Достижение этого года

Кенга
              Глава из романа-эпистола "Осенние листья"

                2002

 Читать предыдущую главу http://www.proza.ru/2012/08/29/1016


                Галя – 12.09.02.
        Давик, для Вас весточка от дочки. Сегодня была в нашей общей поликлинике, получала страховой полис  на Ордынке и не удержалась - позвонила Нине.  Она пригласила меня на чай. Очень приятно было повидать Машу.  Потом   с Ниной, пошли забирать вашу внучку из детского сада. Девочка дала мне руку, и вместе направились проводить меня к Третьяковскому метро. Был жуткий ветер. Выяснив про цветную лошадку и настоящего жеребенка, которого девочка собирается послать Вам,  я уже собралась отправить провожатых обратно, как внезапно малышка повернулась спиной, сказав, что пойдет домой. Когда ваша дочь  попыталась её урезонить,  у нее  покатились слезы и она, молча, быстро пошла к дому. Я наскоро попрощалась. Характер! Кое-кого напоминает. Мне показалась, что  девочка слегка вытянулась и похудела. Хорошо выглядит и  ее мама.  Красивая.
   Вместо ваших хамсинов у нас жуткие дымы. Говорят, что в тот день,  силой вызывали похолодание и влажность, чтобы унять пожары.   Был жуткий холод и ветер. Люди, оказавшиеся случайно без теплой одежды, шли, завернувшись в шторы, допотопные платки. Ваша Галочка.
 
                Давид – 13.09.02.
У Вас не письма, а приключенческие повести. Чего стоит только Ваш выгодный обмен - Зоркий на банку варенья без крышки! Вот за такую доброту сердечную и наградил Вас господь, не пустив в поездку с Куинджи на их развалюхе, уберег от дорожных неприятностей. Но, видимо, потом все же за что-то рассердился (мелочный старик) и заставил уронить эту саму банку. При описании этой кошмарной сцены я пришел в ужас и искренно Вам сочувствовал - очень хорошо представляю, каково это, разливать варенье. Когда-то лет 20 назад 5-летний Давик скатился на даче со второго этажа по лестнице прямо на скамью,  где стоял таз со свеженьким вареньем - мне пришлось мыть всю дачу! Этот кошмар я не забуду никогда,
Фотография  замечательная. Вы там очаровательна до неприличия.
Следующее Ваше письмо мне было читать очень сложно - почему? Да потому что Вы там сохранили пространные цитаты из моего писания! Это же просто мука читать их - не хочешь, но в глаза-то лезут. Ради бога, избавьте меня от таких пыток, стирайте мой текст к чертовой бабушке. (Можете даже не читая.)
Что думает Ваш Федька по поводу его несостоявшейся "матери", действительно любопытно. А нельзя ли спросить у него? В ваших описаниях она действительно интересная личность.
Я не успел приветствовать Вашу идею позвонить  Нине, как Вы не только позвонили, но и побывали у них, как здорово. Вы как всегда так ярко описали, что чувство, будто я сам там побывал. Сашу, наверно, не застали,  а жаль - интересный малый. Наверное, еще выросла за два месяца (не, только полтора! А кажется - год!) Она мне всегда передает такие приветы - в виде живых зайчиков, ежиков и прочих зверушек. Диктует Нине смешные письма деду.
С пани Хмелевской я не знаком и даже не слышал о ней. Сейчас в Кракове проходит очередной фестиваль театральный (международный) - Мольер. Жалею, что у меня не хватает энергии взять да подскочить туда на недельку.
Вообще, сегодня я впервые сел за компьютер - без возни с программами. И сразу стало спокойнее. А пока прощаюсь, и жду дальнейших сообщений. Обнимаю Вас - Д.
 
