Письмо 44. Имея свежий хлеб, жуёшь сухари

Александр Сорокин Российский
13 января 2010 года

Доброго времени суток вам, дорогой во Христе Николай Павлович!

Пишу к Вам с просьбой о помощи.

Я тут что-то запутался немного, а через это пошли всякие там сомнения-мучения. Начитался я тут святоотеческой литературы, иноческих писаний. В частности, читаю житие прп. Сергия Радонежского, немного почитал из "Жития святых" св. Димитрия Ростовского. И пошли у меня внутренние терзания.

Во время чтения о прп. Сергия у меня возник один вопрос: неоднократно встречаю там истории о том, как женатый человек с детьми взял да и постригся в монахи. Даже родной брат Сергия после смерти жены оставил двух детей (на кого?) и ушёл с Сергием в пустынь. Как так можно? Я не понимаю. Вы мне говорили, что в какой роли призван, в такой и служи. А как можно детей оставить или жену, я не понимаю. Но с другой стороны, я понимаю, что то время не созвучно с нашим, опять же как говорили мне Вы. И нашему времени - другие требования.

Сейчас изложу, чего я начитался. Эх, говорили Вы мне про иноческую литературу, что она не всегда для мирян подходит... А я не послушал... Но с друой стороны - мне пища для ума иногда нужна, а мирскую литературу я сейчас не читаю вовсе.

Сперва я прочитал жития святых. И ужаснулся. В мире везде - сплошные искусы, дьявольские козни. Я их стал во всем видеть. Но с другой стороны, это помогает увидеть исток грешных мыслей. Но в православной литературе постоянные "плевки" в сторону римско-католической церкви, которая "отошла от догматов" и "прельстилась"...

Прочитал книгу (выборочно) иеромонаха Серафима Роуза "Православие и религия будущего". Этот монах жил в Америке, в Калифорнии, уже отошел к Богу. Он очень подробно и четко пишет про явления сегодняшнего века. Всё очень четко вписывается в истории о масонстве, о скором пришествии антихриста, к которому его служители активно готовят мир. Естественно, по попущению Божьему и до времени конца света.

Этот монах очень хорошо изложил православную (христианскую - мне больше нравится это слово) точку зрения на многое. Про НЛО - что все эти тарелки летающие и гуманоиды - есть бесы, которые являются в "технотронном" виде, то есть, приемлемом для современного, одураченного "теорией эволюции" человека. О том, что все контакты и контактеры - суть бесноватые, что автор убедительно доказал на примерах. И что всё это - суть знамения последних времен. "Явятся лжепророки и явят чудеса": "Православная литература дает много примеров явлений  бесов, которые точно укладываются в схему НЛО: видения "телесных" существ и "осязаемых" предметов (самих ли бесов или их иллюзорных творений), которые мгновенно "материализуются" и "дематериализуются", всегда с целью устрашения людей и приближения их к погибели".

Далее он рассказывает о научной фантастике - как она, появившись как третьесортная литература, постепенно осваивала плацдарм, захватывая сознание людей - опять же бесовскими мыслями о прогрессе, будущем человечества и других внеземных рас, которых не существует. Мне кажется, монах прав - в Библии ни слова нет про других созданий и другие планеты с людьми. Все материальное творение - чтобы человек увидел мощь Божию и изумился.

Потом он рассказал о факирах, буддизме, индуизме - и наступлением этих дьявольских религий на христианство. Дошло уже до того, что многие монахи в монастырях медитируют, а не молятся. Очень убедительно Серафим рассказал о том, что всё это от лукавого - от дьявола. Как бывшему поклоннику всей этой эзотерики, мне показалось очень убедительно. Все эти религии раздувают гордыню, в них действует "научное знание" - в них все логично и понятно, нет места вере. А человек там метит на место Бога. И про медитации - что они непохожи на молитвы - мозг отключается посредством "технических" средств - дьявол только так может манипулировать сознанием.

Потом очень интересно было прочитать про так называемое "харизматическое" движение в пятидесятнических церквях, в протестантских. Автор очень убедительно излагает факты - что схождение так называемого "духа святого" на прихожан, их "говорение на языках" являются результатом введения в массовый транс, медитативной техники: "Харизматическое" движение, претендует на контакты с Богом, но то, что оно нашло способы снискания Святого Духа, излияния Божьей благодати. А ведь именно Церковь, и ничто иное, Господь наш Иисус Христос основал для того, чтобы через нее посылать благодать людям. Должны ли мы поверить, что ныне Церковь должна быть заменена неким "новым откровением", которое может нести благодать вне Церкви, любой группировке людей, которые могут верить во Христа, но не иметь ни знания, ни опыта таинств, данных Христом, и никакого контакта ни с Апостолами, ни с их преемниками, которым Он заповедовал ясно, что Дары Святого Духа не открываются тем, кто вне Церкви. Великий православный отец XIX века, Феофан Затворник, пишет, что "дар Святого Духа дается исключительно через Таинство миропомазания, которое было введено Апостолами взамен рукоположения" (это форма Таинства, описанная в Деяниях апостолов). "Все мы - кто был крещен и миропомазан - имеем дар Духа Святого... хотя от и не проявляется в каждом из нас"

