Заповедный сельский музей

Татьяна Аверьянова
Вдалеке от  больших городов и большой политики,
в стороне от больших дорог и туристических маршрутов
каждый день открывает свои двери для посетителей
маленький заповедный музей
в старинном русском селе Парфеньеве...

… войди же туда, Путник...
и дыхание вековой истории,
дыхание просторов земли Святой Русской,
земли защитников-героев,
земли созидателей-тружеников,
земли вдохновения поэтов и художников
неистребимой верой разомкнёт стены маленького музея...
и станет эта заповедная Святая Земля твоим дыханием... 

* * *
В старинном русском селе Парфеньеве, как раз на одном из поворотов бывшего торгового тракта из Вятки на Галич, в Петербург, Вологду и Архангельск стоит деревянный двухэтажный дом.

Построенный в последней четверти XIX века этот красивый дом сам по себе является памятником архитектуры. Добротно, на совесть строили его парфеньевские плотники для земского врача и общественного деятеля Алексея Трифоновича Виноградова по его собственному проекту.

В этом доме в 1986 году был открыт Литературно-художественный музей.  Экспозиции его были посвящены жизни и творчеству известных писателей, уроженцев Парфеньева, С.В.Максимова и С.Н.Маркова. Туда же в 1999 году перемистилась и сельская Картинная галерея, созданная в селе по инициативе и при непосредственном участии местного самодеятельного художника Ухова Павла Николаевича ещё в 1968 году. Именно этот год (1968) и считается датой основания музея.

В настоящее время экспозиции и фонды Парфеньевского литературно-художественного музея объединяют живопись, графику, скульптуру, предметы декоративно-прикладного искусства, нумизматики, быта и этнографии, а также интереснейшие исторические фотографии и документы.

Парфеньевский музей является одним из филиалов Костромского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника и носит имя писателя Сергея Николаевича Маркова, родившегося, как я уже сказала, в Парфеньеве и по некоторым данным, именно в доме Виноградова (1906-1979).

И вот одно из его стихотворений:

Что же я – в почёте иль в награде?
Я рождён в неведомом посаде,
Где сосна да заячья тропа,
Где деревья в инее томились,
Проруби крещенские дымились,
Где судьба на радости скупа.
Изморозь светилась на кудели.
А глаза совиные блестели
Позолотой сквозь лесную тьму...
Но душа навеки не заснула:
От крещенских льдов захолонула,
Отогрелась в пламенном дыму.
Надо мною пела вьюга:
“Я твоя давнишняя подруга...
Будешь слушать песню не дыша...”
Что сказать метелице-зазнобе?
Алою рябиной на сугробе
Пламенеет русская душа.

Что это?! Тонкая и глубокая пейзажная лирика, как может показаться тем, кто вовсе не знаком с жизнью этого незаурядного человека? А может просто – Человека?! Нет, не просто! Уверена, что имя его прописано в Небесной летописи истории русского народа, как патриота Отечества. Его жизнестойкий дух не сломили ни репрессии, ни аресты ЧК, ни последующая опала. Он не искал, не жаждал для себя никаких постов, но по делам и трудам своим был поистине “державным мужем”. “Хранитель мудрости, следопыт веков и тысячелетий” - так отозвался о С.Н.Маркове писатель-историк и переводчик “Слова о полку Игореве” А.Югов (см.Станислав Золотцев).

В годы Великой Отечественной войны в газете “Комсомольская правда” печатались стихи С.Н.Маркова о русских героях – Кузьме Минине, Иване Сусанине, Багратионе, Суворове и др. В 1946 году вышел его первый поэтический сборник “Радуга-река”.

Прозаические произведения С.Н.Маркова написаны им по результатам собственных исследований материалов об открытиях русских мореплавателей и землепроходцев в Тихом океане. Широко известен у нас и за рубежом роман «Юконский ворон» — об исследователе Аляски, русском морском офицере Лаврентии Загоскине. И однажды, в маленький сельский музей приехали гости из Северной Калифорнии – поклониться  русскому писателю, журналисту, путешественнику и учёному.

Это по инициативе С.Н.Маркова стоит теперь памятник Семёну Дежнёву на мысе Дежнёва, восстановлена Триумфальная арка в память победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года, а один из островов северной части Тихого океана стал островом Александра Грина.

Но давайте вернёмся с острова в Тихом океане к островку русской духовности -  маленькому заповедному музею в доме Алексея Трифоновича Виноградова.

Относительно небольшая экспозиционная площадь музея не мешает увлечённым и преданным делу сохранения русской истории и культуры сотрудникам музея представлять многочисленные и разнообразные по тематике произведения.

