В 1997 (98?) году в Омске на конференции «Россия и Восток», на одном из круглых столов местный аспирант-кандидат произнёс это, тогда ещё лишь становившееся модным словечко «титульная нация». Резало слух. Вроде бы даже вполне научно и корректно звучало. Раз есть национально автономные республики, то какая-то из многочисленных национальностей, там проживающих, должна быть титульной.
Но что-то в этом термине «воняло», каким-то антироссийско-либерастическим говнецом.
Русский – прилагательное, то есть, как это понял даже Митрофанушка: оно должна прилагаться «как батюшка к косяку». Полное словосочетание: «русский народ», «русское государство», «русским духом запахло» - у Бабы Яги.
Русь появилось как название государства Рюриков, его дружины. Большинство городского и служилого населения этого государства говорило на славянском языке. Это был самый распространенный язык. Финно-угорские языки, несмотря на родство, не так близки, так что языком межнационального общения для князей, купцов и племенных вождей разных народностей этого государство был славянский язык. География распространения славянский языков и сейчас очень обширна (Югославия, Болгария Чехия, Словакия, лужицкие сербы в Германии), но в древности славяне населяли территории до Эльбы, Австрии, существует гипотеза славянскости этрусков. Но нам интересен факт, что колбяги (прибалтийское племя), чуваши (тюркское), меря (финно-угорское) и также славянские племена до Рюриков назывались на свой племенной лад. Славянские племена вятичей, кривичей, славян, полян, северян, древлян, дреговичей также не назывались до Рюриков «русскими»: латыши до сих пор называют русских криеви, а эстонцы вене (вятичи). «Русский» - прилагательное от названия «Русь». Рюрики со своей новгородской дружиной называли себя русь (рось), где у/о - чередование гласных, характерное для западных славян (по источникам древнерусской литература Рюрик был призван в Великий Новгород со своими братьями Синеусом и Трувором из Пруссии). В польском языке мы встречаем часто «у» на месте обычного в нашем языке «о», например, Зеленая Гура («зеленая гора»). «Рось» происходит от естественного славянского корня рос, который каждому изучавшему русский язык в школе известно чередование корней рост, раст, рощ. Такие города, как Ростов, имена как Ростислав связаня с этим корнем. Этимологи вам покажут, что корень «род» - эта та же вариация рос/рост. То есть слова «род», «родовитый», «благородный», «родня» - всё это однокоренные слова не только слова «род», но и слова «рось». Государство Рюрика была первым государством здесь на этой земле, которое, конечно выросло из локальных племенных союзов. Организация всех первогосударств происходило посредством сакрализации некого «героического рода» осуществившего собирание племен и практически защитившего союзные племена от внешней агрессии. «Рось» не обнаруживает следов своего первичного этнического генезиса, русские произошли после образование государства Рюриков. А Рюриковская дружина была первоначальной «росью», в смысле «федералы», как говорят сейчас, или большевики как говорили при установлении Советской власти. Великий, княжеский «род/рось» всегда и везде был первым принципом с создания государственной социальности. Племена объединялись вокруг войска великого вождя, сподвижники такого вождя были его родственники (дети или братья) или побратимами. Вся такая военная машина (дружина – в русской истории) была одним великим Родом, то есть, Русью. То есть слова Русь и Родина являются этимологически однокоренными. Рабочий термин «рось» в значении «союз родственных племен» превратился со временем закономерным образом в этноним рос и топоним Русь.
«Русские» понималось как, например, нынешний термин «россияне», ещё даже в 17 веке, когда мордвины (финно-угры) протопоп Аввакум и патриарх Никон, назвались русскими. Сергей Соловьев в 19 веке пытается объяснить это как парадокс отсутствия национализма. Сейчас нередко «студент» полагает, что финноугры среди славян – это, что-то вроде индейцев среди англосаксов в Северной Америке. Но отечественные историки всегда прекрасно понимали, что это бред. Ибо финноугры – это мы, сами русские, и есть. Исторические земли меря полностью совпадают с историческими землями великороссов: Ростов Великий стоит на озере Неро. Москва, Нева, Волга, Рязань – финноугорские топонимы. И эта финно-угорская топонимика далеко не заканчивается названием рек и словом «пельмени».