Финал этой книги таков: "На Западе, можно не сомневаться, благодать Божия была потеряна уже много веков назад. Римские католики и протестанты наших дней и не ведали Божией благодати, так что не удивительно, что они не способны распознать ее бесовскую имитацию. Но увы! Успех фальшивой духовности даже среди православных христиан в наши дни обнаруживает, до какой степени и они потеряли понятие о смысле христианства и уже не могут отличить истинное христианство от псевдохристианства. Ибо слишком долго православные христиане принимали как должное драгоценное сокровище своей веры, забывая пускать в  обращение чистое золото ее учения. Многие ли православные христиане знают хотя бы и существовании основополагающих писаний православной духовной жизни, которые учат именно различению между истиной и поддельной духовностью, писаний, в которых описаны жития и учения святых мужей и жен, которые сподобились полной меры благодати Господней еще в этой жизни. Многие ли усвоили поучения "Лествицы" св. Иоанна, проповедей св. Макария, Житий Богоносных Отцов в пустыне, "Невидимой брани", "Моей жизни во Христе" св. Иоанна Кронштадского". И ещё: "Знаменательно, что "харизматическое" движение и "медитация" проникли именно в среду "экуменических" христиан. Характерное для ереси экуменизма убеждение заключается в том, что православная Церковь  не единственная истинная Церковь Христова; что благодать Божия присутствует и в других "христианских" вероисповеданиях и даже в нехристианских религиях, что узкий путь спасения, о котором учат святые Отцы православной Церкви, всего лишь "один путь из многих" путей к спасению и что подробности верований человека в Христа столь же малозначительны, как и принадлежность к той или другой церкви. Не все православные участники экуменического движения целиком разделяют эти мнения (хотя протестанты и католики их, несомненно, разделяют); но самим своим участием в этом движении, включая и неизбежную общую молитву с теми, кто имеет ложное представление о Христе и Его Церкви, они говорят еретикам, наблюдающим за ними: "Может быть, то, что ты говоришь,  и верно", - так же, как злосчастный ученик св. Паисия. Ничего больше и не требуется от православного христианина, чтобы он потерял Божью благодать; а скольких трудов ему будет стоить возвращение ее!"

У меня сомнения такого рода: видно, что антихристовы служители действительно подготавливают мир к некой экуменической новой религии, в которой не будет места Христу. Это будет поистине сатанинская религия, которой, я уверен, Бог не попустит долго существовать. Но плевки в сторону РКЦ мне не нравятся. Люблю я католиков. И надеюсь на объединение церквей.

Но... получилось так странно... Читая эту книгу, я со многим соглашался. Следовательно, принимал на веру. А принимая на веру одно, трудно не принимать другого. И получается, что я мозги засорил свои. Не нравится мне всё это, но...

В святоотческом писании много говорится о том, что монахов дьявол часто прельщает хитро - является в виде "ангела света" и даже самого Христа. Святые отцы часто пишут о понятии "прелесть", которое якобы потеряла римско-католическая церковь. И вот отсюда у меня возник вопрос по поводу Вассулы Райден - а есть гарантия, что у неё это не "прелесть"? Уж больно странный опыт какой-то - ручка, пишущая сама собой. Просто я прочитал столько способов прельщения, что просто диву даешься. Где гарантия, что Вассула - не очередной хитрый трюк? Тем более, что на сайте, где я скачал книгу Вассулы, много говорилось про "христианскую медитацию" - "Представь, что Господь держит тебя на руках". Лично мне про медитацию кажется верным мнение иеромонаха Серафима - что она от дьявола. Молитва, как данный самим Богом способ - вернее. Вот тут про "христианскую медитацию":

"Любой, понимающий природу прелести, или духовного заблуждения, узнает в этом описании "христианской йоги" точные характеристики тех, кто духовно сбился с пути - или в сторону языческих религиозных опытов, или в сторону сектантских  "христианских" опытов. То же стремление к "святым и божественным чувствам", та же открытость и готовность быть "восхищенным" неким духом, те же поиски не Бога, а "духовных утешений", то же самоопьянение, которое ошибочно принимается за "состояние благодати", та же невероятная легкость, с которой человек становится "созерцателем" или "мистиком", те же "мистические откровения" и псевдо-духовные состояния. Это - общие характерные признаки тех, кто впал именно в это состояние духовного заблуждения. Но автор "христианской йоги", будучи бенедиктинским монахом, добавляет некоторые особые "медитации", которые показывают, что он мыслит полностью в духе римско-католических "медитаций" последних веков с их свободной   игрой воображения на христианские темы".