В двух залах развёрнуты постоянные экспозиции.
Одна из них посвящена жизни и творчеству уроженца Парфеньева, писателю, исследователю-этнографу, фольклористу, путешественнику Сергею Васильевичу Максимову (1831-1901).

Уже только названия книг из собрания его сочинений говорят о широком представлении земли русской, народного быта и нравов: “Сибирь и каторга”, “Бродячая Русь Христа-ради”,  “Год на Севере”, “На Востоке”, “Лесная глушь” и другие. Происхождению и объяснению многих поговорок посвящена книга “Крылатые слова”, несомненно, она представляет особую ценность. Избрание С.В.Максимова в 1890 году Почётным академиком Петербургской Академии наук означало признание его заслуг перед русской литературой.

Биографии С.В.Максимова и С.Н.Маркова схожи самоотверженной, подвижнической деятельностью на благо России. Богатейшее наследие трудов своих оставили они Родине, и ценность их со временем только возрастает. Лишь годы жизни развели этих замечательных людей, определив их в разные эпохи, но не разъединив пламенеющую русскую душу.

Другая постоянная экспозиция представляет историю села в произведениях живописи местных художников  - Ухова Павла Николаевича, организатора сельской Картинной галереи и Белорукова Дмитрия Фёдоровича – краеведа костромской земли. Дополняют эту экспозицию предметы декоративно-прикладного искусства, собранные в Парфеньевском районе. Они украшали быт, жилище, обстановку, одежду. Все они сделаны из местного природного материала. Такое гармоничное соседство живописи с предметами декоративно-прикладного искусства – заслуга сотрудников музея, оно даёт более полную картину народной жизни ещё не слишком далёкого прошлого.

Художник Ухов Павел Николаевич родился в 1904 году в деревне Меледино (которой уж нет и на карте) в большой семье крестьянина-отходника. Работал столяром, плотником, освоил мастерство краснодеревщика. Любил читать, особенно поэзию. Со временем сам начал писать стихи, воспевая красоту русской природы и тружеников родной земли.

Раскулачивание пришло в деревню вместе с коллективизацией, и многие тогда уезжали из деревень. В 1928 году вместе с бригадой плотников уехал строить дома в подмосковном Кунцево и П.Н.Ухов. Здесь уже ему пригодилось и мастерство краснодеревщика, и в полной мере развился талант художника.

Он  писал маслом по картону, подарил музею многие свои картины, посвящённые Парфеньеву, на одних запечатлено село, каким оно было в середине и конце ХХ века, на других -  исторические события, живописные пейзажи родного края, сюжеты из сельской, деревенской жизни (подробне см.здесь:  www.oldmikk.ru/Page3_people_uhov.html).

Смотрю на картину П.Н.Ухова, с таким простым названием “За чаепитием”... а вижу справа, за легкой деревянной перегородочкой (она называлась “переборка”), немного не доходящей до потолка  - ту невидимую на картине часть избы, в одно окошечко, с русской печкой... там мы с бабушкой вели сокровенные беседы ранним утром и пили чай из самовара... в бабушкиных сказках оживали далёкие-далёкие времена бЫли...  те, что быльём поросли, а может былинные...

Жизнь и судьба писателя-краеведа Дмитрия Фёдоровича Белорукова (1912-1991) и его семьи – это также история нашей страны ХХ века.
Исторические события более далёких прошлых лет оживают на его полотнах.  Вот крепость на картине “Парфеньевский кремль”, построена для обороны от нападения татар на подступах к городу Галичу. На других полотнах – нападение татар на Парфеньево и городской базар (ярмарка) в XVII веке. Живописные работы Д.Ф.Белорукова – это целый цикл по истории Парфеньева. А писатель-краевед Д.Ф.Белоруков составил совершенно уникальный труд “Деревни, сёла и города костромского края”, который закончил в 1988 году.

Очень интересна коллекция безупречно сохранившейся русской купеческой мебели рубежа XIX-XX веков, а коллекция русских самоваров поражает разнообразием форм и объёмов.

Как и все музейные работники, сотрудники Парфеньевского музея занимаются хранительской и научно-исследовательской деятельностью. Экскурсионная деятельность разнообразна по тематике. Кроме того они ведут большую просветительскую работу – это организация временных выставок краеведческого характера, а также выставок из собственных фондов (которые постоянно пополняются благодаря их усилиям новыми экспонатами) живописных произведений московских, костромских и местных художников, скульпторов и графиков. В 2011 году в связи со 180-летием со дня рождения С.В.Максимова, подвижника русской культуры, был подготовлен абонемент, рассказывающий о его жизни и творчестве. Ежегодно разрабатываются школьный абонемент и интерактивные занятия (такие, например: "Куль хлеба и его похождения", "История деревянной ложки", "В гостях у русской хозяйки", "Подарки белоствольной красавицы", "Гончарный промысел жителей Парфеньевского района" и др.) для учащихся школ и детских садов Парфеньева, что даёт возможность подрастающему молодому поколению не отрываться от традиций русской культуры. Также традиционным стало проведение в музее Рождественских мероприятий, мероприятий, посвящённых Дню защиты детей 1 июня. В Международный день музеев 18 мая Парфеньевский литературно-художественный музей открывает свои двери (как и Эрмитаж, и Лувр).

