pussy riot духовный подвиг или юродство

Вадим Элефантов
Хочется высказаться по поводу свежего 
относительно происшествия -  нелепого и 
дурного судилище над участницами 
панк-группы «Pussy riot». (А также хочется 
припомнить близкие им по духи выходки 
группировки «Femen»).  Мне начинает 
казаться, что  «хулиганки» из  «Pussy riot» 
своей «клоунадой» добились большего, чем 
«Стратегия-31» и митинги 
либерально-навальной оппозиции. «Шутовская» 
тактика помогает открыть людям глаза. Она 
оказалось удивительно  действенной: даже 
те, кто  упорно «был в танке», начинают 
прозревать, насколько бездушные и тупые 
люди находятся в нашей стране у власти.
Многие из тех, для кого лимоновцы и им 
подобные кажутся кликушами, злобными 
лузерами и пустыми брехунами (пропаганда 
тут постаралась наславу!), не вызывая ни 
грамма симпатии и сочувствия,  начинают 
поддерживать поведение  этих совсем 
неглупых молодых женщин, (молодых мам, 
наконец) устроивших свою акцию в заведении, 
которое давным-давно никаким храмом не 
является,  скорее наоборот. (Официально 
этот «храм» находится не на балансе РПЦ, а 
мэрии Москвы и зарегистрировано это 
заведение чуть не как ночной клуб).  Когда 
вся политическая жизнь страны находится под 
колпаком, когда все проявления 
свободомыслия караются как проявления 
«экстремизма» (вспоминается термин 
«преступмысль» из «1984» Оруэлла), когда 
«засунуть язык в жопу и молчать» стало 
стандартом поведения для многих, да что и 
говорить - почти всех,  нестандартно и 
творчески мыслящие  люди устраивают 
отмороженные на первый взгляд выходки – и 
они точно бьют в цель! Общественное мнение 
страны и даже мира возмущено воинствующим 
идиотизмом российского суда.
«Дурацкая» выходка «Pussy riot» оказалась 
действенней продуманных политтехнологий. 
Возникает историческая параллель. В феврале 
1917 года в Петербурге с прилавков исчез 
хлеб. Началось что-то типа «бабьего бунта». 
Детей ведь чем-то кормить надо. Им, бабам 
не объяснишь, что идет война, немцы 
наступают, нужно потерпеть… 
Обер-полицмейстер (или как там его – в 
общем, главный полицай столицы) разводит 
руками, как так – отдать приказ стрелять по 
бабам… Дальше в дело пошли мужики. Дальше 
был уже  не «пушистый бунт».  Началась 
революция.  Как говорил классик: «Русский 
бунт, бессмысленный и беспощадный».
 А вот на днях сочинил и песенку в тему. Музыка - прямолинейный хард-кор типа Hatebreed.

Цунами

Я больше  не один, сзади  чувствую шаги
Со мной мои друзья, впереди мои враги
Мы идем мстить и другие за нами
Мы  накроем вас как огромное  цунами
Мы сыграем дружно без всякой  партитуры
В руки взяв кастеты и  обломки арматуры
Симфонию боли  и ломаных костей
Мы уже рядом –   так ждите  гостей!

Затрещит по швам ваш уютный мирок
Битой по башке, или пуля в висок:
Поздно выбирать,  время убегать
Поджилки затряслись, еб твою мать??
Не спасут дубинки ментов-мордоворотов
Ха-ха! Вы же так боялись всегда переворотов!
Наши перемены приносит свежий ветер
Вам не удержаться ни за что на этом свете!

Ненависть клокочет кровавою рекой
Шеи ваши душит железною рукой
Ярость закипает и бросается вперед
Полыхать пожаром, выжигая лед!
Все пришло в движение - страха больше нет
Бей на поражение - лишь один  ответ
Ничто не остановит ударную волну
Мы вам объявили священную войну!
 
