2004 г 7 сент. Для тех, кто забыл слова Лукашенко

Вячеслав Вячеславов
      Скользящий выходной. Поехал на дачу. Сорвал 1330 стручков фасоли, целый час собирал. Выкопал полтора ряда картофеля, около 10 килограммов. Собрал перец, баклажаны. Изабелла уже набирает сладость, но не созрела, ещё бы две недели простояла такая погода! Сорвал последние полтора килограмма огурцов. Если будет погода, то еще полкило, может, и наберется.

9 сентября. Хотел было написать: «Всё плохо». Но это не так. Не всё. Я жив. Перестала болеть голова – две таблетки анальгина помогли.

Плохо, что на соседнем участке подготавливают полы для установки станков под «Калину», и до нас доносятся газы. В цехе висит сизая пелена дыма. Запах, что-то вроде «зарина», каким немцы травили русских в 14-ом году. Но от рабочего места уйти нельзя. Травись, но работай.

Плохо, что начальство нас, контролеров, запугивает нынешним новым руководством завода, которое ещё ненаворовалось, и тоже хотят ухватить кусок пожирнее, поэтому действуют жестко: хотят сократить контролеров, а лишних перевести в рабочие. Про пенсионеров промолчали, но и так ясно: предложат уйти. То есть я не доработаю до задуманного срока, нищета наступит скорее.

Плохо, что у Влады всё плохо. Андрей, уже который месяц, бюллетенит. У него то же, что и у меня: гипертония и головные боли. Отношения друг с другом плохие, дети заброшены. Она жалуется, что от первой смены начинается истерика. Но нормальные люди, в таких случаях, ищут работу получше, а потом уже бросают старую. Она же бросила работу и не знает, куда устроиться, чтобы было хорошо по всем статьям.
Днями ничего не делает, спит допоздна, еду не готовит, потому что Андрей не дает деньги. Он уходит есть к матери, а голодные дети остаются дома, догадываясь, куда и зачем ушел отец. У него никаких чувств к дочкам. Собаку любит больше. Не стесняясь, говорит:

— Единственное существо, которое меня любит.

Он что-нибудь сделал, чтобы его любили?

Душа болит за всех. Боюсь за Власту, которая своей бесшабашностью может вляпаться в аварию. Ей доставляет удовольствие при мне матерится. Уже второй раз. Воспитывать поздно. Это своего рода месть мне. Она бы с удовольствием бы выматерила меня за то, что я не такой, как ей хочется.

За Вику, у которой постоянно возникают всё новые болячки.
Конечно же, не всё плохо. Есть кое-что и хорошее. Но оно не компенсирует отрицательные эмоции. Нужно терпеть и жить.

10 сентября. В 4 часа утра закололо в сердце. Никогда такого не было. Продолжалось 5-10 минут, в полудреме. Перевернулся и боль стихла. От чего это? Остеохондроз? От чего мне суждено умереть? От разрыва сердца, то есть — инфаркт?

За окном стучит дождь, а я было собрался в воскресенье копать картошку.

В день отъезда Вики в Ростов Аллу разбил паралич от давно начавшегося менингита, какой-то редкой, нулевой группы. Где она его подхватила? У неё участились головные боли, но всё относила на свои болезни и не обращалась к врачам. Смогли бы они определить, что это менингит, а не последствия гипертонии и диабета? Сейчас у неё уже образовался гной в голове, и конца ожидают со дня на день.

 Началось двустороннее воспаление легких, лежит в реанимации, куда никого не пускают. Её мать проходит за взятку. Тетя Мотя, рыдая, рассказывает по телефону приехавшей Вике, я взял параллельную трубку, что Алла упрекает Вику, вот, мол, приехала, а меня навестить не хочет.

Я не смог слушать этот рассказ сквозь рыдания. Сейчас врачи предлагают забрать Аллу домой. А что старуха сможет сделать с огромным, неподвижным телом?
 Горько, на старости лет, за 80 лет остаться одной. А моя мать добровольно ввергла себя в такое одиночество, и это очень обидно сознавать. Нормальная мать радовалась бы, что сын столько лет хорошо живет с невесткой, в то время как многие разводятся, а эта же… всё не могла успокоиться до самой смерти.
Где-то за месяц до смерти, глядя на меня, задумчиво произнесла:

— Надо было тебе найти хорошую девушку.

Очнулась. Только сейчас об этом сообразила. Она не хотела ничего менять, её устраивала жизнь вдвоем.

Вика рассказала, что в Беслане бандиты насиловали школьниц, а потом перерезали им горло. Георгий Иванович был там в командировке. О таком наше телевидение молчит. Зато уволили редактора газеты «Известия» за то, что напечатал серию фотографий о Беслановской трагедии, мол, не надо пугать наш народ. Возвращается цензура. Сжимается пружина, которая когда-нибудь снова разожмется. Всё повторяется.

16 сентября. Родители Андрея требуют у сына возвращения долга 25-ти тысяч рублей, мол, вы деликатесами питаетесь, хотя знает, что Влада не работает. Всё это от злости, что Андрей перестал к ним ходить. У неё характер моей матери, клоны, даже почерк похож.