                Галя – 13.09.02.
У меня сорвалась суббота. Только я почистила перышки, как позвонила теле редактор и сказала, что операторы забастовали, не хотят  каждую субботу работать - должны были начаться съемки "Экологии культуры" про БЗ.
Зато была компенсация в виде приезда Аркадьева. Вечером посидели сначала у Дорманов, потом, когда хозяева стали убирать со стола, Миша пошел ко мне, прочитал главу про писательницу из Кувшинова, потом сел за рояль. Я не в силах описать, что он исполнил для меня! Ведь можно было бы целый зал насытить такой музыкой, а я одна наслаждалась. Он исполнил 32 сонату Бетховена! Я её слушала в живом исполнении, впервые. Я, как обычно переворачивала страницы. Ноты стояли на приставном пюпитре, вы знаете, такой старинный резной. И вдруг сквозь кружево резьбы я увидела милые глаза Бори с его большой фотографии на рояле. Только крупно взгляд, добрый, хороший его больших глаз. Словно мы вместе слушали эту божественную музыку. Сначала я немного закапала слезами, потом, наоборот, стала иногда на него смотреть, он меня успокаивал.               
      Днем снова слушали, уже Шопена, потом все обедали у меня, а вечером на моей машине, вместе с Куинджи, отвезли Аркадьева на шоссе, где он поймал попутку. С машиной у соседей обошлось. Вылетел какой-то винтик - гаечка. Привинтили обратно.
А, какова история произошла на днях! Моя Мхатовская подружка, листая альбом с фото, сначала сказала, что Вы вылитый Лоуренс Оливье. Потом добавила, что если бы Вы бывали в их общаге, она бы уж, точно!  Вас запомнила! Потом вдруг просто закричала: - Откуда у тебя фото моей подруги, внучки Розова? Я заглядываю через ее плечо и говорю, что это я сняла в Большом, когда мы с Давидом  были на Лебедином, я снимала яркие лица, и, обернувшись, «сняла» красотку, которая сидела как раз за Давидом.
Я  увеличила  портрет и, моя Нина преподнесет его своей подруге.

                Давид - 14.09.02.
Получил из Польши выдержки из газет о театре и всяком - и среди них как раз о Вашей Хмелевской в Москве. Написано вот что:
"Сенсация! Только одна встреча! С визитом у нас - Иоанна Хмелевская!" -  кричат яркие плакаты в книжном магазине "Москва" на Тверской. Проза автора получила в России больше 10 наград. И Хмелевксая - звезда книжной ярмарки в Москве.
Сожалею, что не могу посетить эту ярмарку - накупил бы польских книг, но уж, наверное, не Хмелевскую. (Почему-то мне так кажется.)
 
                Давид - 15. 09.02.
Вы мне большое удовольствие доставили описанием встречи с моими девочками. Эффект присутствия. Я за Вашей погодой слежу.
Фотки. Так это и есть Ваша мхатовская почти родственница? Вы получились здорово - такая веселая хулиганка! А подругу я представлял  -  подстать вам озорной. Но она почему-то напряжена. Видно просто неудачный момент. А в целом снимок для журнала - две очаровательные красавицы под китайскими веерами, вот как наша знать проводит время. И обе в белом. 
А пока что я начал работать над пьесой, которую мы с Ксеней вчерне перевели. До чего же она прелестна, и вообще мне нравится переводить пьесы - искать стиль прямой речи. (И сразу ставлю на ходу). А вообще успеваю крайне мало, день проходит незаметно, хотя сижу даже больше, чем хотелось бы. Очень медленно, наверное, все делаю, я всегда был медлителен. Единственное место за всю жизнь было, где я оживал, и характер менялся - это репетиция. Вспоминать даже смешно и странно.
Я пишу под диск Шопена. (Поскольку у меня нет Аркадьева.) Нарушая тишину святого Дня Покаяния. Но думаю, Бог на меня не будет в обиде - уж больно музыка хороша.
Диванчик - второе спальное место - напомнил мне неприятную тему:  узнал, что на октябрьские каникулы мать не собирается Ксеню сюда присылать. Это значит - до Нового года. Я ужасно огорчился и буду настаивать.
История с фотографией внучки Розова просто потрясающая. Вот это - Вы! просто на роду написано порождать интересные истории. Да ведь это сюжет для... чего угодно.
"Дневник" Ваш очень интересен. И художествен. (Я неисправим - прежде всего искусство, литература. А жизнь уже потом). Так вот, о жизни - она не сахар. И все это - о чем Вы пишете - понятно и мне. Тут ведь главная проблема не частность (не к кому, не с кем - я упрощаю нарочно),  а - время. "Поздняя осень, грачи улетели..." Я это стихотворение читал гостям года в четыре, было что-то вроде "Пава, изобрази" - но мне от него было невыносимо грустно, это я запомнил на всю жизнь. И вот для этого времени нужна особая храбрость и сила. Я думаю, что это любому известно (кто хоть капельку способен самоощущаться и размышлять). И тут даже пол не важен, вы меня не переубедите. Просто лучше тем, у кого кожа толще.
А вот афишку слать вовсе не нужно, спасибо.
И спасибо за все. Целую Вас. Поклон Вашей Нине. Хотя - к чему? Ну, просто. Она наверняка милая. – Д.

