Всякий ли талант от Бога?

Виктор Болгов -Железногорский
В сообществе   - = Познай Мир = -
Тема:  Re: "Русская идея – это воцерковление"

"Старцы – они ходят перед Богом. Это отражение, роса Божия, в идеале и поэзия должна быть именно такой."
Православный монах Пётр Ладан

(Из переписки).

ВСЯКИЙ ЛИ ТАЛАНТ ОТ БОГА?

     Как-то, 17 августа 2010 года, зашёл я на интернет сайт «Стихи.ру» и нашёл там  стихи духовного содержания, неизвестного мне до селе монаха Петра Ладана.

О, сеющие пагубное семя!
Не за горами воздаянья час!
Что широта, возлюбленная всеми?
Бог уготовал узкий путь для нас!

 Как я уже отметил, - стихи духовные, посвящённые Господу, Небесам и тому подобное. Говорю об этом без малейшего  скепсиса или ехидства, и отношусь к такого рода стихам, если не с полным пониманием, то с уважением.  Поскольку хорошо помню популярную  среди поэтов  всех направлений и поколений фразу: «Каждый пишет, как он дышит». А ещё  помнятся слова большого поэта  В.Маяковского: «Побольше поэтов хороших и разных».  Так бы и монаху-поэту, относиться к стихам других авторов и к  разнообразным формам поэзии в целом, но вот что он написал в приложении к своим «духовным виршам»: 
"Старцы – они ходят перед Богом. Это отражение, роса Божия, в идеале и поэзия должна быть именно такой."

Я дерзнул поспорить на счёт высказанных монахом слов – какой должна быть поэзия.  Не отличаясь большими теоретическими познаниями в области разных форм и течений стихосложения, я, тем не менее,  своим  нутром или по духовному, душой, чую – что-то в словах монаха-поэта не то. Что же именно это «НЕ ТО»?
И вот что я тогда написал в ответ на категоричное и, казалось бы, непререкаемое утверждение Петра Ладана на то, что вся поэзия должна быть только духовной, что все остальные «светские» формы поэзии, включая выдающиеся произведения Шекспира, Данте, Пушкина, Лермонтова, Есенина… от «лукавого». И что служение  всем «музам» ,  кроме муз духовного направления, губительно для человеческих душ:

Не хочу оспаривать личного  мнения неизвестного мне  доселе монаха-поэта. С уважением отношусь к православной церкви и особенно к Старцам.
Однако, затронута любезная моему сердцу  ПОЭЗИЯ. И как бы исподволь навязывается норма : о чём писать и как писать стихи. Осмелюсь высказать своё сугубо личное мнение на счёт духовной поэзии, в каком жанре пишет монах-поэт, и светской поэзии свободной в выборе формы, направления и тд. Большинство величайших поэтов создавали и создают и будут создавать свои шедевры именно потому, что были, есть и, надеюсь, будут свободными творцами.
В поэзии больших мастеров отражена вся полнота жизни, включающая и духовную сферу. Всякий талант исходит от Бога. Это и дар, и крест свыше! У Старцев - молельников служение Господу -  их крест. У монаха-поэта, и поэтов пишущих на духовную тему - тоже своеобразное служение - таков их талант и крест. Но духовная поэзия, какой бы возвышенной и благозвучной, чистой божьей росой, она не была - имеет определённые границы. Какое-то негласное, чисто духовное табу. Свободного описания всех сторон обычной жизни, у таких поэтов мало или почти нет. Отсюда их похожесть. У поэтов описывающих всеобъемлющую жизнь - возможностей гораздо больше. Разве это не Божий им дар?! И ещё, никто из настоящих мастеров не скажет про свои стихи или иные: " Поэзия должна быть именно такой". Это уже гордыня!.. Это не скромно и не духовно!
Ждать ответа пришлось не долго. Вот что мне ответил в комментарии на моё письмо монах-поэт Пётр Ладан:
получен ответ
________________________________________
 
  Пётр Ладан, 17-09-2010 14:50
Тема:  Re[2]: "Русская идея – это воцерковление"

