Автопортрет

Анатолий Ефремов
                Анатолий  Ефремов
               
                Автопортрет.

Мой бойкий, звонкоголосый, обаятельный корреспондент 27 из Ангарска удивил помещённым на его, т. е. корреспондента, страницах в Прозе «Отзывах» на эти самые страницы. Любопытный опыт. И почему бы, по следам этого опыта, не выставить на «всеобщее» обозрение мой «Автопортрет»? Не думаю, что я Колумб в этом деле, ведь на Прозе никак почти 150 000  регистрантов. Но, «если я чего решил-выпью обязательно». И начну, благословясь.

Рецензия на «Некоторые полезные советы новичкам сайта прозы. ру» (Леонид Маслов)
 
Отличные советы опытного новичку. Раньше, да и сейчас, совершенно не думал-не гадал о баллах, рейтингах, "кликушах", и др. Наверное, всё это важно, и совсем не стыкуется с моим скромным намерением использовать "Прозу" для того, чтобы "переправить" мои, по большей части, "семейные " мемуары многочисленным друзьям, разбросанным по миру ветрами истории. Эта часть успешно выполнена, но, поневоле, стал интересоваться вначале мемуарными страницами на "Прозе", к которым присоединились наизбежно и другие. И вот тут-то не удержался от комментариев, да и невозможно удержаться от них, когда читаешь такое, что берёт за душу. Поэтому и число комментариев моих во много раз превосходят отзывы на мой "опус". И теперь буду вдвойне рад, что они приносят "баллы" тем, кто близок мне по духу, кто заставил задуматься и по-другому посмотреть на мир, на людей, историю народа и страны. Но, что правда, то правда, каждому автору не безразлично, как будет встречено его "творение", и здесь то баллы, рейтинги, "кликуши" станут важными в распространении написанного, будь то новичок, или маститый литератор. Лишь бы это было свободно от конъюнктурных мотивов, и определялось только ценностью авторского наследия.
Спасибо за Ваш проницательный труд.

Рецензия на «Проза. Ру как горький упрёк нынешней России» (Фаршид)

Неискушённый новичок, невольно забрёдший на "Прозу.ру" испуган внезапной возможностью попасть в "вонючее болото" этого "беспризорного выродка". А как вначале-то радовался, "чайник" я, перебирая широчайшие разделы "Прозы"! Тут тебе и формы малые и крупные, и, возможно, узкие и широкие, хочешь-вползай, а имеешь что сказать-рули на "Мерседесе". И поэзия, юмор, публицистика, литкритика, любые жанры... Не забыты и дети!А какое море авторов! И миллионы публикаций! Да это же рай земной, сиди, и перебирай всё в твоём любимом разделе. Да ещё и с возможностью общаться напрямую с авторами, и самому что-нибудь пропищать по поводу их творений, заподозренных в "вырождении авторского творчества в нынешней России". Бежать, бежать..., но, боюсь, увяз уже в этом болоте, и обратной дороги нет. Но теперь хоть прикроюсь каким ни на есть щитом от "грязи социального дна", ну, а "оградить себя от тяжелейшего духовного урона", которое угрожает "всему российскому обществу" скорее всего не удастся, и не только по той причине, что я человек без паспорта и Родины (ЧБП и Р), но ещё и потому, что я волен читать, что хочу, а уж выбор чтива всегда остаётся за мной.
Уважаемый Фаршид,
редкий Вам дан дар владеть словом, и желаю, чтобы не оскудел Ваш талант с такой силой озвучить свою позицию. Успехов Вам!

Эта давняя рецензия исчезла из общего авторского списка, где помечены 39 их, но в наличии оказалось только 36.Остальные, повидимому, не устроили автора и сработала кнопка "удалить". Теперь "Автопортрет" рецензента остался единственным свидетелем его реакции на это произведение замечательного философа слова. И,кстати, "Эффект антимагнитского закона" этого же философа исчез из его вместительного авторского "чемодана", и  скорее всего, с помощью всё той же кнопки, но "Автопортрет избранными мазками" рецензента не подвластен этой кнопке. "Береги платье снову, а честь смолоду".

