Идеология националиста Севастьянова

Владимир Костылев
            
 Комментарий к статье А.Севастьянова "Проект "Национал-либерализм"
в Литературной газете (№ 34 за 2012 г).


             Здравый смысл и злостный абсурд г-на Севастьянова.


Как и сто лет назад капитализм порождает всё те же идеи либерализма и национализма, ибо ничего другого в качестве оправдания собственного существования в многонациональном, классовом обществе предоставить не может.

Но каждый исторический этап имеет свою специфику в обосновании этих идей. Вот и сегодня надо понимать особый характер иммиграционных процессов в современной России. Буржуазный переворот произошёл на всей территории бывшего СССР. Капитализм установился во всех бывших национальных республиках. Но каждая из них привнесла в систему буржуазных отношений свою специфику, свой национальный колорит. 

Отделившиеся  республики (южные прежде всего) превратились в большинстве своём в полуфеодальные страны с господством буржуазной коррумпированной верхушки, быстро потеряли все преимущества социалистического строя (дотации из центра, забота о простом народе и т.д.). Уровень жизни народа повсеместно упал, безработица и крайняя нищета заставляют людей покидать родину в поисках лучшей доли. 

Россия, благодаря прежде всего огромным сырьевым богатствам, оказалась в наиболее благоприятном положении из всех республик бывшего СССР. А олигархический, коррумпированный  характер экономического развития сделал востребованными миллионы дешевых рабочих рук. Дешёвая рабочая сила хлынула в Россию не только не встречая сопротивления, но и привлекаемая всеми силами новоиспечённых капиталистов. Развал СССР  и хаотический процесс становления буржуазных отношений, отсутствие в 90-е годы внятной иммиграционной политики, привели к  усиленной иммиграции в Россию, как наиболее развитую среди бывших республик в экономическом отношении страну.__

Важной особенностью развития капитализма в современной России является его интернациональный характер. Огромными капиталами сегодня располагают не только русские (даже главным образом не русские), но и олигархи многих других национальностей. Все они несомненно формируют вокруг себя некие подобия кланов из своих соотечественников, ведут бизнес с опорой прежде всего на представителей своей национальности. Им гораздо легче привлекать своих земляков на более низкие зарплаты, гораздо легче управлять ими,  расплачиваться с ними "чёрным налом" и т.п.

Использование труда иммигрантов, не способных отстоять свои права,  стало для бизнеса наивыгоднейшим делом, приносящим баснословные прибыли.  Именно в отношении иммигрантов прежде всего российский капитализм проявляет свою звериную сущность. Именно рабочие-мигранты несут на себе наибольший гнёт российского капитализма.__

Но и русские бизнесмены не брезгуют использованием труда этих людей. По сути дела, рабочие люди эксплуатируются совместно как русскими, так и капиталистами других национальностей.__

Несомненно, однако, что наличие огромных масс инородцев в России приводит к социальным эксцессам, к увеличению преступности, к столкновениям на национальной почве. Всё это вызывает недовольство коренного населения,  всплеск националистических настроений. Чужая ментальность вызывает отторжение, психологическое непонимание, неприятие.__

Всем этим умело пользуются политики различных мастей. Националистические лозунги становятся всё востребованнее и громче, ибо они затрагивают наиболее уязвимые и находящиеся на виду проблемы. По мере обострения социальных противоречий, политическая жизнь будет всё больше наполняться националистической тематикой, всё громче будут звучать эти лозунги.__

Перед нами статья одного из идеологов русского национализма, человека, который претендует на место некоего теоретика в этой области. Он пытается выстроить свою идеологическую  концепцию на противопоставлении национализма и либерализма, пристраивая её, тем не менее, к идее социализма (через "мотивы холизма"). И что же у него получается?

А получается у него полная чушь, ибо нельзя соединить несоединимое. Социализм и национализм вообще не имеют ничего общего. Социализм  глубоко интернационален, он требует объединения рабочих всех национальностей в борьбе против интернационального капитала. Для социализма неприемлемы и "мотивы холизма", ибо социализм отрицает идеалистические трактовки социального развития, способен развиваться только на основе материалистического мировоззрения.

