Новая контрабанда?

Темнов Михаил Юрьевич
Нора в Европу.
История 4. Новая контрабанда?

Предыдущая часть:  http://www.proza.ru/2012/08/22/923

Редакция газеты продолжает печатать материалы журналистского расследования, проводимого по тоннельной истории журналистом, правозащитником, писателем-фантастом Михаилом Темновым.
Автор, начиная свое расследование, неожиданно пришел к пониманию, что это будет не серия публикаций про контрабандный тоннель в Европу, а книга, которая соберет в себя все материалы по этой необычной теме. Рабочее название книги – «Нора в Европу».
Сегодня мы предлагаем вам новые материалы, предоставленные автором, которые печатаются нами со значительными сокращениями. Тем не менее, то, что получилось, не менее интригующее и неожиданное как по своим версиям, так выводам.

А был ли «мальчик»?

Прежде, чем перейти к очередной части тоннельной истории на украино-словацкой границе, хотел бы завершить ранее начатую тему по «тоннелю» в Малых Сельменцах.
Как стало известно из сообщений словацкой прессы, полиция этой страны, проверяя заявление руководства УСБУ в Закарпатской области об обнаружении ими второго заброшенного тоннеля, организовала на нейтральной полосе и территориях, примыкающих к ней, земляные работы.
Специалисты, прорыв экскаватором яму глубиной 10 метров и длиной в 30 метров, ничего не нашли. Вскоре, со ссылкой на словацкую прессу, в украинских Интернет изданиях, на телеканале «Интер» прошла информация:
«По результатам очистки и тщательного изучения специалистами в области геологии словацкая полиция констатирует, что тоннель (в словацком варианте шахта, – прим. автора), найденный в 20 м от украинско-словацкой границы, не имеет выхода на словацкой стороне.
Общая длина тоннеля (в словацком оригинале – шахты, – прим. автора) - 70 метров. Эксперты пришли к выводу, что он был выкопан (в оригинале еще были слова: «аматорским способом», – Прпим. Автора.) любителями.
По результатам другого оперативного осмотра тоннеля установлено, что он не использовался для преступных действий – торговли людьми, товарами или другим, что запрещает законодательство Словакии. Следовательно, никто не может быть преследуем за эту находку…».
В этом же материале Марины Коваль приводится комментарий Людмилы Коршуновой, руководителя пресс-группы УСБУ в Закарпатской области. Она заявила корреспонденту канала «Интер»:
«…Тунель ще розчищають і дивляться, що там далі. Поки що правоохоронці з'ясували, що він довжиною 54 метри і він обвалений на деяких ділянках, тому поки що розчищається, вдалося дістатися до металевого щита, який захищає тунель від зсувів ґрунту».
Логика сказанного руководителем пресс-группы столь серьезного учреждения удивляет. Людмила Коршунова настойчиво утверждает, что это не что иное, как тоннель. Не сложно заглянуть в словарь Даля и вновь убедиться, что такое шахта, шахтерская копанка, а что такое тоннель. Интересен и ход ее рассуждений.
«…Тунель… розчищають і дивляться, що там далі». А что дальше при длине рукотворной норы в 54 метра с обвалами? Оказывается, щит, «…який захищає тунель від зсувів ґрунту». И куда, интересно, можно смотреть «далі»? Это один вопрос. Второй напрашивается из последнего.
 Если «массивный» щит, до которого добрались сотрудники УСБУ в Закарпатской области в конце дренажной норы, защищает сам «тоннель» «від зсувів ґрунту», то объясните, откуда такие выводы, если «металевий щит» все перекрывает. И вообще, где фотографии этого «тоннеля» с обвалами и самим щитом. Их отсутствие позволяет предположить, что там обычная копанка сделанная кустарным способом любителями.
Далее, как говорит в этом же материале журналистка Марина Коваль, еще более интересное. Цитирую:
«В СБУ уверяют – точно также, как и в Ужгородском, в Селменском тоннеле – проложен электрокабель и есть ржавые вагонетки».
Странные высказывания в СБУ. Откуда они могли появиться, если словацкая полиция четко ответила, что для контрабандных целей эта шахта не рылась и тем более не использовалась.
Вполне понятно, что Марина Коваль сочинять сказки про «кабель» и «вагонетки» не будет. Ей это ни к чему. Ответственная работа обязывает. А вот зачем сочинять захватывающие контрабандные ужастики с ржавыми вагонетками (по логике пресс-группы там был целый контрабандный эшелон)? Я бы еще согласился на одну вагонетку для вывоза грунта. Но несколько?!! Извольте, а как грузить дальнюю, если принять вашу версию? Ведь ближняя вагонетка будет мешать, – (прим. автора) в дренажном «тоннеле», ведущем в никуда, вернее, к «тяжелой металлической плите», явно не понятно. Надо полагать, что эта «тяжелая металлическая плита», вес которой определен на глаз в свете фонаря, по своим размерам меньше входного отверстия в самопальную канализацию или дренажную систему. Иначе ее в конце «тоннеля» не установить.
Трудно мне представить, зачем и как ее тащили в конец «тоннеля», чтобы что-то перекрыть. Наверное, перед собой. Как флаг. На весу. А может быть боком?
Рекомендую руководству УСБУ в Закарпатской области в зале боевой славы управления установить эти «вагонетки» вместе с «плитой», если они все реально существуют... Так, на память. В назидание потомкам... Но реально их нет. Утверждать это позволяет сообщение словацкой полиции, в котором отсутствует упоминание обо всех указанных украинской стороной признаках рытья «контрабандного» канала.