Что Вы думаете по этому поводу?

Мариамская молитвенная группа, другие молитвенные группы - немного похоже на сектантство... Зачем какие-то молитвенные группы, когда есть целая Церковь?

Справедливы ли нападки православных на католиков? Или нет? Ведь, как я понял из жизнеописания монахов, прельститься так легко - дьявол тоже поначалу дает приятные легкие ощущения....

И так ли уж сильны разногласия православия и католиков? Я так понял, что они заключаются в следующем:

1. В Символе Веры - у православных Святой Дух исходит только от Отца, а у католиков и от Сына.

2. У РКЦ - чистилище, у православных - воздушные мытарства. Серафим пишет, что Чистилище - эдакая юридически выхолощенная истина, как это водится у западников. Что воздушные мытарства описаны в житиях святых - многие через них проходили и возвращались по попущению Божьему.

3. Про Деву Марию у них какие-то разногласия. По поводу Непорочного Зачатия, если я не ошибаюсь.

С одной стороны, серьезные моменты, а если копнуть глубже в суть явлений - схоластика мертвая.

Но...

Так плохо от этих мыслей и избавиться не могу. Знаю, что всё это полная чушь, но не могу освободить голову полностью. От этого даже сердце задеревянело, молиться искренне не могу. Нет, в вере во Христа я не поколебался, но мысли мучают: "Почему Николай Павлович говорит, что иноческая литература не созвучна нашему времени? Ведь Евангелие созвучно до сих пор..." И прочие мысли...

Простите ещё раз и тысячу раз простите за глупости, которые я написал выше - очень хочется, чтобы Вы их поскорее развеяли, как бесовские наваждения.

С уважением и любовью во Христе,

Саша

23 января 2010 года


Дорогой Саша, здравствуй!


Ты пишешь:

"Я тут что-то запутался немного, а через это пошли всякие там сомнения-мучения. Начитался я тут святоотеческой литературы, иноческих писаний. В частности, читаю житие прп. Сергия Радонежского, немного почитал из "Жития святых" св. Димитрия Ростовского. И пошли у меня внутренние терзания.

Во время чтения о прп. Сергия у меня возник один вопрос: неоднократно встречаю там истории о том, как женатый человек с детьми взял да и постригся в монахи. Даже родной брат Сергия после смерти жены оставил двух детей (на кого?) и ушёл с Сергием в пустынь. Как так можно? Я не понимаю. Вы мне говорили, что в какой роли призван, в такой и служи. А как можно детей оставить или жену, я не понимаю. Но с другой стороны, я понимаю, что то время не созвучно с нашим, опять же как говорили мне Вы. И нашему времени - другие требования".
---------------------------------

Саша, дорогой мой, я уже писал тебе об этом. Думаю, что неплохо было бы тебе распечатать для себя нашу с тобой переписку: там много ценных вещей Дух Святой сообщил нам - читай потом это эпизодически, особенно при наплывах мыслительных, думаю, очень поможет.

По особому Божьему благословению человек может оставить даже семью. В этом случае Бог Сам берет на Себя заботу о ней. А кто может иметь такие возможности, как Бог? Случаи эти, однако, очень редки. Кроме того, Господь в таком случае дает явные знаки, всеми видимые и осознаваемые, и благодать согласия на это тому, от кого это зависит, в том числе - духовнику, который и благословляет этот поступок.
Однако, даже апостолы имели семьи (Петр, братья Господни) и не оставляли их.

"И вот тут-то у меня и возникло в голове мучающее меня сомнение... в Вас. Говорю честно, потому что знаю, что это бред. Но выговорить мне это просто необходимо - иначе из головы не выйдет.

О сомнении том позже - сейчас изложу, чего я начитался. Эх, говорили Вы мне про иноческую литературу, что она не всегда для мирян подходит... А я не послушал... Но с друой стороны - мне пища для ума иногда нужна, а мирскую литературу я сейчас не читаю вовсе.