С тюркскими племенами, восточными и южными соседями государства Русь, русское государство слилось позже, ещё позже в Российскую империю вошли Сибирь, Кавказ, Средняя Азия. Хотя их вхождение в единое государство было логичным, геополитические естественным и простым, и скорее напоминало характер «интегрии», чем «империи», потому что у России не было сил эксплуатировать эти народы, у России и её новых подданных был общий интерес - защита от агрессивных соседей. Прибалтийские территории, присоединенные к России, были своим техническим и образовательным уровнем определенно развитие России. Но их «захват» происходил на фоне соперничества России с Германией, Швецией, Австро-Венгрией, он происходил из потребности иметь буфер, а не эксплуатировать эти народы. Надо отметить, что населения всех «нерусских» территорий несло более льготные повинности и сохраняло свою традиционную форму управления.
Но, так или иначе, разноплеменность Российской империи, различие религий центра и присоединенных территорий давали повод для термина «тюрьма народов», вся этническая пёстрота подливала масла в огонь социальных противоречий. Хотя российская монархия пыталась править «инородцами» комплиментарно, не совершая насильственного крещения и обрусения, но по своей феодально-религиозной форме Россия оставалась православной монархией, то есть «религиозно-идеологически» царь не мог управлять «инородцами». Формой управления таковыми была «веротерпимость» и культ России, общей родины.
Большевики, взяв власть в 1917 году, должны были думать об этом аспекте, прямо не вытекающим из марксистской теории. Это была на столько важная, сложная, деликатная тема, что когда появилась статья Сталина, трактующая проблему национализма с марксистских позиций, Ленин воскликнул: «У нас тут есть один чудесный грузин, пишущий статью по национальному вопросу». «Чудесность» Сталина заключалась и в том, что как кавказец он изнутри видел проблему, и как нерусский мог по её поводу выразиться смелее, чем Ленин, позже такие интернациональные жесты делали Орджоникидзе и ли Дзержинский, тогда как Ленин вынужден был «третировать» великорусский шовинизм.
Возникла единая советская идеология, все народы теперь были советскими, что восстанавливало изначальный смысл термина «русский», то есть, принадлежность к одному общему государству. Теперь «титульным» слоем были сторонники и представители советской власти (на заре советской власти в советскую власть поддерживали кроме партии большевиков также левые эссэры, анархисты) и формировались Советы посредством выборов снизу. Кровопролитная, но победоносная гражданская война привела к той ситуации, что Советы стали блоком коммунистов и беспартийных (представители других партий были либо оттеснены, либо влились в большевицкую партию).
Однопартийность исказила первоначальные представления о будущей советской демократии (слово «советский» собственно и означает «демократию»), но возникло многонациональное государство с единой общей идеологией – Советский Союз. Конфликт большевиков с религией в целом носил политический характер (многие священники поддерживали контрреволюцию), в годы войны идеология конституционной веротерпимости была радикально восстановлена, во времена брежневского застоя православный патриарх в качестве почетного гостя заседал на всех торжественных заседаниях Кремля и получал от генерального секретаря КПСС ордена за укрепление дружбы между народами. Советская идеология в этой связи не только объединяла 15 республик и многочисленные автономии, но и покровительствовала разным религиозным конфессиям, хотя это и не афишировалось.
После распада Советского союза возникла естественная потребность в «россиянстве». «Дорогие россияне» - стали говорит президенты. Но это очень «слабая» альтернатива «советскому». «Русские» и «россияне» - откровенно идентичные по происхождению и форме термины, это всем видно. По-английски и «русский» и «россиянин» - одно слово Russian, и Саакашвили, назвавший «абхазцев» «русскими» врал только в «русскоязычном» поле, для заграницы он был правдив, так как абхазцы имели российские паспорта и, стало быть, были «россияне».
Термин «федералы», возникший после распада СССР, носит вообще рамочную окраску. Оба термина «россияне» и «федералы» - содержательно очень блеклые, вызывающие иронию, искусственные, неорганичные. «Федералы» вообще употребляется только для российских войск в Чечне. Замена «советский на «россиянский» - это откровенные антибрендинг, ребрендинг с отрицательным вектором, понижением престижа. Компьютер, кстати, показывает «ошибку» в слове «россиянский». Но «российский» в дореволюционном гордо-патриотическом смысле не может быть тут вполне корректно применен, так как тогдашняя Россия не только совпадала с Советским Союзом, но даже была шире за счёт Польши и Финляндии, которые были особыми частями Российской империи.