Может я и ошибусь, но все сказанное руководителем пресс-группы позволяет мне выдвинуть робкую версию, что «электрический кабель», «вагонетки», «тяжелая плита» есть не что иное, как контрабандные фантазии руководства УСБУ в Закарпатской области. А может сознательная дезинформация общественности, направленная на отвлечение внимания от реальной тоннельной истории на окраине г. Ужгорода, своеобразная попытка убедить всех, что наши «доблестные» чекисты еще не разучились работать.
Действующие сотрудники управления, не замаранные историями с контрабандным тоннелем и канализацией в с. М. Сельменцы, на это говорят: «Руководство вместе с пресс-группой безответственно разбрасывается словами, не думая, о чем они говорят, и тем более за последствия…».
Такие оценки радуют – не все прогнило! Есть еще здоровые кадры. Со сказанным ими приходится соглашаться. Крайней, как всегда, оказывается пресс-группа, через которую скидывается общественности очередная порция «лапши».
Об информационной оперативной эсбэушной «лапше» – «…підземний тунель …веде через українсько-словацький державний кордон» - для украинского и зарубежного обывателя, я уже писал в прошлом выпуске газеты. Теперь поговорим о новой неправде, притаившейся в сообщении пресс-группы об обнаружении второго заброшенного «тоннеля» в Малых Сельменцах, сделанным ею 17 августа 2012 года.
В этом же сообщении пресс-группа утверждала, что «тоннель» был найден сотрудниками УСБУ в Закарпатской области в результате «оперативно-розшукових заходів ».
Смею утверждать, что это не соответствует действительности.
Как стало известно в общении с офицерами Чопского пограничного отряда, информацию о «тоннеле» в Малых Сельманцах они скинули руководству УСБУ в Закарпатской области. Последние, как вы уже знаете из публикаций в прессе, решили провести силами «Альфы» и офицеров «К» спецоперацию по захвату объекта под перспективным названием «Европа».
Вот так бесславно закончилось сообщение руководства УСБУ в Закарпатской области, переданное пресс-группой данного подразделения в СМИ области, Украины, а в последствии и за рубеж.
Рекомендую руководству СБУ в ежегодный план учений «Альфы» включить с. Малые Сельменцы. Там еще много домов с дренажными колодцами (канализационными шахтами) в подвалах. Там еще есть что штурмовать…
Ставить на этой истории точку преждевременно. В целях объективности рассматриваю всю поступающую мне информацию по тоннелю и его убогому заброшенному «двойнику» в с. М. Сельменцы. Намерен в этой публикации рассказать еще об двух версиях, одна из них муссируется как в криминальных кругах, так и среди сотрудников правоохранительных органов.
Цитирую дословно один из комментариев присланных мне на прошлую публикацию из Ливии закарпатцем Ярославом Глаголой, в прошлом редактором газеты «Правозахист»:
«Хочу звернути твою увагу на інший факт. Розслідування по другому тунелю закрили. Це дебілізм! Вони мотивують свої дії тим, що виходу тунель на словацьку сторону немає, а значить злочину не було. Профанація заклечається в тому, що законодавством передбачено покарання за дії пов’язані із ЗАМАХОМ НА ЗЛОЧИН, або юристи ще називають це НЕЗАВЕРШИНИМ ЗЛОЧИНОМ. Розслідування закрили, отже тих, хто рив другий тунель не шукають. Це робиться навмисно, адже другий тунель також рили люди, які працювали під тією самою "КРИШЕЮ". А це зайві язики! Невипадково їх назвали делітантами. Чим менше фігурантів по-справі, тим легше заховати кінці».
Поддерживаю предложение Ярослава. Самому интересно, на что еще может выйти СБУ в своих археологических изысканиях.
Вторая информация связана с криминальными авторитетами - братьями А., которые еще до приобретения «губошлепом» этого участка якобы пытались использовать старую дренажную систему, построенную еще при австро-венграх, для путешествий через украино-словацкую границу. Но, очистив первые двадцать метров, столкнулись с непредвиденным форс-мажором – грунтовыми водами, которые стали интенсивно заливать уже расчищенное. Возник вопрос с закупкой насосов и постоянной откачкой воды. Одновременно из-за грунтовых вод произошел первый обвал. Поэтому все работы прекратили.
Как утверждают эти источники, новый хозяин «Европы», построив дом, приспособил вырытую яму под дренажный колодец для осушки грунта под фундаментом дома.
Так это или нет, подкинута эта информация мне сознательно, в целях «отбеливания» мундира СБУ, я утверждать не могу. Лично я в эту версию не верю. Для меня заявление словацкой полиции убедительней, чем пресс-группы УСБУ в Закарпатской области, с «кабелем», «вагонетками» и «тяжелой металлической плитой». Кстати, как заявил один из соседей, и об этом я писал в прошлой публикации, земля на его участке в огороде обвалилась около 4-6 лет тому назад. Следовательно, дренажный колодец, не выдержавший испытания времени был сооружен кустарным способом значительно раньше.
 Даже если изложенное соответствует действительности, то сути заявленного пресс-группой УСБУ в Закарпатской области, сделанного по указанию руководства, не меняет. Нора не есть «тоннелем» и не ведет за кордон через украино-словацкую границу. По сему руководству УСБУ в Закарпатской области придется в дисциплинарном порядке отвечать за разбрасывание ничем не подтвержденными словами и подрыв авторитета СБУ.