Анатолий Ефремов
Рецензент


Рецензия на «Так жить нельзя! Тогда может конституцию изменить?» (Петр Евсегнеев)

"Надоело выживать в родной стране...Терпению пришёл конец...Страна расколота...Толпа превращается в народ...Власть оторопела..." Пожалуй, так всё и есть на самом деле, и внятно высвечивает позицию автора-
позицию гражданина великого государства, искренне обеспокоенного будущим своей родной страны.
А вот изменения Конституции никак не могут начинаться со слова "Если", и, как думается, именно это и есть ключевая проблема России.
Если присмотреться к сегодняшнему дню, бросается в глаза бездумное копирование западных стандартов, и в образовании, телевидении, рекламе, кино, интернете, набитом англоязычными терминами, которые уже во-всю крутятся и в обиходном , и в литературном языке, так, что и понять уже становится трудно, о чём речь. Не исключением стала и Конституция с жалким копированием президентской формы правления. Сразу было ясно, что всё закончится традиционной для России диктатурой (самодержавие, «пролетариат», то бишь, вождь всех народов, а теперь и президент), и единственный исторический шанс навсегда покончить с самодержавием был упущен после истинно Великой бескровной Февральской революции 1917 года. И если городская, прежде всего московско-петербургская, толпа, которая станет народом , выйдет на улицы с лозунгами "Долой президентское самодержавие" и "Да здравствует парламентская Россия", то и полиция, и ОМОН, и армия, и даже ФСБ встанут под эти лозунги. И это уже было в феврале 1917. И конституция парламентской России, без всяких "если", наконец-то покончит с президентской олигархической диктатурой, и абсолютно бескровно.

Рецензия на «Мимолетности... Мужская история» (Ксана Дюкс)

Женщина-профессионал, женщина-писатель...Герой рассказа был обречён на узнавание мужским корпусом, посетившим страницы автора. Узнаванием не 100% себя, но всё-таки узнаванием. И откуда же молнией блеснувшее-"пасть порву", и еще, более сильное- "беззащитность"? Это же "Белый танец", или "дамы приглашают кавалеров". Неисчерпаемы, неисповедимы мысли и чувства этих женщин, и "как прекрасен этот мир", когда обязательно, где то рядом, такие женщины. Эй, вы, мужской корпус, удивитесь, оглядитесь внимательней вокруг.

Рецензия на «Ты меня помнишь» (Ирина Чеботарь)

Красиво, изысканно-точно, с большим знанием дела, современная сказка из трёх серий, из которых первая наиболее впечатляет. А какой язык! Чудо, что за язык! Неужели же это "дар напрасный, дар случайный?" И почему? Может, потому, что прочитал с удовольствием, а потом…, задумался сижу, а в голове отчего то:

"Братья! Вы наши плоды пожинаете!
Нам же в земле истлевать суждено...
Всё ли нас, бедных, добром поминаете
Или забыли давно?"

Рецензия на «***» (Эколог-Наш Ответ Обаме)

Красиво, завораживающе, разумно и наивно, и переплетено редкими по образности стихами, как раз для русской души, и...что это? Докторская на степень доктора философии? Крик души, пытающейся выбраться из под пресса "дикого капитализма"? Боль человека, предвидящего надвигающуюся на мир катастрофу? Или нетривиальное желание увидеть, наконец то, замшелую Россию в лидерах цивилизованного мира? Панславянизм? Божественное в неразберихе сегодняшних будней? И..., и..., и...
Ну, Обама, ну, злодей, и здесь успел опередить Россию, призванную ПЕРВОЙ решить эко-сверхзадачу. А эта эко-идея всё-таки переплелась с убийственным техногенным варваром в виде рубля, как крутого всемирного источника получения прибыли. И здесь же романтический идеализм, и запах классиков утопического коммунизма, и совесть, которую никогда не будут иметь власть предержащие (вспоминаю Шекспира), и лёгкие географические недоумения (водопровод Байкал-Сев. Китай через Среднюю Азию и Афганистан. Куда же это? Неужели в Индию?). А "социальный лифт"? И очень тонкое "никогда не увидеть нас, прикованными к вёслам на галерах"? Не только видим, но это уже запатентовано!
Прекрасный, гуманный, разящий наповал призыв к миру и человечеству, да еще и выложенный мыслями и рукой блестящего мастера слова. Ах, когда же люди воспримут хотя бы малую частичку его мятущейся души!