Итак, демонизация советского (на 99 % являющаяся также и фальсификацией) общества со стороны советских и «бывших советских» людей – это вещь суицидальная. Понося «советское», мы не только пинаем маму ножкой (обычно Родину в нашей традиции сравнивают с матерью), мы пилим сук, на котором сидим сами, потому что Родина – это не только наши предшественники, но и мы сами и наши потомки. Атакуя «советское», мы атакуем себя, своих детей и внуков. «Советские», если угодно использовать термин Л. Гумилева, – это «суперэтнос», прочие национальности удмурт, чеченец, казах, русский, латыш, грузин, гагауз – это наши этнические корни, этническое происхождение, просто «этносы». Конечно же, термин «советский» (вспомним хрестоматийное стихотворение Маяковского о советском паспорте) нечто более сложное, чем такие «суперэтносы», как «западные страны», или такие «большие этносы», как американский, британский, французский (арабы, негры осевшие во Франции считаются французами).
Почему же иные и достаточно многие (хотя есть статистика, что таковых лишь 10-15 процентов) «советские» настаивают на том, что они - не советские, а антисоветские (хотя сразу оговоримся, что этнос не может исчезнуть одномоментно посредством какого-либо декрета, этнос может быть уничтожен либо посредством геноцида, либо его должны как-то трансформировать века истории, либо дать ему новое качество в виде новой религии, идеологического проекта – постсоветское ничего «нового», тем более, «качественно нового» не предлагает).
Когда советские утверждают, что они не советские, это демагогическое притворство, игра. Немец тоже может сказать: «Я не немец, я - европеец». Но раз он немец, он вместе с тем, что он сторонник интенсивной интеграции Евросоюза, ещё всё же и немец. Слово «антисоветчик» приобрело значение «политического диссидента», что само по себе не является патологией (большинство людей российских гуманитариев и публики вообще считают, что было татаро-монгольское иго, а вот Гумилев, Фоменко и Кунгуров так не считают, в их «диссидентстве» нет ничего плохо, особенно и потому, что они – собственно говоря, абсолютно правы) , но когда «антисоветчик» становится реально противником своего народа, это уже нечто болезненное. Падение СССР не только развернуло иных «антисоветчиков» вроде Лимонова и Зиновьева в сторону сторонников «советского», но даже и сохранившие свою «антисоветскую» веру Солженицын и Бродский смутились. Солженицын воскликнул: «Россия в обвале!». Бродский свитийствовал: «Империю жалко»…
Мы, наш генезис есть наше прошлое. Коммунистическое прошлое «советского периода» есть также генезис нас и каждого из нас. Если мы фиксируем, что советское - это «недочеловеческое», (тогда как это не было таковым, а даже напротив было триумфом и великим достижением народов Советской страны, объединившихся под столь возвышенным и передовым социальным проектом), мы не просто меняем политическую ориентацию и вводим многомандатность и многопартийность в системе выборов (с этим-то как раз все советские люди были согласны, но этого-то как раз в полной, полноценной мере как раз и не произошло), мы разрушаем внутреннюю структуру нашей «суперэтнической общности» (можно сказать и просто «национальной»), так что наше общество и очень многие, особенно молодежь, малообразованные и политически пассивные слои населения могут потерять и теряют свой иммунитет (и не только в метафорическом, но и в буквальном смысле), свой «дух народа», как говорил Гумбольдт. Если идеологическое руководство нации в каждых абзацах своих учебников утверждает: «Дети, мы с вами - недочеловеки, а настоящие цивилизованные человеки - это народы золотого миллиарда: американцы, англичане, французы, а мы с вами - злодеи и мерзавцы, нас хорошо бы побомбить как мерзавцев Каддафи, Кастро и Хо Шимина…» (наш «либеральный отрывочек» вовсе не является гротесковой карикатурой, именно так пишут, именно так и обучают в школах, вузах и телевизорах, и не только детишки, но и взрослые дяди-тёти эту рвотину заглатывают), тогда такой этнос-нация охватывает энтропия, он тогда (мы надеемся, что лишь) становится болен, но потом, если не принять мер, этот этнос «умрёт». И не так что на его месте останутся 18 или 48 других этносов, которые… что? Организм не может выжить, если не остановлено кровотечение, если раны не залечены.