Когда Влада получила письмо с этим требованием, она не сразу поняла от кого письмо, потому что почерк похож на почерк уже умершей.

В 10 часов утра позвонила т. Мотя и сказала, что Алла умерла.
Вика собирается идти к ней, может, останется и на ночь. Всё вспоминаю Аллу 17-летней. Мог ли думать тогда, что увижу её умершей? Алла не дожила 6 дней до годовщины смерти сына 22 сентября. Вика сказала:

- Валера её позвал.
— Никто никого не зовет, — ответил я. – Потому что там нет ничего и никого.

Вика промолчала. То ли согласившись, то ли не желая спорить.

На похоронах Валеры, имя которому дала Вика, когда её спросили, как назвать мальчика? ответила: У него есть дочь Валерия. Пусть будет и сын Валера.
Девушка-татарка, с которой он встречался, поклялась не забывать Аллу и её мать.
И сдержала слово, даже выйдя замуж за Рафаэля, которого тоже пристегнула к шефству. Валера дружил с плохими парнями, которые сбросили его с крыши дома. Следствие же не захотело утруждать себя поисками виноватых, сказали, что это суицид. Но если знать характер Аллы, который же передался Валере, он тоже не упускал халяву, то в такое не верится.

Вика осталась на ночь с т. Мотей, утром позвонила и сказала, что в 14 часов похороны. Я сказал, что приду перед работой, но потом подумал и решил, что там будет не до меня. Точнее, очень не люблю ходить на похороны.

У меня есть достаточная причина для отговорки – головная боль, которая уже заметно ощущается. Я, может быть, и пошел бы, но идти надо со свертком в руке, я собрался в библиотеку, потому что уже нечего читать на работе. А точнее, мне очень не хочется. А ещё точнее – мне стало очень плохо, сильно поднялось давление 158/86. Сначала не мог понять причину, ведь утром чувствовал себя нормально.

Потом вспомнил, что выпил растворимый кофе из пакетика, который привезла Вика, сделанный в Сингапуре. Этакую даль везли. Вероятно, всё синтетическое. Вчера пил кофе натуральный, и прекрасно чувствовал. Хорошо хоть на заводе меня поставили работать одного на диск, но ступицы хватило лишь на 540 штук. Меня все время тянуло в сон. Успел прочитать книгу. Удачно сел на №23 и быстро приехал домой.

17 сентября. Вика рассказала, что было около сорока человек на похоронах. Умерла Алла в коме от резкого понижения сахара в крови. Когда разрезали, то увидели, что почки заполнены гноем, пиелонефрит, мол, болезнь началась полтора месяца назад. Возможно тогда, когда она в дождь и град поехала на дачу укрывать растения, чтобы защитить. Ходила босиком по грязи. Домой приехала мокрая, продрогшая, залезла в горячую ванну. В молодости это бы сошло с рук, но не сейчас. Умерла 16 сентября, в день, когда сына сбросили с крыши на заводе. Ещё шесть дней он протянул.

За месяц до смерти Алла перевела все свои и материны сбережения и акции на себя, резонно рассчитывая, что должна пережить мать, и потом не потребуется ждать полгода, чтобы вступить в права наследования. Всего набралось на 240 тысяч.

Очередная попытка подложить соломку на место предполагаемого падения. Но шмякаться пришлось совершенно в другом месте. Судьба, словно смеется над нами, не дает возможности подстраховаться. Да ещё 120 тысяч доложен Рафаэль, который занял на покупку земли.

Алла делала деньги из всего, словно боялась голодной смерти. Закатывали огурцы в банки, потом продавали в столовые. Высаживали картофель на участках Саши, в придорожных, в деревне, потом продавали. Устав от работы, прилегла в лесопосадке, где к ней и забрался клещ. Через месяц начались сильные головные боли, но точный диагноз установить не могли. Георгий Иванович сказал, что у неё были симптомы энцефалита.

Ира позвонила из Ростова. Кузина Алла, которая приехала к ним погостить, давно не виделись, после возвращения всех с кладбища, выпила целый литр разливного коньяка. Прекрасен коньяк на халяву. Она явная алкоголичка, часто пьет. Лида разругалась с ней, мол, я тебе не нужна, ты хочешь только мои деньги! Решила не возвращаться к ней. Они приехали в Ростов, чтобы продать квартиру Лиды, но предлагают очень маленькую сумму – 23 тысячи долларов. А раньше давали 34.

4 октября. Недавно по телевизору генерал ФСБ Михайлов рассказывал, какая хорошая разведка была в СССР. Мол, работая с немецким архивом, он встретил  донесения лишь одного шпиона, работавшего в СССР. Что сие обозначает? Что генерал без зазрения совести врет на весь мир. При Сталине, каких только шпионов не сажали в тюрьмы. Он просто не может говорить правду.