Особо хочу отметить удивительно тёплую культуру ведения экскурсии и общения, которой вас встретят хранитель-экскурсовод Светлана Васильевна Смирнова и заведующая музеем Светлана Валерьевна Колчина.


* * *
В наше время навязывания гламурной «культуры», размывания истинных ценностей и идеалов, ухода от традиций предков задачей особой важности становится сохранение национальной русской культуры и истории.
И в этой связи просто нельзя игнорировать уже существующие возможности сельского музея, думаю переоценить его уникальную роль и значение в деле сохранения и развития русской культуры невозможно.

Новый губернатор Костромской области Сергей Ситников отчитался за своего предшественника перед депутатами областной Думы о результатах деятельности администрации региона в 2011 году. Я прочитала весь отчёт.  Ситуация в области так подытожена Сергеем Ситниковым:

“практически по всем сферам деятельности региональные показатели имеют отрицательное значение. В связи с этим сегодня нужно сказать правду - мы можем говорить не о развитии региона, а необходимости стабилизации обстановки, нужно предотвратить дальнейшее падение”.

А какой же предстаёт культура региона 'глазами правды' нового губернатора?

Из отчёта губернатора:
“2011 год по отрасли “Культура” характеризовался как год неэффективного использования средств областного бюджета: значительные организационные и финансовые ресурсы отрасли были направлены на проведение массовых культурно-зрелищных мероприятий, реализацию дорогостоящих творческих проектов, в том числе с приглашением высокооплачиваемых деятелей культуры и искусства зарубежных стран, Москвы, Санкт-Петербурга, иных субъектов Российской Федерации.
Общий объём расходов по этим мероприятиям составил 32 млн.рублей.
Единственная профильная программа в 2011 году профинансирована в объёме 25 тысяч рублей из предусмотренных 27 миллионов...”.


Да... 25 тысяч и 27 миллионов...
...содрогнуться можно от несопоставимости этих цифр!
27 миллионов куда направлены?! В какое такое неведомое “царство культуры” ?!
Идём за культурой в тридевятое царство, в тридесятое государство???

Где же они, герои, которые знают точный адрес этой сказочной земли?

Стонет земля родная, плачет душа Родины нашей пока...

пока  - наша Госдума шлифует “терминологическую базу” закона 73-РФ “Об объектах культурного наследия...”,

пока  - наше Министерство Культуры с одобрением встречает такие, например, проекты как  сокращение охранных зон усадьбы «Архангельское» в 10 раз,

пока  -  наш Общественный Совет при Министерстве Культуры заявляет о необходимости “реформирования” её (культуры то есть),

пока  - наша Комиссия по культуре Общественной Палаты РФ констатирует, что:  “работа по сохранению и развитию музеев-заповедников требует немалых усилий”, а также  признаёт: “необходимость разработки Концепции сохранения и развития музеев-заповедников России”,

пока… … …


* * *
… вдалеке от больших городов и большой политики,
в стороне от больших дорог и туристических маршрутов
каждый день открывает свои двери для посетителей
маленький заповедный музей
в старинном русском селе Парфеньеве...

… войди же туда, Путник...
и дыхание вековой истории,
дыхание просторов земли Святой Русской,
земли защитников-героев,
земли созидателей-тружеников,
земли вдохновения поэтов и художников
разомкнёт стены маленького музея...
и станет эта Заповедная Святая Земля твоим дыханием...


* * *
Использованная литература:

Ник Иванов. Символ борьбы: http://www.proza.ru/2011/10/13/1662.
С.В.Колчина, С.В.Смирнова (сост.) Парфеньевский литературно-художественный музей. Краткий путеводитель. Парфеньево, “Парфеньевская центральная библиотека им.С.В.Максимова”, 2012. 21 С.
Т.В.Йенсен, И.Ю. Кондратьева. Исторические города и сёла Костромской области, “Бывшие города”. Кострома, 2006, с.42-59.
Д.Ф.Белоруков. “ Деревни, сёла и города костромского края” 1988.
Л.Сизинцева. Народное здравие и просвещение Парфентьевской округи. “Губернский дом”, 1998, № 4, с.42-46.
Станислав Золотцев. Следопыт веков и тысячелетий. К 100-летию С.Н.Маркова.  См.: http://www.zavtra.ru/denlit/121/52.html.