     "Всякий талант исходит от Бога. Это и дар и крест свыше!" - вы читали талантливые сатанисткие стихи? Да ими полон сайт "Стихи ру". Не думаю, что это дар от Бога. Есть вещуньи - предсказатели, колдуны... - это дьявольский разум, дух. Крест - это подражание пути Господнему, страданию за ближнего, любви к ближнему, потому что без жертвы нет любви. Так каков крест у сатаниста или нигилиста, паяца - поэта? Это кощунственно так говорить, в первую очередь в отношении к Господу, говорить об антихристах, что они влекут какой-то крест. "У Старцев - молельников служение Господу. Это их крест". - вот у них как раз крест. Вы неправильно осмыслили фразу: "Всякий талант исходит от Бога" - всякий человек наделён талантом от Бога, но всякий ли человек использует свои таланты во славу Божию? Это как руки и ноги, способные лечить и убивать... "У поэтов описывающих всеобъемлющую жизнь - возможностей гораздо больше"... - я тоже когда-то так заблуждался... ЭТИ поэты - как мухи, жужжащие возле открытого окна, упираются в стекло, видя где-то Свет. А вылетает на Свет только тот, кто смотрит на окно Глазами Божьими, то есть с Евангельской истины. "И ещё, никто из настоящих мастеров не скажет про свои стихи или иные: " Поэзия должна быть именно такой". Это уже гордыня!.. Это не скромно и не духовно!" - разве сказал вам об этом монах? Он просто сказал: "Раньше, в миру, написание стихов было почти всегда отражением борьбы со страстями. Не очищая падшее естество, я нырял в него, выворачивал свое нездоровое нутро, придавая ему напевную рифмованную форму, щедро делился с окружающими и этим жил. Понятно, что без молитвы, без воцерковления, я только разрушал себя. Душа голодала, дух уныния меня не оставлял. Величайшая милость Божия, что я ушел в монастырь. Там-то я понял, что служение «музам» губительно. Не хочу повторяться – каждый знает жизненные пути известных поэтов", а ещё: "Мы не можем все время молиться, не можем все время идти в гору. Нужен отдых – передышка. А стихи – это отдых, это, можно сказать, плавный переход от молитвы к молитве. Величайшая милость Божия – касаться Божьего. Человек творческий – как водопроводчик, ему необходимо знать, какую воду он проводит, ибо не всякая вода целебна. Жизненно необходимо, чтобы он подключался к родниковой воде, а не к ядовитым стокам цивилизации. Но до родника – идти да идти, а лужи всегда под ногой, да и головушку так затуманили, что уже не отличаем лужи от родников. Так и теряется назначение поэта – проводить Божие".
Можете соглашаться или не соглашаться с этим, почитайте его стихи:


Мне говорят (уж эти богословы!) -
Господь один, да разные пути.
Пора забыть оплошности былого,
И вместе ко спасению идти.
Даёшь любовь! Да здравствует терпимость!
Никто не прав! Никто не виноват!
Вне всяких вер над всеми Божья Милость!
Всё хорошо, и Ангел бесу брат!
Несутся отовсюду кривотолки,
Кто, дескать, может Истину объять?
Мол, зеркало разбилось на осколки,
И наша цель - всё заново собрать!
Лукавый люд! Почто блукать словами?
(Да сгинут Православия врази!)
Ведь зеркало, составленное вами,
Обезобразит, но не отразит.
О, древней башни новые прорабы,
Кому на пользу вавилонский лад?
Я и гроша за истину не дал бы,
Которую сплели из полуправд!
Неслыханное прежде ослепленье,
Подмен или измен угарный дым:
Величить отступленье просвещеньем,
Гордиться отступлением своим!
Охальники родимого порога,
А тьме и Свету - не соединиться!
Не прогадай, благовеститель лжи.
Коль издыхал у собственной пшеницы,
Спасёшься ли у сорняков чужих?
О, сеющие пагубное семя!
Не за горами воздаянья час!
Что широта, возлюбленная всеми?
Бог уготовал узкий путь для нас.
Экуменизм - постылая блудница!
Она душой о чадах не болит.
И дом её со срамом разорится
Погаными, с кем пред детьми блудит.
О, кривовер! Не сам ли раздвоился,
Головушкой вертя по сторонам?
Иль позабыл? - Христос не разделился,
И вера благодатная - одна!
Молись, народ, о Чистоте радея,
От Храма Божьего не отврати лица.
Не отпадай, внимая блудодеям,
Но стой за Православье до конца!

