Салазки на тот свет

Елена Филипенко
«Почитай отца твоего и мать твою, (чтобы тебе было хорошо и) чтобы продлились дни твои на земле…» Одна из заповедей, данная людям через Моисея. Слышите, славяне? Чтобы было хорошо! От уважения к родителям зависит долгота дней на земле! А что у нас? Посемейно и на государственном уровне?

Полистаем историю. Древнегреческий историк Геродот, 5 век до н.э. пишет:
– Никакого предела для жизни человека они не устанавливают. Но если кто из них доживает до глубокой старости, то все родственники собираются и закалывают старика в жертву, а мясо его варят вместе с мясом других жертвенных животных и поедают. Так умереть для них – величайшее блаженство. Скончавшегося же от какого-нибудь недуга они не поедают,  но предают земле. Считается несчастьем, что такого покойника нельзя принести в жертву…

I век н. э . в свидетельствах Андрея Первозванного, путешествующего из «варяг в греки», названа «страной человекоядцев».

В ХIII столетии миссионер-францисканец Гильом Рубрук дополняет в книге «О разных народах тех стран и о тех, кто имел обычай есть своих родителей»:
– По чувству сыновней любви, они не признают для них другой могилы, кроме своих внутренностей. Теперь, однако, они это оставили, так как стали возбуждать отвращение у соседей. Однако они все еще делают красивые чаши из черепов родителей, чтобы при питье из этих чаш предаваться воспоминаниям…

Отсюда пошло выражение «поедом ест».

Древнерусские летописи, XI век, Киевская Русь:
«…волхвы избиваху старую чадь по дьяволю наоученью».

«Есть старый – убил бы его, нет старого – купил бы его» - старорусская пословица, указывающая на языческие ритуальные убийства стариков.

Великий князь киевский Владимир Мономах горевал, что приступает к своему «Поучению», сидя на санях. В дохристианской Руси не ждали смерти стариков, немощно ожидающих ее в постели, а усаживали зимней ночью полуживых на салазки и сталкивали в глубокий овраг. Таким образом - провожали «на тот свет». До сих пор живо выражение «навострил салазки», уходящее корнями в глубокое прошлое.

Христианство остановило этот страшный обряд, научив почитанию родителей на Руси, предлагая заботиться, молиться о здравии и спасении отцов и матерей, благословляясь от них на брак и здоровое продолжение рода.  Почитались и старейшины, на которых возлагались государственные обязанности, прося для них мудрости. Напрямую виден расцвет благосостояния страны того времени…

Когда я путешествую по России и Украине, удивляюсь – столько пространства: поля, реки, леса! Столько природных запасов и при этом нищие деревни и тусклые города! Может быть причина в том, что на территории этих государств совершенно не уважается старость? Я не касаюсь «избранных», по ходу занимаемых должностей обогатившихся на незаконных услугах, а сейчас законно получающих достойные пенсии из государственной казны. Большинство же тех, которые с искренней надеждой строили светлое будущее своим детям. Они оказались сегодня в бедственном положении, обреченные на полу нищенское существование и страхом перед непомерной ценой за услуги на достойное захоронение. Слышите? Даже умереть страшно! Дорого «салазки на тот свет» обходятся! Государству не нужны старики, это понятно – обуза бюджету, но не нравственно. А так хочется жить в высоконравственной стране, где "поедом не едят" стариков государственные мужи, принимающие решения о пенсиях!

Люблю евреев как хранителей мудрости ниспосланной Свыше. В давние века собирались всем обществом, от царя до ребенка, и горько плакали, сетуя пред Богом о своих грехах и предков, получали прощение и благославлялись на дальнейшее процветание. Может и нам пора призвать «старейшин» на покаяние, напомнив, что молодость всегда заканчивается старостью, а вечная летопись хранит историю страны и мечтается о многом счастье нашим детям и внукам?