                Галя -16.09.02.
Давик,  не поздно, не поздно быть нужным! Не улетели грачи, они возвращаются. Пусть это будет не в той форме, как раньше. Сколько еще может быть приятных минут, а мы бежим. Зачем Вы сбежали от порыва, который сделал меня счастливой на несколько дней? Разве это не та форма общения, доступная в любом возрасте? Зачем отняли??               
Что-то в нашем воздухе сегодня плохое, пахнет дымом, но таким мерзким, словно недалеко кирпичный заводик или литейный цех. И то и другое наблюдала когда-то. Я заснула после обеда, потом задремала вечером в кресле, пытаясь слушать про похищенного олигарха. Видимо ослабла от гари.
Интересно наблюдать и слушать разговоры коллег музыкантов - Миши и Тани, да и Дорман вставляет свое веское слово. Все они между собой жестко на "вы", и совершенно непонятно почему, мужчины со мной на «ты». Но мне это даже нравится, я, словно приближаюсь к ним по возрасту. Не буду рассказывать о музыкальных проблемах, хотя это интересно, но о внешности Тани Миша сказал ей совершенно серьезно, что ей надо делать что-то с волосами - цвет неудачный, Таня тоже серьезно ответила, что она сама озабочена. Я спросила Таню, почему так важен цвет и почему этим озабочен Миша. "Ну, как же, ведь это моя профессия, а Миша все понимает. Он, например, возражал, когда я начала худеть. Сказал, что была сексуальная женщина, а теперь подросток». Вот какие проблемы, кроме творческих! На меня Миша тоже внимательно посмотрел, когда я вернулась из салона. "Ничего, ничего, что-то новое..."  Я слегка испугалась. Потом, во время обеда, он опять посмотрел (правда, после бокала чилийского сухого) и сказал, уже более вдохновенно: - Нет, нет, тебе определенно так хорошо! - Я успокоилась.
Фото вдвоем снимал официант, - не дождался резкости. У Нины  (кстати, сегодня она меня звала на свой спектакль "Ундина", она играет королеву) - лицо актрисы. Иногда я пугаюсь её сделанного лица. Она его для кадра готовила, однако не вышло, а я не умею. Поэтому я всегда отражаю свое состояние. Помните, Вы сетовали, что я всегда печальная и грустная. Теперь я везде улыбаюсь, даже способна озорничать. Что со мной было бы, кабы «Грачи прилетели»!
Приятно читать, что Вы радуетесь работе, пьесе. У Вас хороший стиль, язык. Как бы я хотела посидеть над моей книгой вместе с Вами...
 Прервал звонок из Мон-Реаля. Зовет меня в гости бывшая соседка -  хозяйка дачи Дормана. Мы  поболтали, обсудили нашу американскую подругу,  тоже бывшую соседку, которая занимает себя мытьем окон. Та, с гордостью сообщает, что было их 18, а после реконструкции дома,  стало 23! Куда нам, особенно Вам, с Вашими тремя!  Мы так смеялись. Мы злые и ехидные, но веселые.
Беседовала и с Ренатой Мухой, которую ждут, чтобы тоже записать на канале "Культура". Ее муж, Вадим Ткаченко приглашает меня к ним. Куда ехать? Зачем?
Возвращаюсь к концу Вашего письма. Значит "Время". А если не размышлять?
Дорогой мой (написала "друг", но зачеркнула, захотелось оставить первые два слова, хотя и понимаю, что не имею на них права).
Нежно Вас целую, всегда Ваша. Галочка.