Рецензия на «Мешок» (Алекс Лерни)

Глянул как то, кто там отважился поворошить мои "семейные" страницы. А это кто? Вроде, "француз". А это что? "Мешок". Ну, мешок и мешок, а любопытно, что же такого можно про мешок? Открыл...и-провалился...,и…улетел, и-очутился у магазина "Светоч".
Братья и сёстры! Не мешок это, а капкан-из славного детективного сюжета, искромётных динамичных диалогов, тонкого юмора, и ещё чёрт знает чего, что захватывает и держит, до самого магазина "Светоч".
Потеснитесь, литературные тяжеловесы! Теперь среди вас русский "француз".

Рецензия на «Женщины города детства -2» (Яна Голдовская)

Цикл мемуаров Яны Голдовской, как костёр, с дрожащими неровными языками пламени, и с искрами, вылетающими то поодиночке, то ярким плотным столбом.
Давно это было, жарким летом. Сидел на кошме перед юртой, костёрчик неспешно нагревал воду в котелке, и река под горой перекатывалась грозно, и белоснежные пики гор отсвечивали в свете огромной луны. Седобородый аксакал пел что-то непонятное своё, подыгрывая на комузе. "О чём поёт он?"-спросил я. И мне объяснили, что поёт его дуща, и он вместе с нею о том, что видит перед собой сейчас, и о том, что запомнил из прошлого, и что будет, когда настанет зима, а потом опять придёт лето.
Вот и вспомнилось мне та летняя ночь, когда прочитал мемуары Голдовской.  Душой своей наполнила она эти страницы, трепетной, любящей, не оставляющей никого равнодушным.

Рецензия на «14. Конец войне» (Вадим Прохоркин)

Простой, краткий, но такой выпуклый стиль изложения, литая проза! Яркие, впечатляющие картины давно минувшей военной поры, неоценимый литературный вклад в историю нашего народа, нашей страны. Как же велика Россия талантами, оставляющими неисчезающий след страницами мемуаров, подобных этим.
P.S.
Уважаемый Вадим!
Редкая удача и случай привели меня на страницы Ваших удивительных по содержанию и изложению мемуаров. С детства не приученный к слезам, чувствовал, как и слёзы, и грусть, и восторг смешались в душе. Наверное, ещё и потому, что Вы, неожиданным для меня образом, рассказали, что же было до моего рождения. Я всегда мучился этим вопросом, и вот, теперь, узнал! И более того- увидел мою бабушку в вашей бабушке Клаше, и швейную машинку-кормилицу, и идущие через казахстанскую станцию воинские эшелоны, и босоногого мальчишку в облаках дорожной пыли... Мой старший брат был лет на пять моложе Вас, а ваш брат Виталик-мой одногодок. Но, дальше-больше. Частушки не для печати, детские походы в кинотеатр на "Путёвку в жизнь", химический карандаш на ладони в хлебной очереди, отключение электричества в бараке по вечерам, и дом бревенчатый двухэтажный,и даже, не удивляйтесь, гимн Сагайдачному-как будто всё это прошло рядом с Вами и со иной. Но самое, самое удивительное-Ваше эвакуированное отрочество прошло совсем недалеко от моего впервые осознанного детства. Ваша Шемонаиха на усть-каменогорской ж.д. ветке в Казахстане, а моё Уш Тобе на параллельной линии Семипалатинск-Алма Ата. Все эти места и время я попытался описать в своих мемуарах "для семейного пользования", которые, под давлением моих детей и американских внуков, появились на "Прозе.ру". Глубоко убеждён, что Ваш литературный талант и редкая память прошедшего времени и событий никогда не останутся незамеченными, будут нравственным ориентиром, и не только для "детей войны".
Крепкого Вам здоровья.

Рецензия на «Снежный король безумного века. Легенда о поэте» (Любовь Сушко)

Разве это не большое искусство-чутким словом унестись в другой мир, открыть плотную дверь прошлого, чужой, неведомой жизни и судьбы, и показать всё это сегодня, совсем в другом веке. Искусство, переплетённое любовью.  И…Любовью.