Протаскивая идею некоего единства национализма и социализма (через "идеалы холизма") автор подменяет классовое национальным, затушёвывая тем самым основные противоречия современной России - классовые. Не судьба наёмных работников (любых национальностей), не уровень эксплуатации рабочего класса его интересует, а сугубо проблемы национальные.__

Но и сами эти проблемы он трактует с позиций не просто национализма, а великодержавного шовинизма. Характерно, что почти все критерии либерального национализма (кроме первого и последнего, о них речь ниже) автор полностью принимает. То есть ему близки либерально-буржуазные представления социального устройства, но он ни словом не обмолвился о подлинных причинах социальных противоречий (господство олигархического капитала, буржуазные отношения). Но ведь сам автор утверждает, что "никакой либерализм вне капитализма... невозможен".__

Выступая против либерализма, Севастьянов ни словом не обмолвился об отношении к капитализму. Более того, его национализм претендует на некую   миссию  объединить "сильных и слабых в общенациональном организме".  То есть это всё те же дремучие идеи объединения труда и капитала под крышей национализма.__

Великодержавный шовинизм проявляется у Севастьянова именно в отрицании первого и последнего пунктов либеральных критериев национализма. Он настоен резко отрицательно к гражданам любых национальностей (кроме русских), не признаёт их прав и свобод. В такой многонациональной стране как Россия это граничит с призывом к национальной розне, к отделению "чистых от нечистых". Ведь если нельзя "декларировать русскую национальную государственность от имени всех людей, проживающих в России (всего населения)", то что тогда делать с миллионами нерусских? Объявить их гражданами второго сорта?__

Севастьянов буквально требует единого сильного государства, но, ТОЛЬКО для русских. Он требует исключительных гражданских прав ТОЛЬКО для русских.  Севастьянов категорически против того, чтобы "признать и обеспечить свободное право личности на выбор национальности". Если у человека мать русская, а отец любой другой национальности, он, что, не имеет право назваться русским? Как Севастьянов собирается регулировать все эти процессы?

Следование демократическим принципам, как он сам пишет, выглядит для него идиотизмом и пропагандой злостного абсурда. Боюсь, что скоро его требования к национальной самоидентификации русских выльются в требования поиска особого "русского гена", особой формы черепа, запрету русским жениться на нерусских и т.п.__

Весь этот его национализм, которым, как ему кажется, должен проникнуться любой интеллигентный человек, не имеет никакого отношения к интеллигентности, ибо по-настоящему интеллигентный человек оценивает других людей не по их национальной принадлежности, а по их внутреннему содержанию, образованности, умению вести себя в социуме,  пониманию и уважению чужих национальных традиций и т.п.__

На самом деле, позиция Севастьянова есть позиция русской национальной буржуазии, которая жаждет в национальном деле привилегий для "своей" нации, исключительных выгод для неё. Вместо того, чтобы призывать трудящихся всех национальностей к борьбе с интернациональным капиталом, он требует объединения всех русских ("сильных и слабых", то есть буржуазию и наёмных работников) против российских граждан других национальностей.

Что это, как не призыв к национальной розне? Воплощение этих идей в жизнь приведёт, просто-напросто, к гражданской войне.__

Права человека Севастьянов пренебрежительно  называет "пресловутыми" и противопоставляет их "правам гражданина": "Пресловутые права человека получат верх над правами гражданина." Ему гораздо ближе сформулированные им самим права гражданина (то есть бесправие большинства граждан), основанные на его же понимании взаимотношений людей различных национальностей. И всё это г-н Севастьянов называет "здравым смыслом".__

А ведь история уже знает не только такую постановку вопроса, но и попытку его воплощения в жизнь. Это фашизм, в основе идей которого тоже были требования исключительного положения для одной, отдельно взятой нации.  К чему это привело объяснять не надо. Удивляет только, что такого рода статьи всё в большем количестве появляются в ЛГ. Может быть, члены редакции вняли призыву Севастьянова "стать настоящими националистами" ?