********************************************
«Пусси райот» - юродство или духовный подвиг?

Словарное определение:
Юродство (от слав. «оуродъ», «юродъ»  — дурак, безумный) — намеренное старание казаться глупым, безумным. В православии юродивые — слой странствующих монахов и религиозных подвижников. Целями мнимого безумия (юродства Христа ради) объявляются обличение внешних мирских ценностей, сокрытие собственных добродетелей и навлечение на себя поношений и оскорблений" (википедия)

Хочется провести еще одну историческую параллель.
Хотя на первый взгляд и панк-молебен «Pussy riot» кажется акцией в рамках современного искусства, эпатажного и провокационного, на самом деле все глубже.  То, что они сделали – следует назвать юродствованием, или юродством. И это  имеет глубокие корни  в нашей национальной традиции.  Тут  дело вовсе не в психической или физической увечности… Начну издалека.  Из Нагорной проповеди Христа: “Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное” (Евангелие от Матфея, 5 глава, 3 стих).
Вообще на Руси всегда было особое отношение к юродивым – «божьим людям».
Подчас юродство было не сколько признаком физической или психической неполноценности, а, как нынче говорится, «имиджем». Отсюда и  понятие «юродивый Христа ради». Юродство как маска. В Западной Европе аналогом наших юродивых  были шуты. «Шут, который своим искусством открывает людям глаза» - говорил в интервью Брюс Диккинсон, вокалист «Айрон мэйден» про такого вот современного рок-клоуна - Оззи Озсборна. Средневековый  шут мог сказать императору (герцогу, князю или иному сильному мира сего),  часто в виде аллегории, то, что боялись или не могли сказать остальные. Шут может - это его, ничтожного - право на выходки;  а ведь другим за такое – не сносить голову на плечах! Помню, читал в детстве книгу, в которой шут, благодаря неординарному уму и своим уникальным способностям разбираться в людях, был тайным советником и наперсником государя.  А что? – может быть,  и такое бывало. Быть может, средневековому повелителю кроме шута и доверять было некому… Вообще, маску безумца, дурачка и уродца нередко одевали разные  христианские святые, и не только в православной традиции. Также, нечто подобное можно найти, например, и в религиозной традиции Древних Китая, Японии и Индии.
Известно – не хватает в одном, зато дано в другом. Так, если у человека нет зрения – то резко обостряется слух. Происходит компенсация. Такое конечно, может быть и с психикой – человек в чем-то ущербный по сравнению с обычными людьми в чем-то, в другом может обладать уникальными – экстрасенсорными, парапсихологическими способностями. Видеть людей насквозь, обладать обостренной эмпатией, даром предвидения. Благодаря обостренным способностям, сверхчувствительности «дурачок» может видеть то, что не замечают другие.  Иногда лишь надев маску шута можно сказать   что-то сказать людям, раскрыть им глаза.
Теперь собственно, о чем я хотел напомнить. Уж больно запал мне в душу этот случай из нашей истории. Знаменитый духовный подвиг (вернее один из них) Блаженного Николая Псковского, юродивого Христа ради. После смерти он был канонизирован православной церковью. Юродивый Николай уже  при жизни снискал славу действительно «божьего человека».
 Это было столкновение этого «дурачка»  с самым жестоким, кровавым русским царем – Иваном Грозным. Грозный… в общем-то испугался. Ужасный и неистовый  царь, который в припадке гнева убил собственного сына, сжил со свету либо  сгноил в монастырях семь своих жен, а под конец жизни не чурался и гомосексуальных связей.  Наконец, его  знаменитая опричнина...  Несколько раз, правда, собирался уйти с престола  царского в монастырь. Явно - людей он  не боялся, боялся лишь Господа Бога. И было за что. Царь Иван творил и вовсе немыслимые для нас вещи – действуя по принципу «бей своих, чтобы чужие боялись», пошел разорять города Великий Новгород и Псков.  