Сперва я прочитал жития святых. И ужаснулся. В мире везде - сплошные искусы, дьявольские козни. Я их стал во всем видеть. Но с другой стороны, это помогает увидеть исток грешных мыслей. Но в православное литературе постоянные "плевки" в сторону римско-католической церкви, которая "отошла от догматов" и "прельстилась"...
---------------------------------------

И об этом я тебе писал. Не следует увлекаться этим (изучением дьявольских влияний). Наша задача другая: возлюбить Бога паче всего на свете и своего ближнего, как самого себя, а это возможно лишь, возрастая в любви к Иисусу Христу. Без Него ничего невозможно доброго сделать. А чтобы полюбить Иисуса Христа, следует жить Его заповедями и постоянно упражняться в сознании Его непрестанного присутствия, разговаривая постоянно с Ним, как с неразлучным своим попутчиком, держащем тебя за правую руку.

Всякий акт ненависти - не от Бога: это значит либо от дьявола, либо от так настроенного человека, который перенял это от других людей, вначале опять же принявших страстный помысл от дьявола.
Бог есть любовь, а любовь обитает в единстве, а не в разделении. Всякое обличение же Господь призывает делать лишь в духе любви и только лишь с целью "приобретения брата". Это вовсе не значит поливать их медом, однако, даже называя лицемеров "порождениями ехидниными", Господь делал это "скорбя об ожесточении их сердец".
--------------------------------------------------

"Прочитал книгу (выборочно) иеромонаха Серафима Роуза "Православие и религия будущего". Этот монах жил в Америке, в Калифорнии, уже отошел к Богу. Он очень подробно и четко пишет про явления сегодняшнего века.

Этот монах очень хорошо изложил православную (христианскую - мне больше нравится это слово) точку зрения на многое. Про НЛО - что все эти тарелки летающие и гуманоиды - есть бесы, которые являются в "технотронном" виде, то есть, приемлемом для современного, одураченного "теорией эволюции" человека. О том, что все контакты и контактеры - суть бесноватые, что автор убедительно доказал на примерах. И что всё это - суть знамения последних времен. "Явятся лжепророки и явят чудеса": "Православная литература дает много примеров явлений  бесов, которые точно укладываются в схему НЛО: видения "телесных" существ и "осязаемых" предметов (самих ли бесов или их иллюзорных творений), которые мгновенно "материализуются" и "дематериализуются", всегда с целью устрашения людей и приближения их к погибели".

Далее он рассказывает о научной фантастике - как она, появившись как третьесортная литература, постепенно осваивала плацдарм, захватывая сознание людей - опять же бесовскими мыслями о прогрессе, будущем человечества и других внеземных рас, которых не существует. Мне кажется, монах прав - в Библии ни слова нет про других созданий и другие планеты с людьми. Все материальное творение - чтобы человек увидел мощь Божию и изумился".
------------------------------------------

В православной схоластике так же, как и в других конфессиях, имеются свои минусы, которые люди делают чаще всего от впадения в крайности. Самые распространенные из них: впадение в крайность при анализах рациональных, конструктивно-догматических, натуральных и интуитивно-мистических. Первое приводит к рационализму (чаще - у католиков), второе - к застывшей стандартизации (чаще - у православных), третье - к натурализму (чаще - у протестантов), четвертое - почти к полному отрицанию разумного начала (чаще - у сектантов). 
К примеру, у православных отделение алтаря со служением священников началось от шнурка с занавесочкой (чтобы не смущать молодых дьяконов взглядами любопытных девушек во время причащения первых), а закончилось - целой стеной иконостаса, полностью отделивших алтарь и священнослужителей от остальных верующих; у католиков предостережение от выплеска из чаши Крови Христовой во время причащения большого числа верующих привело к тому, что сначала им давали облатку, обмакивая ее в чашу, а теперь уже и этого не делают, вообще лишая верующих принятия Крови Христовой.
Аналогично, с фантастикой: при использовании этого жанра сатанинской идеологией масонов, вину приписывают целому жанру, полностью отрицая его. Однако Господь дал человеку разум, воображение, мечту для того, чтобы он мог исследовать и творить. Без качества фантазирования такая наука, например, как математика свелась бы просто к использованию формул, а значит, как область творчества просто перестала бы существовать, то же, наверное, можно сказать и о других направлениях человеческой деятельности, в частности -  о литературе.
Не хочу этим принизить труды о.Серафима Роуза, которые сам очень ценю. Более того, я весьма благодарен ему за эти труды, и люблю о.Серафима, как человека, жизнью своей показавшего истину христианской веры, а именно то, что она заключается в любви. Этот святой человек, чтобы дать возможность братьям  своего бедствующего монастыря немного больше питания, сам скрытно от всех готовил для себя только картофельные очистки. Умер от заворота кишок, в страшных мучениях: вслед за своим возлюбленным Учителем показав нам, что значит действительно любить своих братьев по вере.