А если это правда, то это ещё более ужасно, чем, если бы шпионы были. В любом случае генералу верить нельзя. Сейчас по телевидению  идет восхваление силовых структур СССР. Молодежи внушают, что во времена СССР всё было хорошо. Носят портреты Сталина. Вероятно, может прийти такое время, когда из него сделают святого. Провозгласил же сейчас Римский папа о пяти блаженных. Среди них и немецкий кайзер, царствовавший в 1914 году. И на поверку все святые похожи на него.

11 октября Андрей заявил Кате, что отныне он будет кормить только собаку и себя. Денег Владе не дает, дома нет даже куска хлеба. Дети приходят к нам обедать, и на воскресенье остаются с ночевкой. Влада на развод не хочет подавать:

— Тогда я его потеряю.

Не понимает, что это не тот человек, за которого стоит держаться. Вика переживает. У меня тоже нет настроения. Всё это противно.

Только вчера, в очередной раз, набирая роман на диск, вдруг сообразил попытаться перенести остаток романа, вырезав его. Я почему-то думал, что, если так сделать, то он перейдет со всеми набранными мегабайтами, и даже не попытался узнать, так ли это? Надо было попробовать. Сделал лишнюю работу, успел перепечатать 111 страниц. За минуту перенес оставшееся, и увидел, что набралось лишь полтора Мб. Что значит, некому подсказать, не с кем посоветоваться.

13 октября. Никто не знает своего будущего, может лишь догадываться,  произойдет. Мне ли жаловаться на судьбу? Многим досталась худшая доля. Но что, мне от этого не легче. Неприятно, что у дочерей не складывается нормальная личная жизнь. И я не могу поговорить с ним по душам, потому что они не хотят считаться с моим знанием и опытом, и я понимаю, что не в состоянии влезть в их шкуру, чтобы узнать их мысли и посоветовать дельное.

Это жизнь. Нужно не возмущаться и негодовать, а стойко терпеть. Вика этого не понимает, и невольно, раздражаясь на всё, выплескивает негодование на меня. Разговаривает таким тоном, будто все жизненные гадости я устроил. По сути, так оно и есть. Если бы она не вышла за меня замуж, то и не было бы этих гадостей. Были бы другие. Возможно, намного худшие, чем сейчас. Никто из нас не знает, куда свернуть, чтобы не сломать шею.

Кости уже нет. А всё пыжился, хотел поставить меня на место, показать, что он выше меня. Неужели не догадывался, что я понимаю его? Вероятно, нет. Некогда было рефлексировать, то водка туманило мозги, то дела. Я сейчас стал таким мудрым, что знаю, о чем думают ближние. Но это не помогает лучше жить.

На прошлой неделе сделал прививку. Медсестра почему-то сказала:

— Своим детям я не делаю прививки, лучше один раз в год переболеть, для здоровья это полезней.

Странный подход. Потом и в печати прочитал, что прививку полезней делать через год. Мол, организм должен приобретать иммунитет. Почему же только сейчас об этом стали писать?

- Для Веры Холодной это не было полезно.
- Видимо, она чем-то болела.

Дня через три у меня начались головные боли, продолжающиеся и сейчас, появился насморк. Все симптомы заболевания. Возможно, медсестра и права. Хотя грипп и вызывает осложнения, как у меня было в 77-ом. Все надежды у меня на три дня выходных, авось, оклемаюсь.

21 октября. Дня два назад стало немного лучше, но всё равно, состояние плохое, настроения нет, так и кажется, что скоро не смогу работать. Голова очень тяжелая, и шум не проходит. Хотя давления не ощущаю. Прочитал:

Раби Акива когда-то сказал: «Если бы человек имел возможность пойти в некий дом, чтобы сбросить бремя своей судьбы и выбрать из других лучшую, каждый вернулся бы с собственной, ужаснувшись чужим страданиям».

Как легко сбивается спесь и начальственная величавость. Фидель Кастро, после очередного выступления перед многочисленной аудиторией, гордо держа голову, пошел от трибуны к народу, не подумав посмотреть под ноги, где находились три коварные ступеньки. Вроде бы и высота небольшая, но потеря опоры под ступней, привела к падению массивного тела  лицом вниз на выставленные руки.

Одна треснула, как и коленка. Его усадили в кресло, и он нашел в себе силы сказать в телекамеру, что ничего страшного не произошло. Но взгляд растерянный, в нем испуг и недоумение: как же так это могло произойти?

Никто из помощников не посмел подстраховать 87-летнего команданте, который бы до падения с гневом бы отверг опеку, мол, я сам в состоянии контролировать своё передвижение.

Увы. Явится ли это падение знаком для перемен на Кубе? Не обернется ли победа Лукашенко на референдуме его поражением в дальнейшем? Предостерегая русское правительство от поспешного присоединения Белоруссии, он сказал:

— Белоруссия может сплошь превратиться в партизанский край для России, по сравнению с которой Чечня может показаться игрушечной войной.

 Подразумевалось, что батька возглавит это партизанское движение. Его наглость не имеет предела! Но народ вынужден терпеть, потому что не видит другого лидера и не желает ухудшения ситуации, а он этим пользуется.

продолжение следует: http://www.proza.ru/2012/09/02/895