологии, день это светлое время суток, ночь - темное.
Итак, зная это, будем иметь: от 15 часов Пятницы до ее 18 часов - это день Пятницы. С 18 часов (Пятницы) до наступления темноты - день Субботы (вечер), время темноты - ночь Субботы; светлое время: с утра (Субботы) до ее 18 часов - день Субботы. С 18 часов (Субботы) до наступления темноты - день Воскресенья (вечер), с наступления темноты до полуночи, в которую Господь и воскрес - ночь Воскресенья. Ну а теперь, посчитав, обнаружим - "три дня и три ночи". Господь нигде не уточнял, что речь идет о трех сутках. Вот и все.

"По поводу "оставь мертвым хоронить своих мертвецов", если честно, немного недопонял. Да, с одной стороны Спаситель намекает на то, что у Него все живы. Но с другой... Я представил себе бедную матушку этого юноши. Ей так нужна поддержка. А он возьмет и не придёт хоронить родного отца, который ему в детстве сопли вытирал, гулял с ним. Не вяжется это в мозгу с заповедью "почитай отца и мать". Ведь похороны - это дань уважения, как ни крути. Какие-никакие, пусть даже (допустим) самые грешные и распутные, но это всё же родители? Или Господь говорит намного более символично? От меня пока ускользает смысл этой фразы, даже несмотря на Ваше пояснение".

Дорогой мой, рад за тебя, что ты так привязан к тому, что все, что ни делает Господь, имеет основанием только Милость - т.е. любовь.

Думаю, что тут Господь отвечает на глубоко внутренний характер вопроса ученика, видя его сердце.

"А ты иди проповедуй Царство Божье" "духом и истиной", т.е. в первую очередь - жизнью, а не мертвыми правилами.
Иными словами: То, что тебе надо пойти похоронить отца твоего, это твой сыновний долг, которому ты научен от детства, как одной из Моих 10 Заповедей, данных когда-то Мною вам через Моисея. Однако ты, как наученный Царствию Божию, должен делать это из любви, а не из чувства долга перед правилами закона, и тем самым (т.е. этой любовью) будешь проповедовать Царствие Божие: поэтому именно с таковой интенцией "иди и (исполнением любви) проповедуй Царство Божие".
"Мертвым" же, т.е. тем, кто воспринимает закон, как мертвую букву правил, принуждающих к их исполнению, "оставь хоронить своих мертвецов", т.е. оставь их сначала покаяться в грехах своих.
Ты же, как "очищенный словом Моим, которое Я проповедал вам" (И.15,3), не пытайся их переубедить в этом. Для неверующего это будет, как "святыня псу"; а для называющего себя верующим, но отдавшегося желаниям своей натуры (похоти) это будет "метанием бисера перед свиньями" (Мф.7,6).
А ты иди и все, что ни делаешь, делай только из любви и с любовью. Это и есть проповедь Царства Божия.
----------------------------------------------------------

"Я хотел задать Вам несколько наивных вопросов

1. Как Вы считаете, есть ли жизнь (биологическая) на каких-нибудь планетах Вселенной, помимо Земли? Или в Евангелии об этом ни слова? Про духовных существ я понял - их много. Но им, как мне кажется, вся материальная Вселенная не очень нужна - они обитают в более тонком мире."

--------------------------------------
Дорогой мой, я уже тебе ответил на этот вопрос.
Да, Господь из любви к нам создал эту гигантскую вселенную в такой дивной красоте, "ибо красота это тоже любовь", как сказал Он Габриеле Босси.
------------------------------------------------------

"Выходит, что вся эта "иллюминация" - бесчисленные гигантские звезды, галактики - для нас одних, для жителей крошечного шарика планеты Земля? Тогда почему так активно вбивается в головы граждан идея инопланетян, полетов в космос?"

------------------------------------------------
Саша, сатана через мир уже разными способами пытался внедрить безбожие или направить человека к ложным богам, а если таковое не удается, то хоть бы дезориентировать веру человека внедрением разных суеверий и ересей, поселяя вражду между верующими.