"Потом он рассказал о факирах, буддизме, индуизме - и наступлением этих дьявольских религий на христианство. Дошло уже до того, что многие монахи в монастырях медитируют, а не молятся. Очень убедительно Серафим рассказал о том, что всё это от лукавого - от дьявола. Как бывшему поклоннику всей этой эзотерики, мне показалось очень убедительно. Все эти религии раздувают гордыню, в них действует "научное знание" - в них все логично и понятно, нет места вере. А человек там метит на место Бога. И про медитации - что они непохожи на молитвы - мозг отключается посредством "технических" средств - дьявол только так может манипулировать сознанием".
----------------------------------------------------

Аналогично, с медитацией. Медитация это метод, а никакой метод сам по себе не может быть плох или хорош, но таковым его делает лишь интенция (намерение) пользующегося им человека. Ведь что есть молитва? - как не наше отношение к Господу, как к живому реально возле нас (и в нас) присутствующему Лицу, через наши память, мысль, желание, чувство, стремление, действие. Если этого памятования живого присутствия Господа не будет в нашей молитве, то она перестает быть таковой, становясь лишь мертвым психо-физическим актом, подобным брюзжанию заевшей платинки.
------------------------------------------------

"Потом очень интересно было прочитать про так называемое "харизматическое" движение в пятидесятнических церквях, в протестантских. Автор очень убедительно излагает факты - что схождение так называемого "духа святого" на прихожан, их "говорение на языках" являются результатом введения в массовый транс, медитативной техники: "Харизматическое" движение, претендует на контакты с Богом, но то, что оно нашло способы снискания Святого Духа, излияния Божьей благодати".
-----------------------------------------

То же - с харизматическим движением: плохо не движение (которое, кстати, возникло под действием Святого Духа), а использование в нем некоторыми людьми манипуляциооных методов. Иначе, если быть последовательным, то потребуется сюда же отнести и православие и католицизм и протестантизм и любое религиозное движение, в каждом из которых люди нередко пользуются методами манипуляции.
-------------------------------------------

"А ведь именно Церковь, и ничто иное, Господь наш Иисус Христос основал для того, чтобы через нее посылать благодать людям. Должны ли мы поверить, что ныне Церковь должна быть заменена неким "новым откровением", которое может нести благодать вне Церкви, любой группировке людей, которые могут верить во Христа, но не иметь ни знания, ни опыта таинств, данных Христом, и никакого контакта ни с Апостолами, ни с их преемниками, которым Он заповедовал ясно, что Дары Святого Духа не открываются тем, кто вне Церкви".
---------------------------------------------------

Здесь также впадение в крайность. Еще при Моисее Господь показал, что "Дух дышит, где хочет", когда по повелению Божию Моисей отобрал из своего народа 70 человек, на которых бы Бог излил от Духа Святого, чтобы помочь Моисею управлять разросшимся народом. Оказалось, что Дух Святой сошел на еще двух человек из народа, не относящихся к выбранным Моисеем 70-ти. Моисей , однако, вопреки предложению других, приказал не запрещать этим двум пророчествовать, но более того, присоединил и их к числу избранных.
Аналогичный случай произошел с апостолами Христовыми, когда они сообщили Иисусу о том, что встретили человека, изгоняющего бесов именем Иисуса Христа, и запретили ему, потому что он не ходит вместе с ними за Иисусом. Иисус, однако, им сказал: "не запрещайте, ибо каждый сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня", открыв им таким образом, 1)что хоть человек этот физически не ходит с Ним, но духом соединен с Ним, т.к. "тот, кто не против вас, тот с вами" - по отношению к Иисусу Христу не может быть нейтрального отношения, но только "за" или "против"; 2)что критерием отчуждения от Христа является злословие Его (словом или делом); 3)что даже получивший благодать Святого Духа может ее оттолкнуть от себя и вместо последователя стать противником Христу, как и произошло то с Иудой Искариотом, одним из 12-ти апостолов Иисуса Христа.
Ограждая верующих от подобного взгляда по отношению к действиям Божьим, Господь говорит Никодиму: "Дух дышит, где хочет, и голос Его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа" (И.3,8).
Никакое образование человеческое не может присвоить себе монополию на действия Духа Святого, Бога: ни один, ни несколько человек, ни целая церковь. Церковь создал Бог Духом Святым. Не может создание стоять над Создателем, ибо все, что ни есть в церкви, есть от Духа Святого, а не наоборот.
Ап.Павел не был не только не в Церкви, но был гонителем Ее; более того, 3 года не имел никакого контакта с апостолами даже уже тогда, когда показал себя, как истинный апостол Христа, "призванный не через человеков, но Самим Богом".
----------------------------------------------------