Альтернативная версия

Как стало известно из источников на ужгородском «пьяном базаре», следственная группа УСБУ в Закарпатской области активно работает по версиям, выдвинутым мною в прошлых публикациях, но в совершенно другом направлении.
Украинское следствие рассматривает вариант, при котором тоннель рылся «Кротом» со словацкой стороны. Мол, они тоже за деньги Евросоюза строили грузовые и пассажирские таможни. Соответственно бралась со словацких линий и электроэнергия. Как версия, она имеет право на жизнь. Да, в словацком селе В. Немецке эти объекты строились, но только в других годах. Задолго до выделения сотрудникам СБУ земельных участков, примыкающих к государственной границе.
Но я рассмотрю эту версию. Первоначально остановлюсь на приблизительной «сметной» стоимости контрабандного проекта века.
При всей дороговизне этого проекта: я в публикации называл 500 тысяч долларов, а словаки 1 млн. евро, сейчас берусь смело утверждать, что тоннель из Европы на восток или наоборот, обошелся значительно дороже. Реально все зависит от стоимости «Крота», и с какой стороны рылся тоннель. Определить реальную сметную стоимость объекта очень сложно. На это есть свои причины. Мы не знаем, как распределялись обязанности между международными компаньонами по контрабандному бизнесу: кто финансировал, а кто обеспечивал изыскательские и проектные работы, рабочую силу, технику.
Предлагаю следствию более детальней изучить версию использования при строительстве международного тоннеля «Крота», через рекламный ролик размещенный в Интернете. Адрес: http://www.youtube.com/watch?v=z86spHIfW7M
 Возможно, что это поможет ответить как на этот, так и на многие другие вопросы, что-то объяснит.
Кстати, советую внимательно осмотреть снимки тоннеля. На них без микроскопа видно, как вглубь тоннеля уходят достаточно толстые электрические трехфазные кабеля. Предлагаю рассмотреть версию о контрабанде электроэнергии в Словакию или наоборот, если там, у соседей, электроэнергия дешевле. Согласитесь, что эта высоковольтная подземная линия проводилась не для освещения тоннеля – в нем отсутствует освещение, да и зачем оно? Лишние затраты. А вот на соседней стороне, при существенной разнице в цене, это было бы рационально. Если роется тоннель для контрабанды сигарет, то почему бы не продавать по нему и электроэнергию? Пусть капает понемногу, но стабильно. Не сомневаюсь, что потребителя этой электроэнергии, как и поставщика, будет очень быстро установлено. Особенно на словацкой стороне... «Вор, – как говорил Жеглов, – должен сидеть в тюрьме…».
В продолжение темы предлагаю взглянуть на рисунок рабочей площадки, обеспечивающей работу «Крота». Даже не профи понятно, что она, хотя и не есть внушительной, все-таки при всем желании ее работу замаскировать будет проблемно. Все происходящее на ней однозначно бросится в глаза.
Начнем с самого сложного.
Если считать, что «Крот» работал с Украины в Словакию, то тогда где он? Продать его какой-либо европейской фирме без документов весьма сложно. Вывезти контрабандой обратно в Украину еще проблематичнее. Разве что морским путем с использованием контрабандных связей генерала С. и его свата Л.
Возможен и обратный вариант. Так, например, «домой» под землей через Павлово...
Если «Крота» найдут словацкие полицейские, то Украине будет сложно доказать, что ее граждане не причастны к рытью тоннеля.
Если же это землеройное оборудование найдет Украина, то словацкой стороне, не найдя обратного тоннеля, будет весьма сложно доказать, что именно не ее граждане были инициаторами строительства «метро» для дешевых украинских товаров в шенген.
А теперь предлагаю порассуждать о более простых и доступных, при желании, вариантах.