                Давид - 17.09.02.
"Жизнь с гением" читал еще в августе,  при Ксене (эпохи делятся на "при" и "после", ловлю себя на странном ощущении: Ксеня не в Питере сейчас, а в Испании - а у меня ощущение, будто она дома, но уехала. Почему-то Питер "ближе" чем Испания. Смешно, правда?).  А двумя другими, только заглянув, сразу зачитался до упора, все очень здорово. Тронула и насмешила история с писательницой. А потом мне стало стыдно, что я не читал книгу Турчина - его работы когда-то на литературные и социальные темы я помню в те годы – 60 -70-е - но даже не знал, что он такой крутой философ.  Жду, когда Вы завершите. и я смогу вплотную ею заняться, п ч это будет питать и меня, это интересно (не то слово) и... в общем, без этого для меня и жизнь не в жизнь. Слишком мало я делаю последние годы. И мы еще посидим, надеюсь, за вашей книгой...
Я слушаю известия о Москве и в ужасе от вашего дыма - да Вас там просто травят как тараканов! Может хоть у вас в Комаровке получше?  Это просто апокалипсис какой-то. Я послал Нине (после починки компьютера), но пока ответа нет. В основном, пишут мне двое - Вы, щедрая душа, и Володя, довольно ядовито анализирующий "американский образ жизни" и терпеливо отвечающий на мои бесконечные вопросы по поводу компьютера (консультации на расстоянии в 1000000000000000 км!) А что делать?
Вашей бывшей соседке сочувствую: мало ей было 18 окон, так ей надо 23! Но сочувствие мое, думаю, достаточно наивно: если у нее есть 23 окна, то найдется и пара долларов пригласить стекломойку, а не горбатиться самой. Разве что ей абсолютно некуда девать силы и время. Вот мне некуда - поэтому я все же в Йом Кипур домыл свои 1 с 3/4 окно. И очень доволен - потому что сидя в кресле, ощущаю, как из "мышцев" утекают силы, а из откуда-то еще - энергия. Йом Кипур прошел - а хамсин и не думает спадать. Сегодня еще хуже. Прощаюсь с Вами.  Будьте спокойны. - Д.

                Галя - 18.09.02.             
Да,  нас травят очень активно, кто виноват? Не знаю, но это немного катастрофа. Даже я, которая пыталась не замечать, второй или третий день проваливаюсь в сон. Ученая приятельница сказала, что это мы угараем. А дождь, смешанный с угарным газом дает соляную кислоту. А в Москве, где не было все лето дождей, сегодняшний дождик вызвал потоп, не справились водоотводы!  Нам все невпопад. Глаза щиплет. Хочется сморгнуть, а оно снова ... Говорят, что правительство покинуло Москву.  Президент в Сочи.
Приятно, что одобрили главу о Писательнице из Кувшинова.  Профессор Нозик, который был у меня с визитом,  и я рассказала эту историю, сделал вывод, что Зинаида, будучи неверующей, как партийная с 1930 года, создала себе из БЗ нечто, вроде своего бога, который появился неизвестно откуда, не берет за труды, вообще непонятно, почему он это делает. А я почувствовала, что она в душе, кроме того, что писатель, еще и художник. Она "видит" и описывает. А  фото БЗ она не захотела увидеть, чтобы не разрушать собственное видение. Её художественное начало не совпадает с настоящим её обликом  неграмотной тетки, изуродованной советской пропагандой. После свидания с ней, осталось противное чувство, которое погубило дальнейшее общение.
А у меня сейчас счастливое состояние от чтения Диккенса, которого я взяла, после того, как случайно увидала одну серию "Большие надежды". Поняла, что Диккенса нельзя экранизировать, что он весь из языка, тонких наблюдений, юмора, который не передать в кино. Поэтому и стала перечитывать. Там старшая сестра мальчика Пипа, которая воспитала его "своими руками" для чего никогда не снимала своего жесткого передника, утыканного булавками и иголками. И когда она отрезала ломоть хлеба для брата и своего мужа, убежденного, что его жена "видная женщина" несмотря на то, что лицо её было такого цвета, словно его каждый день терли теркой, то в хлеб непременно впивались иголки.
И странное дело с Диккенсом - каждый раз, уже в который! - снова, словно впервые, смеюсь вслух, так что слышно на соседнем участке! И, словно он послан откуда то свыше, нахожу для себя, для книги то, что её украсит. Нашла цитату о памятном дне в жизни каждого человека. Он советует «отложить в сторону чтение и подумать о той длинной цепи из железа и золота, из терниев или цветов, которая не обвила бы вас, если бы первое звено не было выковано в какой-то один, навсегда памятный для вас день».  И вспомнила попутно другой день, когда  в прошлом году посетила Уголок поэтов в Вестминстерском аббатстве и нашла плиту с именем Диккенса. Как я, сама не ожидая от себя, впала в экстаз, готовая пасть на его плиту и прижаться к ней лицом. Но, опасаясь, что меня могут не понять, склонилась и протерла пыль на ней. Прижала ладонь к его имени и мысленно благодарила любимого писателя. И, примерно это, я дописала в главу о книгах, где упомянула, зачитанные тома Диккенса.
А сейчас я перешла к главе, от которой убегала, как могла - об учениках. Для начала подумала, что  я тоже являюсь учеником Заходера! Да еще каким! Люди учатся в институте 5 лет, а я закончила несколько университетов, прожив рядом, неразлучно, общаясь ежедневно, тридцать пять лет.
Позвонила моя Нина с огорчением. Отыграв королеву, подошла к расписанию спектаклей. У нее есть роль, где она в первом составе. Значит, начинать сезон должна она. Видит, что играет другая. Что это, начало наказания за своенравие? Хотела приехать ко мне, отдышаться,  но боится, что не доедет из-за дыма, который она не переносит. 

