Камиль Коро. Природа и мечта

Койфман Валерий
К. Коро. «Мастерская художника», ок. 1865-68. Национальная галерея, Вашингтон   

К выставке выдающегося французского художника в Kunsthalle Karlsruhe
(с 29.09. 2012 по 6.01 2013)

Город Карлсруэ известен в Германии как «резиденция права», ибо здесь расположены Федеральный суд, Генеральная прокуратура, а также Федеральный конституционный суд.
В непосредственной близости от последнего вдоль красивого ботанического сада расположились корпуса культурной  сокровищницы города, знаменитого музея, Государственной галереи искусств (Staatliche Kunsthalle Karlsruhe). Его богатейшая коллекция охватывает многовековую историю европейской живописи, скульптуры и графики.
Гордостью музея являются также регулярно проводимые здесь художественные выставки, многие из которых сразу становились культурным событием общеевропейского масштаба («Эжен Делакруа», «Давид Тенирс Младший», «Французская скульптура XIX века», «Грюневальд», «Красота и смерть. Натюрморты  с животными от Возрождения до модерна» и т. д.).
Ныне в Карлсруэ завершается подготовка к новой значительной выставке: «Камиль Коро. Природа и мечта» („Camille Corot. Natur und Traum“). Выставка, имеющая статус Большой земельной выставки Баден-Вюртемберга, продлится с 29 сентября 2012 по 6 января 2013 года и пройдет под патронатом премьер-министра земли Б.-В. и посла Французской Республики в Германии. Выставка обречена на успех, так как ретроспективного показа работ выдающегося французского художника Жана Батиста Камиля Коро (Jean-Baptiste Camille Corot, 1796 - 1875) в Германии ранее не было вообще.
Коро - один из самых успешных и плодовитых французских пейзажистов эпохи позднего романтизма, оказавший важное влияние на развитие европейского искусства. Цветовая гамма его работ часто базируется на тонких соотношениях серебристо-серых и жемчужно-перламутровых тонов.
Еще в 1855 году французский критик Эдмон Абу писал об этом художнике: «Месье Коро - единственный и исключительный художник вне всяких жанров и школ; он никому не подражает, даже природе. Ни один художник не наделен таким стилем и не умеет лучше передать идею в пейзаже. Он преображает все, к чему притрагивается; он овладевает всем, он никогда не копирует и даже, когда он пишет с натуры, – он творит. Претворяясь в его воображении, предметы облекаются в обобщенную прелестную форму; цвета смягчаются и растворяются; все становится светлым, юным, гармоничным. Коро – поэт пейзажа».

Родился будущий художник 17 июля 1796 года в Париже в состоятельной семье Жака Луи и Марии Франсуазы Коро. Сын должен был идти по стопам отца, искусного драпировщика интерьеров и мебели, а в дальнейшем владельца дома мод. Собственно живописью Камиль начал заниматься лишь в 26 лет, когда стал брать уроки у выпускника Академии А. Мишаллона, а затем у известного художника-пейзажиста В. Бертена. Юноша был чрезвычайно трудолюбив и очень требователен к себе.
Большое значение для развития К. Коро как художника имело трехлетнее пребывание в Италии
в 1825-1828 годы. Исполненные им тогда пейзажи («Вид Форума у сада Фарнезе», «Вид Колизея из сада Фарнезе», «Санта Тринита деи Монти» - все из Лувра) дышат свежестью восприятия архитектуры и природы.
Камиль любил писать утром, в момент пробуждения природы, когда все формы в утреннем тумане  кажутся зыбкими. Именно здесь в Италии он научился ценить превыше всего первое впечатление от любого уголка природы, он понял, что «все написанное с первого раза более искренне и красиво по форме».
Позже он возвращался на Аппенины ещё два раза: в 1834 и в 1843 годах. Коро посетил так же Англию, Бельгию и Нидерланды, регулярно бывал в Швейцарии, и везде художник старался  поэтично, с душой запечатлеть все увиденное. К 1835 году Коро объездил почти всю Францию и в дальнейшем регулярно путешествовал по ней. Художник пишет целый ряд картин, признанных теперь шедеврами: «Вид Руана», «Старинный рыбачий порт Гонфлер», «Собор в Шартре» (1830) «Сена. Набережная Орфевр» (1833), «Рыбачьи лодки в Трувиле» (1835), целую серию видов Авиньона.
Часто работая на пленэре, Камиль Коро создал множество картин и альбомов с этюдами. Наибольшей славы Коро добился именно в пейзаже. Они у него всегда лиричны, натурная точность и элементы воображения сосуществуют в них в изысканно тонкой гармонии.