"Великий православный отец XIX века, Феофан Затворник, пишет, что "дар Святого Духа дается исключительно через Таинство миропомазания, которое было введено Апостолами взамен рукоположения"
--------------------------------

Опять крайность. Не исключительно. И Бог это явно показал несколькими яркими случаями. Первые крещенные язычники: сотник Корнилий и его домашние были крещены ап.Петром именно потому, что еще до крещения Дух Святой сошел на них, как и когда-то на апостолов. Филипп, когда крестил евнуха царицы Кондакии, увидел, что когда тот выходил из воды, на него сошел Дух Святой, т.е. также - без апостольского рукоположения.
Более того, и в древней и современной Церкви пророки, целители, чудотворцы делаются волей Бога через излияние на них Святого Духа не только без участия, но часто и без ведения об этом священников и епископов (апостольских переемников) своей церкви. Я даже не слышал ни об одном случае, чтобы по воле епископа через его благословение с возложением рук, кто-то стал творить чудеса или исцелять, а тем более - пророчествовать.
Так что это прерогатива одного только Духа Святого, Бога.
Фраза "Великий православный отец" настораживает на психоманипуляцию через воздействие авторитета. Однако в данном случае, даже если бы это был самый великий из всех великих, то и он не мог похвастать бы тем, что имеет хоть на йоту влияние на Святого Духа.
--------------------------------------------

"...(это форма Таинства, описанная в Деяниях апостолов). "Все мы - кто был крещен и миропомазан - имеем дар Духа Святого... хотя от и не проявляется в каждом из нас".
-------------------------------------------

Интересно, как это можно утверждать нечто, не имея никаких доводов? То, что Святое Таинство Миропомазания сообщает человеку "залог Духа Святого" это факт, но то, что этот дар остается в человеке никак не проявляясь в нем, этого уже нельзя утверждать даже с точки зрения элементарной логики. Каким образом вообще можно утверждать о каком бы то ни было явлении? - только по его проявлениям. Если же таковых не имеется, то и утверждать этого нельзя.
А теперь посмотрим с другой стороны. Положим, о некоем человеке утверждают, что он очень богат, хотя и живет беднее бедняка. Ну что ж, такое возможно. Однако, если этот человек так проживет всю жизнь и умрет таким, а после его смерти, опять же, богатство его никак себя не проявит: никто не найдет его, никто не станет вдруг богат, получив от него наследство. Могут сказать: возможно он закопал свое богатство так глубоко под землей, что его уже никто никогда не найдет. Возможно. Только вот ведь тогда слово "богатство этого человека" теряет всякий смысл: ибо действие его от того, что оно физически существовало, ничем не отличается от полного бездействия, если бы его не существовало вовсе.
Вот именно поэтому еще с древних времен святые отцы сетовали на то, что мало кто из верующих сейчас имеет Духа Святого. Об этом писали еще св.Иоанн Златоуст и св.Василий Великий. А современные подвижники прямо заявляют, что Дух Святой теперь редкий гость среди верующих. Вот так.
-------------------------------------------------

"Финал этой книги таков: "На Западе, можно не сомневаться, благодать Божия была потеряна уже много веков назад".
---------------------------------------

Только что автор утверждал, что "Все мы - кто был крещен и миропомазан - имеем дар Духа Святого... хотя он и не проявляется в каждом из нас", теперь вдруг заявляет, что дар Святого Духа (благодать Божия) не только не проявляется, но уже полностью потеряна и не какими-то отдельными лицами, а целым человеческим конгломератом-Западом.
Мягко говоря, не очень последовательные выводы.
------------------------------------------

"Римские католики и протестанты наших дней и не ведали Божией благодати".
--------------------------------------

Ну, это уже просто сентенция - манипуляция речью, которые очень любят применять политики, но здесь она не совсем кстати.
-------------------------------------

"...так что не удивительно, что они не способны распознать ее бесовскую имитацию. Но увы! успех фальшивой духовности даже среди православных христиан в наши дни обнаруживает, до какой степени и они потеряли понятие о смысле христианства и уже не могут отличить истинное христианство от псевдохристианства. Ибо слишком долго православные христиане принимали как должное драгоценное сокровище своей веры, забывая пускать в  обращение чистое золото ее учения. Многие ли православные христиане знают хотя бы и существовании основополагающих писаний православной духовной жизни, которые учат именно различению между истиной и поддельной духовностью, писаний, в которых описаны жития и учения святых мужей и жен, которые сподобились полной меры благодати Господней еще в этой жизни. Многие ли усвоили поучения "Лествицы" св. Иоанна, проповедей св. Макария, Житий Богоносных Отцов в пустыне, "Невидимой брани", "Моей жизни во Христе" св. Иоанна Кронштадского".
----------------------------------------