В любом случае, для подтверждения той или иной версии потребуются научные изыскательские работы, заключение экспертов.
При отсутствии «Крота», как весомого вещественного доказательства, вполне логично было бы исследовать бетонные шахты, как с украинской, так и словацкой стороны.
Как видно из рекламного ролика, в уверенном движении «Крота» к своей победной цели ему помогало не только лазерное оборудование, но и гидравлика, упирающаяся в не хилую бетонную стенку и толкающая трубы тоннеля за «Кротом».
Вполне логично предположить, что на противоположной бетонной стенке от отверстия тоннеля должны остаться следы от упирающейся в нее гидравлики.
Сравнивая массивность бетонных колодцев, как на словацкой, так и украинской стороне, гидравлике просторней было на украинской стороне. Возможно, я и ошибаюсь. Зрительный обман! На это есть специалисты, которые и сделают после изыскательных работ свои выводы как о толщине бетонной стены, необходимой для гидравлики, так и размерах самого бетонного колодца, строительной площадки.
Направление движения «Крота» можно определить и по трубам, которые толкала гидравлика. На их внешней стороне должны остаться царапины от мелких камней, песка, по которым несложно и определить курс «Крота». От нас в Словакию или наоборот.
 Можно, естественно, установить это и по показаниям подозреваемых, если они, конечно, будут их давать. Но они, показания, в любом случае нуждаются в перепроверке и подтверждении показаниями других лиц – соседей по участку, например, видевших разгрузку «Крота» или еженедельный завоз труб.
Вполне понятно, что задержанные словацкой полицией два гражданина этой страны, подозреваемые в контрабанде, не дадут показания, что тоннель рылся с их стороны – Брюссель хватил бы удар. Так вполне реально будет выглядеть и с нашей стороны.
В межгосударственных спорах, особенно в таких вопросах как контрабанда с использованием построенного тоннеля, все подлежит доказыванию. И в этом я солидарен с украинским следствием. Вопрос-то идет об экономическом ущербе Евросоюзу, подрыву его экономики, который, надо полагать, выразится не в одной сотне миллионов евро и будет, как компенсация, предъявлен Украине.
Что же касается словацкого суда, который, надо полагать, состоится значительно раньше, то там не все так будет просто и однозначно. Безусловно, многое будут определять показания арестованных граждан Словакии. Но главным доказательством есть наличие техники – вещественных доказательств, заключения экспертов. Все остальное, которого больше чем достаточно, не будет иметь определяющего значения. К тому же многое из того, чем располагает следственная группа из Брюсселя, обосновавшаяся в Кошице, будет весьма сложно легализовать.
На этих многочисленных доказательствах, которые очень сложно использовать, а может быть и нет, я более подробно и остановлюсь в своих последующих публикациях.
Продолжение следует.

Михаил Темнов,
председатель комитета по борьбе с коррупцией
гражданского конституционного конгресса.

От редакции. Когда готовился материал к печати, стало известно о задержании в Евпатории сотрудниками СБУ двух закарпатцев, подозреваемых в организации работ по сооружению тоннеля через украино-словацкую границу, контрабанде.
Дабы не мешать следствию, автор журналистского расследования Михаил Темнов не будет публиковать в СМИ какую-либо информацию о задержанных, вина которых не установлена и не доказана.
Еще не правильней было бы развешивать голословные ярлыки на сотрудников правоохранительных органов, которые якобы причастны к этому. На все вопросы должно ответить следствие. Если не наше – так словацкое. К чему Михаил призывает и своих коллег по перу.

Продолжение: http://www.proza.ru/2012/09/06/502