Крупные государства, такие как Россия, Китай, США, Франция, Германия, Индия, Иран, Бразилия, возникают не просто потому, что так захотелось какому-то имперскому тирану-завоевателю, охваченному романтическими наполеоновско-гитлеровскими мечтами переплюнуть Александра Македонского. Они возникают, потому что это целесообразно для экономической и политической жизни, и если не объединиться, то соседи и внутренние авантюристы со своими эгоистическими интересами натворят делов. И разрушения таких государственных архитектур происходят не для того, чтобы оздоровить государство или оптимизировать (вряд ли перелом позвоночника поможет от остеохондроза ) .
Но если СССР (как говорится «де юре») умер, может не стоит говорить о его гальванизации, ведь трупы оживают только в сказках и легендах? Во-первых, даже эта идея о гальванизации СССР очень откровенно напоминают о воскрешении другого древнего коммуниста, Иисуса Иосифовича Ганоцри (подпольная кличка – Христос), что само по себе говорит о величественной сущности Советского Союза. Но даже такой паранормальной фантастики не понадобится. СССР убит не полностью.
Я выскажусь не только о «пепле СССР, горящем в наших сердцах», но и о физических, «де юрэ» существующих моментах-фактах.
1. Россия провозгласила себя правопреемницей СССР, и на этом основании она член Совбеза ООН.
2. Существует СНГ (а также Таможенный союз, ЕвразЭС, договор о коллективной безопасности, ШОС, БРИКС и прочая неНАТОвская ориентация РФ, etc ) .
3. Белоруссия продолжает жить по-советски.
4. В РФ существует классически советская и просоветская партия КПРФ, составляющая 20% российского парламента.
5. 26-ая статья конституции гласит, что гражданин РФ волен сам себе выбирать «национальность» (осталось просто посчитаться).
6. У Российской армии остаются советские флаги и её самый главный советский флаг – атомное оружие, которое является стопудовым «деюрэ» российской пост-советской советскости.
СССР, конечно же, едва живой, почти мертвый, но все же он жив. К крепким физическим фактам его живости добавим мягких: мы отмечаем 1 и 9 мая, мы отмечаем 7 ноября, Мавзолей Ленина стоит, а памятник Ельцину выкрашен в синий цвет.
Болезни случаются всегда. Абсолютное здоровье – абстрактная величина. За болезнью распутье из трех дорог: выздороветь, обретя иммунитет, стать инвалидом-калекой или умереть.
Две последних дороги – пути упрямых «антисоветчиков». Многие из таковых - злодеи, но все они всё же именно «больны». Это не грипп, это невротическая болезнь, болезнь, связанная с нехваткой понимания, с нехваткой нравственности, с массой внешних беспокойств, переживаний, трагедий, с неврозами, психозами и прочими невменозами.
Почему вы, господа хорошие, считаете себя виноватыми («антисоветчик» - это тот, кто проклинает себя за то, что он не совершал). Разве вы в чём-то виноваты, почему вы берёте на себя «какой-то грех», если «грешны» в этом представители номенклатуры, которые, как выяснилось, вообще не коммунисты, а именно антикоммунисты, большинство из которых участвовало в диверсионном разборе-разрушении страны, меньшинство которых не смогло оказать тому эффективного сопротивления. Вы будете «грешны» только в том случае, если признаете советскую историю «первородным грехом», «ошибкой молодости», согласитесь с этой клеветой на революцию и великую историю Советского Союза. Есть ли у этих «клеветников России» мотивация наказать зло, поддержать добро? Её нет. И даже не нужны дебаты. Просто нет. Есть только однонаправленная, без каких-либо прений атака с целью уничтожения великой страны, великой победительницы фашизма, который, как показала история второй мировой войны, поработил почти молниеносно почти всю западную Европу, убиение величайшей и единственной в своем роде воплотившейся социальной идеи. За всей их болезненной самоненавистью – страх перед Гипнотизирующим Змием местного и мирового «начальства», страх и похотливая надежда приблизиться к «престолу».