-------------------------------------------------

"2. Я так понимаю, что ужасы инквизиции Католической церкви сильно преувеличены или вовсе искажены. Все эти сожжения и пытки ведьм, книга "Молот ведьм", сожжение Джордано Бруно, суд над Галилеем - всё это было? Была ли жестокость и параноидальный страх в церкви? Или Средневековье нам пытаются подать таким? Работа известных нам масонов? Тогда в другом свете встает так называемое Возрождения и деятели искусств, восславленные в этот период... Не могли бы вы рассказать вкратце, что Вам известно о реальности Средневековой Церкви?" 

--------------------------------------------------
Дорогой мой, и об этом ты уже меня спрашивал.
История сильно искажена идеологией сильных мира сего. Джордано Бруно, насколько мне известно, был заматорелым окультистом, который даже под страхом смерти остался верен своему заблуждению. Не попал бы он вообще под суд, если бы не смущал своей деятельностью множество других людей и не вредил бы им этим.
Вот, свежий пример в наше время: Кашпировский. Если бы ему не удалось убежать от правосудия, то не знаю, что ему присудила бы бывшая законодательная система за утрату здоровья многих людей и столькие их смерти, особенно, маленьких детей.
Ну, так вот, представь себе, что лет эдак через 50 его бы стали объявлять жертвой. Не детей, через его сеансы убитых, а его, через сеансы которого они потеряли жизнь.
Историей Средневековой церкви я специально не интересовался, существуют целые трактаты на этот счет. Однако, величие и множество храмов, дошедших до нас с того времени тоже кое о чем говорит. Значит людям, их строившим и дававшим на них свои "кровные", было не безразлично ни их существование, ни то, как они будут выглядеть. О чем это говорит, как не о принадлежности большинства людей вере Христовой? Кроме того, многие святые, особенным образом повлиявшие на целые поколения верующих, относятся именно к средневековью.
-----------------------------------------------------

"3. Я вот тут думал: вот возьмем, к примеру, процесс выращивания пшеницы, её обмолота, мукомольное дело, выпечку хлеба. Сразу же приходит в голову мысль, что только Бог мог научить, причем в первые же века, еще Адама. Потому что нереально представить, что человек сам додумался до того, чтобы обдирать какую-то незнакомую травку, выбивать из нее зернышки, а затем делать из них порошок и печь хлеб. Слишком сложный процесс.
Тот же вопрос по лекарственным травам, съедобным и ядовитым грибам... Тоже знания, дарованные Богом? Мне кажется, что Бог многому научил Адама, прежде  чем отправить его в путь. Да и дальше являлся людям и учил. Потому что не верю я, что все эти знания были получены методом тыка.
Да и приручение домашних животных... Сдается мне, что дикие животные всегда были и останутся дикими, а вот домашние (собаки, кошки, коровы, свиньи) изначально даны были людям Богом".

------------------------------------------
Хорошо ты мыслишь, Саша.
Есть знания, полученные через опыт; есть знания, приобретенные через интуицию; есть знания, добытые через созерцание (контемпляцию); есть знания полученные через размышления (медитацию); есть знания, полученные через логические выводы (рациональным способом); есть знания, полученные через веру (знание верой): это когда веришь, что именно так должно быть и не иначе; есть знания, полученные от Бога непосредственно, и т.д., возможно, способов получения знаний Бог дал человеку великое множество.
---------------------------------------

"4. Стоит ли бороться с несправедливым устройством власти и общественной жизни? Стоит ли об этом писать и спорить с кем-нибудь?"

--------------------------------------------------
Дорогой мой, мы должны учиться во всем у нашего Учителя, Иисуса Христа. А как Он вел Себя в подобных ситуациях?
Спорил об организации власти? Нет.
Пытался доказать кому-то о лучшем устроении общества? Нет.
Обличал во грехах преступников? Нет.
Однажды кто-то из Его избранников нашего времени спросил Его, почему Евангелия написаны так кратко и с такими пробелами в повествовании, Господь ответил, что это не прибавило бы людям любви.
Иными словами, начинать изменять мир человек должен с самого себя, живя Божественными заповедями. Когда же любовь проникнет все его существо, мир начнет меняться через людей, сердца которых тронул свет благодати, исходящий из его сердца, отражающим свет Божественной Любви.
---------------------------------------------------

Привет Юлии с детками Ксюшей и Оленькой.

С любовью во Христе Иисусе, Господе нашем,
НПК.

В начало переписки: http://www.proza.ru/2010/09/06/698
Продолжение: http://www.proza.ru/2012/09/21/856