Моя собака психолог

Гордеева Елена Валерьевна
     Разговор на тему, что мне делать с  моей собакой, не состоялся. Тренер спрашивал, что я хочу от себя, от жизни, от людей. И это в первую очередь, а потом можно уже понять, что же я хочу от моего пса. Я не знал этого. Что он привязался ко мне. Моя собака должна слушать меня беспрекословно. Что такого сложного я прошу. Научи меня, как заставить собаку мне подчиняться. Если Павлов сказал, что рефлексы есть и они вырабатываются, так выработай у моей собаки эти чертовы рефлексы. Что тут трудного?
Пес совсем отбился от рук. Подбирает с земли, убегает, не подходит по команде, бросается на людей. Я точно знаю одно, что он обязан делать, что я скажу. Но собака и не думает это делать. А тренер просит подумать и решить, что я вообще  хочу. Я знаю точно, что я не хочу! Не хочу, что бы  моя собака брала корм из чужих рук, портила вещи в мое отсутствие, лаяла на всех подряд. Пес виноват во всем. Совершенно непослушное животное. Да вот еще тренер попался совершенно непонятливый, задает глупые вопросы, лезет в душу. Правда, я уже обращался к специалистам по дрессировке, и мою собаку забирали на три месяца, а потом показывали мне чудеса дрессировки, но через некоторое время пес пускался во все тяжкие.
 Что же мне с этим неслухом делать? Да, кстати, интересно, что же я хочу от жизни. Ну, если честно, если подумать, я хочу, что бы у меня были деньги, хорошая беззаботная жизнь, работа не очень трудная, и чтобы никто не учил жить. Это совсем немного. От себя я не хочу требовать ничего. Хотя так получается уж совсем глупо. От собаки требую, от жизни требую, а от себя нет. Что-то здесь не так. Но что же? А если подумать, то я вообще ничего не сделал для того, чтобы собака меня слушалась.
Завел я ее совершенно случайно, просто пошел и купил, престижная, как у президента, лабрадор называется. Говорили, что  послушная, спокойная, мешать не будет. А вырастет, то и доход сможет приносить. Оказалось, все наоборот. Пес портил вещи, гадил в доме, не мог находиться один, когда я уходил на работу, на улице был совершенно неуправляем, бегал за всем, что двигалось. С другой стороны, веселый живой песик лижет меня в нос утром, когда пора идти гулять, с радостью встречает меня, когда прихожу домой.
А может, прислушаться к тренеру. Может, принять его условия и определить все-таки, что же я хочу от себя и жизни. Надо подумать. Если я буду работать над собой, то на это уйдет уйма времени и это очень тяжело. Проще вообще ничего не менять. Тогда собака, по словам тренера, не изменится. Значит, у меня два пути: или меняться самому, или отдавать собаку в хорошие руки. Да, сложный вопрос. Я уже эту несносную псину полюбил. Попробуем поработать над собой.
Сегодня на занятии пытался понять, какие чувства вызывает у меня непослушание моего пса. Странно, но почувствовал неловкость от того, что он такой тупой. Что он хуже других собак? Злость, что он меня не слушается, не выполняет команды. А еще я очень злюсь на тренера, очень уж он умный. Он говорит, нужно прислушаться к внутреннему голосу и понять, что хочет внутренний человек. По его мнению, собаки слышат этот внутренний голос, как свой, так и хозяйский, и никакими словами пса не обмануть.
Вот это интересное наблюдение, а  я и не задумывался над этим. Что еще я чувствую? Стыдно перед тренером, что собака не слушает меня. Видимо, я виноват, что не могу заставить ее делать, как надо. А еще мой пес очень интересно реагирует на мои эмоции. Если я злюсь, то пес всегда делает виноватый вид, даже если и не виноват ни в чем. А если бешенство подступает к горлу, хочется просто разорвать собаку на куски, то я вижу в его глазах страх, какой-то звериный страх. А потом я чувствую себя  виноватым за то, что кричу на него.   Мне самому становится страшно от этих приступов бешенства. Когда собака делает то, что я от нее требую, то я испытываю гордость за то, что у меня такая умная собака, и радость, что у меня получается.
      Кажется,  это начинает мне  нравиться. Что же будет дальше? Оказывается, нужно не только ругать собаку, но еще и хвалить, и так хвалить, чтобы она поняла разницу, между тем, когда ее ругаешь и когда хвалишь.  Тренер говорит, что очень важна интонация.  Если я хочу использовать нужную интонацию, то я сначала должен почувствовать что-то подобное этой интонации. Я пробовал ласково разговаривать с собакой, когда очень злился на нее. Получается зловещий шепот. Самому смешно становится. По-моему, я начал понимать, в чем смысл занятий. Надо найти контакт с собакой, но сначала надо найти контакт с собой. Так попробуем.
  Я вот подумал, что я могу одновременно думать о работе, что-то просчитывать, злиться на собаку и есть булку. Как будто во мне живет не один человек, а несколько, и в зависимости от ситуации наружу выходит один из них. Но собака чувствует что-то другое во мне, реальное и неподдельное. Вот этому она и подчиняется. Получается, что инстинктивное понимание у животных с родни интуитивному пониманию у человека. А ведь очень похоже.
     А еще собака вытаскивает наружу все мои чувства, все до одного, и все они могут быть разные. Но если  я прислушиваюсь  к внутреннему голосу, то как будто  настраиваюсь  на свою необычную волну действия, которую собака понимает всегда без исключений. Оставаться в состоянии принятия себя очень трудно. Всегда что-нибудь  мешает. Как только выходишь, как говорится, из себя, так мой пес меняет свое поведение. А если я внутренне спокоен, то спокоен и мой пес. Очень трудно и непривычно находиться в душевном спокойствии. Теперь я смотрю на мою собаку, и могу определить, в каком состоянии я нахожусь.
Я стал больше общаться с собакой, больше уделять ей времени. У меня появились друзья, такие же владельцы собак, как и я. Мы вместе с тренером пытаемся выработать в себе состояние, в котором душевный контакт с собакой может быть полным. И я понял, что тренер учится вместе с нами. Применяя методы работы, придумывая и импровизируя на ходу, мы начинаем понимать себя, свою жизнь, ну и конечно, своих четвероногих питомцев.
      Новое понимание жизни пришло ко мне через понимание моей собаки. Возможно, другим способом этого бы не случилось. Я заглядываю в себя и вижу там очень многое. Я стал задумываться над вопросом, есть ли Бог и, если есть, то что он хочет от меня. Получается, что собаку и тренера послал мне Бог для того, чтобы я осознал смысл жизни. Я понимаю его. Надо просто жить и учиться понимать и любить себя и все окружающее. И у своего пса я научился принимать жизнь такой, какая она есть. Я теперь не трачу силы на изменение течения жизни, а пробую решить свои проблемы исходя из сложившейся ситуации, как мудро это делают собаки.