"Во многом знании много печали, и кто умножает познания, умножает скорбь", - вспоминаются слова премудрого Соломона. Не многое знание приносит умение "различения духов", но излияние Духа Святого, Которого можно стяжать лишь возлюбив Иисуса Христа через исполнение Его заповедей. По слову Его: "Кто любит Меня, тот исполнит Мои заповеди, и Отец Мой возлюбит его, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам. И умолю Отца и Он пошлет Утешителя, Духа Истины, Который научит вас всему".
Чтение духовной литературы полезно человеку лишь тогда, когда он тем самым творит волю Божью, "ибо воля Божия есть освящение ваше", - как говорит Дух Святой устами ап.Павла.
-------------------------------------------

"И ещё: "Знаменательно, что "харизматическое" движение и "медитация" проникли именно в среду "экуменических" христиан. Характерное для ереси экуменизма убеждение заключается в том, что православная Церковь  не единственная истинная Церковь Христова; что благодать Божия присутствует и в других "христианских" вероисповеданиях".
------------------------------------------

Истинно так, ибо "без Духа Святого невозможно называть Иисуса Христа Господом", - говорит Дух Святой устами ап.Павла. Это же подчеркнула и Божья Матерь в Меджугорье, сказав, что "Благодать Божья присутствует в каждой церкви, исповедающей Иисуса Христа своим Господом".
------------------------------------

"и даже в нехристианских религиях",
--------------------------------------------------

Такие религии слово Божье называет "языками бесовскими".
--------------------------------------------

"что узкий путь спасения, о котором учат святые Отцы православной Церкви, всего лишь "один путь из многих" путей к спасению и что подробности верований человека в Христа столь же малозначительны, как и принадлежность к той или другой церкви. Не все православные участники экуменического движения целиком разделяют эти мнения (хотя протестанты и католики их, несомненно, разделяют); но самим своим участием в этом движении, включая и неизбежную общую молитву с теми, кто имеет ложное представление о Христе и Его Церкви, они говорят еретикам, наблюдающим за ними: "Может быть, то, что ты говоришь,  и верно", - так же, как злосчастный ученик св. Паисия. Ничего больше и не требуется от православного христианина, чтобы он потерял Божью благодать; а скольких трудов ему будет стоить возвращение ее!"
----------------------------------------

Очень во многом о.Серафим прав. Прав в том, что в церквях пользуются манипуляциями людьми; прав, что многие духовные предводители Духа не имеют; прав о разросшимся в современных церквях ложном экуменизме, натурализме и рационализме.
Более того, могу сказать, что он прав в содержании, по сути; так что моя критика скорее относится к его форме изложения, нежели к сути того, за что он выступает. Он просто научен такому языку, пройдя формальную школу "православного богословия" и приучившись к оперированию определенными теологическими штампами.
Он очень симпатичен мне своей горячей верой в отстаиваемую истину, прекрасен жаром своей любви ко Господу Иисусу Христу и Святой Его Церкви. При чтении его работ с желанием прощаются ему все неточности  речи и использование устоявшихся неточных штампов, характерных для православной лексики.
А, если честно, то это один из любимых моих православных богословов, чрезвычайно много сделавший для современных верующих. Верю, что он святой, что молится теперь за нас, за меня, что много он помог мне своей молитвой. Спасибо тебе огромное, святой человече Божий отче Серафиме! Моли Бога и Божью Матерь о нас, к тебе прибегающих. Аминь.
------------------------------------------------

"В святоотческом писании много говорится о том, что монахов дьявол часто прельщает хитро - является в виде "ангела света" и даже самого Христа. Святые отцы часто пишут о понятии "прелесть", которое якобы потеряла римско-католическая церковь. И вот отсюда у меня возник вопрос по поводу Вассулы Райден - а есть гарантия, что у неё это не "прелесть"? Уж больно странный опыт какой-то - ручка, пишущая сама собой. Просто я прочитал столько способов прельщения, что просто диву даешься. Где гарантия, что Вассула - не очередной хитрый трюк? Тем более, что на сайте, где я скачал книгу Вассулы, много говорилось про "христианскую медитацию"
------------------------------------------------

Про Вассулу я тебе уже написал и довольно подробно. Найди это письмо и перечитай еще раз повнимательнее. Бес не может цитировать Евангелия. Не может человек без Духа Святого писать так мудро и признаваться в вере и любви к Иисусу Христу и Его Матери и пр. и пр.
------------------------------------------------

