Если твоя страна под вражеской пятой

Нина Изюмова
Удушающая волна арабских орд захлестнула Грузию в 8 веке. Силы грузин и завоевателей были настолько несоизмеримы, что любое военное сопротивление молниеносно подавлялось не знающей пощады халифской властью. Люди убегали в горы, пустыни, пещеры, чтобы сохранить себя и свою веру. Рылись подземные ходы, соединяющие храмы и селения друг с другом. Под землей создавалась скрытая, потаенная Грузия. Монахи уходили в безлюдный каменистый край, Тао-Кларджети (Южная Грузия, ныне территория Турции), где трудно найти даже клочок земли для возделывания,  и создавали там монастыри (например, Опиза),  в которых шла напряженная работа по переводу  Священного Писания на грузинский язык, хотя народ-носитель этого языка стоял на грани  выживания. Они уповали только на  милость Бога.

Что можно предпринять в таких условиях? Собирать ополчение, которое обречено на гибель? Призывать проклятия на головы захватчиков? Стараться выжить любой ценой? Посыпать голову пеплом?

Сжалившись над изнемогающей страной, Христос послал в Удел Своей Матери человека, который понял: без спасения родной страны ему не спастись. Звали этого человека Григол Хандзтели. Он уходит в Южную Грузию  и, с помощью  монахов из Опизы,  создает там комплекс монастырей, которые  называют, благодаря доброте, милосердию и чистоте живших там людей,  Грузинской Фиваидой.

Судьба Грузии складывалась настолько трагично, что понадобились усилия двух гениев, чтобы сохранить для потомков имя св.Григола.
 
Первый, монах 10 века Георгий Мерчули, написал его Житие, в котором говорилось:  «Однако ныне чудеса их по множеству времени преданы глубине забвения, всепамятных тех удивительных блаженных людей дела добрые и житие непорочное, тех, которые сияли, как денницы небесного мира под видимым этим и преходящим солнцем». Но после того, как турки сожгли грузинские монастыри, имя св.Григола опять было позабыто. В ХYIII-ХIХ веках никто не знал, кем являлся внесенный в церковные святцы Григол Хандзтели. Например, автор «Грузинской Церковной истории» Платон Иоселиани писал в 1853 году: «Не ведаю поистине, кто был этот святой и когда жил».

Второй гений, вырвавший из забвения имя подвижника, - это выдающийся ученый Николай Марр.  Осенью 1902 года он обнаружил в грузинском Крестовом монастыре в Иерусалиме единственный экземпляр рукописи «Жития Григола Хандзтели».  И тогда этот  теплый, радостный мир древней святости вновь влился светозарной струей  в грузинскую духовную культуру.

Вот как пишет об этом современный переводчик труда Георгия Мерчули на русский язык протоиерей Иосиф Зетеишвили: «Житие Григола Хандзтели», как при раскопках какого-нибудь исторического здания, открывает нам фундамент, на котором основывался этот четырехвековой труд - союз молитвенного подвижничества отрекшихся от мира монахов и глубокого благочестия мирян и, особенно, князей мира сего, правителей грузинских земель, современников и духовных чад Григола Хандзтели».

Когда я, молясь святому Григолу, под громыхание грома,  докарабкалась по осыпающейся тропинке, висящей над пропастью, до монастыря Хандзта, мне казалось, что я совершила подвиг. Однако, застыв перед величественными развалинами храма, который сумели построить  пятьдесят монахов, за какие-то пять лет, поднимаясь вверх на веревках с тяжеленными камнями на плечах (ведь тропинку в скалах вырубили позже), я поняла, что одних человеческих возможностей  на это хватить не могло. Я воочию увидела,  какими исполинами были эти рыцари веры. Горькое чувство собственного несовершенства охватило меня…

В короткий срок Тао-Кларджети  украшается великолепными храмами, где и поныне чудом сохранились фрагменты потрясающих фресок.  Грузины, отовсюду приезжавшие сюда, видели: их страна и вера живы!

Св.Григол олицетворял собой будущее единство грузинского народа. Он имел дар создавать атмосферу, в которой разделенная нация, еще никогда не жившая в едином государстве, чувствовала себя одной семьей, и эта семья изъявляла покорность Высшей Силе, пребывавшей в подвижнике, который, при всем уважении к мирской власти, был непреклонен перед ней, когда речь шла о нравственных законах. Так, он  разлучает будущего святого царя Ашота Куропалата с "блудной женщиной" и  строго выговаривает царю Гвараму Куропалату за грубое вмешательство в церковные дела: «О государь,.. в прежних святых тех отцов собраниях c епископами и настоятелями чина монашеского были прежние верные цари. Не то что с ними законоучительствовать дерзали, но их исследования закона спрашивали и просили объявления слова, ибо через них учились заповедям Божиим». Спасаясь сам, святой спасал тысячи вокруг себя.

И цари склонялись перед высотой духа подвижника. Одно из самых трогательных выражений такого смирения является просьба государя Гургена Куропалата похоронить его в ногах крестного отца его Григола.
 
Григол Хандзтели дожил до 102 лет в строгой аскезе и неустанных трудах.  Зная множество иностранных языков и будучи глубоко образованным человеком, он часто ездил в Константинополь, где вновь и вновь учился у византийских отцов Православия.
 
Именно из Тао-Кларджети берет свое начало овеянный славой царский род Багратионов. Симфония церковной и царской власти дает свой плод, и благоверным царям удается сбросить иноземное иго и объединить страну.

Но впервые возрождение и объединение Грузии совершается в святом сердце Григола Хандзтели. Он и его сподвижники пришли в бесплодные каменистые пустыни, где невозможно жить народу,  и трудом и молитвой вымолили у Бога ту Грузию, которая существует ныне.
 
А что же Тао-Кларджети?  Храмы рушатся, иные превращены в мечети. Где-то в церковных притворах устроены медресе, а где-то, вместо уничтоженных прекрасных фресок, висят цветастые плюшевые коврики с изображением Мекки или суры Корана. О православной литургии и речи не может быть, но даже попытки помолиться или спеть церковные песнопения немедленно и грубо пресекаются. Молишься молча, стоя перед полуразрушенным алтарем. Но это еще не все. День и ночь, под палящими лучами солнца или в свете прожекторов, идет строительство водохранилища, которое заполнит ущелье реки Чорохи и затопит все старые дороги, ведущие к древним храмам…

Но, благодаря подвигу св.Григола Хандзтели и тех, кто встал рядом с ним, Грузия жива и сохранила Православие, несмотря на тяжелейшие условия.  Недавно, уже после посещения Тао-Кларджети, мы поднялись к труднодоступному храму св.Георгия высоко в горах. Храм 10 века находится в прекрасном состоянии, внутри много икон, а в нише в стене лежат свечи и деньги. Само собой разумеется, что никакой охраны нет и в помине. Неподалеку, в живописном лесу на берегу кристальной горной реки, установлен длинный стол и скамьи для тех, кто приходит в храм помолиться, а затем совершить общую трапезу. Там мы обнаружили жидкость и губку для мытья посуды, заботливо прикрытые плоским камнем и подвешенный  на дереве мешочек с солью. Рядом было устроено тщательно вычищенное от золы удобное кострище с запасцем дров. При виде этой заботливости незнакомых нам людей, мы ощутили себя с ними единой семьей. «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как я возлюбил вaс, так и вы да любите друг друга; по тому узнают все что вы Мои ученики если будете иметь любовь между собою.» Иоанна 13:34-35.