Советское, выражаясь биологическими терминами, доминантно. Его не надо очень сильно и пропагандировать (хотя это делать обязательно надо, потому что ведётся война именно против этого советского апофеоза). Со своей советскостью согласятся многие, очень многие украинцы, белорусы, латыши, грузины, киргизы, потому что это никак не умаляет их малую родину, ведь в СССР никакой этнос не был «негром», «ирландцем», «израильским арабом» или «индийской парией», все были братья, в анекдотах подсмеивались над чукчей, но все любили песню «А олени лучше», все пели «Червону руту не шукай вечурами», уважали «латышских стрелков», гордились Сталиным (до 1956 года, когда Хрущёв совершил свои злодеяния). Злобный национализм был в подзаборном маргинальном подполье, конечно же, был и бытовой антисемитизм, но при этом нужно не забывать также, что специально для решения проблем еврейской национальности был создан еврейский национальный округ, что давало советским гражданам еврейской национальности статус национальной автономии и представительство в верхней палате Верховного Совета, не надо забывать и то, что именно при непосредственном участии советского руководства и с участием выходцев из СССР было создано государство Израиль, и при его создании многие советские евреи могли туда выехать, а во времена Брежнева советские евреи пользовались даже льготой для выезда за рубеж (многие выезжая в Израиль, оставались в Западной Европе или уезжали в США), тогда как представители всех остальных национальностей советских людей такой возможности почти не имели, и, конечно, нельзя при рассмотрении антисемитизма в СССР забывать, что именно СССР разгромил фашистскую Германию, уничтожавшую евреев массово.
Уже до революции складывалась некая «комплиментарная» (из терминологии Л. Гумилева) схема отношений между народами России, это диктовалось всем российским геополитическим ландшафтом: великая равнина заставляла народы активно взаимодействовать, перемешиваться, суровый климат, большая внешняя граница, редкость населения способствовали и делали жизненно необходимым сотрудничество, а не рознь. Но всё-таки раз до революции царила не общая для всех идеология, то понятие «тюрьма народов» находило почву, несмотря на выгоду этих народов от вхождения в Российскую империю (может быть Польше это было не так уж выгодно, но нужно помнить, что раздел происходил раздел Польши между Россией, Австро-Венгрией и Германией, и вхождение части Польши в состав России были мерой против вхождения этих частей в состав Австро-Венгрии или Германии. То же касается и прибалтийский государств- Литвы, Латвии, Эстонии, Финляндии, которые в силу своего западного христианства, и практически являясь восточными владениями немцев и шведов, были особняком внутри России , но только в составе России, а потом Советского Союза они сформировали свою автономию и государственность).
В СССР Москва уже никак не представляется как место, откуда кацапы правят мечтающими о незалежности украинцами. В Московском Кремле был грузин Сталин, родившиеся на Украине Хрущёв и Брежнев, даже Пушкин был на четвертинку эфиоп. Все они были советские. Эта «советскость», этот социалистический интернационализм и составлял политическую и экономическую мощь державы. Это была самая крепкая «империя», потому что это была не империя, а «нерушимый союз».
Причем главным пунктом советской Москвы была всё же не мультикультурность ( каждой паре по паре), а именно то, что возник принципиально качественно новый тип этнического образования. Раньше все народы развивались и строили свою государственность и цивилизацию естественно-биологически, спонтанно (в недрах этих государств развивались и науки и гуманистическая философии и культура, но сами государства и этносы строились на природно-биологическом принципе), советский народ, советское государство впервые в истории стали «строиться» не спонтанно, а на научных и гуманистических принципах . В великих небоскрёбных США ещё в 60-ые годы негров не пускали в некоторые рестораны и не позволяли садиться на первые кресла автобусов. США прекратили войну во Вьетнаме не из-за пацифистских требований населения, не из-за протестов против убийства 2 миллионов вьетнамцев, а из-за гибели 100 тысяч американских солдат, свою захватническую войну в Юго-Восточной Азии американская элита не осудила, а убийство 2 миллионов вьетнамцев возвела на героический пьедестал.