                Давид - 20.09.02.
Огорчение Нины очень понятно, всю жизнь можно проработать в театре - и не выработать толстую кожу для этих мелких, но чувствительных уколов. Между прочим, я всегда жалел артистов как жертв режиссерского произвола на каждом шагу, в крупном и мелком. И это мешало моей профессии - как можно одновременно давить и жалеть. А жестокость в том, что не раздавишь одного, так только за счет другого - кому-то должно достаться, на всех не хватает, справедливость же дело тонкое и растяжимое даже в жизни, а уж в театре!.. Просто ух! Передайте ей мое сочувствие и совет (старого давилы) наплевать и радоваться, что свободным вечером больше!
Меня огорчил братец. В Москве он чуть не в обморок падал и жаловался на боли в груди. А я, зная, что он мнителен и неврастеничен, слегка скептически это воспринимал. Теперь он сообщил, что проверялся на УЗИ - у него порок 4 степени аортального клапан (я ничего не понимаю в медицине, но звучит неприятно) и рекомендуют операцию. Вот это сюрпризик. Ехать в Киев к Амосову. Он как-то не очень хнычет, а я просто удручен. Все же у меня  много грехов...  Нечего жаловаться. Все о-кей. (Сообщал  ли, что наконец-то письмо от Нины?)  Да развеются ваши там дымы-завесы. - Д