Если весной и летом художник стремился на природу, то зимой он писал в студии картины на мифологические и религиозные темы, например, «Агарь в пустыне» (1835), «Гомер и пастухи» (1845), стремясь добиться успеха в парижском Салоне. Первые работы он отправил туда еще в 1827 году, это был его итальянский пейзаж «Мост Августа в Нарни» (Нац. галерея, Оттава), и впредь, до конца жизни, Коро ни разу не пропустил участия в Салоне. Он очень дорожил этими ежегодными встречами со зрителями, и, даже умирая, художник завещал две картины для будущего показа на главной из парижских выставок.
Изысканны и даже нереальны в цветовых решениях пейзажи-фантазии, которые Коро так же любил создавать. Изображения в них кажутся призрачными и напоминают видения.
Серебристо-жемчужная гамма  этих картин, силуэты деревьев и фигур наделены особым ритмом, создавая у зрителя впечатление плавно льющейся музыки («Воспоминание о Кастель Гандольфо», ок. 1865, «Воспоминание о Мортефонтене», 1864 - обе из Лувра).
Правда, если некоторые работы живописца близки жанру музыкальной пасторали, то такие полотна, как,например, знаменитый «Порыв ветра» (ГМИИ им. А. С. Пушкина, 1864-1873), по  напряженному драматизму, подобны симфониям Бетховена, одного из любимых композиторов Коро.

Большой популярностью пользовались и портреты кисти художника. Одними из лучших считаются: «Женщина в розовой юбке» (1865, Лувр), «Прерванное чтение» (1870, Чикаго), «Цыганка с мандолиной» (1874, Сан-Паулу), «Дама в голубом» (1874, Лувр). Иногда портреты Коро перекликаются с Леонардо и Рафаэлем, например, руки его персонажей сложены, так же, как на их картинах («Женщина с жемчужиной», ок.1870, Лувр).
Своей семьи у К. Коро не было, поэтому любимыми моделями мастера были его многочисленные племянницы, дети друзей.
К 50-и годам художник добивается полного общественного признания, материального благополучия и становится кавалером ордена Почетного легиона. Многие пейзажи Коро прославили те уголки Франции, где он работал, например, Фонтенбло. 

Своими человеческими качествами художник всегда вызывал к себе симпатию. У него было множество друзей среди родных и знакомых. Слава и деньги позволяли ему много помогать тем, кто к нему обращался. Он участвовал в благотворительных выставках, помогал молодым живописцам, содержал ясли для сирот.
Некоторые злоупотребляли его добротой. Коро не только разрешал копировать свои картины, он даже поправлял их неудачные этюды и иногда подписывал их, чтобы нуждающийся коллега мог продать свои работы. К тому же творчество художника вызвало много подражаний и подделок «под Коро», все это и поныне создает проблемы с атрибуцией его работ.
Камиль Коро верил в положительное воздействие искусства на людей: «Если бы мне было позволено, я бы покрыл стены тюрем живописью. Несчастным, томящимся в этих мрачных местах, я показывал бы мои картины: деревья и луга».
Умер художник 22 февраля 1875 года в Париже и был похоронен на кладбище Пер-Лашез. В этом же году в Париже была открыта выставка его произведений, и посетивший ее И. Е. Репин восторженно сообщал в письме И. Н. Крамскому: «Есть восхитительные вещи по простоте, правде, поэзии...».
Творчество Коро явилось важным этапом развития французской живописи. Оно оказало влияние на импрессионистов, Не случайно среди его учеников были К. Писсарро и А. Сислей, высоко ценили вклад К. Коро в искусство так же К. Моне и Э. Дега.

На выставке в Карлсруэ будут представлены более 170 работ Камиля Коро из таких музеев, как Лувр, Метрополитен-музей, Уффици, Лондонская национальная галерея, Музей изящных искусств Бостона, Музей изящных искусств Реймса, Шотландская национальная галерея в Эдинбурге, Музей Оксфордского университета, а также из собственной коллекции Кунстхалле и из ряда частных собраний. Рядом с работами самого Коро на выставке представлены для сравнения несколько полотен некоторых ярких представителей старой французской художественной школы
(Н. Пуссена, К. Лоррена, А. Ватто) и художников последующих генераций (К. Писсарро, П. Сезанна, О. Редона).
Посетители выставки увидят, работы, убедительно отражающие все грани таланта французского мастера: от пейзажей и портретов до полотен-фантазий и крупноформатных декораций.
Добрый мастер из Парижа Жан Батист Камиль Коро вновь созывает к себе всех, кто любит искусство, теперь уже в Германию, в Карлсруэ.

Картины художника можно посмотреть на сайтах https://gallerix.ru/storeroom  /1208659226/;  https://www.wikiart.org/ru/kamil-koro