"Мариамская молитвенная группа, другие молитвенные группы - немного похоже на сектантство... Зачем какие-то молитвенные группы, когда есть целая Церковь?"
----------------------------------

Люди отличаются друг от друга не только психофизиологией, но и пережитым опытом, и средой обитания, и тем, к чему они больше тянутся. Ничего дивного нет, если они поэтому по каким-то признакам собираются в группы. Это живые люди. Находясь в родственной группе, они легче раскрываются, искреннее радуются, с желанием общаются. А взрыв радости и воодушевления, как открыл то Господь Габриеле Босси, и является для Него Алтарем.
---------------------------------

"Справедливы ли нападки православных на католиков? Или нет? Ведь, как я понял из жизнеописания монахов, прельститься так легко - дьявол тоже поначалу дает приятные легкие ощущения....

И так ли уж сильны разногласия православия и католиков? Я так понял, что они заключаются в следующем:

1. В Символе Веры - у православных Святой Дух исходит только от Отца, а у католиков и от Сына.

2. У РКЦ - чистилище, у православных - воздушные мытарства. Серафим пишет, что Чистилище - эдакая юридически выхолощенная истина, как это водится у западников. Что воздушные мытарства описаны в житиях святых - многие через них проходили и возвращались по попущению Божьему.

3. Про Деву Марию у них какие-то разногласия. По поводу непорочного зачатия, если я не ошибаюсь.

С одной стороны, серьезные моменты, а если копнуть глубже в суть явлений - схоластика мертвая".
-----------------------------------------------

Существенных различий нет. Об этом, также подробно, я тебе уже писал: тебе это проще найти в своих письмах, чем мне опять тебе это повторять.
------------------------------------------------

"Так плохо от этих мыслей и избавиться не могу. Знаю, что всё это полная чушь, но не могу освободить голову полностью. От этого даже сердце задеревянело, молиться искренне не могу. Нет, в вере во Христа я не поколебался, но мысли мучают: "Почему Николай Павлович говорит, что иноческая литература не созвучна нашему времени? Ведь Евангелие созвучно до сих пор..." И прочие мысли".

---------------------------------------------

Иноческая литература и писалась, в основном, для иноков, хотя в ней есть и общие для всех вещи. Именно поэтому ее и стали читать все. Однако очень прав св.Игнатий Брянчанинов, что то, что написано для монахов может быть очень вредным для мирянина, т.к. условия жизни у них совершенно разные.
А Евангелие Господь проповедовал для всех людей без исключения. Это всеведующий и всемогущий Бог и совершенный человек: не просто человек, рожденный от человеков.
--------------------------------------------------

Ты на себе испытал то, о чем я предупреждаю в записках. Хорошо, что понимаешь. Хорошо, что знаешь. Это также благодать Божья, подаваемая через Божью Матерь. Благодари Его, Господа нашего Иисуса Христа, и Пречистую Его Матерь, это Она выпрашивает для нас такие дары и облегчения. Она и есть Доброта.

Скажу тебе вот что. Написал я "Повесть длиною в жизнь" именно потому, что в христианской литературе очень мало книг о жизни во Христе Иисусе для обычного человека. Было это еще лет 30 назад, когда мы с духовником обсуждали эту проблему. Господь через него благословил меня на этот труд. Написано самое важное. Имеется еще столько же в рукописях.
Я, Саша, перечитал очень много из того, что предлагалось и продолжает предлагаеться обычному верующему (мирянину). И могу сказать тебе по собственному опыту: жить нужно духом, а не писаниями людей, хотя они часто и помогают нам.

Вывод такой. Я хотел, написав "Повесть", оградить детей своих от догматического использования "духовной" литературы. Такое ее использование очень вредит человеку и об этом у меня много написано: конкретно и на примерах - без богословствования и теоретизирования. Не думай, что это мое - нет, это дар Святого Духа моим детям, по молитвам моих духовников о.Георгия и о.Евстратия.

То, что ты теперь испытываешь, есть яркая иллюстрация к этой "Повести": там много предостережений по этому поводу, нарушая которые, ты и испытываешь то, о чем там написано. Живой пример на самом себе. Вот так.

Имея в руках свежий хлеб, жуешь старые черствые сухари и жалуешься на боль, которую при этом исытываешь.

Всего доброго, дорогой Саша!

Привет Юлии и деткам Ксюше и Оленьке.

Благодати желаю тебе и всей твоей семье в познании Иисуса Христа, Господа нашего.

Привет Юлии и деткам Ксюше и Оленьке,

НПК.

В начало переписки: http://www.proza.ru/2010/09/06/698
Продолжение: http://www.proza.ru/2012/09/27/676