Рецензия на «Маргарита воскресла. Миф о романе века» (Любовь Сушко)

"Хотел воды я зачерпнуть, и зной, и битва   у..." Нет , нет, не "утомили",
УТОПИЛИ!

Рецензия на «Отзыв на произведения, возбуждающие душу» (Елена Морозова 27)

Невозможно не присоединиться. Хотел сказать, но стало поздно.

Рецензия на «В стране Брехляндии» (Инна Овчинникова)

Лукавый "эзопов" язык, и расходятся круги во все стороны, только не на воде. Откуда, из каких глубин, это редкое сочетание "живого" слова, и не только в прозе, но и в стихах? А стихи! Всё та же завораживающая поэзия чувств и мыслей. О, великий и свободный русский язык! Только ты остаёшься свободным, и, возможно, последней надеждой, которая сможет изменить любую душу. Особенно, когда этот язык во власти настоящего таланта.

Рецензия на «Любовь и секс глазами разных женщин» (Ила Опалова)

Вроде бы просто, незатейливо, но какая глубина в одном направлении, и простор для размышлений-в другом. Перпендикулярные жизни и судьбы-и как всё выложено! Но уже знаю, кем. Потому и не удивляюсь, другого и не жду.

Рецензия на «Русская рулетка» (Ила Опалова)

Блестяще! И других слов нет! Или, может, эти:" ты, Россия моя, с чем тебя мне сравнить?" А с чем же сравнить этот задорный, плещущий в разные стороны, язык и стиль изложения? Нет сравнения, и только чудным звуком рассыпаются слова, слова, слова...

Рецензия на «Полонез» (Андрей Мурашко)

Фонтан...,нет , фейерверк, и цветной, но только не ковёр-он плоский.

Рецензия на «Первая Любовь» (Павлова Вера Калиновна)

Легко, свободно, как пальчиками по клавишам пианино-и девочка моих школьных лет появляется, робкая, застенчивая, со своим трепетным миром, который для меня всегда был такой тайной, и вот теперь-узнал.

Рецензия на «Когда я жил в стране детство. глава 3. печка» (Николай Гольбрайх)

Не часто встретишь такое редкое сочетание - "стихи и проза", если не вспоминать Онегина и Ленского. Но тех ведь всё-таки двое, им можно быть разными.
Но здесь особый случай, и трудно отдать предпочтение то ли жёстко выстроенной гражданской лирике автора, то ли его задушевным детским полуснам, то ли неистребимому "израильскому" юмору. Всё вместе-образ времени, пространства и памяти.

Рецензия на «Шахова драма» (Ията Мбыл)

Какой блеск! Моя жена, польская "хохлушка", каталась со смеху , читала, перечитывала, и опять читала, а потом и говорит: "ията мбыла". Теперь будет читать ВСЁ, и я вместе с ней. Может, и наизусть выучит (украинский её корень по матери в Россоши).

Рецензия на «Комплимент» (Михай)

Светлана! Михай! Что за наслаждение прыгать по вашим ступенькам: вверх-вниз, вверх-вниз, и никогда в сторону, разве что, ещё раз взглянуть на Вас, босоногую. А ступеньки-то узкие, то широкие, но никогда не скользкие, добрые и внимательные, выложенные искусным и хитреньким мастером.
Тороплюсь...ещё раз
Взглянуть на Вас.

Рецензия на «Спасите наши Души! Последнее свиданье» (Любовь Сушко)

"Услыште нас на суше, наш SOS всё глуше, глуше. И ужас режет души..."
Невозможно не услышать этот стон, и ужас, так, казалось бы, просто, но ярко и впечатляюще, выплеснутый душой, редкой по способности воспринимать и передавать мир людей, событий, времени. Чувствую, что огромный литературный пласт автора теперь поглотит моё время, и дай то Бог! Сколько же "открытий чудных" ждёт меня впереди!

Рецензия на «Нам жить нельзя без строгих понуканий...» (Соловьёв Сергей Савельевич)

Ах, Россия, Россия, Русь, "птица-тройка".Не имеешь ты права исчезнуть, эти стихи не позволят.