12 августа 1996г., Скит Ветрово

Что на это ответить? Я с детских лет тянулся к познаниям мира, жизни в целом и, в частности, к разным музам: До сих пор, увлекаюсь театром, сам сыграл во многих театральных пьесах на сцене народного театра. Увлекаюсь живописью, рисованием, поэзией и прозой, люблю балет, хотя сам танцую не ахти как хорошо. Люблю петь, шутить, веселиться, одним словом – жить полнокровной, насыщенной, интересной (по моему понятию) человеческой жизнью.  Теперь оказывается, (если согласиться с монахом-поэтом, и такими же убеждёнными его сторонниками), все музы и все знания – от лукавого. «Служение «музам» губительно». Уж не сам ли Господь внушил монаху-поэту и его сторонникам эту мягко выражаясь странную, уводящую от радостей жизни мысль? Зачем Творцу, создавшего первого человека по подобию своему, то есть тоже творцом,  понадобилось отказать всем нам в служении разным музам? Почему, вдруг, его «духовные служители», ради одного духовного служения, и через служение прихода, якобы, к спасению, сами себе отказали жить обычной земной жизнью?  Жизнью полной трудов не только ради хлеба насущного, но и наполненной: борьбой, поисками, открытиями? Разве им не понятно, что только в движении и борьбе развивается и движется дальше самая разнообразная, богатая красками и событиями, постоянно меняющаяся жизнь. Её невозможно загнать в тесные рамки. Или Господь, создавая жизнь, планировал какие-то ограничения? Отталкиваясь от легенды, разве не Господь создал Эдем, сад в нём и яблоню познания? И разве Господь слеп, и не ведал того, что будут делать созданные им из глины первые люди? Всё в руце Божией! Значит и все музы в его подчинении. Допустим, кто-то из современных поэтов написал или ещё напишет так называемые «Сатанинские стихи». Но разве сам Сатана не произведение Господа? Разве библейский ад, в каком по библейской же легенде, черти мучают грешников, не поручен Господом в управление Сатане, как верному исполнителю, («провинившемуся») Слуге Бога? За какие грехи души людей попадают в ад?  Что есть грех? Об этом говорят Заповеди от Иисуса Христа. В заповедях этих нет ни слова о греховности служения музам. И почему же тогда  «духовные служители» взяли на себя право диктовать всем людям – как «правильно» служить Господу? У них что, от самого Господа имеется секретный, лично им выданный самим Богом, свод правил, где чётко рукой Господа Бога написано: Что есть ДОБРО,  и что есть ЗЛО? Все церковные догмы взяты из Библии. Но разве может бумажная книга, написанная давным-давно, в ручную, несколькими людьми и переписанная тысячу раз переписчиками-людьми, олицетворять как бы самого БОГА? Где истина? Неужели в словах монаха-поэта; «Служение «музам» губительно». Уж не сам ли Господь внушил монаху-поэту сие печальное для «творцов» откровение?  Истина же не слова монаха, а  – Господь Бог!
И поэтому, напоследок, повторю слова того же монаха-поэта:

«Доколе околесицу пороть?
Да, Бог один. Откуда ж истин много?
Или уже не Истина - Господь?»

ЛЮБОВЬ должна быть во главе всего. Но это не богословский диспут. Это размышление по поводу "какой должна быть поэзия" Монах, он же и поэт, диктует всем "творцам" прекратить творить, потому как, якобы, это грех идущий от врага Бога и человечества - дьявола. Нет в его "жёсткой позиции", в протестоянии Миру, любви к ближнему и любви к  творчеству нет. А жаль - стихи не житейского, духовного плана, писать он умеет, и хорошо умеет!