                Галя - 20.09.02.
- Нешто это кофе, - так начинала в гостях Борина тёша, отпив глоток напитка. - Вот вы придите ко мне, я угощу вас настоящим кофе. - Так начала я письмо после получения ближе к вечеру вашего объяснения в отсутствии оного. Больше ничего не было. Но, совсем вечером, я получила Письмо, второе и полноценное, но начала своего не изменю, так как нахожу его вполне приемлемым для начала. Ух, здорово выразилась!
Огорчена историей с болезнью Валерия. Ваши грехи, совершенно не при чем. Не казните себя.  У него  возраст, когда можно перенести и операцию, сейчас так делают, что еще будет молодцом. Хотите, я спрошу нашего старинного доктора, который лечил БЗ, что это такое? А Вы не терзайте себя. Вы не могли так грешить, как приписываете себе.  Ваше здоровье тоже многим необходимо, так может пойти цепная реакция, будет всем хуже. Знаете, эффект падающего домино.
Моя бедная подруга  сообщила, что для продолжения наказания, у нее  отняли еще и два чеховских водевиля, которые она играет один с Невинным - сыном, другой с двумя сразу. Но она так и поступает, как я (Вы тоже),   советуем.  Пошла  на курсы вождения и уже ездит.   
А я вчера случайно напала на канале Культура на своего любимого Гвоздицкого. Стала смотреть и в результате он у меня проиграл. Нельзя говорить много тому, кто хорошо играет. Пока показывали отрывки из его спектаклей - я замирала. Начинал говорить - мне хотелось выключить. Куда ушла дикция. Вдруг он стал совсем некрасивый. Я люблю некрасивых мужчин, но это другое. Он рассказывал о своей книге, которую написал и сам даже талантливо проиллюстрировал. Но в чем дело, почему не получилась передача? И моя Нина мне сказала, что у меня просто очень хорошая интуиция на настоящих мужчин, а он не настоящий. Может она права? А на сцене он хорошо изображает любых. Меня обкрадено. Хотела пойти специально на него, а теперь задумалась.
Днем у меня был  неожиданный гость – краевед Б.Я. Ежов. Это из уходящего племени  странных интеллигентов, увлеченных своим делом. Он пришел  в Комаровку забрать «старье» для музея  у одной из наших старожилок. У меня появился с самоваром, выпадающим из пакета и с таким же древним портфелем, набитым прочими  ценностями. Пришел смотреть мои фото, после того, как прочитал обо мне в газете и услышал выступление по местному радио.  Он впал просто в экстаз и сказал, что некий К. (видимо местное светило) просто умрет от зависти, когда увидит мои работы, он   пытается это делать, но ему далеко до вас.   Мы, горячась,  и перебивая друг друга, говорили о выставках Бориса  Яковлевича (по экологии вещей, очень интересных!), о моих работах, о моем детстве, которое прошло в этом городе.  Со стороны мы походили на типичных Диккенсовских персонажей, одержимых, обуреваемых (одуреваемых) странными идеями сделать всех добрыми, сердечными и экологически подготовленными к предстоящим катастрофам, которые неминуемо настигнут нас, что видно из  последних событий. Я должна подготовить  фото на темы природы для постоянной экспозиции в его музее, потом написать свою биографию, подготовить новую выставку  к 10-летию моей первой. "Ведь выросло целое поколение, которое не видело вашу выставку, теперь ее дополните фото. Буду говорить с директором музея".
 Что я говорила?  Я вхожу у них в моду! Только когда же мне заниматься своей личной жизнью? Уходя, он оставил мне "Жизненные принципы городского жителя ХХI века". Оставил указ президента, где нашему городу присвоено звание "Наукограда". Нас здесь 162 тысячи, из них 55% имеют высшее образование. А площадь 39 кв.км. "Я - лицо города, я - его полноправный представитель. Мной формируется его облик и имидж. Я защищаю его честь". Вот я какая!
Мой гость, этот старомодный интеллигент унес в своем ободранном пластиковом портфеле несколько изысканных дамских вещичек из гардероба наших прабабушек, девичий альбом со стихами бывшей нашей соседки, той самой Елизаветы  Алексеевой, которой посвящены некоторые страницы моих воспоминаний,  её портрет в молодости. Да, и при таком насыщенном общении, я успела напоить его чаем с тортом, печеньем и  шоколадом. Хорошо, что  вчера  все это закупила. Он, видимо, не избалован подобным. Бывают же такие милые необыкновенные люди. Хотя при этом, кажется,  он слегка, красный, но я стараюсь эту тему не затрагивать после одной с ним стычки, по глупости. Не может же быть человек по Чехову во всем прекрасен. Это было бы слишком.
Нет, мой друг, Вы не правы, что установили жесткий график. Действуем по Павлову. Нажал на педаль - получил порцию, не нажал, ходи голодный. Вот я уже и щелкаю зубами.
Фото могу еще послать. Терпите нерезкость. Зато я везде молоденькая и веселенькая. Это главное достижение года.  Целую, дорогой. Ваша Галочка.
             
Читать след главу http://www.proza.ru/2012/09/10/1724


Фото автора с подругой Ниной Килимник, год 2002. Снимал официант.