Рецензия на «Исповедь 3» (Талия 2)

"Не пробуждай воспоминаний, минувших дней..." Как можно, простыми человеческими словами выразить "души истерзанной мученья"? Да вот они, эти слова, эта душа, и неистребимая вера в будущее. Такое встретишь, задумаешься, поклонишься...

Рецензия на «Лебеди» (Полина Ясная)

Капают хрустальные капельки-кап, кап ... И ни одна не пролетит мимо, и сидишь, задумавшись- это было? Было, было...Только пронеслось, и не остановил.

Рецензия на «Дневник V-35 Мощный океан жизни плещется во мне» (Галина Ларская)

Ваши тексты "читать глазами" невозможно, и хочу, чтобы Вы это знали. А ещё, ваша задумчивая речь, и мягкие интонации и, "девочка пела в церковном хоре"-редкая, незабываемая встреча. Благодарю...

Рецензия на «Война 1812 года. Скифы, Галлы и Тевтоны» (Анатолий Гриднев)

По дням, по часам, по минутам... Словно часы переместились на 200 лет назад, и я вместе с ними. А какой язык! Закружило, заворожило, а вот и последняя страница. Так, за один присест. Сказать "понравилось"-это так мало, но другого не предусмотрено . Спасибо, спасибо...

Рецензия на «С рождеством! с рождеством! милый мой, с рождеством!» (Виктория Всесвит)

Тонко, изысканно, прозрачно-как и положено для настоящего таланта.

Рецензия на «Моё изменчивое Я» (Наталья Ладнева)

Мастерская, блестящая игра словами-и вот он, образ!Насторожитесь!

Рецензия на «Кот, Петух и Лиса. Сказка для взрослых» (Антон Рысаков)

Детский цикл выше всяких похвал, а здесь...Что сказать? "А в попугаях-
то я значительно длиннее?".

Рецензия на «Его бронепоезд. Сага 1-2» (Влад Вол)

"Глаголом жги сердца людей"...

Рецензия на «Тайны Бабырхана. Часть 5» (Анатолий Мальгин)

Здравствуй, земляк, здравствуй! Как тесен мир, что встретил тебя (думаю, не обидишься на "ты", ведь я много старше, да, к тому же, земляки ведь). Мои алтайские дни и ночи упрятаны в далёкую память, и так приятно окунуться в алтайскую природу, кусочки быта, разговоры, да ещё и так славно изложенные, что как будто сам только что побывал в этих местах. Спасибо за радость встречи с моей родиной, которую я, как видно, потерял.

Рецензия на «Как гниет рыба» (Артем Кресин)

"Не было гвоздя-подкова пропала. Не стало подковы-лошадь захромала. Лошадь захромала-командир убит, конница разбита, армия бежит. Враг вступает в город, пленных не щадя-потому, что в кузнице не было гвоздя".
Удивляюсь Вашей памяти и редкому нестандартному взгляду на окружающее. И язык Ваш редкостный, как крупные, свинцом налитые капли-падают, падают, и каждый раз заставляют невольно вздрагивать и оглядываться -где мы? что с нами происходит? что же это было, и совсем не так давно? Аресты, ГУЛАГ, детдом...Редкие по содержанию и смыслу мемуары. Спасибо за Вашу память и труд.

Рецензия на «Про девочку Лиду - 3» (Сергей Сусоколов)

Вот она, как живая, деревня Чернушка! А я-то думал, что Чернушка одна такая на белом свете, пермская, родина моего отца. И понятно, почему мне часто снятся какие-то деревушки, хотя "сам себя считаю городским теперь я". Незнакомое время, незнакомый быт, люди, река, гуси... Как выразительно и точно!

Рецензия на «Бедная, бедная Оленька» (Вячеслав Репин)

"Стихи и проза, лёд и пламень"... Многое Господь вложил в Вас, и так хочется, чтобы Вы знали это, не расплескали, и были осторожны, но и решительны. Слово лечит, слово ранит... Да мне ли Вам об этом говорить?

Рецензия на «Поэту» (Вячеслав Репин)

Браво, браво! Какая молния!

Рецензия на «Осень, Пушкин, Электричка» (Вячеслав Репин)

Легко, талантливо, искристо...Теперь прочитаю всё.