Чудилась ему там измена. Да и не стоит забывать древние традиции новгородской и псковской демократии – городское вече, которое некогда решало многие вопросы, могло даже свергнуть неугодного городскому люду правителя. Хотя это было  уже в прошлом. Но царь пошел войной на свой народ – дело невиданное в мировой истории – разорять крупнейшие города своей же империи «для профилактики». Новгород был сожжен, разрушен. Тысячи ни в чем неповинных жителей убиты. Следующим пунктом бойни был назначен Псков. Около города навстречу царю и его войску выбежал местный дурачок Николай.  Он протянул ужасному царю кусок собачьего мяса: «На, царь, откушай!» «Ты что, рехнулся – я христианин, а не басурманин, тем более пост сейчас!» «Ты, царь, не то что звериным мясом – ты человечьим питаешься!» Как не был велик и грозен Иван, не решился он тронуть «божьего человека», сказавшего неслыханную дерзость. Крепко задумался. Был он весьма набожен. Видать знак божий! Пора остановиться. И не стал жечь город Псков.  Повернул свое войско восвояси. Так дурачок спас Псков от кровавого безумия московского царя.
Прежде чем перейти к «Pussy Riot” хочу вспомнить еще одну знаменитую личность. Уже современную. Это Валерия Новодворская. До барышень из «Pussy Riot” именно она была по моим представлениям «современной юродивой». Я думаю что там, где у обычных женщин  находится влечение к мужчинам, у Валерии Новодворской, диссидента и лидера первой некоммунистической  партии в СССР «Демократический союз», находится ненависть к коммунистам и их идеологии.
Валерия Ильинична и сама заявляет, что девственница, живет с Боровым, про которого ходят слухи о нетрадиционной ориентации. Я два раза в электронном виде перечитал ее мемуары, хотя, как и все мы, предпочитаю читать «живые», настоящие книги. Уважаю и по-своему люблю эту умную и интересную женщину, хотя для многих она – кликуша и при****нутая старая дева,   у которой в лучшем случае не все дома. Новодворская принадлежит к столь редкому и  вымирающему ныне типу людей, которые действительно готовы и умереть за свои убеждения.  Она одна из них, и даже больше. «Пусть на месте этой страны останется пепелище – но идеи либерализма должны восторжествовать!» Тюремное заключение и   психушка не сломили эту героическую женщину.  Ей сверлили здоровые зубы за строптивость, вводили подкожно кислород – это как если бы живьем сдирали кожу…. В юности, узнав, что в СССР существуют концлагеря, она поклялась всю свою жизнь посвятить борьбе против советского строя, диссидентству. «Я чувствую своё духовное родство с Павкой Корчагиным. Только он посвятил свою жизнь борьбе за коммунизм, а я – наоборот!» Еще некоторые  ее перлы: «Россия должна  встать на колени перед Чечней!» «Вторую мировую войну выиграли англичане и американцы. Жуков гнал целые вагоны с награбленным в Германии трофейным  добром. Советские солдаты массово насиловали немецких женщин». Идут съемки по центральному телевидению, какие-то политические дебаты – она приходит на них в платье из американского флага… Не стоит забывать, что В.И. – женщина со сломанной судьбой, и ее эмоции нередко «зашкаливают». Не буду утверждать, что у нее здоровая психика… «Ну что с дурака (в данном случае дуры))) можно взять кроме анализов?» Поэтому Новодворская с ее «репутацией» может  ляпнуть что угодно, даже то, что побоится сказать  и самый  радикальный оппозиционный политик.   Придерживаясь диаметрально противоположных политических взглядов, я не могу назвать ее своим врагом. И дело не в том, что это старая больная женщина…
Конечно, я не ставлю знак равенства и не  сравниваю в буквальном смысле то, что сделал блаженный Николай с панк-молебном Богородице. Да и не святые они, участницы проекта «Pussy riot».  Но есть повод призадуматься. Некоторые параллели с седой стариной уместны. Все-таки хочется считать, что то, что сделали девушки – сродни духовному подвигу.