Поскольку советское обладало (в принципе, конечно, это вовсе не означает, что в теле СССР все были святыми ангелами с крыльями; в его элитах было полно червяков-интриганов, которые рассматривали власть как своё кормление, а не как миссию построения нового общества, большевистский революционный задор в постсталинско-предгорбачевский времена медленно остывал) более высоким цивилизационным индексом, чем «индекс какого-либо иного этноса или суперэтноса , оно не может быть перечеркнуто ни Горбачевым, ни Ельциным, ни кем-либо ещё. Представители правящих групп способны на предательство, потому что их интерес заключается в обладании власти и прочих льгот, профитов, бонусов, привилегий, активов и капиталов, но народ не может согласиться с несчастьями, страданиями, «шокотерапией» и гибелью своих близких, детей и друзей. Если класс жирных котов и класс средне-жирненьких котов в силу своей классовой природы, которая в том и заключается, чтобы накапливать жирок, не видит катастрофической перспективы своего биологического быта, то люди, не вступившие в банду, не желающие в неё вступать , обречены увидеть свою единственную перспективу в революционном возвращении, возрождении СССР, естественно на принципиально более тщательно, качественно и глубоко осмысленном мировоззренческом уровне.
Если революция начала 20 века обращалась в примерам Французской революции, Парижской коммуны, трагических народных восстаний, утопических движений, и пыталась из этого опыта теоретически выстроить новую коммунистическую перспективу, то сейчас есть нечто большое, чем исторический опыт СССР (как эдакой экспериментальной 77-летней коммуны), есть «советский народ», политические лидеры его отчасти предали, отчасти ошиблись и запутались, но здесь есть одна внешне неказистая, но внутренне и сущностно важная особенность. Позднесоветская политическая элита самосбросилась, как шкурка змеи, но «советский народ» остался , «советская госэлита» отмерла, как ей сулил теоретический марксизм, но «советский народ» не сумел при этом саморганизоваться. Но если он не саморганизауется, то антисоветские дети и внуки «советских людей» будут рабами великой золотомиллиардной цивилизации или вообще советская антирасистская антифашисткая раса исчезнет.
Однажды некий Савл преследовал жестоко первохристиан, но поняв их учение, вдруг преобразился и стал апостолом их религии, апостолом Павлом «лениным» христианства. Был такой в СССР философ-диссидент, придумавший обидный для советских людей термин-название «homo soveticus» , но пожив сколько-то в капиталистической загранке, он понял, что ”homo soveticus” - это высшая или, по крайней мере, лучшая и единственно имеющая перспективу осуществить свою видовую функцию форма “homo sapiens”. Поэтому «советский народ» обязан жить и выжить со всеми своими принципами, традициями, историей, литературой, искусством, своей трогательно гуманистической ментальностью. «Советское» - это «светлое будущее человечества», теперь из со дна капиталистического горбачевско- ельцинско -путинского говна это стало совершенно отчетливо видно. Даже гордые благополучные чехи увидели, «что «советская пропаганда не обманывала» насчёт западного капитализма.
Я повторюсь, кто не читал наши прошлые статьи. Иногда пессимисты-реалисты говорят: «Революция не возможна, сейчас нет таких как Ленин, Сталин, Че». Мы предположили, что ныне есть люди даже более глубокие, чем Ленин, Стали и Че, и таковых «больших» Чем Ленин, Сталин и Че в среди «советских людей» бывшего СССР должно быть очень много (например: 6400 или 50 тысяч) . Они «больше» и их много потому, что они в отличие от Ленина, Сталина и Че, родились в СССР, даже их родители родились в СССР, а иногда даже и бабушки-дедушки родились в СССР. Многие «антисоветчики» «не видят пророков своем отечестве», не могут, потому что такое свойство соотечественников наблюдали ещё в библейские времена. Но теперь, когда СССР – заграницей нашего сегодняшнего отечества, когда он извне, и мы смотрим на него немного «со стороны», и теперь это сияние советского, социалистического, большевицкого нам стало видно.
Так что во время будущей переписи населения не записывайтесь , что вы эльф, хоббит или гном, пишите «советский».