Рецензия на «Телефонное право» (Владимир Заславский)

Как в капле воды, скупо, просто, и так осязаемо ярко обычные будни, обычные действа, но вся суть исчезнувшей в небытие, страны. "Партия наш рулевой".
Рецензия на «Есть Бог на свете…» (Борис Берлин)

Слов нет, и только бьётся одно-Бог есть! И все мы дышим, ходим, думаем, чувствуем, пишем-и всё под ним. И прочитанное только что не забудется никогда, тронуло душу, и многое теперь видится по-другому. Спаси и сохрани творение своё, Господи!

Рецензия на «Это было под Севском. ч. 2» (Ольга Антоновна Гладнева)

Дорогая Ольга Антоновна,
Безмерна моя благодарность Вам, так неожиданно встреченной на "Прозе.ру" и поразившей отточенной, яркой, достоверно переданной со слов малолетней свидетельницы, картины чудовищных по жестокости картин военной поры. Возможно, найдётся ещё что-нибудь, похожее на эти воспоминания, но Ваш, казалось бы, такой простой язык, как нельзя лучше трогает душу. Обыденные ужасы, или ужасные дни и ночи людей, оказавшихся под пятой врага, а потом и между двух огней-едва ли не единственные сегодня свидетельства, запечатлённые мастером слова. Спасибо за Ваш труд!

Рецензия на «Мой друг Вовка. Окончание» (Майя Аргамакова)

Какие люди! Какие судьбы! Какое время! Уникальные, редкие по откровенности, мемуары.
"Над землёй летели лебеди солнечным днём".

Рецензия на «Глава 15. Рыбацкое. Школа 333» (Майя Аргамакова)

Крупными разноцветными мазками уникальной для маленькой девочки памяти выткано полотно такой, казалось бы, индивидуальной, но очень похожей на многие другие, судьбы. И как это ценно, позволяя окунуться в довоенное, военное и послевоенное время, которое так часто сейчас смазывается и передёргивается. В угоду кому? Каждый ответит на этот вопрос по-своему, особенно, если тексты мемуаров, подобные этим получат достойное распространение. "Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу".

Рецензия на «Одноклассники. 1941» (Рагим Мусаев)

Прочитаешь, и появляется, хоть и слабая, надежда, что не развалится Россия, и выстоит под натиском "дикого" капитализма. Где вы, россияне, похожие на своих дедов? Именно такие мемуары, оставленные в наследство нынешней молодёжи, должны нескончаемой вереницей не сходить с экранов телевизоров, газет, эстрады.. Однако, "жёлтый дьявол" силён и не дремлет. Спасибо, Рагим. Побольше бы таких, как ты!
P.S.
Прости за "ты", но я постарше, а моему отцу-фронтовику было уже 41 когда началась война. Память о нём и забросила меня случайно на Прозу.ру.

Рецензия на «Иммигрант» (Владимир Заславский)

Автобиографическая повесть Заславского интересна и поучительна. Особенно поражает, как этот еврейский, ещё не достигший 17-ти лет мальчик, после школы отважился отправиться на северную "целину"! Велика была вера в торжество коммунизма у многих советских людей!

Рецензия на «от трех до семидесяти пяти 1. 22 июня 1941г» (Дмитрий Тартаковский)

Уважаемый Дмитрий Фёдорович!
Как же мне повезло случайно увидеть Вас среди читателей небольших отрывков моих мемуаров, которые предназначались только для "семейного пользования", но, по настоянию моих детей, внука и внучек, появились на "Прозе.ру". Я только краешком своего раннего детства захватил военное время, и был бесконечно зачарован Вашей памятью, точными и уникальными для сегодняшнего дня подробностями той поры, описанными просто, но так выпукло, что захватывает дух. Нисколько не сомневаюсь, что Ваши мемуары навсегда войдут в исторический литературный фонд нашей страны. Такое встретишь не часто. Спасибо Вам огромное, и крепкого здоровья!

Рецензия на «Бушует Ветер в белом поле...» (Елена Морозова 27)

"Слыхали ль вы...свирели звук..." Если не слыхали, то послушайте, не пожалеете. Любовь к жизни, свету солнца, родному краю, и...свирели звук.
Незабываемо.